Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная служба / служба в органах внутренних дел / органы внутренних дел / личный состав / трудовая деятельность / кадровая проблема / кадровый дефицит / civil service / service in the internal affairs bodies / internal affairs bodies / personnel / labor activity / personnel problem / personnel shortage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Л.Б. Малахова

Служба в органах внутренних дел требует соответствия кандидатов всем предъявленным требованиям. Данная служба характеризуется радом ограничений, при поступлении на которую кандидат выражает свое согласие на все сопутствующие ограничения. В данной статье отражен краткий анализ действующего законодательства, регулирующего службу в органах внутренних дел, а также анализ существенной проблемы в виде кадрового дефицита, существующей на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES. THE PERSONNEL PROBLEM IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

Service in the internal affairs bodies requires candidates to meet all the requirements. This service is characterized by a number of restrictions, upon admission to which the candidate expresses his consent to all related restrictions. This article reflects a brief analysis of the current legislation regulating service in the internal affairs bodies, as well as an analysis of a significant problem in the form of personnel shortage that exists today.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Л.Б. Малахова, магистрант Мурманский арктический университет (Россия, г. Мурманск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-1-129-133

Аннотация. Служба в органах внутренних дел требует соответствия кандидатов всем предъявленным требованиям. Данная служба характеризуется радом ограничений, при поступлении на которую кандидат выражает свое согласие на все сопутствующие ограничения. В данной статье отражен краткий анализ действующего законодательства, регулирующего службу в органах внутренних дел, а также анализ существенной проблемы в виде кадрового дефицита, существующей на сегодняшний день.

Ключевые слова: государственная служба, служба в органах внутренних дел, органы внутренних дел, личный состав, трудовая деятельность, кадровая проблема, кадровый дефицит.

Система государственной службы в России является очень развитой и многопрофильной благодаря регулярно возникающим потребностям общества в правовом регулировании различных сфер своей деятельности.

Для четкой и слаженной работы всего государственного аппарата, к которому относятся, в том числе и органы государственной власти (а на примере данной работы - конкретно органы внутренних дел) была сформирована богатая по содержанию нормативно-правовая база, к которой относятся: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]; Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [2]; Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]; Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» [4] и др.

Целесообразно обратиться к такому понятию как «государственная служба». Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Рос-

сийской Федерации» [5] (далее - Федеральный закон № 58-ФЗ) содержит в себе следующее определение: «это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

1. Российской Федерации (далее - РФ);

2. федеральных органов государственной власти,

3. иных федеральных государственных органов;

4. субъектов РФ;

5. органов государственной власти субъектов РФ и др.

Структура данной деятельности как нормативно-правовой институт включает в себя:

1. Государственную гражданскую службу;

2. Военную службу;

3. Государственную службу иных видов (в теории отсутствует единое мнение насчет того, что конкретно относится к данной категории, но при существующем на данный момент нормативно-правовом содержании к ней же относится и служба в системе органов внутренних дел).

Принципы, на основе которых базируется данный институт, обозначены в ст. 3 рассматриваемого Федерального закона, к которым отнесены:

1. Федерализм (для выделения значения единства);

2. Соблюдение законности (тем самым пресекает нарушения в рамках правового поля);

3. Неукоснительное соблюдение прав и свобод человека (особое значение в современное время придается обязательности их признания);

4. Равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ регламентирует полный запрет на установление каких-либо прямых, а также косвенных ограничений для поступления на государственную службу);

5. Единство правового обеспечения;

6. Корреляция государственной и муниципальной службы;

7. Открытость в рамках общественного контроля позволяющая беспристрастно информировать граждан о деятельности государственных служащих.

Важно также отметить, что до 2016 года ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы» [5] была изложена в другой редакции, которая абзацем 3 предусматривала правоохранительную службу как отдельный вид государственной службы, а ст. 7, в свою очередь, раскрывала данное понятие (изменение внесено Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 13.07.2015 № 262-ФЗ»[6]).

Исключение данного вида службы из Федерального закона № 58-ФЗ [5] было произведено по следующей причине: для применения п. 1 ст. 19, устанавливающей определение правоохранительной службы, требовалось вступление в силу Федерального закона «О правоохранительной службе в Российской Федерации» (по разъяснениям, данным Комитетом Государственной Думы РФ по региональной политике и местному самоуправлению разработка законопроекта велась около 10 лет, но не доведена до конечного результата) [7].

Служба в органах внутренних дел предполагает заключение контракта о прохож-

дении службы, которым гражданин тем самым реализует конституционное право на свободное распоряжение своими способностями к труду, а также на выбор рода деятельности. Данный вид правоохранительной службы представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан в органах государственной власти, службах и учреждениях, основными функциями которых являются обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, а также защита прав и свобод человека и гражданина [8].

Правовой статус сотрудников органов внутренних дел предполагает на законодательном уровне установление специальных требований к их личным и деловым качествам, что обусловлено специфичными задачами данной работы. Важно отметить, что служба в органах внутренних дел подразумевает также целый ряд ограничений гражданина в его правах и свободах, и граждане, изъявившие желание служить, тем самым выражают согласие на эти ограничения. Отсюда следует, что в данных ограничениях отсутствуют нарушение прав и свобод гражданина, регламентированные конституцией (например, ч. 4 ст. 32, ч. 1 ст. 37, ч. 3 ст. 55 [9]).

Рассмотрев основное нормативное регулирование службы в органах внутренних дел, его общую специфику целесообразным будет перейти к рассмотрению существующих на сегодняшний день проблем, а конкретно - кадрового недостатка в системе органов внутренних дел.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос, связанный с некомплектом личного состава. Количество лиц, уволившихся со службы, растет с каждым годом. Данную ситуацию неоднократно комментировал Министр внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцев. По данным, ежегодно отражаемым в годовых отчетах о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [10], уровень укомплектованности личным составом каждый год уменьшается, на что указывают показатели в таблице (табл. 1).

Таблица. Показатели штатной укомплектованности в МВД России, %

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

95,6 95,7 94,1 94,2 92,6 92,1 92,5 90,8

Причинами некомплекта личного состава сотрудников, выявленными в ходе изучения теоретической базы, в основной своей части, являются:

1. Материальное обеспечение сотрудников. Актуальной является ситуация, касающаяся денежного довольствия сотрудников.

2. Напряженность работы. Трудовая деятельность в данной сфере обязывает соответствовать образу грамотного, устойчивого, волевого и смелого сотрудника. Справиться с высокой эмоциональной нагрузкой далеко не всем под силу, при этом основополагающим фактором также является угроза личной безопасности.

3. Усиление мер государственной безопасности. Достаточное количество сотрудников полиции (приблизительная цифра - 15 тыс.) на данный момент являются участниками специальной военной операции, вместе с тем осуществляют в пределах своей компетенции регулирование, а также выполнение возложенных задач на территориях новых субъектов нашей страны. Сотрудниками органов внутренних дел за весь период выполнена значительная часть оперативно-служебной деятельности [11].

4. Высокая нагрузка действующего личного состава. Учитывая то обстоятельство, что кадровая система органов внутренних дел испытывает нехватку, нагрузка, возлагаемая на сотрудников, преобладает над их количеством. Отсюда возникает высокая напряженность работы, ограниченная сроками и увеличенная в количественных показателях [12].

При рассмотрении всех актуализированных данных, перечисленных выше, и причин нехватки личного состава в орга-

нах внутренних дел, поспособствовать ликвидации могут следующие меры:

1. Увеличение размера денежного довольствия. Согласно ст. 47 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» финансирование деятельности полиции, включая также социальные гарантии, выплаты и компенсации, предоставляемые сотрудникам, обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

2. Популяризация и пропаганда службы в системе органов внутренних дел. Частое упоминание в средствах массовой информации о перспективах прохождения службы, льготах и предоставляемых сотрудникам социальных гарантий позволят гражданам стать более осведомленными в вопросах преимуществ прохождения службы в органах внутренних дел.

Важным моментом, подкрепляющим желание граждан трудоустроиться, является право на единовременную социальную выплату для приобретения жилого помещения или на его строительство.

3. Развитие партнерства и сотрудничества ОВД с образовательными учреждениями - организация стажировок, практик, и учебных программ для студентов. Проведение информационных кампаний, непосредственное участие в образовательных мероприятиях, а также проведение выставок профессий.

Важно осознавать, что указанные пути решения не смогут устранить так называемый «кадровый голод» в полной мере, однако, это позволит сдвинуть проблему, существующую на сегодняшний день, и поспособствует привлечению квалифицированных, целеустремленных и работоспособных сотрудников, что станет вехой в сфере развития кадровой политики орга-

нов внутренних дел. Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-Ф3 (ред. от 04.08.2023, с изм. от 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.2011. - № 49 (ч. 1), ст. 7020

2. Российская Федерация. Законы. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. - 14.02.2011. - № 7, ст. 900.

3. Российская Федерация. Законы. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 29.05.2023) // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011. - № 30 (ч. 1), ст. 4595.

4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 01.02.2018 № 50 (ред. от 30.01.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (23.03.2018).

5. Российская Федерация. Законы. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. - 02.06.2003. - № 22, ст. 2063.

6. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 13.07.2015 № 262-ФЗ» // Собрание законодательства РФ. - 20.07.2015. - № 29 (часть I), ст. 4388.

7. Разъяснение комитета Государственной Думы РФ по региональной политике и местному самоуправлению. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Razyasneniya-po-otdelnym-voprosam/item/154902 (дата обращения: 29.11.2023).

8. Трифонов В.А. Равный доступ к службе в органах внутренних дел: понятие и конституционно-правовое обеспечение // Государственная власть и местное самоуправление. -2023. - № 9. - С. 3-8.

9. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации -Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru (29.11.2023).

10. Российская Федерация. Программы. Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности: Государственная программа Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мвд.рф/dejatelnost/gosprogram/Gosprogramma (дата обращения: 29.11.2023).

11. Колокольцев рассказал, сколько полицейских стали участниками СВО. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20230608/svo-1876918143.html (дата обращения: 29.11.2023).

12. Ваховский, Д.В. Кадровый голод Министерства внутренних дел современной России: анализ и методология ликвидации // Молодой ученый. - 2023. - № 38 (485). - С. 9395.

FEATURES OF SERVICE IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES.

THE PERSONNEL PROBLEM IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES

L.B. Malakhova, Graduate Student Murmansk Arctic University (Russia, Murmansk)

Abstract. Service in the internal affairs bodies requires candidates to meet all the requirements. This service is characterized by a number of restrictions, upon admission to which the candidate expresses his consent to all related restrictions. This article reflects a brief analysis of the current legislation regulating service in the internal affairs bodies, as well as an analysis of a significant problem in the form of personnel shortage that exists today.

Keywords: civil service, service in the internal affairs bodies, internal affairs bodies, personnel, labor activity, personnel problem, personnel shortage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.