Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ГЕРМАНИЯ / РОССИЯ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Собинина Наталья Ивановна

В статье проведен ретроспективный анализ проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними. Рассмотрены формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними в России и Германии. Представлены последствия жестокого обращения с несовершеннолетними. Рассмотрена система профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними. Проанализированы особенности социальной работы по профилактике насилия над детьми в России и Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Собинина Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREVENTION OF ABUSE OF MINORS IN RUSSIA AND GERMANY

The article provides a retrospective analysis of the problem of abuse of minors. The forms and types of ill-treatment of minors in Russia and Germany are considered. The consequences of ill-treatment of minors are presented. The system of prevention of abuse of minors is considered. The features of social work on the prevention of violence against children in Russia and Germany are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ»

Особенности профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними в России и

Германии

Features of prevention of abuse of minors in Russia and Germany

Собинина Наталья Ивановна

Студентка 1 курса

Факультет Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова

г. Архангельск e-mail: sobiniena@mail.ru

Sobinina Natalia Ivanovna

Student 1 tern

Faculty of Higher School of Social Sciences and Humanities and International Communication

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk e-mail: sobiniena@mail.ru

Научный руководитель Малик Лариса Сергеевна

Кандидат педагогических наук Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова

г. Архангельск e-mail: l. malik@narfu. ru

Scientific adviser Malik Larisa Sergeevna

Candidate of Pedagogical Sciences Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk e-mail: l.malik@narfu.ru

Аннотация.

В статье проведен ретроспективный анализ проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними. Рассмотрены формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними в России и Германии. Представлены последствия жестокого обращения с несовершеннолетними. Рассмотрена система профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними. Проанализированы особенности социальной работы по профилактике насилия над детьми в России и Германии.

Annotation.

The article provides a retrospective analysis of the problem of abuse of minors. The forms and types of ill-treatment of minors in Russia and Germany are considered. The consequences of ill-treatment of minors are presented. The system of prevention of abuse of minors is considered. The features of social work on the prevention of violence against children in Russia and Germany are analyzed.

Ключевые слова: жестокое обращение, несовершеннолетние, профилактика, Германия, Россия, семья, социальные практики, социальная работа.

Key words: abuse, minors, prevention, Germany, Russia, family, social practices, social work.

Во все периоды истории человечества существовала такая проблема как насилие. Насилие является одним из древнейших способов решения конфликтов.

Если обратиться к истории, то можно увидеть большое количество примеров насилия и жестокого обращения в отношении детей: сексуальное насилие, физические расправы и наказания и даже убийство.

Детоубийство считалось нормой вплоть до IV века нашей эры. Для того времени была характерна жестокость методов воспитания детей. Например, во времена Древней Греции и Рима было распространено

жертвоприношение детей. Детей очень часто сжигали на кострах в случае их неполноценности. Также детей было принято считать орудием кровной мести.

В Средние века жизнь ребенка тоже не особо ценилась. Широкое распространение в те времена получило детоубийство или «инфантицид». Ребенок рассматривался как результат нежелательной сексуальной связи. Все это подтверждается историческими фактами.

Во времена эпохи Возрождения семейное функционирование приобретает более зрелые формы: появляется проявление любви, собственный пример родителей, а не только насилие и страх.

Самым важным моментом в переосмыслении отношений к детям являются события XX века. Большое количество войн того периода повлекли за собой появление огромного количества детей-сирот, беспризорность и безнадзорность среди детей и еще более жестокое отношение к ним.

Именно после всех этих событий во многих странах начали предприниматься попытки создать более эффективную систему по защите детей от жестокого обращения. Для создания такой системы были предприняты организационные и правовые меры, а именно: принятие Женевской декларации (1924 г.), создание детского фонда ООН (1945 г.), принятие Всеобщей декларации по правам человека (1948 г.), Декларации по правам ребенка (1959 г.), Конвенции ООН по правам ребенка (1989 г).

В настоящее время проблема жестокого отношения с несовершеннолетними сохраняет свою актуальность как для Российской Федерации, так и для Германии. Если обратится к статистике нашей страны, то следует отметить следующее. В 2020 году в нашей стране от жестокого обращения пострадало около 95 000 детей. Также Следственным комитетом был отмечен рост посягательств на детей со стороны родителей и близких родственников. В Германии за 2019 год было зафиксировано примерно 53 000 случаев жестокого обращения в отношении детей. Немаловажным является то, что только за один месяц пандемии в ФРГ (март -апрель 2020 г.) было зафиксировано 7100 обращений, связанных с угрозой для благополучия детей. Все данные еще раз подтверждают актуальность проблемы жестокого обращения с детьми.

Мною был проведен анализ научной литературы по проблеме, с помощью которого я выявила, какие формы жестокого обращения с несовершеннолетними преобладают в России и Германии [1].

Самой распространенной формой жестокого обращения является физической насилие, которое заключается в действиях со стороны родителей или близких родственников, вследствие которых физическое здоровье ребенка ухудшается.

На втором месте находится психологическое насилие над ребенком, суть которого состоит в эмоционально дурном обращении с ребенком. Чаще всего родители унижают ребенка, не принимают его эмоции, оскорбляют. Все это не проходит бесследно для ребенка и его психоэмоционального состояния.

Еще одной из форм жестокого обращения с детьми является пренебрежение основными потребностями ребёнка - это невнимание к базовым нуждам ребенка в еде, одежде, присмотре и т. п.

Также отмечу, что сексуальное насилие над детьми является одной из форм жестокого обращения.

Любая форма жестокого обращения к детям не пройдет для него без следов. Существую ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с несовершеннолетними (таблица 1) [4].

Таблица 1. Последствия жестокого обращения с несовершеннолетними

Ближайшие последствия Отдаленные последствия

Физические травмы Нарушения физического и психического развития ребенка

Острые психические нарушения в ответ на агрессию Соматические заболевания

Развитие тяжкой депрессии с чувством ущербности и неполноценности Личностные и эмоциональные нарушения

Социальные последствия

В настоящее время существует 3 уровня профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними согласно классификации Всемирной организации здравоохранения (рисунок 1) [2].

Рисунок 1. Уровни профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними

Первичная профилактика применяется вместо с мерами, которые направлены на все население. Обычно на данном этапе основной задачей будет предупреждение насилия в семье, формирование педагогической компетентности родителей и воспитание гармоничной личности.

Вторичная профилактика - это меры, которые направлены на тех, кто находится в «зоне риска». На данном этапе важно прекратить насильственные действия в отношении детей. Тут работа ведется следующих направлениях:

- выявление детей, против которых были совершены насильственные действия со стороны родителей;

- работа с родителями: обучение эффективному взаимодействию с детьми;

- работа с детьми, которая направлена на предупреждение развития негативных последствий жестокого обращения.

Третичная профилактика заключается в терапии жертв насилия. На данном этапе необходимо извлечь ребенка из среды жестокого обращения. Дальнейшая работа будет заключаться в социальной и психологической реабилитации.

Был проведен анализ отечественного опыта работы центров помощи семьи и детям, в ходе которого удалось выявить, что взаимодействие таких центров с семьями по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними направлено на выполнение следующих функций:

- организация социальной и психологической реабилитации ребенка-жертвы жестокого обращения;

- организация реабилитации семьи, цель которой - восстановление внутрисемейного взаимодействия;

- организация работы с семьями, находящимися в СОП (социально-опасном положении);

- организация мероприятий, направленных на общую профилактику жестокого обращения с несовершеннолетними.

Также можно отметить, что в последнее время наблюдается переход от привычной работы в рамках центра помощи семье и детям к организации помощи в рамках социальных проектов.

Практика «Жить без страха» реализуется на территории Иркутской области с 2020 г. Ее суть заключается в социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации. Практика направлена на реабилитацию несовершеннолетних, пострадавших от всех видов жестокого обращения.

В рамках практики клуб «Мы вместе» (респ. Башкортостан, 2021) оказывается комплексная социально -психологическая помощь кризисным кровным семьям с детьми, в которых подтвержден факт жестокого обращения, которая нацелена на предотвращение изъятия детей из кризисных кровных семей. Практика сочетает индивидуальные и групповые формы деятельности, направленные на укрепление детско-родительских отношений в семье, разрешение и преодоление возникшей сложной жизненной ситуации, включает социальный патронаж, психологическую диагностику, коррекционные тренинговые занятия.

Вся система социальной работы в Германии направлена на недопущении стигматизации семьей и клиентов. Она также направлена на создание условий для того, чтобы семьи и клиенты смогли с помощью собственных ресурсов самостоятельно преодолевать трудности.

В Германии особо поддерживается идея важности того, чтобы ребенок воспитывался в кругу семьи, а не в закрытом учреждении. Изъятие ребенка из семьи считается крайней мерой. Что касается профилактики жестокого обращения, то там очень распространена помощь семьям в рамках амбулаторного направления: помощь сфокусирована на оставлении клиента в привычной ему среде. Семьи получают консультации по разным вопросам (например, вопросы, связанные с эффективными и ненасильственными способами взаимодействия с детьми), организуется совместная досуговая деятельность [3].

Отмечу, что в каждом городе Германии есть центры образования семьи, которые включают в себя различные отделения, рекреационные помещения для совместного досуга и творчества, семейные кафе для обсуждения различных вопросов.

Также на территории Германии действует программа «STEP», основная цель которой - обучить родителей выстраивать конструктивные внутрисемейные отношения и применять ненасильственные способы в воспитании детей [3].

На основе анализа особенностей социальной работы по профилактике жестокого обращения с детьми в России и Германии можно сделать вывод, что система профилактики базируется на семейно-ориентированном подходе, цель которого - ориентация на внутренние ресурсы семьи и формирование семейных ценностей для поддержания семейного благополучия.

Список используемой литературы:

1. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям [Текст] / Под редакцией Сафоновой Т. Я., Цымбала Е.И. - М., РБФ НАН, 2010. - 206 с.

2. Маздогова, З. З. Основные стадии проведения профилактической работы в отношении родителей и детей из семей, находящихся в социально опасном положении [Текст] / З. З. Мазгодова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 10-2. - С. 1-3.

3. Малик Л.С., Мелкая Л.А. Методология семейно-ориентированной социальной работы: от опыта реализации к подготовке специалистов: монография / под научной редакцией к.п.н., доцента Л.С. Малик. -Москва: Перо, 2019.

4. Центр "Надежда" URL: https://nadejdaarh.ru/ (дата обращения: 06.07.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.