УДК 340
Лозовский Денис Николаевич
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры криминалистики и правовой информатики, Кубанский государственный университет [email protected]
Ахриев Магомед Тимурович
адъюнкт кафедры уголовного процесса, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Denis N. Lozovsky
Doctor of law, Associate Professor, Professor of the department of criminalistics and legal informatics, Kuban State University [email protected]
Magomed T. Akhriev
Graduated of department of criminal trial, Krasnodar university Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]
Особенности
производства обыска (выемки), связанного с изъятием электронных носителей информации
Аннотация. Статья посвящена уголовно-процессуальным и криминалистическом аспектам производства обыска, связанного с изъятием электронных носителей информации.Авторами отмечается, что обыск это следственное действие, в процессе которого производится поиск и принудительное изъятие объектов, имеющих значение для правильного решения задач уголовного судопроизводства. В отличие от обыска в ходе выемки производится изъятие объектов, имеющих значение для правильного решения задач уголовного судопроизводства, в тех случаях, когда их местонахождение точно известно следователю (дознавателю). Разработаныреко-мендации, направленные на повышение эффективности производства данного следственного действия.
Ключевые слова: обыск, выемка, электронный носитель информации, компьютерная информация, специалист.
Features of the search
(seizure), related to the withdrawal of electronic media
Annotation. The article is devoted to the criminal procedure and criminalistic aspects of the search related to the seizure of electronic media. The authors noted that the search is the investigative action in which searches and forced removal of objects that are important for a correct solution of the tasks of the criminal proceedings. Unlike the frisking during the dredging seized objects relevant for the proper solution of tasks of criminal proceedings, in cases where their location is accurately known investigator (investigator).The recommendations aimed at improving the efficiency of the production of this investigative action.
Keywords: search, seizure, electronic media, computer information, specialist.
Сточки зрения следственной практики электронные носители представляют интерес в качестве источников криминалистически значимой информации, как по делам о высокотехнологичных преступлениях, так и по делам иных категорий (экономических и общеуголовных). На таких носителях могут не только оставаться следы неправомерных манипуляций с компьютерной информацией, но и содержаться относящиеся к расследуемому событию сведения - переписка, финансовые и иные документы, фото- и видеоматериалы и пр. [1, с. 120].
Обыск и выемка при изъятии информации с электронных носителей являются важнейшими
инструментами установления обстоятельств расследуемого уголовного дела.
Следует напомнить, что обыск это следственное действие, в процессе которого производится поиск и принудительное изъятие объектов, имеющих значение для правильного решения задач уголовного судопроизводства.
В отличие от обыска в ходе выемки производится изъятие объектов, имеющих значение для правильного решения задач уголовного судопроизводства, в тех случаях, когда их местонахождение точно известно следователю (дознавателю).
Когда следы совершенного преступления и возможные доказательства находятся в форме компьютерной информации, то есть в цифровой форме, их фиксация, изъятие и документирование представляют определенную сложность. Данные сложности обусловлены тем что в отличие от других видов доказательств, компьютерная информация не может восприниматься человеком непосредственно (глазами, ушами, органами осязания и т.п.). Восприятие такой информации возможно только посредством технических и программных средств. При этом, сложность этих технических посредников и их количество бывают настолько велики, что связь между исходной информацией и тем, что можно увидеть на экране, далеко не всегда очевидная и не слишком прямая.
По большому счету, сам осмотр компьютерной информации не является осмотром в смысле «видеть» или «смотреть», скорее всего это так называемая инструментальная проверка технических средств. Такая проверка требует специальных знаний об используемых при этом принципах действия технических средствах, которые не всегда очевидны для стороннего наблюдателя. Соответственно высока вероятность увидеть не то, что есть на самом деле даже в случае отсутствии какого-либо воздействия, направленного на сокрытие информации.
При обыске (выемке) машинных носителей и информации возникает ряд общих проблем, которые связаны со спецификой изымаемых технических средств.
Учитывая, что заинтересованными лицами могут быть предприняты какие-либо меры по уничтожению вещественных доказательств, необходимо предпринять соответствующие меры безопасности при проведении обыска (выемки).Так, подозреваемые (обвиняемые) и другие заинтересованные лица, могут использовать специальное оборудование , создающее сильное магнитное поле, стирающее магнитные записи. Для преодоления такого противодействия желательно иметь при обыске (выемке) специальное устройство для определения и измерения магнитных полей.
Возможно включение в состав программного обеспечения соответствующей программы, которая заставит компьютер периодически требовать пароль, и, если несколько секунд правильный пароль не введен, данные в компьютере автоматически уничтожаются. В этом случае следует изъять компьютерную технику для последующего углубленного исследования в процессе проведения компьютерно-технической экспертизы.
Изъятые в ходе обыска (выемки) вещественные доказательства в виде компьютерной техники с периферийными устройствами требуют особой аккуратности при их транспортировке и последующем хранении. На сохранность таких вещественных доказательств могут повлиять резкие броски, удары, повышенные или пониженные температуры (особенно резкие перепады), влажность и другие внешние факторы которые
могут повлечь не только утерю данных, но и технических свойств изымаемой аппаратуры.
В ходе обыска (выемки) связанных с изъятием электронной техники, не следует забывать и о необходимости сбора традиционных доказательств. Это могут быть следы пальцев рук на клавиатуре и других объектах связанных с компьютером, микроволокна, следы биологического происхождения и прочее.
При производстве обыска и выемки электронные доказательства изымаются только с участием специалиста. По ходатай ству их законного обладателя или владель ца материального носителя, на котором они находятся, специалистом в присутствии поня тых осуществляется их копирование на дру гие электронные носители. По мнению В. Б. Вехова, копирование не допускается, если это может воспрепят ствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение электронных дока зательств. Об этом в протоколе обыска или выемки делается соответствующая запись [2, с. 48].
В настоящее время отдельные ученые считают возможным отойти от требований законодательства об обязательном участии специалиста при изъятии электронных носителей информации (например, при изъятии мобильного телефона, цифрового фотоаппарата, тр3-плеера и т.п.). Как верно заметил С. В. Зуев, в данном случае надо шире использовать институт усмотрения следователя, который вправе самостоятельно определять ход расследования (п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ) [3, с. 59].
Считаем заслуживающим внимания предложение А.Р. Гузина и Ю.М. Валиевой об изменении действующей редакции ч. 9.1 ст. 182 и ч. 3.1 ст. 183 УПК РФ и дополнении их фразой «Допускается изъятие электронных носителей информации без участия специалиста, если электронные носители информации изымаются целиком и изъятие производится без копирования содержащейся на них информации» [4, с. 34].
Наиболее оптимальным вариантом изъятия компьютерной техники является первоначальная фиксация всех элементов их конфигурации, чтобы потом, в стационарных условиях кабинета (лаборатории) изъятую аппаратуру можно было бы собрать и соединить между собой для проведения дальнейших исследований.
Указанные следственные действия могут производиться в целях:
а) осмотра и изъятия компьютерного устройства;
б) поиска и изъятия следов воздействия на компьютерное устройство;
в) поиска и изъятия информации следов воздействия на периферийные устройства;
При производстве обыска необходимо предпринять меры для обеспечения сохранности информации на находящихся здесь компьютерах и
периферийных устройствах, связанных с ним. Для достижения указанной цели необходимо соблюдать ряд правил:
1) удалить лиц, работающих на объекте обыска, и не разрешать им и каким либо иным лицам, включая сотрудников входящих в состав следственно оперативной группы прикасаться к работающим компьютерам;
2) не производить никаких действий с компьютерной техникой, если результат их заранее не известен;
3) если в помещении, где находится компьютерная техника имеются легковоспламеняющихся или токсичные вещества (материалы) необходимо удалить их.
В случае если компьютер включен, алгоритм действий может быть следующим:
а) осмотреть изображение на экране монитора, сфотографировать и детально описать его;
б) остановить путем одновременного нажатия клавиш СМ-С, либо СМ-Вгеак исполнение программы;
в) зафиксировать (отразить в протоколе) результаты своих действий и реакции компьютера на них;
г) установить наличие подключенных к компьютеру внешних периферийных устройств и описать их;
д) определить наличие у компьютера внешних устройств удаленного доступа, описать их состояние, после чего разъединить сетевые кабели во избежание изменения или уничтожения информации заинтересованными лицами;
е) скопировать установленные на компьютере программы и имеющиеся файлы;
ж) обесточить компьютер и далее действовать по следующей схеме.
Компьютерная информация может как непосредственно находиться в оперативном запоминающем устройстве, так и на внешних запоминающих носителях.
В ходе осмотра компьютерной информации следует обращать особое внимание на поиск «скрытых» файлов, где может находиться наиболее значимая и важная информация. Некоторая часть информации, интересующей органы пред-варительногорасследовании, может содержаться в памяти периферийных устройств компьютерной техники.
Кроме обнаружения и осмотра компьютера и периферийных устройств, в ходе обыска (выемки) необходимо производить поиск и изъятие информации несущей на себе следы воздействия на эти технические устройства.
Это могут быть:
а) документы, в которых нашли отражение следы совершенного преступления (пароли и коды доступа, телефонные счета, черновые записи и пр.);
б) документы в которых нашли отражение следы воздействия различной аппаратуры;
в) документы, содержащие в себе описание компьютерных устройств, программного обеспечения, периферийных устройств;
г) нормативные акты, регламентирующие порядок работы как с конкретной компьютерной техникой, так и всей системой сетью и другие документы .
Изъятые в ходе обыска (выемки) вещественные доказательства в виде компьютерной техники с периферийными устройствами требуют особой аккуратности при их транспортировке и последующем хранении. На сохранность таких вещественных доказательств могут повлиять резкие броски, удары, повышенные или пониженные температуры (особенно резкие перепады), влажность и другие внешние факторы которые могут повлечь не только утерю данных, но и технических свойств изымаемой аппаратуры.
Таким образом, обыск и выемка при изъятии информации с электронных носителей являются важнейшими инструментами установления обстоятельств расследуемого уголовного дела.
Литература:
1. Старичков М.В. Вопросы использования носителей компьютерной информации в качестве доказательств // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 2-2. С. 119-125
2. Вехов В.Б. Электронные доказательства: проблемы теории и практики // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 4. С. 46-50.
3. Зуев С.В. Осмотр и изъятие электронных носителей информации при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2018. № 4. С. 58-60.
Literature:
1. Starichkov M. V. Questions of use of carriers of computer information as proofs // News of the Tula state university. Economic and jurisprudence. 2014. № 2-2. P. 119-125
2. Vekhov V.B. Electronic proofs: problems of the theory and practice//Law and order: history, theory, practice. 2016. № 4. P. 46-50.
3. Zuev S.V. Survey and withdrawal of electronic media of information when carrying out investigative actions and investigation and search operations // Legality. 2018. № 4. P. 58-60.
4. Гузин А.Р. Проблемы регламентации собирания электронной информации в действующем законодательстве / А.Р. Гузин, Ю.М. Валиева // ииуетББаепйа. 2017. № 1. С. 33-35.
4. Guzin A.R. Problems of a regulation of collecting of electronic information in the current legislation / A.R. Guzin, Yu.M. Valiyeva // Juvenis scientia. 2017. № 1. Page 33-35.