Научная статья на тему 'Риторические приемы создания негативного имиджа СССР в политическом дискурсе (на примере речей Р. Рейгана)'

Риторические приемы создания негативного имиджа СССР в политическом дискурсе (на примере речей Р. Рейгана) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1709
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / МАНИПУЛЯЦИЯ / РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / НЕГАТИВНЫЙ ИМИДЖ СССР / РЕЧИ РОНАЛЬДА РЕЙГАНА / IMAGE / POLITICAL DISCOURSE / MANIPULATION / RHETORICAL DEVICES / NEGATIVE IMAGE OF THE USSR / SPEECHES BY RONALD REAGAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безруков Вадим Аркадьевич

В статье рассматривается взаимосвязь терминов «имидж» и «политический дискурс», а также описываются основные характеристики этих понятий. Также автор делает обзор основных риторических приемов, использованных для создания негативного имиджа СССР, на основе наиболее известных выступлений 40-го Президента США Ронадльда Рейгана и проводит параллели с современной политической ситуацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Безруков Вадим Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhetorical devices used to create the negative image of the USSR in political discourse (on the material of speeches by Ronald Reagan)

In the article the author examines the correlation between the terms “image” and “political discourse” and describes the main features of these notions. The author also makes an overview of the rhetorical devices used to create the negative image of the USSR based on the best-known speeches by the 40 th President of the USA Ronald Reagan. The article draws parallels to the present-day political situation too.

Текст научной работы на тему «Риторические приемы создания негативного имиджа СССР в политическом дискурсе (на примере речей Р. Рейгана)»

УДК 811.111. 8142:808.5 ББК 81.1

Безруков Вадим Аркадьевич

кандидат филологических наук, старший преподаватель НИУ ВШЭ г. Москва Bezroukov Vadim Arkadyevich candidate of philological sciences, senior lecturer

National Research University Higher School of Economics

Moscow tomegek-uruk@mail.ru Риторические приемы создания негативного имиджа СССР в политическом дискурсе (на примере речей Р. Рейгана) Rhetorical devices used to create the negative image of the USSR in political discourse (on the material of speeches by Ronald Reagan)

В статье рассматривается взаимосвязь терминов «имидж» и «политический дискурс», а также описываются основные характеристики этих понятий. Также автор делает обзор основных риторических приемов, использованных для создания негативного имиджа СССР, на основе наиболее известных выступлений 40-го Президента США Ронадльда Рейгана и проводит параллели с современной политической ситуацией.

In the article the author examines the correlation between the terms "image" and "political discourse" and describes the main features of these notions. The author also makes an overview of the rhetorical devices used to create the negative image of the USSR based on the best-known speeches by the 40th President of the USA Ronald Reagan. The article draws parallels to the present-day political situation too.

Ключевые слова: имидж, политический дискурс, манипуляция, риторические приемы, негативный имидж СССР, речи Рональда Рейгана.

Keywords: image, political discourse, manipulation, rhetorical devices, negative image of the USSR, speeches by Ronald Reagan.

ГТЧ "

Термин «имидж» давно и прочно вошел в русский язык и русскую политическую культуру. В нашей стране одним из первых термин «имидж» был использован профессором О.А. Феофановым, который рассматривал это явление как «образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями - социальными, психологическими, эстетическими, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими

социальной значимостью для воспринимающих такой образ» [16, с.214]. За прошедшие десятилетия имидж становился объектом исследования в трудах В.П. Шейнова [20, 21], Р.Ф. Фурс [17], М.А. Лукашенко [9], Е.В. Егорова-Гантман [5], Е.А. Репина [13] и других специалистов, которые изучали феномен имиджа как явление политической коммуникации. В результате в рамках имиджелогии сформировалось отдельное направление - политическая имидже-логия. Данная дисциплина описывает имидж как сложное явление, обладающее целым рядом признаков и характеристик.

Во-первых, политическая имиджелогия выделяет целый ряд субъектов -носителей имиджа. В их качестве могут выступать как отдельный человек или группа людей, так и организации - от партии до государственного строя или государства в целом. Во-вторых, создание имиджа преследует определённую цель. В исследованиях, проведенных Г.Г. Почепцовым, имидж представлен как образ политического деятеля, призванный осуществлять воздействие на людей [12, с.27]. Именно поэтому основная цель политических имиджмейкеров имеет все признаки манипуляции, а именно: сформировать и внушить реципиентам имидж субъекта политической активности. Обе эти задачи не являются тривиальными, поскольку зачастую основой для формирования имиджа субъекта выступают не его реальные качества, которые могут быть оценены объективно, а так называемые социально привлекательные качества (активность, красноречие и т.п.), которые отвечают ожиданиям и опасениям реципиентов [22]. В своей книге «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми» В.П. Шейнов справедливо заметил, что люди чаще всего приобретают собственное отношение к тому или иному политику, партии или государству субъективно: «Большинство делают свой выбор отнюдь не на рациональном уровне: они не станут с карандашом в руках читать программы, листовки и пр. Их критерии совсем иные: «наш мужик», «а он вроде бы ничего...», «я его видела, он мне понравился», «у него клипы душевные», «он хорошо выступает», «он собак любит» и т.п.» [21, с.197].

Превращению имиджа из маркетингового продукта в феномен психики реципиента, который воздействует как на сознание, так и на подсознание, способствуют стратегии создания имиджа, среди которых Г.Г. Почепцов, например, выделяет такие как мифологизация, метафоризация, эмоционализация, вербализация, акцентирование информации и пр. [12, с.128-135].

Вне зависимости от избранной стратегии, формирования имиджа проходит через определенные этапы, под которыми подразумеваются подготовка, заявка и фиксация имиджа [10, с.39]. На этапе подготовки имиджмейкеры находят сильные и наиболее уязвимые стороны политического лидера или партии, создают примерный образ, который будет корректироваться с течением времени и изменениями на политической арене. Не менее важен анализ имиджа соперника для успешного использования контраста «хорошо-плохо» (в свою, разумеется, пользу) и дальнейшего создания негативного образа противника. Затем идет заявка, то есть воплощение имиджа в жизнь, а после заявки - фиксация имиджа как явления психики реципиента.

Персональный имидж - является основным, но не единственным типом имиджа участника политической коммуникации. Кроме персонального имиджа, существует социальный имидж, подразумевающий принадлежность к партии, национальности или вероисповеданию. И, наконец, существует символический имидж, согласно которому реципиент воспринимает политика, политическое движение или целое государство как представителя некой идеологии.

Наконец, различными могут быть внешние формы имиджа, предъявленные целевой аудитории. Успешность / не успешность РЯ кампании определяют такие составляющие как визуальный образ (будь то сам облик политика или цветовая гамма эмблемы партии), невербальные компоненты коммуникации (хрестоматийными стали жесты многих политических деятелей) и, конечно, риторические приемы, используемые для создания того или иного имиджа участника политической коммуникации. Данный компонент имиджа в политике изучает особое направление науки о языке - политическая лингвистика.

Объектом изучения политической лингвистики является политическая коммуникация. Несмотря на то, что в современной политической лингвистике существуют различные течения и направления, именно дискурсивный подход к изучению языка политической коммуникации представляется особенно плодотворным. Во-первых, он задает тот ракурс исследования, который позволяет, по мнению О.А. Михалёвой, осмыслить «...важную, сущностную сторону этой области функционирования языка - специфику осуществляемой в ней концептуализации мира, порождающей широкий спектр форм манипулятивного воздействия» [11, с.7]. Во-вторых, именно существующий в рамках дискурсивного подхода критический дискурс-анализ привлек внимание специалистов к отрицательным образам «чужих» как представителей иных рас, этносов и культур. Европейские исследователи, например, показывают, что в средствах массовой информации иммигранты из неевропейских стран регулярно представляются через образы наводнения, военного вторжения, болезни, нашествия животных, пожара [3]. Таким образом, одним из ключевых понятий данного исследования является понятие «дискурс», относительно к определенной сфере деятельности - политической коммуникации.

В настоящий момент не существует единого определения термина «дискурс», что объясняется в том числе и тем фактом, что он входит в понятийный словарь не только лингвистики, но и других областей знаний. Тем не менее, при расхождении во взглядах отдельных специалистов на определение понятия «дискурс», все они утверждают, что дискурс представляет собой нечто больше, чем просто текст. В современной лингвистике дискурс рассматривается как явление, подразумевающее причины, особенности и условия, в которых произносится тот или иной текст (см., например, определения Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова [7, с.8], Н.Д. Арутюновой [1, с.136-137] и А.Н. Баранова [2, с.246]).

Классифицируя виды дискурсов, выделяют, например, так называемые «национальные» дискурсы (русский, английский, итальянский и т.д.) и профес-

сиональные (научный, экономический, разговорный, литературный и, конечно, политический и т.п.). Применительно к данному исследованию важным представляется также деление политического дискурса на электоральный и президентский. Основное различие между ними заключается в том, что электоральный дискурс обладает узкой направленностью - темы, которые он затрагивает, касаются преимущественно экономики, социальной и культурной сфер. Президентский дискурс значительно отличается от электорального тем, что в нем затрагивается самый широкий круг вопросов, и он носит риторический характер. Каждое выступление президента имеет свою цель, затрагивает совершенно различные сферы жизни, не обязательно является призывом, а может быть как отчетом, так и выражением радости или скорби. Каждое подобное выступление имеет свои особенности в плане построения текста, манеры подачи, громкости голоса и множества других факторов.

Особенностью политического дискурса в целом является тот факт, что, как уже неоднократно замечалось, язык нередко становится орудием для достижения манипулятивных целей в ходе политической коммуникации. Именно этот факт определяет его характерные особенности и отличает политический от медицинского, юридического, философского и других видов дискурса.

По мнению Е.И. Шейгал, одной из наиболее ярких отличительных особенностей политического дискурса выступает тот факт, что его тезаурус характеризуется смысловой неопределённостью. Так же, по мнению автора, политический дискурс характеризуется фидеистичностью, то есть целью риторических приемов, используемых для манипуляции, служит прежде всего подсознание реципиента. Для политического дискурса так же характерна эзотерич-ность, то есть смысл многих сказанных фраз и выражений понятен лишь узкому кругу людей и, конечно же, театральность. Для того, чтобы добиться своей цели, любой политик, несомненно, сможет разыграть негодование, радость, печаль или любую нужную эмоцию, а подспорьем в этом деле будут средства языковой выразительности и манипулятивные приемы [19]. Выводы, к которым

приходит Е.И. Шейгал, лишний раз подтверждают тот факт, что в силу своих особенностей политический дискурс позволяет реализовывать цели манипуля-тивного характера.

В учебном пособии «PR: теория и практика» авторами было выделено несколько целей политического дискурса, направленного на создание негативного имиджа или так называемого «черного пиара». Прежде всего, это самореклама (возвеличивание себя на фоне конкурента) и оказание влияния, давления на оппонента, власть или целое государство. Нередко черный пиар преследует и такие цели как подрыв деловой репутации и запугивание нужного субъекта с целью добиться от него большей «сговорчивости» [9, с.17]. Эти цели четко прослеживаются в речах 40-го президента США Рональда Рейгана, посвященных проблемам, касающимся Советского Союза: какой бы ни была политическая ситуация в США, какие изменения не происходили бы в экономике, какой агрессивной не была бы внешняя политика страны, президент и США как страна в целом все равно будут смотреться выигрышно на фоне власти, которая делает все, для того чтобы подавить попытки свободного самовыражения собственного народа (что типично для «Империи зла»), сбивает самолеты с многочисленными пассажирами на борту (инцидент со сбитым в 1983 году Боингом южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines), отрицает право народа на религию и жизнь в демократическом государстве и т.д. То же самое касается и сговорчивости, чего президент и не скрывает, неоднократно говоря о том, что Советский Союз не идет навстречу мировому сообществу в плане ядерного разоружения и следования правил гражданской авиации.

Материалом для данной статьи послужили речи 40-го президента США Рональда Рейгана, произнесенные им в моменты наивысшего политического напряжения между СССР и США, а именно: (1) выступление Р. Рейгана перед Национальной ассоциацией евангелистов США во Флориде 8 марта 1983 года, более известное как речь об «Империи зла» [23]; (2) телевизионное выступление Президента США от 23 марта 1983 года, более известное как речь о «Звезд-

ных войнах» [24]; (3) телевизионное выступление Р. Рейгана 5 сентября 1983 года (речь, произнесенная после инцидента с южнокорейским Боингом 1 сентября 1983 года) [25]; и наконец, (4) выступление президента перед жителями восточного Берлина 12 июня 1987 года, более известное как «Речь у Берлинской стены» [27]1. Анализ данных выступлений позволяет выделить широкий набор риторических приемов, использованных Р. Рейганом и его командой для создания негативного имиджа СССР в мире, поскольку главным субъектом политической коммуникации в каждой из этих речей выступает Советский Союз и его руководство.

Традиционно под риторическими приемами понимают стилистические средства, служащие для оформления мысли и ее украшения. В данной работе, однако, мы вслед за Г.А. Копниной будем понимать риторические приемы более широко, как «прагматически маркированные мотивированные отклонения от нормы в ее широком понимании» [8, с.65]. Данный подход позволяет описать широкий ансамбль приемов манипулирования, встречающиеся в речах 40-го президента США и направленных на создание негативного имиджа СССР. Все риторические приемы, встреченные в проанализированном материале, могут быть разделены на три большие группы: паралогические, параквантитаторные и паралингвальные (стилистические) риторические приемы.

Паралогические риторические приемы

Под паралогическими риторическими приемами обычно понимаются «осознанные и целенаправленные отклонения от законов и правил формальной логики» [8, с.66]. Как можно понять из определения, по сути паралогические риторические приемы представляют собой логические ошибки в рассуждениях, совершенные субъектом политической коммуникации в манипулятивных целях. Анализ речей Рональда Рейгана показал, что данные приемы входили в ан-

1 Тесты статей взяты с ресурса: http://www.reagan.utexas.edu (Президентская Библиотека им. Рональда Рейгана).

самбль манипулятивных средств 40-го Президента США.

Прием мнимого следования

Данный метод манипулирования является одним из видов логической ошибки. Оратор намеренно использует прием мнимого следования для создания «...видимой (но ложной) логической связи между аргументами и тезисом» [4, с.94]. Необоснованная связь между аргументами и тезисом может быть создана при помощи лексических средств: следовательно, таким образом, итак и т.д. К сожалению, не каждый реципиент обратит внимание на то, что вывод вовсе не следует из приведенных оснований. Прибегая к подобному методу создания негативного образа противника, говорящий должен сыграть на чувствах и эмоциях слушателей, но никак не воззвать к рассуждениям, ведь если реципиент начнет сам размышлять и строить логические цепочки, несоответствие, к которым прибегнул оратор, могут быть выявлены. Один из наиболее интересных случаев использования данного паралогического манипулятивного приема можно найти в речи Р. Рейгана о «Звездных войнах».

Чтобы вызвать опасения и даже страх у сограждан, оратор приводит данные о военной мощи СССР и, используя для создания негативного образа противника прием мнимого следования, внушает согражданам мысль о том, что, если Советский Союз обладает значимым, превосходящим другие страны военным потенциалом, то он обязательно им воспользуется: "The Soviet Buildup for 20 years, the Soviet Union has been accumulating enormous military might. They didn't stop when their forces exceeded all requirements of a legitimate defensive capability. And they haven't stopped now. During the past decade and a half, the Soviets have built up a massive arsenal of new strategic nuclear weapons - weapons that can strike directly at the United States" [24].

Проводя параллели с современностью, стоит упомянуть протесты Государственного Департамента США против учений вооруженных сил РФ, проходивших в сотнях километров от границ Украины в Астраханской области, но в западной прессе преподносимых как концентрация войск на границе с целью

последующего вторжения в суверенную страну.

Создание импликатур

Обычно под импликатурами понимаются «.смысловые лакуны, при которых адресат, стремящийся к осмыслению воспринимаемого текста как связанного, оказывается вынужденным неосознанно восполнять его суждения, соответствующими невысказанной (поскольку она якобы очевидна) точке зрения говорящего» [15, с.96].

Выступая перед американцами 5 сентября 1983 года, Р. Рейган произносит речь, в которой формулирует отношение США к трагедии южнокорейского авиалайнера. Очевидно, что приводя доказательства безусловной вины советской стороны, оратор рассчитывал на то, что сограждане не будут подвергать его слова сомнению, а лишь слепо верить сказанному. Предъявляя записи переговоров советских летчиков, Рейган говорит: "Japanese ground sites recorded the interceptor planes' radio transmissions -- their conversations with their own ground control. We only have the voices from the pilots; the Soviet ground-to-air transmissions were not recorded. It's plain, however, from the pilot's words that he's responding to orders and queries from his own ground control" [25]. До сих пор существует множество версий произошедшего, однако в своих попытках убедить сограждан в том, что СССР без предупреждения открыла огонь по пассажирскому авиалайнеру, Рейган старается создать атмосферу очевидности произошедшего. Именно поэтому он не считая нужным объяснять, почему на записях, которыми располагают американские источники, представлены только слова пилотов и почему не была изучена полная версия записей, которой (со слов президента) располагали японцы. Для этого он прибегает к паралогическому приему создания импликатуры, использовав в тексте конструкцию "It's plain, however, that", которая подразумевает, что факты, о которых сообщает президент, совершенно очевидны и неоспоримы.

Подмена тезиса

Еще один довольно интересный метод создания негативного образа про-

тивника, который был использован Р. Рейганом в своих выступлениях, это подмена тезиса. Данный прием имеет целью «...ввести адресата в заблуждение и создать видимость обоснованности, доказательности выдвигаемого тезиса» [4, с.92]. Вновь обратимся к речи Р. Рейгана, произнесенной по случаю гибели корейского авиалайнера. В частности, цитируя одно из периодических изданий, Р. Рейган говорит: "One newspaper in India said, «If every passenger plane.is fair game for home air forces.it will be the end to civil aviation as we know it" [25]. Какой бы версии произошедшего не придерживался оратор, ему, вероятно, был известен тот факт, что существуют как международные нормы гражданской авиации, так и право любого суверенного государства на защиту своих воздушных границ в случае их нарушения. Удачно использовав цитату, Р. Рейган тем не менее доказывает другой тезис - ни одно ПВО мира, ни при каких обстоятельствах не имеет права действовать, если его воздушное пространство пересек пассажирский лайнер. Подмена тезиса в данном случае является ничем иным, как завуалированной попыткой навязать слушателям определенную версию случившегося и выставить одну из сторон инцидента агрессором, создавая ей крайне негативный имидж как субъекта на мировой политической арене.

Проведение некорректных сравнений и отталкивающих ассоциаций

Пожалуй, одним из самых популярных способов создания негативного имиджа противника является проведение некорректных сравнений и отталкивающих ассоциаций. С. С. Елисеева характеризует данный метод следующим образом: «Образ политика ставится в такой контекст, где он не может быть воспринят положительно» [6, с. 17]. Как показал анализ выступлений Р. Рейгана, данный прием вполне применим и для создания имиджа целого государства, его политического режима. Для реализации данного манипулятивного приема консультантами Белого дома был предпринят гениальный пиар ход - в своих речах президент часто обращается к теме религии, формируя в сознании реципиентов образ глубоко религиозного человека.

Для пояснения механизмов работы данного паралогического приема при-

ведем довольно обширную цитату из работы В.П. Шейнова «Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми»: «Почему отношение к религии имеет такое большое значение для политиков и в значительной степени влияет на их имидж? Сошлемся на зарубежный опыт, там об этом говорят просто и ясно: если политический деятель искренне верит в Бога, значит, он будет следовать той морали, которую проповедует его религия. Если не верит, то от него можно ждать чего угодно. Буквально по Достоевскому: «Если Бога нет, то можно все». К примеру, политик — истинный христианин, поэтому он обязательно будет придерживаться заповедей, изложенных в Библии и Евангелии. Не поступая так, он совершает грех. Будучи верующим, политик становится понятным и близким своему народу, который полагает, что религиозность не позволит ему совершать дурные поступки. У неверующего политика нравственные ориентиры и моральные нормы неясны, поэтому трудно предположить, как он будет поступать в сложной ситуации нравственного выбора. Как доверять такому?» [21, с.200]. В своих речах Р. Рейган постоянно подчеркивает свою приверженность вере, создавая себе образ глубоко религиозного человека, которому доверяла значительная часть американцев. Тем самым, Р. Рейган создавал и негативный образ Советского Союза - государства атеистов, государства, которое отрицает религию и ее основные ценности. Так, в речи у Берлинской стены он говорит: "The totalitarian worlds finds symbols of love and of worship an affront" [26]. Характеризуя тоталитарные режимы таким образом, президент США делает особый акцент на контрасте «хорошо (США и ее лидер - глубоко религиозный человек) - плохо (СССР как государство атеистов, отрицающих религиозность, а, следовательно, базовые моральные устои)». С логической же точки зрения, подобное сравнение некорректно, ибо понятие «аморальный» не тождественно понятию «не религиозный». Тем не менее, настаивая на принципиальной аморальности Советского режима, Р. Рейган получает мощнейший манипу-лятивный ресурс для идеологической борьбы с государством-соперником.

Параквантитативные риторические приемы

Параквантитативные приемы, в основе успешного использования которых лежит принцип нарушения полноты информации в высказывании, могут быть разделены на две большие группы: 1) приемы, основанные на пропуске информации; 2) приемы внесения второстепенной, неважной (казалось бы, лишней) информации в высказывание [8, с.76]. Наиболее часто встречающимся пара-квантитативным приемом в речах Р. Рейгана была генерализация.

Генерализация

Президентский дискурс по определению обращен к каждому в отдельности и массам в общем, поэтому неудивительно, что генерализация как манипу-лятивный прием часто встречается в речах Р. Рейгана. «Генерализация - высказывания, которые позволяют представить какое-либо суждение, мнение или оценку как разделяемые многими или единственно возможные. Часто для этого употребляется местоимение мы с размытым содержанием, неопределенные или обобщенно-личные предложения, предложения со сказуемым в страдательном залоге, а также используются специальные фразеологические обороты типа «Известно, что.», «Считается, что.», «Как известно.» и т.д.» [6, с.11].

Так, создавая образ «Империи зла», 40-й президент США при этом призывает к единению собственных рядов: "While we must be cautious about forcing the pace of change, we must not hesitate to declare our ultimate objectives and to take concrete actions to move toward them. We must be staunch in our conviction that freedom is not the sole prerogative of a lucky few but the inalienable and universal right of all human beings" [23]. Главная задача данного отрывка - внушить соотечественникам и союзникам мысль о том, что Америка и свободный мир едины в своих стремлениях, что все понимают то, насколько для человека важны демократические права и свободы.

Паралингвальные риторические приемы

Термин паралингвальные риторические приемы был предложен

А.П. Сковородниковым [14, с. 109]. Под ними он понимает стилистические приемы1, используемые в манипулятивной функции. Центральное место среди них, безусловно, занимают тропы.

Манипулятивный потенциал тропов

Среди всего разнообразия тропов, встречающихся в речах 40-го Президента США, наиболее ярким риторическим средством манипулятивного воздействия на реципиентов являются эпитеты. Так, например, в речи у Берлинской стены наряду с другими средствами выразительности, Р. Рейган использует эпитет "brutal division of the continent". Так как сама речь направлена на то, чтобы вызвать у слушателей определенное отношение к сложившейся в стране ситуации, прилагательное "brutal" подобрано совершенно не случайно. В примере "brutal division" прилагательное кроме своего предметно-логического значения обладает и яркой эмоциональной окраской, которая выявляет отношение автора к сложившейся в Европе политической ситуации. В данном примере совершенно очевиден элемент утверждения индивидуального ощущения оратора, которое навязывает реципиентам необъективную оценку реалий.

"Surrounding totalitarian presence" фраза из той же речи Р. Рейгана, в которой мы встречаем довольно любопытные эпитеты, используя которые оратор уже в открытой форме показывает свое негативное отношение к СССР и его крайне нежелательному присутствию в Восточной Европе. Интересно отметить, что в большинстве существующих переводов переводчики использовали прием опущения, передав данное словосочетание как «тоталитарное присутствие»2, что, безусловно, значительно снижает потенциал манипулятивного воздействия данного тропа.

Ссылка на авторитет

В своих работах В.П. Шейнов подробно рассматривал такой прием, используемый для создания негативного образа противника, как ссылка на авто-

1 Подробную классификацию паралингвальных (стилистических) риторических приемов, см., например: [8, с. 80-93].

2 См., например: http://www.grinchevskiy.ru/1945-1990/rech-u-berlinskoy-steny.php

ритет. Исследователь пишет о том, что этот способ влияния на умы слушателей используется довольно часто: «.ссылка на известных личностей как абсолютных авторитетов - причем чем древнее «авторитет», тем виртуознее уловка. Самый беспроигрышный вариант - процитировать что-нибудь из древнегреческих философов» [20, с.195]. С целью найти неоспоримое подтверждение своим словам, Р. Рейган обращается к цитатам довольно часто, например: "And finally, that shrewdest of all observers of American democracy, Alexis de Tocqueville, put it eloquently after he had gone on a search for the secret of America's greatness and genius - and he said, 'Not until I went into the churches of America and heard her pulpits aflame with righteousness did I understand the greatness and the genius of America. America is good. And if America ever ceases to be good, America will cease to be great'" [23].

В данном примере Р. Рейган вновь использует контраст «религиозный-не религиозный», отождествляя эти понятия с дихотомией «хороший - плохой», подготавливая слушателей к восприятию СССР как атеистического, а, следовательно, аморального государства. Этот же пример показывает, что политики зачастую подбирают цитаты, изобилующие средствами языковой выразительности: в цитате Р. Рейгана была использована яркая метафора «aflame with righteousness», служащая - как и вся цитата - манипулятивным целям оратора.

Наклеивание ярлыков

Пожалуй, самый успешным приемом создания негативного имиджа СССР, который в своих речах использовал Р. Рейган, стало наклеивание ярлыков. А. М. Цуладзе так пишет о данном паралингвальном риторическом приеме: «Одним из наиболее действенных орудий политического языка являются мани-пулятивные термины или «ярлыки», которые «навешиваются» политическим оппонентам. Они создаются и вводятся в употребление с вполне определенной целью. Опасность их в том, что, входя в широкий обиход благодаря прежде всего СМИ, они приживаются надолго, иными словами, порой замещая, вытесняя другие - смежные, но менее агрессивные понятия. ... Манипулятивные терми-

ны представляют собой один из видов психологического программирования массового сознания. Это один из способов насаживания массовых стереотипов, противостоять которому очень сложно» [18, с.84-86]. Очевидно, что данный прием в силу своей выразительности и краткости способен оказать наибольшее влияние на подсознание реципиентов и прочно войти в вокабуляр политического дискурса. Несмотря на то, что словосочетание «Империя зла» был придуман не Рейганом и поначалу не имел ничего общего с СССР, этот ярлык до сих пор не вышел из употребления историков, политологов и простых граждан, что лишний раз подтверждает правоту о крайней эффективности и живучести данного манипулятивного приема.

Подводя итог, можно утверждать, что как опытный оратор Р. Рейган располагал широким ансамблем манипулятивных риторических приемов. Многие из них актуальны и по сей день, обслуживая тактические и стратегические цели субъектов политической коммуникации.

Библиографический список

1. Арутюнова, Н.Д. Метафора и дискурс [Текст] / Н.Д.Арутюнова // Теория метафор: Сборник. - М.: Прогресс, 1990. — С. 5-32.

2. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику [Текст] / А.Н. Баранов. — М.: УРСС Эдиториал, 2001. — 328 с.

3. Будаев, Э. В. Современная политическая лингвистика [Электронный ресурс] / Э.В. Будалев, А. П. Чудинов // Русский Филологический Журнал. - 2006. - Режим доступа: http://www.philology.ru/linguistics1/budaev-chudinov-06a.htm

4. Быкова, О.Н. Материалы к энциклопедическому словарю «Культура русской речи» [Текст] / О.Н.Быкова // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: Научно-методический бюллетень. - Вып. 8.- 1999.

5. Егорова-Гантман, Е. В. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков [Текст] / Е.В. Егорова-Гантман. - М.: Знание, 1994. - 211 с.

6. Елисеева, С.С. Манипулятивные приемы создания отрицательных и положительных образов политиков в жанре комментированной цитаты. - [Электронный ресурс] / С.С. Елисеева. - 2002. - Режим доступа: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0088419.pdf

7. Караулов, Ю.Н. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса [Текст] / Ю. Н. Караулов, В. В. Петров. - М.: Прогресс,1989. - 118 с.

8. Копнина, Г. А. Речевое Манипулирование [Текст] / Г. А. Копнина. - М.: Наука, 2007. - 176 с.

9. Лукашенко, М.А. РЯ: теория и практика. Учебник [Текст] / М.А. Лукашенко, Д.Е. Баранов, Е.В. Демко. — М.: Маркет ДС, 2011. — 223 с.

10. Максимов, А. А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: Российский опыт [Текст] / А.А. Максимов. - М.: ДсЛШ, 1999. - 240 с.

11. Михалёва, О.Л. Политический дискурс: Специфика манипулятивного воздействия [Текст] / О.Л.Михалёва. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 248 с.

12. Почепцов, Г.Г. Имиджелогия [Текст] / Г.Г.Почепцов. - М.: Релф-бук, 2000. - 127

c.

13. Репина, Е.А. Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат [Текст] / Е.А. Репина. - М.: ИНФА-М, 2014. - 90 с.

14. Сковородников, А.П. О классификации риторических приемов [Текст] / А.П. Сковородников // Stylistyka XIV. Opole. - 2005. - C. 103-119.

15. Федосюк, М.Ю. Выявление приемов «демагогической риторики» как компонент полемического искусства [Текст] / М.Ю. Федосюк // Тезисы научной конференции «Риторика в развитии человека и общества» (13-18 янв. 1992). - Пермь, 1992. - 96 с.

16. Феофанов, О.А. Реклама и общество [Текст] / О.А. Феофанов. - М.: Мысль, 1974.

- 215 с.

17. Фурс, Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации [Текст]: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Р.Ф. Фурс. - М., 1996. - 18 с.

18. Цуладзе, А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы [Текст] / А.М. Цуладзе. - М.: Книжный дом «Университе», 1999. - 144 с.

19. Шейгал, Е. И. Семиотика политического дискурса [Текст] / Е.И. Шейгал. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. — 326 с.

20. Шейнов, В.П. Психология власти [Текст] / В.П. Шейнов. - М.: Ось-89, 2003. —

511 с.

21. Шейнов, В.П. Пиар «белый» и «черный»: Технология скрытого управления людьми [Текст] / В.П. Шейнов. - Мн.: Харвест, 2006. — 427 с.

22. Шестопал, Е.Б. Восприятие образов двенадцати ведущих российских политиков [Текст] / Е.Б. Шестопал, М.В.Новикова-Грунд // Полис: политические исследования. — № 5.

- 1996. — 191с.

Список речей Р. Рейгана

1. Reagan, R. Remarks at the Annual Convention of the National Association of Evangelicals in Orlando, Florida [Electronic resource] / R. Reagan. - 1983. - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1983/30883b.htm

2. Reagan, R. Address to the Nation on Defense and National Security [Electronic resource] / R. Reagan. - 1983. - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1983/32383d.htm

3. Reagan, R. Address to the Nation on the Soviet Attack on a Korean Civilian Airliner [Electronic resource] / R. Reagan. - 1983. - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1983/90583a.htm

4. Reagan, R. Remarks on East-West Relations at the Brandenburg Gate in West Berlin [Electronic resource] / R. Reagan. - 1987 - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1987/061287d.htm

Bibliography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Arutyunova, N.D. Metaphor and discourse [Text] / N.D. Arutyunova // Theory of the metaphor: Collected works. - M.: Progress Publishing House, 1990. - P. 5-32.

2. Baranov, A.N. An introduction to applied linguistics [Text] / A.N. Baranov. - M.: Editorial, 2001. - 328 p.

3. Budaev, E. V. Contemporary political linguistics [Electronic resource] / E.V. Budaev, A.P. Chudinov // Russian Philological Journal. - 2006. - Mode of access: http://www.philology.ru/linguistics1/budaev-chudinov-06a.htm

4. Bykova, O.N. The materials to encyclopedic dictionary "The culture of the Russian speech" [Text] / O.N. Bykova // Theoretical and practical aspects of the discourse: A scientific bulletin. - 8th edition. - 1999.

5. Egorova-Gantman, E.V. The image of the leader: A psychological guide for politicians [Text] / E.V. Egorova-Gantman. - M.: Znanie Publishing House, 1994. - 211 p.

6. Eliseeva, S.S. Manipulative devices used to create negative and positive images of politicians in the genre of the commented quotation [Electronic resource] / S.S. Eliseeva. - 2002. -Mode of access: http://library.krasu.ru/ft/ft/ articles/0088419.pdf

7. Karaulov, Yu.N. From the grammar of the text to cognitive discourse [Text] / Yu.N. Karaulov, V.V. Petrov. - M.: Progress Publishing House, 1989. - 118 p.

8. Kopnina, G.A. Speech manipulation [Text] / G.A. Kopnina. - M.: Nauka Publishing House, 2007. - 176 p.

9. Lukashenko, M.A. PR: theory and practice. A text-book [Text] / M.A. Lukashenko, D.E. Baranov, E.V. Demko. - M.: Market DS Publishing House, 2001. - 233 p.

10. Maksimov, A.A. "Clean" and "dirty" technologies in elections: Russian experience [Text] / A.A. Maksimov. - M.: DcLSh Publishing House, 1999. - 240 p.

11. Mikhaleva, O.L. Political discourse: Specific character of manipulative influence [Text] / O.L. Mikhaleva. - M.: LIBROKOM Publishing House, 2009. - 248 p.

12. Pocheptsov, G.G. Imagelogy [Text]/ G.G. Pocheptsov. - M.: Relf-buk Publishing House, 2000. - 127 p.

13. Repina, E.A. Political text: psycholinguistic analysis of the influence on the electorate [Text] / E.A. Repina. - M.: INFA-M, 2014. - 90 p.

14. Skovorodnikov, A.P. To classification of rhetorical devices [Text] / A.P. Skovorodni-kov // Stylistyka XIV. Opole. - 2005. - P. 103-119.

15. Fedosyuk, M.Yu. Uncovering the demagogue rhetorical devices as a component of dispute art [Text] / M.Yu. Fedosyuk // Thesis of the scientific conference "Rhetorics in the development of man and society" (13-18 January 1992). - Perm, 1992. - 96 p.

16. Feofanov, O.A. Advertising and society [Text] / O.A. Feofanov. - M.: Mysl Publishing House, 1974. - 215 p.

17. Furs R.F. An image of a politician: psychological structure and the ways of optimization [Text]: auto review of the thesis ... candidate of psychological sciences / R.F. Furs. - M., 1996. -18 p.

18. Tsuladze, A.M. Political manipulation, or mastering a crowd [Text] / A.M. Tsuladze. -M.: Universitet Publishing House, 1999. - 144 p.

19. Sheigal, E.I. Semiotics of political discourse [Text] / E.I. Sheigal. - M.: Gnosis Publishing House, 2004. - 326 p.

20. Sheinov, V.P. Psychology of power [Text] / V.P. Sheinov. - M.: Os-89 Publishing House, 2003. - 511 p.

21. Sheinov, V.P. White and black PR: Technologies of a hidden manipulation of people [Text] / V.P. Sheinov. - Minsk, Harvest Publishing House, 2006. - 427 p.

22. Shestopal, E.B. The perception of twelve leading Russian politicians [Text] / E.B. Shes-topal, M.V. Novikova-Grund // Polis: political research. - №5. - 1996. - 191 p.

Speeches by R. Reagan

1. Reagan, R. Remarks at the Annual Convention of the National Association of Evangelicals in Orlando, Florida [Electronic resource] / R. Reagan. - 1983. - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1983/30883b.htm

2. Reagan, R. Address to the Nation on Defense and National Security [Electronic resource] / R. Reagan. - 1983. - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1983/32383d.htm

3. Reagan, R. Address to the Nation on the Soviet Attack on a Korean Civilian Airliner [Electronic resource] / R. Reagan. - 1983. - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1983/90583a.htm

4. Reagan, R. Remarks on East-West Relations at the Brandenburg Gate in West Berlin [Electronic resource] / R. Reagan. - 1987 - Mode of access: http://www.reagan.utexas.edu/archives/speeches/1987/061287d.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.