Научная статья на тему 'Особенности профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов'

Особенности профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка учителей / электронные образовательные ресурсы / информационное общество / профессиональное образование / цифровая трансформация образования / professional training of teachers / electronic educational resources / information society / vocational education / digital transformation of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спиридонова Юлия Сергеевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов. В условиях развития информационного общества возрастает потребность в высококвалифицированных профессионалах. Не исключением стали и учителя общеобразовательных организаций, к которым предъявляются требования по умению интеграции информационных технологий в процесс обучения. Одной из разновидностью применения информационных технологий являются электронные образовательные ресурсы. Их внедрение в образовательный процесс в настоящее время является актуальным, что подтверждается различными нормативными документами, принимаемыми на государственном уровне. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей профессиональной подготовки будущих учителей, в рамках которой у них формируется готовность к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Спиридонова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of future teachers’ professional training for modeling and implementation of electronic educational resources

The article is devoted to the consideration of the features of future teachers’ professional training for modeling and implementation of electronic educational resources. Nowadays, the necessity for highly qualified professionals is increasing. Teachers are also required to integrate information technologies into the learning process. One of the types of information technology applications is electronic educational resources. Their introduction into the educational process is currently relevant which is confirmed by various regulatory documents adopted at the state level. The purpose of this article is to consider the features of the professional training of future teachers, within which they are prepared to model and implement electronic educational resources.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов»

УДК 378

Юлия Сергеевна Спиридонова

г. Орёл

Особенности профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов

Статья посвящена рассмотрению особенностей профессиональной подготовки будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов. В условиях развития информационного общества возрастает потребность в высококвалифицированных профессионалах. Не исключением стали и учителя общеобразовательных организаций, к которым предъявляются требования по умению интеграции информационных технологий в процесс обучения. Одной из разновидностью применения информационных технологий являются электронные образовательные ресурсы. Их внедрение в образовательный процесс в настоящее время является актуальным, что подтверждается различными нормативными документами, принимаемыми на государственном уровне. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей профессиональной подготовки будущих учителей, в рамках которой у них формируется готовность к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, электронные образовательные ресурсы, информационное общество, профессиональное образование, цифровая трансформация образования.

Julia Sergeevna Spiridonova

Orel

Features of future teachers' professional training for modeling and implementation of

electronic educational resources

The article is devoted to the consideration of the features of future teachers' professional training for modeling and implementation of electronic educational resources. Nowadays, the necessity for highly qualified professionals is increasing. Teachers are also required to integrate information technologies into the learning process. One of the types of information technology applications is electronic educational resources. Their introduction into the educational process is currently relevant which is confirmed by various regulatory documents adopted at the state level. The purpose of this article is to consider the features of the professional training of future teachers, within which they are prepared to model and implement electronic educational resources.

Keywords: professional training of teachers, electronic educational resources, information society, vocational education, digital transformation of education.

Введение. Современное общество характеризуется активными процессами цифровизации, которые затрагивают многие сферы жизнедеятельности. В условиях цифровой экономики особенно актуальным становится подготовка конкурентноспособных кадров, владеющих навыками использования цифровых технологий в своей профессиональной деятельности.

Данные особенности затрагивают и профессиональную подготовку будущих учителей. На государственном уровне были приняты ряд нормативных актов и запланированы национальные проекты. Например, Национальный проект «Образование» [3] и действующие в его рамках федеральные проекты «Цифровая образовательная среда» [8], «Современная школа» [6], «Учитель будущего» [7] и др., Указ Президента РФ от 7 мая 2018

года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [5].

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей профессиональной подготовки учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Актуальность поставленной цели заключается в том, что сформированная готовность моделировать и внедрять ЭОР позволит быть конкурентноспособным на рынке труда в условиях цифровой экономики, а также соответствовать современным требованиям, предъявляемым к процессу обучения подрастающего поколения. Еще одним преимуществом формирования готовности будущих учителей к моделированию и внедрению электронных образовательных ресурсов является возможность улучшения качества образования. С помощью современных технологий учителя могут создавать интерактивные уроки, которые стимулируют учеников к активному участию и обучению. Электронные ресурсы также позволяют индивидуализировать обучение, учитывая особенности каждого ученика.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет расширить доступ к знаниям. Учителя могут использовать онлайн курсы, видеоуроки и другие ресурсы для обучения детей из отдаленных районов или с ограниченными возможностями. Это помогает сократить разрыв в доступе к образованию и повысить уровень образования в обществе.

М.И. Алдошина справедливо отмечает, что «в современной социокультурной ситуации возрастает важность формирования личности новой формации — способной жить и проявлять себя в условиях постиндустриального общества, цифровизации общественной жизни и экономики, в ситуации постоянных изменений, неопределенности и выбора» [2]. Именно поэтому важно уделять особое внимание подготовке будущих педагогов, поскольку и перед ними встает задача по воспитаю такой личности.

Таким образом, считаем, что для эффективного моделирования и внедрения ЭОР в процесс обучения у педагога должна быть сформирована готовность к данной деятельности.

Формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР — это сложносоставной процесс, которому, в рамках обучения в высшем учебном заведении необходимо уделять особое внимание, поскольку именно в этот период закладываются основы, которые предопределяют эффективность и уровень использования ЭОР учителем в его профессиональной деятельности.

Изучение проблемы базируется на теоретических методах исследования: автором статьи был проведен анализ научно-исследовательской литературы, рассматривающей вопросы формирования готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, а также профессиональной подготовки педагога, в рамках которой происходит формирование названного новообразования.

Исследовательская часть. В ходе исследования проблемы профессиональной подготовки учителей, в рамках которой происходит формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, были выделены следующие особенности:

1) Формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР в рамках профессиональной подготовки в составе классического университета, а не в специализированных педагогических образовательных учреждениях (институтах, университетах, академиях).

2) Необходимость большей профессионализации в классическом университете, по сравнению со специализированным педагогическим образовательным учреждением.

3) Необходимость в комплексном подходе к формированию готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, то есть включении дисциплины по выбору, ориентированной на формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, входящая в модуль Учебного плана «Педагогика».

Рассмотрим названные особенности более подробно.

Данное исследование проводилось на базе Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, который является классическим университетом,

осуществляющим профессиональную подготовку учителей. Следовательно, рассматриваемые особенности касаются и данного университета.

Дискуссия в научном мире о преимуществах и недостатках, а также различиях в профессиональной подготовке в классическом университете и специализированных педагогических учебных учреждениях ведется очень давно. «На протяжении всей истории существования педагогического образования (от К. Д. Ушинского) определяющим выступает вопрос первенства и определения сущности образования - приоритет в содержании профессионально-педагогической подготовки предметных или педагогических дисциплин» [1]. В данном исследовании целесообразно рассмотреть особенности формирования готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР в рамках профессиональной подготовки в классическом университет, без их оценки.

Одной из таких особенностей является больший акцент на развитии исследовательских навыков. А.И. Проценко отмечает, что «студент, владеющий исследовательскими умениями, имеет возможность эффективно решать педагогические задачи, способен к поиску новых решений, может оптимально организовать процесс обучения» [4].

Исследовательские навыки играют важную роль в формировании готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР. Они влияют на поддержание мотивации внедрять электронные образовательные ресурсы в свою профессиональную деятельность, находить новые пути их применения для повышения качества образования. Студент, у которого развиты исследовательские навыки способен эффективно осуществлять поиск информации, необходимой для обучения, анализировать ее, производить отбор и преподносить ее обучающимся.

Кроме того, исследовательские навыки способствуют развитию творческого мышления педагога, без наличия которого нельзя говорить о высоком уровне сформированности готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР. Моделирование и внедрение электронных образовательных ресурсов — это процессы, требующие творческого подхода и определенной степени креативности.

Еще одной особенностью классического университета является то, что образовательная программа в большей степени направленна на формирование критического мышления, а в педагогических вузах - на усвоение типовых способов и приемов психолого-педагогического взаимодействия.

Одним из показателей сформированности готовности будущего учителя к моделированию и внедрению ЭОР являются его умения и навыки по работе с информацией. Кроме того, одним из этапов моделирования ЭОР является именно работа с информацией, ее отбор. Безусловно, осуществление поиска информации играет важное значение, но не менее значимо умение ее анализировать, грамотно аргументировать, давать объективную оценку. В свою очередь это требует от учителя понимания этических норм и соответствующих знаний той области, к которой относится анализируемая информация.

Кроме того, критическое мышление позволяет педагогу оценивать свои знания в области цифровых технологий и электронных образовательных ресурсов, видеть пробелы и устранять их в последующем.

Стоит также отметить и тот факт, что в классических университетах при подготовке учителей меньшее внимание уделяется практикам, в рамках которых студенты имеют возможность максимально приблизиться к будущей профессиональной деятельности, познакомиться с ней, применить свои теоретические знания под наставничеством опытного педагога, что позволяет повысить мотивацию обучающихся на совершенствование своих знаний, умений и навыков.

Если говорить о навыках моделирования и внедрения ЭОР, то именно на практике будущие учителя имеют возможность увидеть актуальность совмещения инновационных средств с традиционными формами проведения занятий. В связи с этим, актуальным

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2024. № 2(4)

является использование на теоретических занятиях таких форм и методов обучения, которые могли бы максимально приблизить студента к его будущей практической деятельности, и подчеркнуть значимость моделирования и внедрения ЭОР.

Одной из особенностей профессиональной подготовки учителей, в рамках которой происходит формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, была выделена необходимость большей профессионализации в классическом университете, по сравнению со специализированным педагогическим образовательным учреждением.

В научных трудах ведется дискуссия о необходимости увеличения времени, отводимого на практику, которое должно занимать около 40%. Однако, тогда будет страдать фундаментальная подготовка студентов по педагогике, в том числе и предметная подготовка. Как итог снизится уровень педагогического образования.

Следующая особенность, которую мы выделяем в рамках данного исследования - это необходимость в комплексном подходе к педагогической подготовке и формированию готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, включении дисциплины по выбору, входящей в модуль Учебного плана «Педагогика».

Формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР происходит в рамках обучения в образовательной организации высшего образования. Однако, попадая в среду университета, где происходит профессиональное становление, студент уже имеет определенные знания и навыки по работе с информационными ресурсами. Без определенной подготовки, эффективно использовать электронные образовательные ресурсы в педагогической деятельности будет затруднительно. Помимо знаний в области педагогики, будущему студенту необходимы знания об ЭОР, способах, средствах, методах их моделирования и внедрения.

Именно поэтому, представляется особенно важным, осуществлять профессиональную подготовку по моделированию и внедрению ЭОР в рамках специального психолого-педагогический модуля.

Заключение. В условиях цифровой трансформации образования к профессиональной подготовке педагога предъявляются соответствующие требования. Одним из таких требований является моделирование и внедрение электронных образовательных ресурсов. Для того, чтобы педагог мог эффективно применять ЭОР в своей профессиональной деятельности, у него должна быть сформирована готовность к данной деятельности.

Особенностями профессиональной подготовки учителей, в рамках которой происходит формирование готовности к моделированию и внедрению ЭОР, являются: формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР в рамках профессиональной подготовки в составе классического университета, а не в специализированных педагогических образовательных учреждениях (институтах, университетах, академиях); необходимость большей профессионализации в классическом университете, по сравнению со специализированным педагогическим образовательным учреждением; необходимость в комплексном подходе к формированию готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, то есть включении дисциплины по выбору, ориентированной на формирование готовности будущих учителей к моделированию и внедрению ЭОР, входящая в модуль Учебного плана «Педагогика».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алдошина, М.И. Актуальные проблемы современного профессионально-педагогического образования / М.И. Алдошина. - Текст : непосредственный // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. III Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию извест. рос. ученого, акад. РАО Георгия Николаевича Филонова, Калуга, 11 нояб. 2022 г. - Калуга : Калуж. гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2022. - С. 108-111.

2. Алдошина, М.И. Ценностные ориентации современного профессионально-педагогического образования / М.И. Алдошина. - Текст : непосредственный // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования : сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф., Брянск, 21-22 апр. 2022 г. -Брянск : РИСО БГУ, Аверс, 2022. - С. 9-14.

3. Национальный проект «Образование». - URL: https://edu.gov.ru/nationalproject?ysclid=lhalh316ob237807913 (дата обращения 15.03.2024). -Текст : электронный.

4. Проценко, А.И. Развитие исследовательских умений студентов средствами ИКТ / А.И. Проценко. - Текст : электронный // Концепт. - 2020. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-issledovatelskih-umeniy-studentov-sredstvami-ikt (дата обращения: 15.03.2024).

5. Российская Федерация. Президент (2018 - ; В.В. Путин). О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ от 7 мая 2018 г. № 204. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 15.03.2024). - Текст : электронный.

6. Федеральный проект «Современная школа». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school/ (дата обращения 15.03.2024). - Текст : электронный.

7. Федеральный проект «Учитель будущего». - URL: https://edu.gov.ru/press/1392/uchitel-iz-buduschego-ministr-prosvescheniya-vasileva-pro-novogo-pedagoga-i-silnuyu-shkolu/ (дата обращения: 15.03.2024). - Текст : электронный.

8. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». - URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 15.03.2024). - Текст : электронный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ю. С. Спиридонова, аспирант, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орёл, Россия, e-mail: rudakovayulya@mail.ru.

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Yu. S. Spiridonova, Graduate Student, Oryol State University named after I.S. Turgenev, Orel, Russia, e-mail: rudakovayulya@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.