Научная статья на тему 'Особенности производства моторных масел из природного газа'

Особенности производства моторных масел из природного газа Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
995
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО / ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ / ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Гафуров Н. М., Хисматуллин Р. Ф.

В статье рассматриваются основные особенности производства моторных масел из природного газа и преимущества их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности производства моторных масел из природного газа»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

2. Елисеев О.Л. Технологии «газ в жидкость». // Российский химический журнал. - 2008. Т. Ы. № 6. - С. 53-62.

3. Сжижение угля. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://yavix.m/вики%20Уroльная%20промышленность.

© Гафуров Н.М., Хисматуллин Р.Ф., 2016

УДК 662.7

Н.М. Гафуров

студент 3 курса факультета энергонасыщенных материалов и изделий (ФЭМИ) Казанский национальный исследовательский технологический университет

Р.Ф. Хисматуллин

лаборант-исследователь научно-исследовательской лаборатории «ФХПЭ» Казанский государственный энергетический университет

г. Казань, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ ИЗ ПРИРОДНОГО ГАЗА

Аннотация

В статье рассматриваются основные особенности производства моторных масел из природного газа и преимущества их использования.

Ключевые слова

Синтетическое моторное масло, технология получения, природный газ

Технологию получения масло и топливо не из нефти придумали давно, а основы нынешней промышленной технологии GTL (Gas-To-Liquid, «газ в жидкость») заложили в 1925 году немецкие химики Фишер и Тропш из Института кайзера Вильгельма. В поисках источника топлива немцы придумали, как в промышленных масштабах получать жидкие углеводороды из каменного угля. Его нагревали, пропусканием водяного пара получали из него синтез-газ, а затем - углеводороды.

Первый немецкий промышленный реактор был запущен в 1935 году. В Германии на семнадцати заводах производилось до семи миллионов тонн «газопродуктов» - на синтетическом топливе передвигалось больше половины наземной техники и авиации. Из угля немцы делали масла, смазки и даже синтетические мыло и маргарин [1].

Сегодня технологию Фишера-Тропша, в основном для получения топлива, используют компании Exxon Mobil, ChevronTexaco, BP. Лидером является концерн Royal Dutch Shell, который производит не только топливо, но и моторное масло Shell Helix Ultra с базой, полученной без единой капли нефти - по технологии PurePlus с использованием процесса GTL.

GTL-синтетика по себестоимости получается не выше нефтяных гидрокрекинговых минеральных масел. И намного ниже, чем у синтетических масел на основе полиальфаолефинов (ПАО) и тем более еще более дорогих эстеров, то есть сложных полиэфиров.

Смазывающие свойства - на уровне полиэфиров и намного выше, чем у ПАО. Способность растворять присадки лучше, чем у ПАО. Нет и главного недостатка полиэфиров - гигроскопичности, то есть склонности поглощать воду, ухудшающую смазывающие и антикоррозионные свойства. Синтетическая база хорошо сопротивляется окислению и плохо испаряется, то есть масло на GTL-базе будет отличаться относительно низким угаром [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

При этом основным недостатком для масел на GTL-базе является их низкая полярность, то есть масло плохо «держится» за металл и быстро стекает со стенок цилиндров в картер, что особенно неприятно при запусках в мороз. Исправить это возможно при использовании добавок на основе полярных алкилированных нафталинов.

Вопреки названию технологии из газа первым делом получают не жидкость, а твердое вещество -белоснежный и почти непахнущий парафин. Сначала выделенный из природного газа исходный метан частично сжигается, превращаясь в синтез-газ, смесь монооксида углерода (угарного газа) и водорода (рис. 1). А дальше в реакторе в присутствии катализатора с содержанием драгметаллов (формула катализатора не известна) из синтез-газа получается чистейший, без всяких примесей, расплавленный парафин (sincrude, «синтез-нефть»). Дальше - изомеризация, то есть обычный гидрокрекинг, как у нефтехимиков: длинные цепочки молекул парафинов «режутся» до нужного размера - и получаются нафта (прямогонный бензин), дизтопливо и масло [3].

Метан из

природного

газа

Кислород из атмосферы

/

Гази-

фикация, Синтез Гидро-

получение парафина крекинг

синтез-газа

N,

Дизтопливо

Базовое масло

Н20 побочный продукт

А

Рисунок 1 - Принципиальная схема получения масел на GTL-базе.

Основными направлениями использования продуктов GTL в мире на ближайшую перспективу является транспорт, энергетика и объекты коммунально-бытового назначения. С экологической точки зрения природный газ имеет определенные преимущества перед нефтью: получаемые из него моторные топлива не содержат серы, азота и состоят в основном из предельных парафиновых углеводородов прямой цепочечной структуры.

Список использованной литературы:

1. Синтетические моторные топлива. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://enciklopediya-tehniki.ru/tehnologiya-dobychi-gaza-i-nefiti/sinteticheskie-motornye-topliva.html.

2. Концерн Shell представил новое поколение моторных масел. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://5koleso.ru/articles/novosti-kompaniy/koncern-shell-predstavil-novoe-pokolenie-motornyh-masel.

3. Можно ли обратить природный газ в моторное масло? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://autoreview.ru/article/bez-nefti.

© Гафуров Н.М., Хисматуллин Р.Ф., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.