Научная статья на тему 'Особенности профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата'

Особенности профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSION / PROFESSIONAL INTERESTS / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якоцуц Ольга Леонидовна

Раскрывается специфика основных теоретических подходов в изучении профессиональных интересов молодежи на современном этапе развития общества, представлены результаты исследования особенностей профессиональных интересов лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якоцуц Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the features of the main theoretical approaches in the study of youth's professional interests are opened. The examination's results of features of persons' professional interests with different level of moving activity are presented

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

УДК 159.97

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

О.Л. Якоцуц (Абакан)

Аннотация. Раскрывается специфика основных теоретических подходов в изучении профессиональных интересов молодежи на современном этапе развития общества, представлены результаты исследования особенностей профессиональных интересов лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Ключевые слова: профессия; профессиональные интересы; профессиональное самоопределение; профессиональная мобильность.

В настоящее время, как отмечается в психолого-педагогической литературе, все более актуальной становится проблема профессиональной ориентации обучающихся, имеющих нарушения двигательной активности [2, 3]. Целью профориентации являются социальная адаптация и интеграция данной категории лиц с обществом, включение их в общественно полезную деятельность [4, 8, 9].

Своевременное выявление профессиональных интересов у обучающихся, имеющих ограниченные возможности в двигательной активности [1, 10], позволит данной категории лиц удовлетворить профессиональные интересы с учетом своих физических возможностей [6, 9].

Настоящее исследование нами проведено с целью выявления особенностей профессиональных интересов у лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужили данные, полученные нами в ходе проведения эксперимента. В эксперименте приняли участие учащиеся девятых классов муниципальной специальной коррекционной общеобразовательной школы для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VI вида № 27 г. Абакана Республики Хакасия, имеющие отклонения в двигательной активности вследствие недоразвития и деформации опорно-двигательного аппарата. Учащиеся данной школы обучаются по традиционной программе. Другую категорию информантов составили учащиеся средней общеобразовательной школы №15 г. Черногор-ска Республики Хакасия с нормальной двигательной активностью. Средний возраст испытуемых - 15,5 года. Количество школьников, вовлеченных в эксперимент, составило 106 человек.

Для достижения поставленной цели нами был сформирован банк диагностических методов, адекватных цели исследования. В него вошли: 1) дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова [7], позволяющий получить данные, информирующие об интересах, предпочтениях учащихся; 2) методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток) [5], которая использу-

ется в целях профориентации и при приеме на работу; 3) методика Д. Голланда, предназначенная для определения профессионального типа личности испытуемых [10]; 4) опросник для определения профессиональных интересов подростков, позволяющий выявить профессиональные предпочтения учащихся [1]. В качестве интерпретационных методов нами выбран критерий ф* -угловое преобразование Фишера.

Результаты и их обсуждение

Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности профессиональных интересов у обучающихся, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата.

Анализ данных, полученных с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова [7], позволил установить, что тип «Человек - Техника» является популярным типом профессий в группе исследуемых с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (43,4% случаев) и в группе учащихся с нормальной двигательной активностью (17,3% случаев); (ф*=1,9; р<0,05). Выявленный тип профессий требует от человека развитых моторных навыков, поэтому в отношении данного случая нужно отметить, что профессиональные предпочтения испытуемых с отклонениями в двигательной сфере в некоторой степени не соответствуют их физическим возможностям.

В группе лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата в 37,4% случаев выявлен показатель типа «Человек - Человек», что указывает на желание данной категории лиц активно взаимодействовать в будущей профессиональной деятельности с окружающими их людьми.

Типу профессий «Человек - Знаковая система» группа опрашиваемых с нарушением функций опорно-двигательного аппарата отдает предпочтение в наименьший степени - в 8,6% случаев. Это может указывать на то, что большинство школьников данной категории не привлекает деятельность, предполагающая усидчивость, сосредоточенность, устойчивость внимания по сравнению с группой испытуемых с нормальной двигательной активностью, которые в 34,7% случаев отдают предпочтение именно типу профессий «Человек - Знаковая система» (ф*=2,3; р<0,05).

86

Клиническая (медицинская) психология

В результате исследования, проведенного на основе дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова, нами установлено, что интересы группы обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата сводятся к типам профессий «Человек - Техника» и «Человек - Человек». Группа учащихся с нормальной двигательной активностью отдает предпочтение типам профессий «Человек - Человек» и «Человек - Знаковая система».

Данные, полученные по «Карте интересов» А.Е. Го-ломштока, позволили выявить следующее: обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата из 24 видов деятельности отдают предпочтение лишь части из них, причем круг интересов группы испытуемых с нормальной двигательной активностью шире. Так, группу обучающихся с отклонениями в двигательной сфере привлекает математика (43,4% случаев), география (34,7% случаев). Значительное число испытуемых данной категории проявляют интерес к творческим видам деятельности (30,4% случаев). Группа учащихся с нормальной двигательной активностью отдает предпочтение общественной деятельности (47,8% случаев), истории (43,4% случаев) и математике (34,7% случаев) (j*=1,9; p<0,05).

Исследование контрольной и экспериментальной групп обучающихся по методике Д. Голланда показало, что испытуемым с отклонениями в двигательной сфере в большей степени присущ такой профессиональный тип личности, как реалистический, - в 43,4% случаев, а в 13,04% случаев - для учащихся с нормальной двигательной активностью (j*=2,4; p<0,01). Данный факт может указывать на то, что категория лиц с отклонениями в двигательной сфере не всегда осознает свои реальные возможности либо, наоборот, выбирает сложные виды деятельности, тем самым пытаясь овладеть компенсационными навыками, необходимыми для любой профессии. Для значительной части испытуемых с нарушениями двигательной сферы характерен конвенциональный профессиональный тип личности (30,4% случаев), характеризующий их как практичных, консервативных деятелей. Значимые показатели по артистическому типу личности выявлены в группе обучающихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (26,1% случаев), что говорит о склонности к креативности, о развитом воображении данной группы испытуемых. Среди опрошенных с отклонениями в двигательной активности лишь 13,04% присущ социально-профессиональный тип личности (ф*=1,8; р<0,05).

Преобладающие показатели по интеллектуальному типу (52,1% случаев), по социальному и профессиональному типам личности (34,7% случаев) выявлены у учащихся с нормальной двигательной активностью (j*=2,2; p<0,05), что указывает на наличие у данной категории обучающихся развитых мыслительных операций, логического мышления. Для наименьшего числа испытуемых с нормальной двигательной

активностью характерен артистический тип личности (8,6% случаев).

Данные, полученные по группе испытуемых с отклонениями в двигательной активности, выявили реалистический и конвенциональный типы, что указывает на активное желание данной категории обучающихся максимально развить свои способности и структурировать характер своей профессиональной деятельности. В группе учащихся с нормальной двигательной активностью, напротив, выявлены высокие показатели по интеллектуальному и социальному типу, свидетельствующие о развитом абстрактном мышлении, наличии вербальных и коммуникативных способностей.

Результаты, полученные с помощью опросника определения профессиональных интересов, позволили установить наиболее популярную профессию среди испытуемых с нарушением опорно-двигательного аппарата и с нормальной двигательной активностью. Ею, в частности, является социальный работник - 34,7 и в 30,4% соответственно. Наиболее престижным, по мнению обучающихся из контрольной и экспериментальной групп, является также служащий бюро/клерк (34,7 и 26,1% случаев соответственно). В 30,4% случаев учащиеся с отклонениями в двигательной сфере отдают предпочтение профессии нотариуса, а 23,4% опрошенных предпочитает профессию врача.

Таким образом, на основании психодиагностических данных нами выявлены отличные от интересов группы испытуемых с нормальной двигательной активностью особенности профессиональных интересов у учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, заключающиеся в предпочтении профессий, направленных на взаимодействие с людьми. Профессиональные интересы учащихся с отклонениями в двигательной активности в некоторой степени не соответствуют их физическим возможностям, для них характерен реалистический тип личности, требующий развитых моторных навыков. В данной группе выявлена также, как было уже сказано, склонность к выбору профессий, направленных на взаимодействие с людьми; предпочитаемыми профессиями у испытуемых с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата являются социальный работник, служащий бюро/клерк, что говорит о популярности указанных профессий.

Проведенное исследование установило, что выбор и проектирование профессионального пути учащимися с нарушением функций опорно-двигательного аппарата является сложным процессом, требующим от индивида умения осознавать свои возможности и способности устанавливать соответствие между своими личностными особенностями и требованиями профессии. В связи с тем, что двигательная функция организма - одна из основных функций, обеспечивающих адекватность жизни, которая влияет на социальную и профессиональную адаптацию, учащимся с нарушением функций опорно-двигательного

87

№ 32

Сибирский психологический журнал

2009 г.

аппарата необходима квалифицированная помощь специалистов службы профориентации.

Результаты проведенного нами эмпирического исследования подтвердили, что профессиональные интересы испытуемых с нарушением двигательной активности не

всегда зависят от осознания ими своих физических возможностей. Сказанное позволяет заключить, что своевременное и профессиональное консультирование представителей данной категории позволит адекватно оценить перспективы своей профессиональной деятельности.

Литература

1. Архангельский С.Н. Схема профориентационного описания профессий // Школа и производство. 1966. № 10. С. 24-25.

2. Борисова Е.М. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. 80 с.

3. Брылякова Л.Л. Руководство выбором профессии: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1983. 279 с.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

5. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Учеб. для вузов. М.: Педагогика, 1972. 160 с.

6. Захаров Н.И. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1988. 170 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. М.: Академия, 1996. 512 с.

8. Коломинский Я.Л. Человек: профессия: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1986. 223 с.

9. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред.

Т.А. Власовой. М.: Просвещение, 1985. 120 с.

10. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Наука, 2003. 190 с.

THE FEATURES OF PERSONS’ PROFESSIONAL INTERESTS WITH DIFFERENT LEVEL OF MOVING ACTIVITY Yakotsuts O.L. (Abakan)

Summary. In this article the features of the main theoretical approaches in the study of youth’s professional interests are opened. The examination’s results of features of persons’ professional interests with different level of moving activity are presented.

Key words: profession; professional interests; professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.