6. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Углова М.А. Адаптационные реакции и резервы организма. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1990. - 224 с.
7. Пирогова Е.А. Совершенствование физического состояния человека. - М.: Здоровье, 1989. - 168 с.
8. Пушкарев Ю.П., Герасимов А.П., Синельникова Е.В. О принципах физиологической адаптации к
факторам среды // Механизмы функционирования висцеральных систем: материалы междунар. конф. -СПб, 1999. - С. 302.
9. Романчук А.П. Комплексная оценка межсис-темных отношений функциональных реакций организма на физическую нагрузку // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №4. - С. 51-54.
Цинкер Виталий Михайлович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивной медицины Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 8 (3012) 21-69-89.
Tsinker Vitaliy Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, professor, department of sport medicine. Ulan-Ude, Smolin str., 24a. tel. 8 (3012) 21-69-89.
Дугарова Джута Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивной медицины Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. Тел. 8 (3012) 21-69-89.
Dugarova Dzhuta Vladimirovna, candidate of medical sciences, associate professor, department of sport medicine. Ulan-Ude, Smolin str., 24a. tel. 8 (3012) 21-69-89.
УДК 37.035
Д.В. Цыбиков, Б.Н. Найданов ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Для повышения эффективности профилактической деятельности по предупреждению и преодолению вредных привычек в молодежной среде следует применять эффективные методы педагогического воздействия, направленные в том числе и на реализацию одной из мер государственной концепции, которая предусматривает «укрепление нравственности и самосознания у детей и молодежи в целях развития у них способности эффективно противостоять употреблению алкогольной продукции».
Ключевые слова: профилактика вредных привычек у студентов вуза, спецкурс, собриология, формирование знаний о здоровом образе жизни студентов.
D.V. Tsybikov, B.N. Naidanov THE FEATURES OF PREVENTION OF HARMFUL HABITS AMONG STUDENTS
In order to improve the results of prevention activities aimed at overcoming bad habits among young people, the effective methods of pedagogical influence should be used. They should be also aimed at the realization of one of the measures of state conception, which includes "strengthening of morality and identity in children and young people to develop their ability to confront effectively the consumption of alcoholic beverages".
Keywords: prevention of harmful habits among students of higher school, special course, sobriology, formation of knowledge about healthy lifestyle of higher school students.
Введение. Распоряжением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №
2128-р одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года.
Работа по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в свете данной концепции является одним из важнейших направлений деятельности Министерства образования и науки РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, образовательных учреждений всех типов.
В концепции показано, что наша страна вышла на одно из первых мест в мире по количеству потребляемого алкоголя, которое в настоящее время превышает критические показатели и составляет более 18 л на душу населения. При этом отмечено значительное снижение возраста наркоманов и алкоголиков (Л.И. Романова, 2008).
Организация и методы исследования.
Профилактические мероприятия, направленные на снижение употребления алкоголя населением, проводились на основе метода Г.А. Шичко. Теоретические основы этого метода изложены автором в монографии «Вторая сигнальная сис-
тема и ее физиологические механизмы» (1969) и других работах.
В нашем исследовании профилактические мероприятия среди студентов проводились посредством чтения спецкурса «Собриология» два раза в неделю с последующей проверкой студенческого дневника самоанализа на предмет соответствия определенным правилам заполнения. Латинское слово «sobrietas» переводится как трезвенность, умеренность, воздержанность, рассудительность, а слово «logos» обозначает учение [1]. Следовательно, собриология - это наука о трезвости.
Студенческий дневник самоанализа состоит из двух общих тетрадей формата А4, в которых содержится комплекс вопросов и ответов на них, позволяющих молодому человеку обратить внимание на скрытые мотивы поведения в ситуациях, связанных с употреблением алкогольной продукции. Преподаватель посредством регулярной и обязательной смены дневников самоанализа имеет возможность корректировать образовательную программу. Все дневниковые записи имеют порядковый номер и правила заполнения, которые необходимо соблюдать. Нельзя использовать в ответах на вопросы дневника такие союзы, частицы, наречия, вводные слова которые употребляются при выражении колебания, неопределенности, неуверенной готовности сделать что-либо, решиться на что-либо (например, если бы не, как-нибудь, может быть и т.п.). Все ответы носят индивидуальный характер, и в каждом последующем дневнике учитываются ошибки предыдущего, что способствует серьезному отношению к учебной деятельности по собриологии.
Перечень вопросов сформирован в соответствии с методикой Г.А. Шичко. В качестве образца мы приводим вопросы дневника (приложение 1).
Следует отметить, что после завершения спецкурса «Собриология» при заполнении 25-и дневников студент-первокурсник получал зачет по указанной дисциплине.
Цель спецкурса - создание педагогических условий для осознанного отказа от вредных привычек. Для достижения поставленной цели предусматривалось решение следующих задач:
- формирование знаний о воздействии алкоголя на человеческий организм, семью и общество;
- формирование личной стратегии поведения на основе ответов на вопросы студенческого дневника самоанализа на основе метода Г.А. Шичко;
- формирование устойчивого интереса к здоровому образу жизни.
В программу спецкурса были включены следующие темы: «Образование алкогольной и табачной запрограммированности сознания», «Производство алкоголя», «Воздействие алкоголя на мозг», «Правила заполнения дневника самоанализа», «Влияние алкоголя на наследственность», «О методе Г.А. Шичко», «Деградация личности по Г.А. Шичко», «Разрушение алкоголем организма человека», «Алкогольные мифы», «История трезвеннического движения в России» и др.
В учебном процессе спецкурса были использованы видеоматериалы о влиянии алкоголя на здоровье человека.
Результаты исследования. На диаграмме 1 представлена динамика употребления алкоголя перед началом (сентябрь, 68%) и в конце занятий по программе спецкурса «Собриология» (декабрь, 28%), а также данные анонимного анкетирования после его завершения (март - 48%, апрель - 46% и май - 40%).
Динамика употребления алкоголя студентами 1 курса ПИ БГУ, в %
Диаграмма 1
40
30
сентябрь декабрь
У
<■—
У /
У
✓
✓
✓
✓
□ употребление алкоголя
март
апрель
Полученные данные свидетельствуют о существенном снижении уровня потребления алкоголя (до 29% по сравнению с исходным уровнем) сразу после окончании спецкурса и о его устойчивой позиции через три месяца после окончания учебного спецкурса.
Обсуждение результатов. В работе З.В. Ко-робкиной, В.А. Попова показано, что программирование уважительного отношения к алкоголю как обязательному элементу любого праздника начинается с самого раннего возраста. Поэтому большинство студентов, повинуясь подсознательным установкам, выступают за умеренное употребление алкоголя, которое и является основной причиной алкоголизации страны. Многие из них сопротивлялись воздействию образовательной программы, предусматривающей полный отказ от употребления алкоголя в любом виде и количестве.
К процессу заполнения дневников самоанализа приступило 66 студентов. В итоге к назна-
ченному сроку 23 студента справились с заданием полностью, т.е. заполнили 25 дневников, 18 студентов частично - заполнили более 15-ти дневников, остальные завершали выполнение заданий позже запланированного срока.
Тем не менее полученные результаты свидетельствуют об устойчивой динамике снижения употребления алкоголя студентами 1-го курса и высокой эффективности проведения профилактических мероприятий на основе метода Г.А. Шичко, способствующего предупреждению и преодолению вредных привычек.
Таким образом, программа спецкурса «Со-бриология» на основе метода Г.А. Шичко представляется нам одним из способов эффективного предупреждения и преодоления вредных привычек в студенческой среде.
Кроме того, образовательный спецкурс в целом способствует формированию у студентов-первокурсников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Приложение 1
я,____________________________________________________________________________________________,
ФИО
_________________19_______г.
дата и год рождения
Сегодня_____________________________________________
дата и время начала заполнения дневника
1. Если ты окажешься в обществе (одноклассников, одногруппников, сверстников и т.д. ), отмечающих какое-либо событие (праздник, встречу, знакомство и т.д.), как ты ответишь на их предложение закурить и (или) употребить алкоголь?
2. Опиши свое отношение к алкоголю (табаку), их запаху в настоящий момент.
3. Вспомни какой-либо один из алкогольных (табачных) соблазнителей (кино, герои книг и видеофильмов, реклама, дискотека, друзья и т.д.).
4. В какой ситуации люди употребляют алкоголь? (Разбирай одну новую ситуацию: праздник, горе, расстройство, встреча и т. д.)
5. Почему и зачем они употребляют алкоголь (никотин) в этой ситуации?
6. Что в этом на твой взгляд плохого?
7. Как в этой ситуации поступаешь ты? (Опиши 3-9 способов естественного поведения.)
8. Отрази свое понимание воздействия алкоголя на человеческий организм, семью, общество. (Каждый раз описывай одно новое воздействие алкоголя.)
9. Каков пьяный (курящий) человек в глазах отца, матери, мужа, жены, сына, дочери, друзей, врагов, одноклассников, однокурсников и т.д. (Каждый раз описывай эту ситуацию с точки зрения кого-либо из перечисленных или по своему усмотрению.)
10. Образ трезвого человека глазами того, о ком шла речь в предыдущем пункте.
11. В какой привычной ситуации человек вдыхает дым табака? (Разбери одну новую ситуацию -после еды, в период напряжения, при ожидании и т. д.)
12. Почему и зачем он так делает?
13. Что в этом, на твой взгляд, плохого?
14. Что ты делаешь вместо вдыхания табачного дыма? (Опиши 3-9 способов действия.)
15. Твое понимание воздействия табачного дыма на человека, семью, общество. (Каждый раз опиши одно воздействие.)
16. В каких ситуациях люди пренебрегают физической подготовкой? (Разбирай одну новую ситуацию - нет желания, человек предпочитает развлечения, хочет покоя и т. д.)
17. Почему и зачем они так делают?
18. Что в этом, на твой взгляд, плохого?
19. Что ты делаешь для улучшения и (или) совершенствования физической подготовки? (Опиши 3-9 способов улучшения физической подготовки.)
20. Твое понимание воздействия малоподвижного образа жизни на человека, семью, общество. (Каждый раз описывай одно воздействие.)
21. Почему ты освобождаешься от вредных привычек (зависимости)? (Каждый раз опиши по одному соображению.)
22. Что тебе больше всего запомнилось на последнем занятии? (Описывай то, что больше всего запомнилось на занятии - кино, телепередачи, газеты, книги, разговоры и т.д. об алкоголе и табаке.)
23. Дополнительные сведения и выводы, которые ты сделал за прошедший день, относительно проблемы алкогольной и табачной зависимости.
24. Вопросы и предложения к преподавателю.
25. Как вы представляете свой образ жизни в ближайшем будущем.
Литература
1. Гринченко Н.А. Собриология как научная дисциплина // Подспорье. - 2007. - сент. (№ 8). - С.1.
2. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: учеб. пособие для студ. ср. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. -144 с.
3. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. - 129 с.
4. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Алкоголь - шаг в пропасть: учеб. пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - Кн.3.- 208 с.
5. Модель подготовки специалиста по профилактике наркомании в системе высшего профессионального образования: учеб. программы / под науч.
ред. Л.М. Щипицыной. - СПб.: Образование-Культура, 2003. - 216 с.
6. Найданов Б.Н., Бадуев Н.К. Собриология -наука о сохранении здоровья подрастающего поколения // Здоровье, образование, спорт, туризм: актуальные проблемы на современном этапе развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию БГПИ-БГУ (Улан-Удэ, 27-28 апр. 2007 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-т, 2007. -С.180-181.
7. Проблемы пьянства и алкоголизма: междисциплинарный аспект: учебное пособие / под ред. Л.И. Романовой. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. - 440 с.
8. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. -176 с.
Цыбиков Дашинима Владимирович, старший преподаватель кафедры физического воспитания, заместитель директора педагогического института БГУ по спортивно-оздоровительной работе. б70024, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: dvicovich@mail. ru
Tsybikov Dashinima Vladimirovich, senior teacher, department of physical education, deputy director for sport and health education, Pedagogical Institute, Buryat State University. б70024, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
Найданов Баир Намдакович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой спортивного менеджмента и туризма факультета физической культуры, спорта и туризма БГУ. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Naidanov Bair Namdakovich, candidate of pedagogical sciences, head of department of sport management and tourism, faculty of physical training, sport and tourism, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.
1б5