Научная статья на тему 'Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2014/15 учебный год)'

Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2014/15 учебный год) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД Г.А. ШИЧКО / СПЕЦКУРС "СОБРИОЛОГИЯ" / ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ДНЕВНИК САМОАНАЛИЗА / СТАРШЕКУРСНИКИ / ALCOHOLIC PROBLEM / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL METHOD OF G.A. SHICHKO / SPECIAL COURSE "SOBRIOLOGIYA" / TEST REQUIREMENTS / DIARY OF INTROSPECTION / UNDERGRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыбиков Дашинима Владимирович

В статье автор показывает сложившуюся ситуацию по алкогольной проблеме среди подрастающего поколения. Представляет способ решения проблемы на основе психолого-педагогического метода Г.А. Шичко в рамках факультативных занятий по «Собриологии». Полученные результаты показывают эффективность в долгосрочной перспективе исследования обоснованы зачетные требования и определены факторы, препятствующие формированию трезвой жизненной позиции личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of bad habits'' prevention among students of a pedagogical higher educational institution (2014/15 academic year)

The author shows current situation on alcoholic problem among younger generation in the article. The author represents a solution on the basis of a psychological and pedagogical method of G.A. Shichko within facultative classes «Sobriologiya». The received results are showed to be efficient in the long term. The test requirements and the factors that build up a sober living position of the personality are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2014/15 учебный год)»

15. Перевозчикова Л. С. Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. — Тула , 2009 — 42 с.

16. Петрова Г. И. Классический университет в неклассическое время: монография. — Томск: Изд-во Науч.-техн. лит. , 2010. — 163 с.

17. Хед. С. Что угрожает британским университетам / пер. с англ. Л. Трониной // Вопросы образования. — 2011, №2. — С. 282-295.

Рулиене Любовь Нимажаповна, доктор педагогических наук, начальник отдела дистанционных технологий в образовании, доцент кафедры общей педагогики Бурятского госуниверситета. E-mail: ruliene@bsu.ru

Ruliene Lyubov N., doctor of pedagogical sciences, associate professor, department of General Pedagogics, head of Distance Technologies Department, Buryat State University. E-mail: ruliene@bsu.ru

УДК 378:37.012.7

© Д. В. Цыбиков

Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2014/15 учебный год)

В статье автор показывает сложившуюся ситуацию по алкогольной проблеме среди подрастающего поколения. Представляет способ решения проблемы на основе психолого-педагогического метода Г. А. Шичко в рамках факультативных занятий по «Собриологии». Полученные результаты показывают эффективность в долгосрочной перспективе исследования обоснованы зачетные требования и определены факторы, препятствующие формированию трезвой жизненной позиции личности.

Ключевые слова: алкогольная проблема, психолого-педагогический метод Г. А. Шичко, спецкурс «Собриология», зачетные требования, дневник самоанализа, старшекурсники.

D. V. Tsybikov

Features of bad habits' prevention among students of a pedagogical higher educational institution (2014/15 academic year)

The author shows current situation on alcoholic problem among younger generation in the article. The author represents a solution on the basis of a psychological and pedagogical method of G.A. Shichko within facultative classes «Sobriologiya». The received results are showed to be efficient in the long term. The test requirements and the factors that build up a sober living position of the personality are defined.

Keywords: alcoholic problem, psychology and pedagogical method of G.A. Shichko, special course «Sobriologiya», test requirements, diary of introspection, undergraduates.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, по направлению подготовки «Педагогическое образование», в требованиях к структуре основных образовательных программ бакалавриата, предусматривает овладение выпускниками способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений.

Девиантным (от англ. deviation — отклонение) называется поведение, противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам. Оно влечет за собой изоляцию, лечение или наказание человека, нарушающего принятые правила. Основные формы девиантного поведения — преступность, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения, проституция, самоубийства [11].

В рамках нашего исследования мы рассматриваем одну из форм девиантного поведения — алкоголизм. А также пути решения данной проблемы, в частности, овладение будущими педагогами способами предупреждения зависимости от различных психо-активных веществ (ПАВ).

Общеизвестно, что алкоголизм является одним из основных факторов ухудшения социально-экономического благополучия общества. По данным общероссийского опроса молодежи, проведенного Минобразования России по репрезентативной выборке в 2002 г., алкогольные «напитки» (включая пиво) потребляют 80,8 % подростков и молодежи. За десятилетие, с 1993 по 2003 гг., возраст приобщения к алкоголю снизился с 16 до 13 лет [10]. По некоторым данным средний возраст употребления алкоголя снизился с 14 до 10 лет [13]. Поэтому профилактическая работа с подрастающим поколением становится одним из первоочередных задач современной системы образования.

Целью исследования является профилактика вредных привычек в студенческой среде посредством психолого-педагогического метода Г. А. Шичко. Также обоснование зачетных требований спецкурса по выбору «Собриоло-гия» и определение основных причин недостаточно удовлетворительного отношения студентов к занятиям по данному предмету.

Методология. На сегодня в научной литературе представлен широкий спектр профилактических мероприятий, способствующий приобщению разных слоев населения к здоровому образу жизни. Проблема профилактики вредных привычек в молодежной среде рассмотрена в работах Д. Д. Еникее-вой, Д. В. Колесова, З. В. Коробкиной, Н. Ю. Максимовой, А. Н. Маюрова, Е. Г. Москвитиной, Н. А. Сироты, С. А. Сушинского, Ф. Г. Углова, В. М. Ял-тонского и др.

Однако в доступной литературе нам не удалось найти работы касаемо профилактики вредных привычек студентов вуза на основе метода Г. А. Шичко. Только в работах Коробкиной З. В., Маюрова А. Н., Сушинского С. А. и Углова Ф. Г. представлен данный метод как результативное средство освобождения от алкогольной зависимости.

Как известно, метод Шичко основан на заполнении дневника самоанализа перед сном, который и способствует формированию трезвого, здорового образа жизни. Дневник самоанализа состоит из ряда вопросов, включая правила заполнения, которые направлены на освобождение от вредных привычек. Следует отметить, что работа по данному методу предполагает не только приобретение знаний по проблеме исследования, но и возможность стать методистом по избавлению от алкогольной и табачной зависимости. Именно с этой точки зрения данный метод следует применять в работе со студенче-

ской молодежью, т.к. потенциальных кандидатов в методисты следует искать именно в этой категории граждан.

Общеизвестно, что многие студенты стремятся к высоким показателям по учебным дисциплинам. Однако среди них не редко встречаются молодые люди, которые особо не стремятся активизировать учебную деятельность. Такое же положение наблюдается и при изучении спецкурса Собриология. В связи с этим одним из первоочередных задач исследования явилось выявление основных причин неудовлетворительного отношения студентов к факультативным занятиям по данному предмету.

В связи с этим возникает ряд вопросов к студентам, успешно сдавшим зачетные требования с целью совершенствования спецкурса. Получение зачета по предмету предусматривает выполнение большого объема работы не только по учебной программе, но и по преодолению внутренних стереотипов, установок, а также влияния референтной группы, что является наиболее важной в данной ситуации. Следует отметить, что спецкурс не входит в обязательную программу и отсутствие зачета не влияет на получение диплома об окончании вуза.

Ход работы. В отличие от прошлых лет, когда к занятиям привлекались студенты только первого курса, в нашем исследовании приняли участие студенты 3-го курса. С первокурсниками (более 60 человек) проводилось поточное обучение и занятия проходили два раза в неделю, т.к. проверка дневников самоанализа занимала много времени. Такое положение приводило к тому, что спецкурс затягивался на весь семестр. При этом студенты, получали зачет при условии заполнения 25 дневников. Лица, которые не проявили достаточного усердия, имели возможность в течение следующего семестра завершить курс обучения. Однако наши ожидания не оправдывались, т.к. неизбежно возникали проблемы по другим, более значимым, дисциплинам. К тому же некоторые студенты завершали учебу в пединституте по различным причинам, включая перевод в другой вуз, факультет и в том числе отчисление. Следует отметить, что вначале занятий перед студентами третьего курса была поставлена задача, что для получения зачета они должны заполнить 30 дневников самоанализа.

Со старшекурсниками проводилось групповое обучение, и они имели возможность каждый день слушать курс лекций (10-12 часов) в течение одной недели. К тому же, они получили возможность ежедневно сдавать дневник самоанализа на проверку, что позволяло им скорректировать ошибки предыдущей работы. Здесь необходимо пояснить, что у студентов два рабочих дневника: один сдается на проверку; на другом продолжается запись; затем происходит смена дневников у преподавателя. Основная задача преподавателя заключалась в том, чтобы за короткий промежуток времени обучить студентов правилам заполнения дневника самоанализа для их дальнейшей самостоятельной работы. А преподаватель получает возможность начать работу с другой группой.

Вышеизложенный режим работы направлен на то, чтобы студент приступил к самостоятельной работе над собой, которая имеет цель — заполнить искомое количество дневников и получить зачет. Как известно достижение

целей предполагает преодоление определенных трудностей, связанных с внутренними установками и внешними обстоятельствами. Получение зачета — это награда за преодоление себя. В этой связи вся ответственность за выполнение домашних заданий посредством заполнения дневника самоанализа ложится на самого студента. При этом нет никакого принуждения, а студент имеет возможность в письменной форме задавать интересующие его вопросы преподавателю и получать от него ответ при получении проверенного дневника.

В 2013/14 учебном году в Педагогическом институте Бурятского госуниверситета на третьем курсе обучалось 8 групп по различным направлениям подготовки. Для них были зачитаны лекции по следующим темам: «Образование алкогольной и табачной запрограммированности сознания», «Производство алкоголя», «Правила заполнения дневника самоанализа», «Влияние алкоголя на мозг», «Влияние алкоголя на наследственность» (фильм: Телего-ния. Код мужчины. Зачатие вне закона), «Алкоголь: мифы и реальность». В силу различных причин (выездные практики, групповое посещение культурных мероприятий, спортивные состязания у преподавателя и т.д.) занятия с одной группой могли затягиваться до 2-х недель, а то и больше. Однако работа с дневниками самоанализа продолжалась как у студентов (заполнение), так и преподавателя (проверка).

В 2014/15 учебном году на третьем курсе обучается 5 групп. Также были зачитаны лекции, но на 50 % меньше, чем в прошлом году ввиду ограниченности во времени преподавателя. В остальном модель проведения спецкурса осталась без изменений.

Результаты исследования. Общее количество студентов обучающихся на третьем курсе в 2013/14 учебном году составило 109 человек. Из них 14 человек заполнили 30 дневников самоанализа и получили зачет (12,8 %). В 2014/15 году на исследуемом нами курсе обучается 66 студентов и только два человека получили зачет (3,03%). Очень низкий результат по сравнению с прошлым годом показывает, что студенты получили не достаточно информации, которая могла бы их побудить к самостоятельной работе над собой. Также, мы предполагаем, что многие прекратили заполнение дневников самоанализа по совету старшекурсников, которым в силу разных обстоятельств не удалось завершить курс обучения.

Один из основных вопросов нашего исследования звучит так: «Почему некоторые студенты не заполняют дневник самоанализа?». По результатам анкетного опроса среди студентов, которые получили зачет, мы определили наиболее часто отмечаемые факторы и расположили их по степени значимости. И так, 92,8% указали на то, что обучающиеся ленятся заполнять дневник самоанализа; нехватка времени — 71,4 %; не считают себя «алкоголиками» — 64,3 %; не желают менять образ жизни — 57,1 %; поддаются внешнему влиянию — 50 %; не считают нужным — 42,8 %; считают, что это пустая трата времени — 28,6 %; эффекта не будет 28,6 %; считают заполнение дневника скучным занятием — 21,4 % и т. д. Остальные факторы отмечались реже, чем вышеперечисленные (1-2 раза): предпочитают другие занятия; боятся заполнять; забывают; по семейным обстоятельствам; не понял(ла), как пра-

вильно заполнять; халатно относится к учебе; по состоянию здоровья. Следует добавить, что старшекурсники 2014/15 года обучения указывают на первый фактор как основной и согласны со многими доводами предшественников.

В ходе беседы со студентами, получившими зачет в прошлом (2013/14) учебном году выяснилось, что они провели абсолютно трезвый год. При этом необходимо отметить, что студенты, которые до прохождения спецкурса увлекались употреблением алкоголя среди сверстников стали приверженцами трезвого образа жизни, а кто не употреблял, укрепил позицию трезвого человека. Также мы обсудили вопрос относительно количества дневниковых записей для получения зачета. Благодаря совместным усилиям мы пришли к выводу, что заполнение 30 дневников способствует формированию трезвой жизненной позиции.

Обсуждение. Многие исследователи данной проблемы отмечают, что алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой, увиденной в руках родителей. Поэтому профилактическое мероприятие в первую очередь должно быть направлено на изменение отношения к этим изделиям. Очередная декларация, что алкоголь и табак оказывают вредное воздействие на организм человека, как показывает практика, не дает ожидаемого результата.

Психолого-педагогический метод Г. А. Шичко один из результативных способов освобождения от алкогольной и табачной зависимостей, т.к. способствует изменению отношения к данным изделиям на бессознательном уровне. Поэтому профилактика вредных привычек на основе данного метода не будет очередной декларацией, а станет действенным средством формирования трезвого, здорового образа жизни в молодежной среде.

Для достижения существенных результатов в этом вопросе, следует позаботиться о подготовке педагогических кадров. Напомним, что по направлению подготовки «Педагогическое образование», в требованиях к структуре основных образовательных программ бакалавриата, предусматривает овладение выпускниками способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений. Поэтому профилактику вредных привычек среди студентов мы проводим с использованием данного метода. Таким образом, мы приобщаем молодых людей к трезвому, здоровому образу жизни и надеемся, что среди них вырастут методисты и разработают авторский спецкурс «Собриология» в будущей педагогической деятельности, позиционируя себя как педагог-собриолог.

Заключение. Таким образом, мы пришли к выводу, что многие студенты осознают вредное воздействие на здоровье употребление алкогольных и табачных изделий, но, вместе с тем, большинство из них весьма консервативны и не желают менять образ жизни. Однако работу в этом направлении необходимо продолжать с учетом полученных результатов и рекомендаций студентов. Также следует постоянно совершенствовать программу факультативных занятий по спецкурсу «Собриология».

Литература

1. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. — 144 с.

2. Колесов Д. В. Развитие психики и природа наркотизма. — М.: Педагогика, 1991. — 312 с.

3. Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:Академия, 2002. — 192 с.

4. Максимова Н. Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 384 с.

5. Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле — здоровый дух: учеб. пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 1. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 126 с.

6. Москвитина Е. Г. Формирование положительного имиджа здорового образа жизни // Культура. Наука. Образование. — 2007. — № 4. — С. 122 — 133.

7. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 176 с.

8. Сушинский С. А. Я выбираю трезвость! — М.: Изд-во МГИУ, 2008 — 172 с.

9. Углов Ф. Г. Самоубийцы. — СПб., 1995. — 72 с.

10. Цыбиков Д. В. Особенности профилактики вредных привычек среди студентов педагогического вуза (2013/14 учебный год) // Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии: материалы XXIII Междунар. конф.-семинара. — Нижний Новгород, 2014. — С. 138-141.

11. URL: http://alco.boltai.com/topics/43280229320/Alkogolnaya-statistika-Rossii

12. URL: http://www.psychologies.ru/glossary/dict/76/

13. URL: http://www.svpressa.ru/society/article/55023/

Цыбиков Дашинима Владимирович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания, заместитель директора по спортивно-массовой работе педагогического института Бурятского госуниверситета. E-mail: dvikov64@mail.ru

Tsybikov DashinimaV., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department of Physical Education, vice-director for mass sport work, Pedagogical Institution, Buryat State University. E-mail: dvikov64@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.