Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1488
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / АDMINISTRATIVE OFFENSE / CUSTOMS AUTHORITIES ' COMPETENCE / INTEGRATION / THE EURASIAN ECO-NOMIC UNION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жданова Екатерина Александровна

Несколько лет назад Россия была интегрирована в Евразийский экономический союз. В результате были сформированы определенные особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенциям таможенных органов, которые освещены в рамках данной статьи. Исследование началось с изучения правовых основ. Затем были проанализированы основные понятия и значения мер обеспечения производства в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. В статье дана общая характеристика, а также рассмотрены особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, на каждой из стадий этого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жданова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES WITHIN THE COMPETENCE OF CUSTOMS AUTHORITIES

А few years ago, Russia was integrated into the Eurasian economic Union. As a result, certain features of proceedings in cases of administrative offenses related to the competence of customs authorities, which are sanctified under this article, were formed. The study began with a study of the legal framework. Then the main concepts and meanings of production assurance measures in the administrative and jurisdictional activities of customs authorities were analyzed. The article provides a General description, as well as considers the features of proceedings in cases of administrative offenses referred to the competence of customs authorities, at each stage of this proceedings.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К КОМПЕТЕНЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Жданова Е.А. Email: Zhdanova6102@scientifictext.ru

Жданова Екатерина Александровна - магистрант, кафедра таможенного права, юридический факультет, Российская таможенная академия, г. Люберцы

Аннотация: несколько лет назад Россия была интегрирована в Евразийский экономический союз. В результате были сформированы определенные особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенциям таможенных органов, которые освещены в рамках данной статьи. Исследование началось с изучения правовых основ. Затем были проанализированы основные понятия и значения мер обеспечения производства в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. В статье дана общая характеристика, а также рассмотрены особенности производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, на каждой из стадий этого производства.

Ключевые слова: административное правонарушение, компетенции таможенных органов, интеграция, Евразийский экономический союз.

PECULIARITIES OF PROCEEDINGS IN CASES OF ADMINISTRATIVE OFFENCES WITHIN THE COMPETENCE OF CUSTOMS AUTHORITIES Zhdanova EA.

Zhdanova Ekaterina Aleksandrovna - Master's Student, DEPARTMENT OF CUSTOMS LAW, FACULTY OF LAW, RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY, LYUBERTSY

Abstract: а few years ago, Russia was integrated into the Eurasian economic Union. As a result, certain features of proceedings in cases of administrative offenses related to the competence of customs authorities, which are sanctified under this article, were formed. The study began with a study of the legal framework. Then the main concepts and meanings of production assurance measures in the administrative and jurisdictional activities of customs authorities were analyzed. The article provides a General description, as well as considers the features of proceedings in cases of administrative offenses referred to the competence of customs authorities, at each stage of this proceedings.

Keywords: аdministrative offense, customs authorities ' competence, integration, the Eurasian economic Union.

Евразийский экономический союз был создан в мае 2014 года. Россия выбрала стратегию экономической интеграции. В связи с этим, несколько лет назад начала происходить интеграция России в Евразийский экономический союз. Одним из ключевых субъектов при этом является Федеральная таможенная служба, ключевой задачей которой является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации.

Согласно положению о Федеральной Таможенной Службе от 16 сентября 2013 № 809, ФТС России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с законодательством РФ выполняет закреплённые за ним функции по

выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений [1].

Таможенные органы выполняют определенные функции, одной из которых является административно-юрисдикционная деятельность. Согласно юридической литературе термин «административно-юрисдикционная деятельность» трактуется как особый вид деятельности, который реализуют компетентные органы и заключается в решении споров, носящих административно-правовой характер, при этом необходимо отметить, что разрешение спорных вопросов должно быть эффективным и реализоваться посредством соответствующих мер принуждения [5].

Меры принуждения в юридической литературе называются мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Основная их задача заключается в обеспечении своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении. Необходимо отметить, что постановление для исполнения, принятого по делу основывается на ряде мер административного принуждения.

Благодаря системе мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях становится возможным результативное и своевременное привлечение виновных к ответственности. Необходимо отметить, что административное наказание должно быть исполнено соответствующим образом. Например, права и интересы правонарушителей не должны быть ущемлены.

Возбуждение дела начинается в тот момент, когда составляется протокол дела. После момента принятия решения по делу должны быть реализованы постановленные меры наказания. Необходимо отметить, что порядок реализации мер осуществляется в соответствии с установленным регламентом. В ряде случаев процессуальное оформление не требуется. Это возможно тогда, когда меры пресечения были применены до возбуждения дела об административном правонарушении [4].

Полномочия таможенных органов регулируются статьями главы 27 КО АП РФ. Согласно законодательству, таможенные органы могут применять следующие меры:

- доставление;

- административное задержание;

- досмотр транспортного средства;

- оценку стоимости изъятых вещей и других ценностей;

- задержание судна, которое было доставлено в российский порт [2].

Особенность полномочий таможенных органов заключается в том, что они имеют

право составлять протоколы об административных правонарушениях не только по правонарушениям, относящимся к таможенному делу (п.12 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ). На практике таможенные органы часто применяют меры по отношению к административным правонарушениям, даже если они не относятся к категории нарушения таможенных правил.

Например, мера доставления регулируется ст. 27.2 КоАП РФ и применяется по отношению к административным правонарушениям, которые совершаются в сфере таможенного дела и внутренних морских водах.

Административное задержание представляет собой ограничение свободы на небольшой период времени, до трех часов в соответствии с ч.1 ст.27.5 КоАП РФ. Однако, если административное правонарушение произошло в сфере таможенного дела, то срок задержания может составлять до 48 часов (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ) [7].

Проведение досмотра в соответствии со ст. 27.7-27.9 КоАП РФ преследует ряд целей:

- организация безопасности всех граждан;

- организация транспортной безопасности;

- профилактика террористических мероприятий.

Многие исследователи данного вопроса, в том числе и Е.В. Трунова, отмечают, что в данной сфере основная проблема заключается в слишком широком спектре правовых

актов, инструкций Федеральной таможенной службы РФ, которые регламентируют административные правонарушения. Следовательно, можно говорить о потребности в оптимизации правовых норм в данной сфере [8].

Ст. 27.10 и 27.14 КоАП РФ предусмотрены меры по изъятию вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Применять эти меры уполномочены таможенные органы. Меры могут быть применены, если вышеперечисленные объекты несут угрозу административного правонарушения. Если предупредительные меры не были совершены вовремя и административное правонарушение было совершено, то происходит конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Наказание свершается в том случае если оно было назначено судом. Если объект невозможно изъять, то на него накладывается арест [6].

Для того, чтобы провести оценку причиненного административным правонарушением ущерба необходимо провести оценку стоимости изъятых вещей в соответствии с порядком, установленным в ст.27.11 КоАП РФ. Если товар перемещается физическими лицами через таможенную границу Союза, то стоимость определяется гл. 37 Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза [2]. В ряде случаев стоимость объектов определяет эксперт.

Привод осуществляется в соответствии со ст.27.15 КоАП РФ и проводится аналогично мере доставления.

Временный запрет деятельности, закрепленный в ст. 27.16 КоАП РФ, применяется только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.15 КоАП РФ «Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ», т. к. за него для юридических лиц установлено наказание в виде административного приостановления деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ). В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ в этом случае таможенные органы обязаны немедленно после составления протокола об административном правонарушении и о временном запрете деятельности обязаны передать дело на рассмотрение в суд.

Подводя итоги анализа особенностей производства по делам об административных правонарушениях можно сделать вывод, что гл. 27 КоАП РФ несовершенна и требует доработок. В первую очередь, необходимо обозначить какие меры производства по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы участниками производства по делу в судебном порядке (согласно положениям главы 30 КоАП РФ по аналогии со ст. 27.18 КоАП РФ).

Список литературы /References

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1 «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.12.2020).

2. Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» (вместе с «Положением о Федеральной таможенной службе»).

3. Гречкина О.В. О соотношении и взаимосвязи форм таможенного контроля и мер административно-правового принуждения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. №19(152), 2009. C.18-23.

4. Сафоненков П.Н., Зубач А.В., Сафоненкова О.А. Административная юрисдикционная деятельность таможенных органов: учебник для вузов. Издательство Юрайт, 2014. 360 с.

5. Сидоров Е.И. Место и значение мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил в административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право, 2014. № 8. С. 779-787.

6. Сидоров Е.И. Проблемы применения ареста товаров и транспортных средств как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела // Административное и муниципальное право, 2012. № 1. С. 59-62.

7. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. О некоторых направлениях совершенствования правового регулирования таможенного досмотра // Таможенное дело, 2014. № 1. С. 7.

8. Яблоновский С.А. Правовые основы и особенности применения мер обеспечения при возбуждении дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов / С.А. Яблоновский. Текст: непосредственный // Молодой ученый, 2018. № 7 (193). С. 153-156. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://moluch.ru/arch ve/193/48388/ (дата обращения: 31.05.2020).

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 02.09.2014 № 313 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПЕРЕОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ ИЛИ ЗАВЕРШЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ» Перваков В.Э. Email: Pervakov6102@scientifictext.ru

Перваков Василий Эдуардович - студент, кафедра административного и финансового права, Крымский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный университет правосудия, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы оформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, согласно постановлению Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313. Указаны проблемы его реализации, которые сопровождаются переходом Республики Крым в Российское юридическое поле, и реагирование органов исполнительной власти в виде вынесения нормативных актов для улучшения работы данного постановления и возможности его реализации. Также рассматриваются пути решения возникших проблем в реализации прав граждан на земельные участки, возникшие в связи с уникальным политическим явлением, в виде изменения конституционного строя Российской Федерации.

Ключевые слова: месторасположение, завершение оформления прав, земельный участок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.