Научная статья на тему 'Особенности профессиональной риторики тамбовских политиков'

Особенности профессиональной риторики тамбовских политиков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
225
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / POLITICAL RHETORIC / ПУБЛИЧНЫЙ ДИСКУРС / PUBLIC DISCOURSE / РЕЧЕВОЙ ИМИДЖ / SPEECH IMAGE / КЛЮЧЕВЫЕ СИМВОЛЫ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ НОРМЫ / LITERARY NORMS / РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / RHETORICAL DEVICES / РИТОРИЧЕСКИЙ ОБОРОТ / THE RHETORICAL TURN / ОБРАЗ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / THE WAY A COMPETITIVE ENVIRONMENT / MANIPULATIVE TECHNIQUES / NLP / KEY CHARACTERS / EMOTIONALLY COLOURED WORDS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елисеева О.В.

В статье исследуется специфика риторики политических лидеров на территории Тамбовской области путем анализа аудиои видеоматериалов публичных выступлений первых лиц. В ходе исследования автор обращает внимание на тональность и содержание публичных выступлений региональных политиков, красоту и грамотность публичного дискурса, а также на манипулятивные и риторические приемы, используемые тамбовскими политиками. Автор изучает реакцию аудитории на публичные выступления оратора и проводит сравнительный анализ политического дискурса представителей различных политико-идеологических взглядов. Делается вывод, что дискурс определяет имидж политического деятеля в региональном публичном пространстве и формирует определенный образ в массовом сознании граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Елисеева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POLITICAL RHETORIC OF THE TAMBOV POLITICIANS

In this paper we investigate the specificity of the rhetoric of political figures in the territory of the Tambov region through the analysis of audio and video materials public speaking. during the study, the author pays attention to the tone and content of public speeches of regional politicians, beauty and literacy of public discourse, and the manipulative and rhetorical devices used in the Tambov politicians in his speech. In addition, the author studies the reaction of the audience at a public performance and tries to make a comparative analysis of the political discourse of the representatives of different political and ideological views. As a result of research, the author comes to the conclusion that political discourse defines further the image of the politician in the regional public space and creates a certain image in the popular consciousness of ordinary citizens.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной риторики тамбовских политиков»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РИТОРИКИ ТАМБОВСКИХ ПОЛИТИКОВ

Елисеева Ольга Витальевна

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, магистрант 1-го курса направления подготовки «Политология», e-mail: eliseeval99@yandex.ru

В статье исследуется специфика риторики политических лидеров на территории Тамбовской области путем анализа аудио- и видеоматериалов публичных выступлений первых лиц. В ходе исследования автор обращает внимание на тональность и содержание публичных выступлений региональных политиков, красоту и грамотность публичного дискурса, а также на манипулятивные и риторические приемы, используемые тамбовскими политиками. Автор изучает реакцию аудитории на публичные выступления оратора и проводит сравнительный анализ политического дискурса представителей различных по-литико-идеологических взглядов. Делается вывод, что дискурс определяет имидж политического деятеля в региональном публичном пространстве и формирует определенный образ в массовом сознании граждан.

Ключевые слова: политическая риторика, публичный дискурс, речевой имидж, ключевые символы, литературные нормы, риторические приемы, риторический оборот, образ, конкурентная среда.

Еще с античных времен риторика играла особую роль для политического лидера. Посредством риторики политические деятели обращались к общественности для того, чтобы расположить к себе и получить поддержку людей. Безусловно, в данном случае политическая речь служит неким способом манипулирования и воздействия на массовое сознание. Слово выступает в качестве главного орудия политического деятеля: побеждает тот политик, который говорит более убедительно и красиво. Кроме того, грамотно построенный политический дискурс определяет имидж политика в публичном пространстве и формирует в массовом сознании определенный образ.

В настоящее время риторика остается одной из наиболее востребованных сфер изучения. Существуют работы, посвящен-

ные изучению политического дискурса современных политиков. Так, например, М.А. Коновалова, Т.В. Анисимова, И.А. Самуй-лова, Н.В. Щербакова специализировались на изучении личности политического лидера по текстам его выступлений [1].

Безусловно, большей популярностью изучение политического дискурса пользуется среди лингвистов и филологов. Б.В. Аверин [2], А.И. Зайцев [2], А.Ф. Лосев [3], Ю.В. Откупщиков [4] изучили литературную грамотность и чистоты речи.

Кроме того, немаловажную роль в публичном дискурсе российских политиков занимает изучение манипулятивных приемов. Так, подавляющее большинство авторов - С.Г. Кара-Мурза [5], В.Д. Мордачев [6], Т.С. Мельникова [7], X. Фексеус [8] - специализировались на рассмотрении манипулятивных технологий и применении НЛП в публичном выступлении.

В настоящее время особую роль играет изучение политического дискурса на региональном уровне. Стоит отметить, что на территории Тамбовской области рассмотрение феномена политической риторики не получило глубокого изучения. Исследования проводились, но носили скорее спорадический характер. Так, A.B. Зимин уделил ключевое внимание изучению языка в период избирательной кампании [9]. С.С. Давыдова изучила степень восприятия предвыборных роликов в массовом сознании тамбовского студенчества [10].

Мы попытаемся детально изучить политический дискурс тамбовских политиков и дать его краткую характеристику. С этой целью нами было проведено авторское исследование, основанное на анализе аудио- и видеоматериала публичных выступлений региональных политиков. Нами было проанализировано несколько десятков видео за 2011-2015 гг. Выборочная совокупность составила наиболее содержательные для нашего анализа материалы (выступления на митингах, праздниках). Объектами изучения стали политики, наиболее часто появляющиеся в публичном пространстве региона (экс-губернатор О.И. Бетин, губернатор A.B. Никитин, бывший сити-менеджер А.Ф. Бобров, депутат Государственной думы Т.В. Плетнева и ряд других).

В ходе исследования мы попытались ответить на несколько вопросов. Как определить красоту и выразительность речи с по-

мощью выявления риторических оборотов и манипулятивных приемов? Соответствует ли риторика литературным нормам? Каким образом изменилась тональность выступлений представителей различных политико-идеологических взглядов (левых, центра, либерал-демократов) за последние четыре года? По каким критериям возможно изучить реакцию аудитории на публичное выступление ритора? Какие образы политического лидера складываются в общественном массовом сознании?

Исследование привело нас к следующим выводам.

Во-первых, для придания выразительности и яркости речи региональные политики прибегают к риторическим приемам. Например, наиболее часто в публичном дискурсе политиками используются следующие приемы: метафора, эпитеты, анафора, олицетворение, лексический повтор, риторическое восклицание, умолчание, пауза, оксюморон, метонимия, ирония и др. Кроме того, представители левого сектора чаще иных политических сил прибегают к фразеологизму, сарказму, иронии и слоганам (например, «вернуть власть советам», «товарищу Сталину -ура», «обить язык»).

Для поддержания своих взглядов политики используют эмоционально окрашенные слова или ключевые символы. Так, например, «семья», «старики», «дети войны», «Советский Союз», «рабочие», - эти слова формируют в массовом сознании положительные ассоциации с советским прошлым. А такие ключевые символы, как «русский народ», «братский народ», «подвиг», «героический город - Тамбов» формируют в сознании чувство ответственности, долга, объединения и патриотизма. Более того, упор в политическом дискурсе на объединение является одним из излюбленных приемов политиков, ибо способствует отвлечению от внутренних проблем.

Во-вторых, наблюдение выявило более открытую и экспрессивную риторику представителей левых политико-идеоло-гических взглядов и более осторожную линию поведения центристов. Это объясняется тем, что представители правящей партии действуют открыто, ибо фактически не видят в оппозиции конкурентов. Если критика в адрес оппонентов и присутствует, то носит скрытый характер (например, через противопоставле-

ния нынешних достижений советскому прошлому или «неактуальности советских идей в современной России»),

В целом, публичный дискурс противостоящих группировок зачастую сводится к взаимным оскорблениям. Центр обвиняет представителей левого сектора в популизме, а позиция левых, в свою очередь, сводится к критике центристов в неэффективной государственной политике.

В-третьих, анализ показал, что к 2015 г. в публичном дискурсе возникают патриотические ноты и интеграция политических сил против «внешнего врага». Вопросы, касающиеся Украины, а также позиции России на международной арене, становятся доминирующими в региональном дискурсе представителей всех политико-идеологических взглядов.

Наблюдения показали, что для поддержания отмеченных идей тамбовские политики в публичном выступлении опираются на манипулятивные приемы. Наиболее часто в речи используются «якорение» (концентрация на проблеме санкций и политической ситуации, сложившийся в Украине); отвлечение («внутренний враг» подменяется на «внешнего»); прием «свой -чужой»; создание угрозы и проблемы; использование эмоционально окрашенных слов («память», «подвиг народа», «братский народ», «испытание», «победа», «объединение», «преступ-ники-бандеровцы», «ядовитая сила фашизма», «война»).

Кроме того, метод включенного наблюдения выявил неоднозначную реакцию аудитории на публичные выступления региональных политиков. С одной стороны, мы можем наблюдать сочувствие и сожаление к проблемам, происходящим в соседней стране. С другой стороны, среди присутствующих наблюдается рост недоверия и напряжения к риторике политиков. Мы можем предположить, что это связано с апатическими настроениями в обществе и разочарованностью в проводимых государством преобразованиях.

В-четвертых, полученные результаты демонстрируют невысокий уровень культуры речи в регионе. С лингвистической точки зрения наблюдается нарушение лексических, орфоэпических, словообразовательных норм. Однако не всегда грамотность является залогом успеха политического деятеля. Как пока-

зывает практика, политический лидер, зачастую не соблюдающий нормы русского языка и отличающийся специфическим говором, в народных массах вызывает гораздо большее доверие и симпатию. По нашим оценкам, народ симпатизирует такому политику «за его приближенную к народу манеру говорить».

В-пятых, авторское исследование показало, что у каждого политика складывается собственный имидж в глазах общественности. Наиболее точно раскрывают образы региональных политиков выборы главы Тамбовской области 2015 г. В качестве примера проанализируем образы наиболее запоминающихся кандидатов.

Лидер предвыборной гонки A.B. Никитин создает образ сильной личности и «крупного хозяйственника». Кроме того, в массовом сознании он воспринимается как «свой кандидат». В риторике он делает упор на развитие, ответственность, перемены, энергию, объединение и результат.

Лидер коммунистов А.И. Жидков привлекает общественность не личной симпатией, а своими последовательными идеологическими взглядами. Безусловно, у него сформировался базовый электорат, поддерживающий его идеи. В глазах общественности он выступает как «борец» с нынешней государственной властью. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что этот кандидат уделяет большое внимание критике существующей власти и заостряет избыточное внимание на советском прошлом.

Либерал-демократ Р.И. Худяков позиционирует себя как честный и справедливый кандидат. В образе Худякова доминирующие качества - молодость и внешность. Кроме того, отмеченный политик создает позитивный образ семьянина (на агитационных плакатах изображен с семьей), что также вызывает поддержку среди определенных групп населения.

Резюмирую:

1. Региональные политики с целью воздействия на массовое сознание опираются на манипулятивные и риторические приемы.

2. Подавляющая часть публичных выступлений не соответствует литературным нормам.

3. В публичном пространстве доминирующую позицию занимает «Партия власти».

4. Как таковой конкурентной среды в публичном пространстве не сформировалось.

5. К 2015 г. в публичном дискурсе формируются патриотические ноты и происходит сближение политических сил в противовес «внешнему врагу».

6. В публичном пространстве у регионального политика складывается собственный имидж и соответствующая данному образу риторика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Щербакова Н.В. Психолингвистический подход к выявлению когнитивных стилей политических лидеров: дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2005. 181 с.

2. Аверин Б.В. Лекции по литературе и другие спецкурсы: аудиокнига. URL: http://bctclgcjzc.ni/audioknigi-uchcbnic/2385-boris-averin-lekcii-po-russkoj -literature-i-drugie-speckursy audio-kniga.html

3. Лосев А.Ф. Введение в общую теорию языковых моделей. М.: Либроком, 2010. 236 с.

4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. СПб.: Авалон, 2005. 356 с.

5. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М.: Академический Проект, 2000. 298 с.

6. Мордачев В.Д. Манипулирование людьми. Играем на слабостях. М.: Феникс, 2007. 126 с.

7. Мельникова Т.С. Пропаганда как технология политического манипулирования//Власть. 2010. № 5. С. 48-51.

8. Фексеус X. Искусство манипуляции. Как не дать себя обмануть. М.: Рипол Классик, 2010. 276 с.

9. Зимин A.B. Речевой имидж политика в избирательной кампании // Культура речи на рубеже XX-XXI вв.: мат-лы заседания Круглого стола / отв. ред. Н.Л. Потанина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2005. С. 17-28.

10. Давыдова С.С. Политическая реклама на президентских выборах 2012 г. как инструмент политической социализации тамбовского студенчества // PRO NUNC. Современные политические процессы. Вып. 11: Российская политика: «первая строка» (сочинения начинающих политологов). Тамбов, 2012. С. 56-63.

THE POLITICAL RHETORIC OF THE TAMBOV POLITICIANS Eliseeva Olga Vitalievna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, First-Year Candidate for a Master's Degree Studying «Political Science», e-mail: eliseeval99@yandex.ru

In this paper we investigate the specificity of the rhetoric of political figures in the territory of the Tambov region through the analysis of audio and video materials public speaking, during the study, the author pays attention to the tone and content of public speeches of regional politicians, beauty and literacy of public discourse, and the manipulative and rhetorical devices used in the Tambov politicians in his speech. In addition, the author studies the reaction of the audience at a public performance and tries to make a comparative analysis of the political discourse of the representatives of different political and ideological views. As a result of research, the author comes to the conclusion that political discourse defines further the image of the politician in the regional public space and creates a certain image in the popular consciousness of ordinary citizens.

Key words: political rhetoric, public discourse, manipulative techniques, NLP, speech image, key characters, literary norms, rhetorical devices, emotionally coloured words, the rhetorical turn, the way a competitive environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.