Научная статья на тему 'Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц'

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5242
654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / НОРМЫ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ / ЧЛЕН СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ / СУДЬЯ / ПРОКУРОР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якубина Ю. П.

Дается понятие особого производства, исследуется круг субъектов, в отношении которых осуществляется производство в порядке гл. 52 УПК РФ и определяются особенности производства в отношении лиц, обладающих иммунитетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ | | Серия Философия. Социология. Право. ^

\ Щ ' 2013. № 9 (152). Выпуск 24

УДК 344.65

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

Дается понятие особого производства, исследуется круг субъектов, в отношении которых осуществляется производство в порядке гл. 52 УПК РФ и определяются особенности производства в отношении лиц, обладающих иммунитетом.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство; нормы уголовно-процессуального законодательства; уголовная ответственность, депутат Государственной Думы, член Совета Федерации, судья, прокурор.

Ю.П. ЯКУБИНА

Орловский юридический институт МВД России

e-mail: orurinst@rambler.ru

Конституция РФ провозглашает высшей ценностью государства защиту прав и свобод человека (ст. 2). В ст. 6 УПК РФ, определяющей назначение уголовного судопроизводства, на первое место поставлена защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утверждённой Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года, указывается на необходимость постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.

Основной закон Российской Федерации регламентирует, что все равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от должностного положения и других обстоятельств. В то же время в гл. 52 УПК РФ предусмотрены особые гарантии невозможности произвольного привлечения к уголовной ответственности лиц, которые осуществляют важные государственные и общественные функции в жизни государства. Данная глава является определенным исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

В специальной литературе совершенно справедливо отмечено, что неприкосновенность не является личной привилегией гражданина, занимающего определенную должность, а имеет публично-правовой характер, призвана служить средством защиты публичных интересов, обеспечивая повышенную охрану законом личности, осуществляющей государственные функции, ограждая ее от необоснованных преследований (Булатов Б.Б., Баранов А.М.).

Законодатель нормативно не закрепляет понятие исследуемого правого института. В теории уголовно-процессуального права существует множество позиций относительно производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, указанных в гл.52 УПК РФ.

Одни авторы особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц определяют как урегулированный специальными нормами особый, усложненный порядок уголовного судопроизводства для отдельных категорий граждан, состоящий в определении изъятий из общего порядка судопроизводства и формулировании особых юридических преимуществ (В.Г.Глебов, Е.А.Зайцева).

Другая группа ученых особенности производства в отношении отдельных категорий лиц определяют как совокупность исключительных управомочивающих, обязывающих и запрещающих юридических норм, регулирующих особый порядок производства процессуальных действий в отношении либо с участием определенной законом категории граждан (П.Г. Марфицин ).

Согласно нормам уголовно-процессуального закона к числу лиц, на которых распространяется гл. 52 относятся: член Совета Федерации; депутат Государственной Думы; зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы; депутат законодатель-

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

ного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного), органа государственной власти субъекта РФ; депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо органа местного самоуправления; судья Конституционного Суда РФ; судья федерального суда общей юрисдикции; судья федерального арбитражного суда; мировой судья; судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ; присяжный заседатель в период осуществления им правосудия; арбитражный заседатель в период осуществления им правосудия; председатель Счетной палаты РФ; заместитель председателя Счетной палаты РФ; аудиторы Счетной палаты РФ; уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; кандидат в Президенты РФ; прокурор; следователь; адвокат; член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, (член Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса); председатель избирательной комиссии субъекта РФ. Таким образом, специальный статус установлен в отношении свыше 20 категорий лиц. Указанные субъекты обладают иммунитетом в течение всего времени нахождения в правовом статусе.

В зависимости от выполняемых в общественной и государственной жизни страны функций профессор Ю.К. Якимович субъектов (лиц) разделяет на 3 группы:

1. Лица, принимающие участие в деятельности по осуществлению правосудия либо содействующие такой деятельности.

2. Лица, осуществляющие иные государственно-властные функции (кроме судебных), а также лица, которые ранее осуществляли такие функции либо, возможно, будут их осуществлять в будущем.

3. Лица, в полномочия которых входит осуществление важных контрольных функций в той или иной сфере деятельности.

К первой группе следует отнести судью, прокурора, следователя, адвоката и т.д. Ко второй - члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, кандидата в Президенты РФ и т.д. К третьей группе можно отнести председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудитора Счетной палаты РФ, уполномоченного по правам человека и др.

Возникает вопрос: является ли перечень лиц, указанных в уголовно-процессуальном законе, исчерпывающим? Полагаем, что есть и другие субъекты, на которых распространяется порядок, предусмотренный гл. 52 УПК РФ, но которые нормативно не закреплены в уголовно-процессуальном кодексе. Так, согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» статусом неприкосновенности в Счетной палате обладает также инспектор Счетной палаты. Без согласия Коллегии Счетной палаты РФ он не может быть привлечен к уголовной ответственности, когда им выполняются служебные обязанности.

Специфика уголовного судопроизводства в отношении выше перечисленных лиц складывается из таких особенностей как порядок: возбуждения уголовного дела; задержания в порядке ст. 91 и 92 УПК РФ; избрания меры пресечения; производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы личности (ст. 182, 183, 185, 186, 186.1 УПК); привлечения лица в качестве обвиняемого; окончания производства по уголовному делу; направления уголовного дела в суд; определения подсудности уголовного дела; специальных оснований отказа в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела, уголовного преследования (п. 6 ч.1 ст.24, п. 6 ч.1 ст.27 УПК). Следует отметить, что не все правовые предписания, содержащиеся в гл. 52 УПК РФ, в равной степени применяются ко всем категориям должностных лиц, обозначенных законодателем.

Анализируя процессуальную процедуру института возбуждения уголовного дела, можно выделить особенности возбуждения уголовного дела, которые складываются из элементов, предусмотренных ст. 448 УПК:

а) наличия особого субъекта, уполномоченного принимать решение о возбуждении уголовного дела (Председатель Следственного Комитета РФ; лицо, исполняющее обязанности Председателя Следственного Комитета РФ; заместитель председателя Следственного Комитета РФ, руководитель следственного органа Следственного Комитета РФ по субъекту РФ; следователь Следственного Комитета);

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

б) вынесения заключения о наличии в действиях лица признаков преступления (коллегией из трех судей Верховного Суда РФ; коллегией из трех судей суда субъекта РФ; судьей районного суда);

в) наличия согласия определенного органа на возбуждение уголовного дела (Совета Федерации либо Государственной Думы; Конституционного Суда РФ; Высшей квалификационной коллегии судей РФ; квалификационной коллегии судей; Председателя Следственного Комитета; руководителя следственного органа Следственного Комитета РФ по субъекту РФ);

г) необходимости лишения неприкосновенности (в частности, Председатель Следственного Комитета выносит представление; Государственная Дума, Совет Федерации выносит решение о лишении неприкосновенности).

Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного Комитета РФ единолично в отношении следующих лиц: Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя; аудиторов Счетной палаты РФ; уполномоченного по правам человека в РФ; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий; кандидата в Президенты РФ; члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, Председателя избирательной комиссии субъекта РФ. В отношении вышестоящих прокуроров, руководителей и следователей вышестоящих следственных органов решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного Комитета РФ или его заместителем.

Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного комитета в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы - с согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы; в отношении судьи Конституционного Суда РФ - с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ; в отношении иных судей - с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного комитета РФ в отношении Генерального прокурора РФ - на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ; в отношении Председателя Следственного Комитета РФ - исполняющим обязанности Председателя Следственного Комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ.

Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается руководителем следственного органа Следственного Комитета РФ по субъекту РФ в отношении следующих лиц: депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; прокурора района, города, приравненных к ним прокуроров, руководителя и следователя следственного органа по району, городу, а также адвоката; депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

Решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого принимается руководителем следственного органа Следственного Комитета РФ по субъекту РФ, следователем Следственного комитета РФ в отношении зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы с согласия Председателя Следственного Комитета РФ, а также зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с согласия руководителя следственного Комитета РФ по субъекту РФ.

Что касается такой особенности, как окончание производства по уголовному делу, то следует отметить, что по общему правилу никаких отличий на этапе окончания предварительного расследования в отношении лиц, указанных в ст. 441 УПК РФ, уголовно-

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

процессуальный кодекс РФ не предусматривает. Особенность регламентирована в ст. 19 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и распространяется только на депутатов верхней и нижней палаты Федерального Собрания. Согласно названному закону после окончания дознания, предварительного следствия дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Следует, отметить, что в данном законе не прописана процессуальная форма документа, порядок передачи согласия и его сроки.

Резюмируя изложенное, полагаем необходимым - во избежание возможных нарушений норм уголовно-процессуального закона - внести изменения в нормы уголовно-процессуального законодательства для приведения в соответствие норм федерального законодательства нормам УПК РФ.

PECULIARITIES OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN REGARD TO SOME INDIVIDUALS

YU. P.YAKUBINA

Orel Law Institute of the Interior of Russia

The notion of special proceedings is given. Subjects in regard to whom court proceedings is carried out in accordance with Ch. 52 of Criminal Procedure Code are under investigation. Peculiarities of proceedings in regard to individuals enjoying immunity are determined.

e-mail:

orurinst@rambler.ru

Key words: criminal proceedings; rules of criminal procedure legislation; criminal responsibility of individuals exercising important state and public functions; principle of equality before the law and the court; deputy of the State Duma; member of the Council of Federation; judge; public prosecutor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.