Правоведение
УДК 342.9(045)
Ф.А. Абашева, М.А. Соломенникова
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Статья посвящена анализу процессуальных аспектов института административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. Актуальность выбранной темы обусловлена ростом производства в судах дел об административном надзоре в связи с проблемами профилактики рецидивной преступности. В ходе написания статьи авторами были использованы такие научные методы, как системного анализа, синтеза, сравнительно-правовой метод, статистический метод. Эмпирической базой явились материалы судебной практики, а также статистические данные по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Авторами выявлена процессуальная специфика производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, произведен анализ норм главы 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посвященной административному надзору. Авторы обозначили шесть особенностей рассмотрения данной категории дел. Специфика судопроизводства проявляется как на стадии принятия дела к производству, так и непосредственно при рассмотрении дела и вынесении решения. Таким образом, сделан вывод о том, что эти особенности зависят от стадии судопроизводства. В статье обозначены проблемы правового регулирования дел об административном надзоре. Полученные результаты могут быть использованы в процессе повышения эффективности российского административного процессуального законодательства об административном надзоре. Кроме того, их использование может быть целесообразным в ходе как дальнейших научных исследований по соответствующей проблематике, так и образовательной деятельности по правосознанию будущих юристов.
Ключевые слова: административное судопроизводство, производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, административный истец, административный ответчик, прокурор, процессуальные сроки, судебное решение.
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-686-693
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1]. Данное положение относится и к институту административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы. В настоящее время законодателем установлен судебный контроль по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Актуальность выбранной темы обусловлена ростом производства дел об административном надзоре в настоящее время в связи с проблемами профилактики рецидивной преступности. По статистике за 2023 год судами было рассмотрено 78082 дела об административном надзоре (в 2021г. - 48084 дела), из которых 74431 удовлетворено, в 3651 - отказано, по 1617 делам производство прекращено [2].
Административный надзор - это мера профилактического характера, которая применяется в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и зачастую склонных к повторному совершению преступлений.
Институт административного надзора в современной России был установлен Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре) [3]. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), принятый 8 марта 2015 года, регламентировал в главе 29 порядок рассмотрения дел об административном надзоре [4]. Правовое регулирование установления, продления и отмены административного надзора содержится также в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (ст. 173-1)[5], Приказе МвД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от 30.05.2022) «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в редакции от
24.10.2023 г.) [6], Приказе Генерального прокурора РФ от 05.09.2022 № 494 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»[7]. Большое значение при решении вопросов административного надзора имеют акты толкования права в виде постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 22 декабря 2022 г. № 41) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из лишения свободы» [8] (далее - постановление Пленума № 15) и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 9 июля 2020 г. № 17, от 17 декабря 2020 г. № 42) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 36) [9].
В связи с незначительным периодом функционирования производства по делам об административном надзоре, отсутствуют какие-либо специальные научно-практические исследования процессуальных проблем, возникающих при рассмотрении в суде данной категории дел, в то время как правовое регулирование данного института отличается значительной спецификой.
Учёные-юристы, занимающиеся исследованием института административного надзора, отмечают его комплексный характер. Так, А.П. Фильченко, пишет, что: «административный надзор имеет уголовно-правовую природу и составляет меру уголовно-правового характера, однако, реализация данной меры осуществляется через административно-правовые отношения» [10, с. 55].
В данной статье остановимся на процессуальных особенностях производства дел об административном надзоре.
Во-первых, это лица, участвующие в деле. Административными истцами могут выступать государственные органы или учреждения в зависимости от того, устанавливается, изменяется или прекращается правоотношение административного надзора. При установлении административного надзора -это исправительное учреждение - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; а также орган внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы (ч. 1 ст. 270 КАС РФ); при продлении административного надзора и дополнении ранее установленных административных ограничений - орган внутренних дел (ч. 2 ст. 270 КАС РФ); о досрочном прекращении административного надзора и частичной отмене административных ограничений - орган внутренних дел или поднадзорное лицо или его представитель (ч. 3 ст. 270 КАС РФ), а также прокурор если поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд (ч. 4 ст. 270). Аналогичные положения содержатся и в ст.6 ФЗ «Об административном надзоре».
Как правило, авторы, занимающиеся вопросами административного надзора, говорят о субъектах обращения с административным иском, как это указано ст. 270 КАС РФ [11, с. 137, с. 75] Однако такой подход представляется неоправданно узким, поскольку специфическими качествами в данном случае обладает не только административный истец, но и административный ответчик, а именно, это совершеннолетнее лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеющее непогашенную, либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, а также если лицо совершило преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо совершило преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14-летнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, или совершило после освобождения в течение 1 года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», главы 6, 19, 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Таким образом, административный ответчик должен подпадать под требования ст. 3 ФЗ «Об административном надзоре». Следует отметить, что само поднадзорное лицо может обратиться с административным исковым заявлением, например, о досрочном прекращении административного надзора к органу внутренних дел. В этом случае это лицо выступает в качестве административного истца.
К лицам, участвующим в деле, относится также прокурор. Прокурор по ч. 4 ст. 270 КАС РФ может выступать как административный истец или давать заключение по административному делу. В соответствии с ч. 3 ст. 272 КАС РФ, участие прокурора в данной категории дел является обязательным. Исходя из изложенного, при анализе особенностей участников данной категории дел целесообразно было бы использовать более широкое понятие - лица, участвующие в деле.
Ко второй особенности производства по данной категории дел можно отнести правила подсудности. КАС РФ устанавливает правило исключительной подсудности по делам об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы должно быть по месту нахождения исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица (ч. 5 ст. 270 КАС РФ).
Административные исковые заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора (ч. 6 ст. 270 КАС РФ). Таким образом, исходя из содержания чч. 5 и 6 статьи
270 КАС РФ, можно сделать вывод о том, что подсудность по данной категории дел зависит от того, возникают, изменяются или прекращаются правоотношения административного надзора.
Третьей особенностью производства по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, являются сроки обращения с административным исковым заявлением и совершения отдельных процессуальных действий. Срок обращения с административным исковым заявлением зависит от вида наказания: в отношении освобождаемых из мест лишения свободы администрация исправительного учреждения должна обратиться не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (ч. 7 ст. 270 КАС РФ), а в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или, при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы, орган внутренних дел должен обратиться не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы. При этом КАС РФ оговаривает, что несоблюдение указанных сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. Срок рассмотрения данной категории дел - 20 дней со дня поступления административного искового заявления в суд (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в п. 34 постановления № 36 обратил внимание, что сроки рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых в порядке главы 29 КАС РФ, в отличие от других категорий административных дел, не подлежат продлению.
Четвертой особенностью является содержание административного искового заявления и прилагаемых к нему документов, свидетельствующих как в пользу, так и не в пользу лица. Помимо соблюдения общих требований, установленных статье 125 КАС РФ, административное исковое заявление по делам об административном надзоре должно отвечать дополнительным требованиям, установленным статьей
271 КАС РФ. Как указывается в юридической литературе, «в заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. К заявлению прилагаются имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела документы и материалы» [11, с. 137].
К специальным требованиям административного искового заявления относятся: 1} основания подачи соответствующего административного искового заявления; 2) сведения об образе жизни и поведении лица; 3) характеризующие поднадзорное лицо материалы.
Кроме того, в административном исковом заявлении об установлении, о продлении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений указываются предлагаемые к отмене или установлению виды административных ограничений.
Также из положений законодательства (ч. 4 ст. 271 КАС РФ) следует, что в заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора также указываются сведения о по-
ведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении (в частности, приобщаются характеристика лица, справка об имеющихся поощрениях и взысканиях). К заявлению прилагаются копия приговора суда и копии иных судебных постановлений, что позволит установить тяжесть совершенного преступления, а также постановление начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений указываются также сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений. К заявлению прилагаются документы и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.
В юридической литературе отмечалось, что «к сведениям об образе жизни и поведении лица относятся сведения, характеризующие его личность, поведение в общественных местах, в быту, отношение к труду, выполнению обязанностей, сведения о нарушениях общественного порядка и трудовой дисциплины, допущенных этим лицом, сведения о принятых к нарушителю взысканиях. В качестве доказательств к заявлению могут быть приложены рапорты должностных лиц территориальных органов внутренних дел о допущенных поднадзорным лицом нарушениях, акты о выявленных нарушениях административных ограничений, рапорты сотрудников полиции о проверке поднадзорного» [12, с. 442].
К административному исковому заявлению о досрочном прекращении административного надзора или частичной отмене ранее установленных административных ограничений прилагаются документы и материалы, содержащие сведения, характеризующие поднадзорное лицо (ч. 9 ст. 271 КАС РФ). Таковыми могут быть характеристики с места жительства и (или) работы, а также другие документы, свидетельствующие о поведении поднадзорного лица.
Следующая, пятая, особенность связана с подготовкой и рассмотрением административного дела об административном надзоре.
Подготовка к судебному разбирательству, по сути, определяет дальнейший ход рассмотрения дела по существу.
По мнению Яркова В.В., «в хорошей подготовке дела залог правильного и своевременного рассмотрения дела. Последствием плохой подготовки является отложение судебного разбирательства, а нередко и отмена судебного акта ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела» [11, с. 60].
Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично.
О подготовке административного дела к судебному разбирательству судья выносит определение и указывает в нем действия, которые следует совершить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, а также сроки совершения этих действий.
При этом вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно.
Совокупность процессуальных действий, совершаемых на стадии подготовки административного дела к судебному разбирательству, складывается как из действий судьи, так и из действий лиц, участвующих в деле.
Согласно мнению ученых, «несмотря на то, что КАС РФ не называет в качестве задач стадии подготовки дела к судебному разбирательству уточнение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение подлежащего применению законодательства, тем не менее, без этих действий подготовка невозможна. Под уточнением обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, следует понимать действия по определению юридических фактов, лежащих в основании требований и возражений сторон, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению» [13, с. 113].
Судья вызывает стороны, их представителей и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их
представителей по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части.
После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на административных истцов - государственные органы или учреждения - обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.
При подготовке дела по административному надзору к судебному разбирательству административный истец передает административному ответчику копии документов, в которых содержатся доказательства, обосновывающие фактические основания административного искового заявления и не приобщенные к административному исковому заявлению.
При этом административный ответчик или его представитель может уточнить требования административного истца и фактические основания этих требований, а также представить административному истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.
Суд, признав административное дело подготовленным, выносит определение о назначении административного дела к судебному разбирательству, в котором определяет время и место проведения судебного заседания в суде первой инстанции.
Обязательным требованием закона является положение о том, что суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, должен уведомить об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.
Неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных о слушании дела представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел (когда они являются административными истцами) и прокурора не препятствует рассмотрению и разрешению дела. Однако совсем по-другому решен вопрос относительно явки в судебное заседание лица, в отношении которого подано заявление.
Как указывается в пункте 18 Постановления Пленума № 15: «участие в судебном заседании лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в том числе при наличии ходатайства о личном участии в судебном заседании либо в случае признания судом его личной явки обязательной, может быть реализовано также посредством видео-конференц-связи. Явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица».
Как уже было сказано выше, общие нормы КАС РФ действуют и при рассмотрении данной категории дел. Данное положение можно проиллюстрировать следующим примером.
Октябрьским районным судом г. Ижевска Удмуртской Республики 28.06.2023 г. рассматривалось дело об административном надзоре, в ходе которого административный истец изменил исковые требования с досрочного прекращения административного надзора на отмену административных ограничений в виде обязательной явки три раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с условиями работы, в связи с чем суд уменьшил количество явок до одной явки в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также отменил ночное ограничение [14].
Процессуальной особенностью судебного разбирательство является то, что суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и вправе установить срок административного надзора, а также виды административных ограничений по своему усмотрению.
Как разъяснено в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15: «суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения».
В качестве шестой особенности дел, рассматриваемых в порядке главы 29 КАС РФ, можно назвать требования, предъявляемые к судебному решению. Естественно, судебное решение должно удовлетворять общим требованиям, установленным в главе 15 КАС РФ, кроме того, в ч. 3 ст. 273 КАС РФ дополнительно сформулированы требования к резолютивной части судебного решения по данной категории дел. В резолютивной части обязательно должно быть указано следующее: «1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом; 2) по административному делу о дополнении административных ограничений - конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом; 3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений - конкретные административные ограничения, отмененные судом». К сожалению, судами не всегда соблюдаются данные нормы. Так, 26 апреля 2023 г. судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ рассмотрела кассационную жалобу Аленского А.С., поданную по следующему поводу. Решением Льговского районного суда Курской области от 27 марта 2020 года в отношении Аленского А.С., подлежащего освобождению из мест лишения свободы по отбытию наказания, который намеревался выехать на постоянное место жительство, установлен административный надзор в виде конкретных административных ограничений, в том числе запрещён выезд за пределы административного образования по избранному им месту жительства, либо по месту пребывания. Аленский А.С. обратился с заявлением о разъяснении судебного решения ввиду неуказания судом конкретной территории, за пределы которой запрещён выезд, мотивируя тем, что возникли трудности при выполнении названного выше административного ограничения, поскольку в городе нет такого территориального деления, как административное образование. Именно использование судьей первой инстанции в решении понятия «административное образование» послужило причиной обращения с заявлением о разъяснении судебного решения. Сотрудники полиции посчитали, что в отношении него установлен запрет на выезд за пределы муниципального района. Льговским районным судом, а затем и Курским областным судом и Первым кассационным судом Аленскому А.С. в его заявлении было отказано и судебные акты были признаны законными. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ сочла, что ранее вынесенные судебные акты содержат существенные нарушения норм материального и процессуального права. Судьи Верховного Суда РФ, кроме норм КАС РФ и ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», сослались также на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 (в редакции от 22 декабря 2022 года) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», где в пункте 32 разъяснено, что в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора. Между тем суд первой инстанции не указал в судебном акте наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу [15], чем нарушил требования ст. 273 КАС РФ.
В отличие от других категорий административных дел, по делам об административном надзоре решение должно быть изготовлено в день его принятия (ч. 4 ст. 275 КАС РФ). Копии решения вручаются лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляется незамедлительно после изготовления решения, способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку (ч. 5 ст. 275 КАС РФ).
Таким обзором, можно сделать вывод о том, что в делах об административном надзоре отношения власти и подчинения между поднадзорным и государственным органом или учреждением возникают только в результате судебного решения, а до рассмотрения дела судом существуют лишь основания для установления такого правоотношения. Само требование по делу об административном надзоре может быть направлено либо на установление судом правоотношения между органом внутренних дел и поднадзорным; либо на изменение (например, дела о дополнении административных ограничений) или прекращение правоотношения по административному надзору (дела о досрочном прекращении административного надзора).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Справочная правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Судебная статистика Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://stat.xn—7sbqk8achja.xn--plai/
3. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в редакции от 6 апреля 2024 г.) // СПС Консультант Плюс
4. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (в редакции от 6 апреля 2024 г.//СПС Консультант Плюс
5. Уголовно-исполнительный кодекс от 8 января 1997 года №1-ФЗ (в ред.от 24.06.2024) //СПС Консультант Плюс
6. Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от 30.05.2022) «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в редакции от 24.10.2023 г.) // СПС Гарант
7. Приказ Генерального прокуратура РФ от 05.09.2022 № 494 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // СПС Гарант
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 22 декабря 2022 г. № 41) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из лишения свободы» URL: https://vsrf.ru/documents/own/15897/
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 9 июля 2020 г. № 17, от 17 декабря 2020 г. № 42) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» URL: https://vsrf.ru/documents/ own/8511/
10. Фильченко А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 54-58.
11. Ярков В.В. Административное судопроизводство: учебник для студентов юридических высших учебных заведений по направлению «Юриспруденция» (специалист, бакалавр, магистр). 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2023. 682 с.;
12. Власенко В.А., Зиновьева О.П., Невский И.А., Смагина Е.С. Административное судопроизводство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2021. 483 с.
13. Бойцова И.С. Петухов Н.А., Туганов Ю.Н. Административное судопроизводство: учебное пособие М.: Российский государственный университет правосудия, 2021. 324 с.
14. Решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 28.06.2023 г. № 2а-4297/2023 ~ М-2092/2023 по делу № 2а-4297/2023 // URL: https://oktyabrskiy--udm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo &name_op=doc&number=257226314&delo_id=41&new=&text_number=1
15. Кассационное определение от 26 апреля 2023 года № № 39-КАД23-1-К1 судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации о разъяснении решения суда по административному иску начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области об установлении административного надзора в отношении Аленского А.С., отбывающего наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Курской области URL: https://vsrf.ru/lk/practice/stor_pdf/2237274
Поступила в редакцию 06.06.2024
Абашева Флюра Ахунзяновна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и правоохранительной деятельности ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: f.abasheva@gmail.com
Соломенникова Марина Агафоновна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры юриспруденции
ФГБОУ ВО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7 E-mail: marina.solomennikova@gmail.com
F.A. Abasheva, M.A. Solomennikova
PECULIARITIES OF PROCEEDINGS IN ADMINISTRATIVE CASES ON ADMINISTRATIVE SUPERVISION OF PERSONS RELEASED FROM PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
DOI: 10.35634/2412-9593-2024-34-4-686-693
This article takes a closer look at the administrative institutes exercising their supervision of persons released from prison. The analysis focuses on the procedural aspects of supervision. The growing number of judicial proceedings associated with administrative supervision sheds light on contemporary issues in recidivism prevention. These issues underscore the relevance of legal research. In their research, the authors used such methods as system analysis, synthesis, comparative legal analysis, and statistical approach. To support the legal research by empirical evidence, the authors used case law as well as statistical data on legal proceedings for the administrative supervision of persons released from prison. The authors identified key procedural aspects of legal proceedings in relation to the administrative supervision of persons released from prison. As a part of their research, the authors conducted an extensive analysis of Chapter 29 of the Code of Administrative Judicial Procedure of the Russian Federation. This chapter defines the legal regulation of the administrative supervision. The authors identified problems in the legal regulation and formulated proposals to improve the legislation. The research conclusions of the article can be utilized in the process of improving the effectiveness of the Russian administrative procedural legislation that sets the requirements for administrative supervision. Also, the research conclusions can be used as part of subsequent legal research focusing on the same legal paradigm. The conclusions should be a part of legal teachings aiming to build legal consciousness of future lawyers.
Keywords: administrative judicial proceedings, judicial resolution of administrative cases associated with administrative supervision of persons released from prison, administrative plaintiff, administrative defendant, prosecutor, administrative statutes of limitations (deadlines), judgment.
Received 06.06.2024
Abasheva F.A., Candidate of Law, Associate Professor at Department of Criminal Procedure and Law Enforcement Activity Udmurt State University
Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: f.abasheva@gmail.com
Solomennikova M.A., Candidate of Law, Associate Professor at Department of Law Kalashnikov Izhevsk State Technical University Studencheskaya st., 7, Izhevsk, Russia, 426069 E-mail: marina.solomennikova@gmail.com