Научная статья на тему 'Особенности произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов-первокурсников, имеющих опыт прохождения службы в рядах вооруженных сил'

Особенности произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов-первокурсников, имеющих опыт прохождения службы в рядах вооруженных сил Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД / РЕФЛЕКСИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / CADET / LEARNING ACTIVITY / ADAPTATION PERIOD / REFLECTION / LIFE EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Морозова Ирина С., Пронин Евгений А.

Рассматривается проблема развития личности курсанта в период адаптации к обучению по военным специальностям на базе высшего образования, проводится сравнительный анализ между группами курсантов-первокурсников с различным опытом военной службы. Предметом исследования является процесс становления произвольной саморегуляции курсанта-первокурсника. Цель выявление особенностей становления произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов с опытом военной службы и без него в период адаптации к обучению в военном вузе. Определено, что у курсантов-первокурсников с опытом военной службы значения параметров саморегуляции и личностных качеств выше, чем у курсантов, не имеющих такого опыта. В ходе исследования выявлена основная тенденция в межличностных отношениях стремление к доминированию, которое позволяет более успешно реализовывать собственные потребности и интересы в условиях жесткой межличностной конкуренции. Также рассмотрено стихийное становление произвольной саморегуляции курсанта в период адаптации в стенах военного вуза, которое не способно поднять низкий уровень развития регуляторно-личностного качества Самостоятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Морозова Ирина С., Пронин Евгений А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Arbitrary Self-Regulation and Personal Qualities in First-Year Cadets with Army Experience

The present research featured the problem of developing a cadet's personality during the adaptation to military institutions of higher education. Two groups of first-year cadets with different military experience underwent a comparative analysis. The research subject was the process of formation of arbitrary self-regulation in a first-year cadet. The research objective was to identify the features of the formation of voluntary self-regulation and personal qualities in cadets with and without military experience during the period of adaptation at a military institution of higher education. The first-year cadets with experience in military service proved to have higher parameters of self-regulation and personal qualities than the cadets without army experience. The main trend in interpersonal relations appeared to be the desire for dominance, which allowed the cadets to satisfy their needs and interests in the conditions of interpersonal competition. The article also introduces the phenomenon of spontaneous formation of voluntary self-regulation in cadet during the adaptation period, which cannot improve the low level of development of the regulatory and personal quality of "independence".

Текст научной работы на тему «Особенности произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов-первокурсников, имеющих опыт прохождения службы в рядах вооруженных сил»

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

^^^^^^^^^ оригинальная статья

Особенности произвольной саморегуляции и личностных

качеств курсантов-первокурсников, имеющих опыт прохождения службы

в рядах вооруженных сил

Ирина С. Морозова а Евгений А. Пронин а ь

а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6

Ь Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 630114, Россия, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское Плато, 6/2 @ ishmorozova@ya.ru

Поступила в редакцию 27.11.2019. Принята к печати 18.12.2019.

Аннотация: Рассматривается проблема развития личности курсанта в период адаптации к обучению по военным специальностям на базе высшего образования, проводится сравнительный анализ между группами курсантов-первокурсников с различным опытом военной службы. Предметом исследования является процесс становления произвольной саморегуляции курсанта-первокурсника. Цель - выявление особенностей становления произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов с опытом военной службы и без него в период адаптации к обучению в военном вузе. Определено, что у курсантов-первокурсников с опытом военной службы значения параметров саморегуляции и личностных качеств выше, чем у курсантов, не имеющих такого опыта. В ходе исследования выявлена основная тенденция в межличностных отношениях - стремление к доминированию, которое позволяет более успешно реализовывать собственные потребности и интересы в условиях жесткой межличностной конкуренции. Также рассмотрено стихийное становление произвольной саморегуляции курсанта в период адаптации в стенах военного вуза, которое не способно поднять низкий уровень развития регуляторно-личностного качества Самостоятельность.

Ключевые слова: курсант, учебная деятельность, адаптационный период, рефлексия, жизненный опыт

Для цитирования: Морозова И. С., Пронин Е. А. Особенности произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов-первокурсников, имеющих опыт прохождения службы в рядах вооруженных сил // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 325-332. Б01: https:// doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

Введение

Современное общество характеризуется увеличением динамики социальных связей, их разнообразием, предъявляет повышенные требования к способности личности быстро адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Поиск путей повышения продуктивности деятельности человека в адаптационный период актуален на сегодняшний день и не утратит своей актуальности в ближайшие годы. Особенно остро проблема стоит в период юности, когда молодой человек делает первые самостоятельные шаги. К 18 годам у большинства людей уже складывается общая картина мира, сформирована мотивационно-ценностная сфера, имеются собственные убеждения и установки. Вступая во взрослую жизнь, молодой человек старается стать субъектом деятельности, на практике применить свой опыт, ограниченный, как правило, семейными и школьными отношениями. Поступив в военный институт, курсант полностью погружается в атмосферу военной службы, значительно отличающуюся от привычного уклада жизни. На изменившиеся внешние условия деятельности личности накладывается резкое увеличение социальных связей, активно влияющих на внутренний мир курсанта. Все это

способствует запуску процессов десоциализации и ресо-циализации, оказывающих формирующее воздействие на личность курсанта в адаптационный период обучения в военном институте и снижающих его продуктивность.

Исследования социальной и профессиональной адаптации привели к заключению, что успешность человека зависит не только от личностных характеристик, но и от степени сформированности у него навыков регуляции [1-4]. K. Muenks, D. B. Miele отмечают, что процесс преодоления сложностей (саморегуляция поведения и деятельности) лежит в основе эффективности процесса обучения и дальнейшего развития личности [5]. Доказана взаимосвязь уровня осознанного саморегулирования с успешностью процесса обучения [6]. Саморегуляция учебной деятельности, в свою очередь, зависит от различных условий обучения [7].

Настоящий научный труд направлен на поиск путей сопровождения становления личности в новой профессиональной деятельности через ее произвольную саморегуляцию. А. К. Осницкий и Н. В. Астахова отмечают ведущую роль опыта в становлении осознанной саморегуляции личности [3]. Сравнительный анализ параметров саморегуляции и личностных качеств между группами

курсантов-первокурсников с различным опытом прохождения военной службы позволит прогнозировать процесс становления личности курсанта и будет способствовать выявлению возможности психолого-педагогического сопровождения становления произвольной саморегуляции курсанта в военном вузе. Цель - выявление особенностей становления произвольной саморегуляции и личностных качеств курсантов с опытом военной службы и без него в период адаптации к обучению в военном вузе.

Методы и материалы

Исследование проводилось на базе Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (далее -военный институт). Выборку составили 189 курсантов-первокурсников, юноши в возрасте от 17 лет до 21 года.

Для реализации поставленной цели были применены аналитический метод (анализ личных дел курсантов 1 курса военного института) и психодиагностическое исследование с применением методик:

1) опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В. И. Моросановой [2];

2) тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана1;

3) опросник «Саморегуляция» А. К. Осницкого [8, с. 211-222];

4) тест «Смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева [9];

5) опросник для самооценки упорства Е. П. Ильина, Е. К. Фещенко [10, с. 318-319];

6) опросник для самооценки настойчивости Е. П. Ильина, Е. К. Фещенко [10, с. 319-320];

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

7) методика диагностики социально-психологической адаптации (адаптирована А. К. Осницким) [11];

8) самоактуализационный тест (адаптирован Ю. Е. Алешиной и др.) [12];

9) методика диагностики уровня развития рефлексивности А. В. Карпова [13].

Результаты, полученные по обозначенным методикам, обрабатывались с помощью методов математической статистики. Достоверность различий полученных данных определялась путем расчета значений параметрического ^критерия Стьюдента для независимых выборок. С этой целью использовался пакет программ 8ТЛТ18Т1СЛ 10.

На первом этапе были проанализированы личные дела испытуемых. Получены объективные данные, которые легли в основу распределения исходной выборки на группы для дальнейшего сравнительного анализа. В первую группу респондентов, обладающих опытом прохождения службы в рядах вооруженных сил, вошло 45 курсантов. Во вторую, без опыта военной службы, - 144 курсанта. Далее у представителей каждой группы были изучены личностные характеристики и особенности произвольной саморегуляции.

Результаты

Значения параметров всех методик симметричны и соответствуют нормальному распределению. Описательный анализ полученных данных по методике диагностики социально-психологической адаптации, сравнение выявленных показателей со средненормативными значениями, выявление статистически достоверных отличий (по ^крите-рию Стьюдента) показателей между группами с различным начальным опытом военной службы приведены в табл. 12.

Табл. 1. Сравнительный анализ параметров социально-психологической адаптации у курсантов с различным начальным опытом военной службы

Tab. 1. Comparative analysis of the parameters of socio-psychological adaptation in cadets with different initial military service experience

Шкала Норма Группа с опытом военной службы (N=45) Группа без опыта военной службы (N=144) Попарное межгрупповое сравнение (t) p

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Адаптивность 68-170 165,69 22,87 153,37 24,46 2,59 0,011

Дезадаптивность 68-170 24,44 14,90 35,27 22,93 -2,54 0,012

Интегральный показатель Адаптация 29-71 86,88 7,21 81,11 11,25 2,76 0,006

Приятие себя 22-52 56,72 10,66 51,29 10,29 2,66 0,009

Неприятие себя 14-35 3,34 1,18 6,15 2,64 -2,28 0,024

Интегральный показатель Самовосприятие 28-70 91,78 9,69 84,42 14,76 2,68 0,008

Приятие других 12-30 27,50 4,00 27,34 5,37 0,16 0,875

Неприятие других 14-35 6,47 3,77 8,83 4,91 -1,99 0,050

1 Тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» // Psylist Режим доступа: https://psylist.net/praktikum/00417. htm (дата обращения: 02.12.2018).

2 Здесь и далее в таблицах жирным шрифтом показан уровень значимости различий средних значений показателей при p<0,05.

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

Шкала Норма Группа с опытом военной службы (N=45) Группа без опыта военной службы (N=144) Попарное межгрупповое сравнение (^ P

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Интегральный показатель Приятие других 29-72 84,13 10,38 79,35 14,11 1,99 0,050

Эмоциональный комфорт 14-36 28,91 4,49 27,50 7,86 0,97 0,332

Эмоциональный дискомфорт 14-35 3,44 1,47 5,20 2,88 -1,58 0,115

Интегральный показатель Эмоциональная комфортность 29-72 90,78 10,82 85,06 15,05 2,02 0,045

Внутренний контроль 26-65 61,50 9,97 58,54 11,06 1,38 0,168

Внешний контроль 18-45 2,09 0,60 5,63 2,23 -2,68 0,008

Интегральный показатель Интернальность 29-72 95,59 7,18 88,70 13,21 2,85 0,005

Доминирование 6-15 13,72 3,86 12,42 3,81 1,99 0,050

Ведомость 12-30 7,78 4,14 11,03 6,97 -2,42 0,017

Интегральный показатель Стремление к доминированию 29-71 78,53 14,34 69,73 15,19 2,97 0,003

Эскапизм (уход от проблем) 10-25 7,69 3,16 8,70 4,04 -1,05 0,296

Средние значения параметров социально-психологической адаптации различных групп курсантов в сравнении со средненормативными значениями демонстрируют одинаковую закономерность. Средние значения положительных параметров обеих групп находятся в пределах средней нормы, за исключением высокого значения параметра Принятия себя для группы курсантов с опытом военной службы. Средние значения отрицательных параметров обеих групп - ниже нормы. Значения интегральных параметров обеих групп интерпретируются как высокие, за исключением средней нормы интегрального параметра Стремление к доминированию для группы курсантов без опыта военной службы. Полученные данные свидетельствуют об успешности процесса социально-психологической адаптации курсантов к обучению в стенах военного института.

Выявленные статистически достоверные отличия (по ^критерию Стьюдента) показателей между группами курсантов с различным начальным опытом военной службы показали лучшие значения адаптивности у курсантов с опытом прохождения военной службы, что подтверждается ранее проведенным исследованием. Четкое представление курсанта о системе внешних и внутренних значимых условий (наличие опыта) деятельности способствует повышению эффективности процесса адаптации к обучению в военном

вузе [14]. Курсанты, имеющие опыт военной службы, лучше приспособились к жизнедеятельности в военном институте в соответствии с требованиями воинской службы и с собственными потребностями и интересами. По сравнению с однокурсниками, они в большей степени удовлетворены своими личностными характеристиками и, как результат, обладают более высокой самооценкой. В силу опыта военной службы, адекватного восприятия внешних условий деятельности, ответственность за результат такие курсанты в большей степени берут на себя, а не приписывают внешним обстоятельствам. Стремление к доминированию ярко характеризует группу курсантов с опытом военной службы.

Средние значения параметров саморегуляции (табл. 2) различных групп курсантов по всем методикам саморегуляции в сравнении со средненормативными значениями находятся на высоком уровне и демонстрируют одинаковую закономерность. Исключение составили значения показателей Оценивание результатов по ССПМ для группы курсантов без опыта военной службы - на среднем уровне, и Программирование по ССПМ для обеих групп - также на среднем уровне. Значение показателя Самостоятельность по ССПМ определено на низком уровне и с приобретением курсантами опыта военной службы практически не изменяется, оставаясь ниже нормы.

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

Табл. 2. Сравнительный анализ параметров саморегуляции у курсантов с различным начальным опытом военной службы Tab. 2. Comparative analysis of self-regulation parameters in cadets with different initial military service experience

Шкала Норма Группа с опытом военной службы (N=45) Группа без опыта военной службы (N=144) Попарное межгрупповое сравнение (t) p

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой

Планирование 7-9 7,69 1,31 7,45 1,39 0,86 0,392

Моделирование 7-9 7,88 1,10 7,64 1,46 0,84 0,402

Программирование 8-9 7,78 0,97 7,49 1,16 1,30 0,199

Оценивание результатов 7-9 7,03 1,03 6,89 1,31 0,55 0,581

Гибкость 8-9 8,28 1,02 8,09 1,01 0,96 0,340

Самостоятельность 7-9 5,06 2,35 4,78 1,92 0,71 0,477

Общий уровень саморегуляции 33-46 37,22 2,99 36,08 3,72 1,60 0,111

«Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана

Настойчивость 8-16 14,69 1,378 13,77 2,19 2,25 0,026

Самообладание 6-13 10,41 2,153 10,21 2,08 0,47 0,638

Общая шкала волевой саморегуляции 12-24 20,88 2,64 20,10 3,02 1,33 0,184

Опросник «Саморегуляция» А. К. Осницкого

Оценка сформированно-сти саморегуляции 50-60 54,44 9,63 53,88 9,64 0,29 0,769

Оценка частоты использования саморегуляции 50-60 57,69 5,11 56,17 7,73 1,06 0,292

Оценка возможностей саморегуляции 50-60 58,34 5,42 58,27 3,91 0,09 0,932

Оценка желательности саморегуляции 50-60 58,53 3,16 54,39 9,30 2,48 0,014

Табл. 3. Сравнительный анализ параметров по методике «Смысложизненные ориентации» у курсантов с различным начальным опытом военной службы

Tab. 3. Comparative analysis of parameters according to the methodology "Meaningful Life Orientations" in cadets with various initial military service experiences

Шкала Норма Группа с опытом военной службы (N=45) Группа без опыта военной службы (N=144) Попарное межгрупповое сравнение (t) p

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Цели в жизни 27-39 40,53 3,04 38,98 4,13 2,00 0,047

Процесс жизни 27-36 36,94 4,10 34,67 4,88 2,43 0,016

Результат жизни 21-30 32,91 3,35 31,42 3,68 2,09 0,038

Локус контроля - Я 17-25 26,88 2,42 25,87 2,68 1,98 0,050

Локус контроля - жизнь 24-36 39,81 3,20 37,55 4,94 2,47 0,015

Общий показатель Осмысленность жизни 88-118 129,34 11,03 122,87 13,30 2,55 0,012

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

Средние значения всех параметров саморегуляции у курсантов с опытом военной службы выше, чем у однокурсников. Но статистически достоверные отличия показателей выявлены только по параметру Настойчивость (тест-опросник А. В. Зверькова, Е. В. Эйдмана) и Оценка желательности саморегуляции (опросник А. К. Осницкого). Курсанты, имеющие начальный опыт военной службы, активно стремятся к выполнению намеченных целей, это, как правило, деятельные, работоспособные люди, готовые преодолевать преграды на пути к цели. В поисках путей повышения эффективности своей деятельности курсанты этой группы стараются осознанно прибегать к приемам саморегуляции, что в свою очередь позволяет добиваться более высоких результатов.

Средние значения параметров по методике «Смысло-жизненные ориентации» (табл. 3) двух групп курсантов в сравнении со средненормативными значениями находятся на высоком уровне и демонстрируют одинаковую закономерность. Исключение составили значения показателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели в жизни и Процесс жизни для курсантов без опыта военной службы, они находятся в пределах средней нормы.

Статистически достоверные отличия показателей между группами с различным начальным опытом военной службы по методике «Смысложизненные ориентации» выявлены по всем параметрам. Курсанты с начальным опытом военной службы свою жизнь считают более осмысленной, уверенно ставят перед собой цели, убеждены в реальности их достижения. В отличие от однокурсников, пришедших в институт со школьной скамьи, они в большей степени убеждены, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения.

Описательный анализ личностных качеств курсантов, сравнение выявленных показателей со средненормативными значениями, выявление статистически достоверных отличий (по ^критерию Стьюдента) показателей между группами с различным начальным опытом военной службы приведены в табл. 4.

Табл. 4. Сравнительный анализ личностных качеств у курсантов с различным начальным опытом военной службы Tab. 4. Comparative analysis of personal qualities in cadets with various initial military service experiences

Шкала Норма Группа с опытом военной службы (N=45) Группа без опыта военной службы (N=144) Попарное межгрупповое сравнение (t) p

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Опросник для самооценки упорства

Упорство 12-18 16,72 1,59 16,02 2,00 1,99 0,050

Опросник для самооценки настойчивости

Настойчивость 12-18 16,44 1,37 15,70 2,19 1,99 0,050

Самоактуализационный тест

Ценностная ориентация 16-20 14,03 1,33 13,48 2,44 1,24 0,218

Гибкость поведения 20-24 12,13 2,54 11,51 2,50 1,25 0,213

Сензитивность к себе 9-13 6,94 2,26 6,58 1,98 0,88 0,380

Спонтанность 10-14 7,06 1,41 6,41 1,64 2,07 0,040

Самоуважение 11-15 12,78 2,11 11,48 2,33 2,89 0,004

Самопринятие 17-21 11,44 2,53 10,69 2,63 1,57 0,117

Представления о природе человека 7-10 5,69 1,64 5,98 1,63 -0,90 0,368

Синергия 5-7 3,84 0,81 4,06 1,16 -1,00 0,318

Принятие агрессии 12-16 8,63 1,96 8,11 2,16 1,22 0,224

Контактность 16-20 10,75 2,48 10,27 2,49 0,99 0,323

Познавательные потребности 7-11 5,72 1,51 5,61 1,62 0,36 0,721

Креативность 10-14 6,84 1,76 6,90 1,94 -0,15 0,878

Компетентность во времени 14-17 9,88 2,14 9,67 2,46 0,42 0,672

Поддержка 45-55 48,81 7,76 47,23 6,53 1,19 0,237

Методика диагностики уровня развития рефлексивности

Рефлексивность 148-189 118,75 17,37 119,36 17,78 -0,18 0,861

Средние значения параметров Упорство, Настойчивость, Самоуважение и Поддержка у курсантов в сравнении со средненормативными значениями находятся на среднем уровне, остальные - на низком уровне. Общая тенденция превосходства среднего значения параметров у курсантов с начальным опытом военной службы над аналогичными значениями параметров их однокурсников сохраняется, кроме параметров Рефлексивность, Креативность, Синергия и Представлении о природе человека.

Статистически достоверные отличия показателей между группами с различным начальным опытом военной службы выявлены по параметрам Упорство, Настойчивость, Спонтанность и Самоуважение. Более высокий показатель Самоуважение, являясь важным компонентом самосознания, позволяет человеку принять себя таким, какой он есть, верить в себя, отчетливее видеть перспективы роста и совершенствования. Самоуважение предполагает и самоутверждение в воинском коллективе. Наличие опыта военной службы позволяет курсанту вести себя более естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции. Упорство и настойчивость при наличии опыта увеличивают интенсивность и силу саморегуляции личности курсанта, выступают как средство самореализации его способностей при взаимодействии с внешним миром и самим собой.

Заключение

По мере формирования у курсантов-первокурсников четкого представления обо всех значимых внешних и внутренних условиях военной службы, значения параметров их саморегуляции и личностных характеристик будут повышаться, о чем свидетельствуют высокие показатели у курсантов с опытом военной службы. Наличие опыта раннего нахождения в схожих условиях способствует более быстрому и эффективному процессу социально-психологической адаптации, улучшение показателей которого будет происходить в основном за счет снижения отрицательных параметров адаптации. Стремление к доминированию,

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

ярко характеризующее группу курсантов с опытом военной службы, становится основной тенденцией в межличностных отношениях, что позволяет более успешно реализовать собственные потребности и интересы в условиях жесткой конкуренции в воинском коллективе.

Стихийное становление произвольной саморегуляции курсанта в период адаптации в стенах военного вуза не способно поднять низкий уровень развития регуляторно-личностного качества Самостоятельность. Наличие опыта военной службы не оказывает большого влияния на параметры саморегуляции личности, находящиеся на достаточно развитом уровне. Но в последующем потребность в пользовании произвольной саморегуляцией личности будет возрастать как дополнительный ресурс повышения эффективности функционирования. Возрастет настойчивость, граничащая с упрямством. По мере приобретения опыта военной службы у курсантов осмысленность жизни становится более четкой, возрастает эмоциональная насыщенность настоящего, повышается ощущение управления собственной жизнью. Со временем уровень самоуважения курсантов стихийно повышается, позволяя лучше принять себя, самоутверждаться. Спонтанная демонстрация окружающим своих эмоций также возрастет. Настойчивость и упорство как средство достижения желаемого результата значительно возрастают с приобретением курсантами опыта военной службы. Низкий уровень рефлексивности личности и низкие показатели параметров ее самоактуализации наряду с вышеизложенным свидетельствуют о трудностях в достижении приемлемых результатов деятельности курсанта в период адаптации к обучению в военном институте. Используя метод проб и ошибок, непроизвольные приемы саморегуляции, такой курсант идет к намеченной цели, испытывая значительное психоэмоциональное напряжение.

Полученные результаты предполагается использовать для разработки программы сопровождения становления произвольной саморегуляции курсанта в условиях обучения в военном вузе.

Литература

1. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии.

2004. № 2. С. 128-135.

2. Моросанова В. И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ). М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.

3. Осницкий А. К., Астахова Н. В. Роль осознанной саморегуляции в учебной деятельности подростков, обучающихся в классах КРО // Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 42-51.

4. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: PerSe,

2005. 352 с.

5. Muenks K., Miele D. B. Students' Thinking About Effort and Ability: The Role of Developmental, Contextual, and Individual Difference Factors // Review of Educational Research. 2017. Vol. 87. № 4. P. 707-735. DOI: 10.3102/0034654316689328

6. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57-72. DOI: 10.15293/2226-3365.1805.04

7. Цыганов И. Ю., Бондаренко И. Н., Моросанова В. И. Становление осознанной саморегуляции учебной деятельности в различных условиях обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 10-23. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

8. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. М.: Исследовательская группа «Социальные науки», 2010. 232 с.

9. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992. 16 с.

10. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 364 с.

11. Украинец О. В. Диагностика здоровья: психологический практикум / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2011. 950 с.

12. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 559 с.

13. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.

14. Морозова И. С., Пронин Е. А. Параметры саморегуляции во взаимосвязи с личностными характеристиками курсантов-первокурсников военного вуза // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Психология. 2019. Т. 29. С. 40-53. Б01: 10.26516/2304-1226.2019.29.40

Peculiarities of Arbitrary Self-Regulation and Personal Qualities in First-Year Cadets with Army Experience

Irina S. Morozova a Evgeny A. Pronin a b

a Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000,

b Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I. K. Yakovlev troops of the National Guard of the Russian Federation, 6/2, Kliuch-Kamyshenskoe Plato St., Novosibirsk, Russia, 630114 @ ishmorozova@ya.ru

Received 27.11.2019. Accepted 18.12.2019.

Abstract: The present research featured the problem of developing a cadet's personality during the adaptation to military institutions of higher education. Two groups of first-year cadets with different military experience underwent a comparative analysis. The research subject was the process of formation of arbitrary self-regulation in a first-year cadet. The research objective was to identify the features of the formation of voluntary self-regulation and personal qualities in cadets with and without military experience during the period of adaptation at a military institution of higher education. The first-year cadets with experience in military service proved to have higher parameters of self-regulation and personal qualities than the cadets without army experience. The main trend in interpersonal relations appeared to be the desire for dominance, which allowed the cadets to satisfy their needs and interests in the conditions of interpersonal competition. The article also introduces the phenomenon of spontaneous formation of voluntary self-regulation in cadet during the adaptation period, which cannot improve the low level of development of the regulatory and personal quality of "independence".

Keywords: cadet, learning activity, adaptation period, reflection, life experience

For citation: Morozova I. S., Pronin E. A. Peculiarities of Arbitrary Self-Regulation and Personal Qualities in First-Year Cadets with Army Experience. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2019, 3(4): 325-332. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

References

1. Konopkin O. A. General ability to self-regulation as a factor of subject development. Voprosypsikhologii, 2004, (2): 128-135. (In Russ.)

2. Morosanova V. I. Questionnaire "Style of self-regulation of behavior" (SMTA). Moscow: Kogito-Tsenter, 2004, 41. (In Russ.)

3. Osnitskiy A. K., Astakhova N. V. The role of conscious self-regulation in learning activity of adolescents attending developmental correction classes. Voprosy psikhologii, 2007, (3): 42-51. (In Russ.)

4. Prokhorov A. O. Self-regulation of mental states: phenomenology, mechanisms, and patterns. Moscow: PerSe, 2005, 352. (In Russ.)

5. Muenks K., Miele D. B. Students' Thinking About Effort and Ability: The Role of Developmental, Contextual, and Individual Difference Factors. Review of Educational Research, 2017, 87(4): 707-735. DOI: 10.3102/0034654316689328

6. Belogai K. N., Morozova I. S., Medovikova E. A., Sakharchuk N. Yu., Tupikina G. G. Peculiarities of individual temporal perspectives of university students with various levels of self-regulation at different stages of university education. Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2018, 8(5): 57-72. (In Russ.) DOI: 10.15293/2226-3365.1805.04

DOI: 10.21603/2542-1840-2019-3-4-325-332

7. Tsyganov I. Yu., Bondarenko I. N., Morosanova V. I. Development of learning activity conscious self-regulation in different educational environments. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki, 2018, (4): 10-23. (In Russ.) DOI: 10.18384/2310-7235-2018-4-10-23

8. Osnitskiy A. K. Psychological mechanisms of independence. Moscow: Issledovatelskaia gruppa "Sotsialnye nauki", 2010, 232. (In Russ.)

9. Leontev D. A. Test of life-sense orientations (LSS). Moscow: Smysl, 1992, 16. (In Russ.)

10. Ilin E. P. Psychology of the will, 2nd ed. St. Petersburg: Piter, 2009, 364. (In Russ.)

11. Ukrainets O. V. Diagnostics of health: psychological workshop, ed. Nikiforov G. S. St. Petersburg: Rech, 2011, 950. (In Russ.)

12. Workshop on general, experimental and applied psychology, eds. Krylov A. A., Manichev S. A. St. Petersburg: Piter, 2000, 559. (In Russ.)

13. Karpov A. V. Reflectiveness as a mental quality and the method to diagnose it. Psikhologicheskii zhurnal, 2003, 24(5): 45-57. (In Russ.)

14. Morozova I. S., Pronin E. A. Self-Regulation Parameters in Relation to Personality Traits of First Year Cadets of a Military University. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya, 2019, (29): 40-53. DOI: 10.26516/23041226.2019.29.40 (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.