Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая образовательная среда / профориентация / самоопределение / цифровая грамотность / digital educational environment / career guidance / self-determination / digital literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Кузнецов

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (далее ЦОС). В статье подчеркивается, что цифровизация образовательного процесса предоставляет множество возможностей для получения информации о профессиях и обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры. В частности, старшеклассники могут использовать онлайн-ресурсы, такие как сайты, блоги, форумы и социальные сети, для получения информации о рынке труда и требованиях работодателей, а также для общения с профессионалами в своей области. Однако в статье указываются сложности, с которыми могут столкнуться старшеклассники при использовании цифровых технологий. Например, информация в онлайн-ресурсах может быть неполной или неточной, что может затруднить процесс профессионального самоопределения. Кроме того, существуют риски потери конфиденциальности данных при использовании онлайн-платформ и социальных сетей. В целом статья представляет собой обзор особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article discusses features of professional self-determination of high school students in the digital educational environment. The article emphasizes that digitalization of the educational process provides many opportunities for obtaining information about professions and learning the skills necessary for a successful career. In particular, high school students can use online resources such as websites, blogs, forums, and social networks to obtain information about the job market and employer requirements, as well as to communicate with professionals in their field. However, the article points out difficulties that high school students may encounter when using digital technologies. For example, information in online resources may be incomplete or inaccurate, which can complicate the process of professional self-determination. In addition, there are risks of losing data privacy when using online platforms and social networks. In general, the article is an overview of the features of professional self-determination of high school students in the digital educational environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

3. Ivonina A.I., Chulonova O.L., Davletshina Yu.M. Sovremennye napravleniya teoreticheskih i metodicheskih razrabotok v oblasti upravleniya: rol' soft-skills i hard skills v professionalem i kar'ernom razvitii sotrudnikov. Vestnik evrazijskoj nauki. 2017; № 1 (38): 1-8.

4. Karpova E.V. Specifika professional'no vazhnyh kachestv sovremennogo pedagoga. Sovremennye tendenciirazvitiya nachal'nogo i 'esteticheskogo obrazovaniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 241-243.

5. Raickaya L.K., Tihonova E.V. Soft skills v predstavlenii prepodavatelej i studentov rossijskih universitetov v kontekste mirovogo opyta. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2018; № 3: 350-363.

6. Stepanova L.N., Zeer 'E.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 65-89.

7. Uvarina N.V., Savchenkov A.V. Professional'naya gibkost' kak «soft skills» pedagoga. Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyjaspekt. 2019; № 3 (45): 27-35.

8. Shajhutdinova H.A. Formirovanie soft skills v processe podgotovki studentov k uspeshnoj professional'noj deyatel'nosti. Povolzhskijpedagogicheskij vestnik. 2020; T. 8, № 2 (27): 101.

9. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016; T. 2, № 4: 222-234.

10. Chassidim H., Almog D., Shlomo M. Fostering soft skills in project-oriented learning within an agile atmosphere. European Journal of Engineering Education. 2018; Vol. 43 (4): 638-650.

11. Fernandez F., Huacong L. Examining relationships between soft skills and occupational outcomes among U.S. adults with-and without-university degrees. Journal of Education and Work. 2019; Vol. 32 (8): 650-664.

Статья поступила в редакцию 21.02.24

УДК 378

Kuznetsov A.A., postgraduate, specialist of the resource Center of the Institute of Continuing Education, Moscow City University (Moscow, Russia),

E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article discusses features of professional self-determination of high school students in the digital educational environment. The article emphasizes that digitalization of the educational process provides many opportunities for obtaining information about professions and learning the skills necessary for a successful career. In particular, high school students can use online resources such as websites, blogs, forums, and social networks to obtain information about the job market and employer requirements, as well as to communicate with professionals in their field. However, the article points out difficulties that high school students may encounter when using digital technologies. For example, information in online resources may be incomplete or inaccurate, which can complicate the process of professional self-determination. In addition, there are risks of losing data privacy when using online platforms and social networks. In general, the article is an overview of the features of professional self-determination of high school students in the digital educational environment.

Key words: digital educational environment, career guidance, self-determination, digital literacy

А.А. Кузнецов, аспирант, специалист ресурсного центра Института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет,

г. Москва, E-mail: kuznetzovaa@mgpu.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье рассматриваются особенности профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (далее ЦОС). В статье подчеркивается, что цифровизация образовательного процесса предоставляет множество возможностей для получения информации о профессиях и обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры. В частности, старшеклассники могут использовать онлайн-ресурсы, такие как сайты, блоги, форумы и социальные сети, для получения информации о рынке труда и требованиях работодателей, а также для общения с профессионалами в своей области. Однако в статье указываются сложности, с которыми могут столкнуться старшеклассники при использовании цифровых технологий. Например, информация в онлайн-ресурсах может быть неполной или неточной, что может затруднить процесс профессионального самоопределения. Кроме того, существуют риски потери конфиденциальности данных при использовании онлайн-платформ и социальных сетей. В целом статья представляет собой обзор особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, профориентация, самоопределение, цифровая грамотность

Актуальность данной темы заключена в том, что в современном мире, где технологии играют все более значимую роль в различных сферах жизни, их роль в образовании является значимой. Цифровизация образовательного процесса предполагает использование современных информационных и коммуникационных технологий для улучшения качества обучения и повышения эффективности образовательного процесса. В этом контексте профессиональное самоопределение старшеклассников в ЦОС становится особенно важным.

Профориентация является одним из ключевых этапов в жизни каждого человека, так как от выбора профессии зависит не только карьерный успех, но и личное благополучие. В условиях ЦОС старшеклассники имеют возможность использовать различные онлайн-ресурсы для получения информации о различных профессиях, обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры и общения с профессионалами в своей области. Однако, несмотря на все преимущества ЦОС, существуют определенные сложности, связанные с профессиональным самоопределением старшеклассников.

Цель данной статьи обозначить проблемы и перспективы развития профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (ЦОС).

В соответствии с целью поставлены задачи:

1. Провести анализ проблем профессионального самоопределения старшеклассников в ЦОС.

2. Провести анализ перспектив развития профессионального самоопределения старшеклассников в ЦОС.

3. Выделить новые технологические средства, которые внедряют в ЦОС для улучшения показателей профессионального самоопределения старшеклассников.

Научная новизна изучения профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде (ЦОС) заключается в том, что это относительно новая область исследования, которая активно развивается и изменяется вместе с развитием информационных и коммуникационных технологий.

Теоретическое и методологическое значение исследования заключено в расширении представлений об уровне развития технологий ЦОС и наличию проблем, сопровождающих данный феномен.

Одной из главных особенностей цифровой образовательной среды является возможность получения информации о различных профессиях и обучения навыкам, необходимым для успешной карьеры, с помощью онлайн-ресурсов. Старшеклассники могут использовать различные сайты, блоги, форумы и социальные сети для получения информации о рынке труда и требованиях работодателей. Они также могут общаться с профессионалами в своей области через социальные сети и профессиональные платформы.

Преимущества использования цифровых технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников довольно существенны, и мы рассмотрим некоторые из них.

Широкий доступ к информации у обучающихся. Онлайн-ресурсы предоставляют обширную информацию о различных профессиях, рынке труда и требованиях работодателей, что позволяет старшеклассникам получить более полное представление о возможностях и требованиях в различных областях. Также на данных ресурсах прописываются и демонстрируются требования к данным профессиям и резюме по задачам, которые выполняются специалистами [1].

Удобство и гибкость использования цифровых технологий. Современные технологии позволяют старшеклассникам учиться и исследовать профессиональные возможности в удобное для них время и месте. Они могут изучать новые навыки и получать информацию о профессиях, не выходя из дома.

Возможность общения с профессионалами. Цифровые технологии предоставляют возможность старшеклассникам общаться с профессионалами в своей области через социальные сети, профессиональные платформы и онлайн-сооб-щества. Это способствует получению ценных советов и информации от людей, уже работающих в выбранной профессии.

Развитие цифровых навыков. Использование цифровых технологий для профессионального самоопределения помогает старшеклассникам развивать навыки, необходимые для успешной карьеры в цифровой образовательной среде. Они включают в себя умение работать с компьютером, мобильными устройствами, использование онлайн-ресурсов и социальных сетей, повышая тем самым цифровую грамотность [2].

Расширение возможностей использование цифровых технологий позволяет старшеклассникам исследовать и изучать различные профессии и области, которые могут быть недоступны или малоизвестны без онлайн-ресурсов, а также следить за инновациями по разным профессиям, изучать тонкости и детали заинтересовавших их профессий.

В целом использование цифровых технологий в профессиональном самоопределении старшеклассников имеет множество преимуществ, таких как широкий доступ к информации, удобство и гибкость, возможность общения с профессионалами, развитие цифровых навыков и расширение возможностей. Однако необходимо учитывать и сложности, связанные с использованием цифровых технологий, и предпринимать меры для их преодоления.

Одной из главных проблем, связанных с особенностями профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде, является недостаток информации о рынке труда и требованиях работодателей. Многие обучающиеся не знают, какие профессии востребованы на рынке труда, какие навыки, и квалификации необходимы для успешной карьеры. Это может привести к выбору неподходящей профессии или недостаточной подготовке для выбранной профессии. Отсутствует полный перечень доступных профессий, а также не демонстрируются этапы карьерного роста, так как для получения или освоения некоторых профессий и должностей нужно пройти определённый карьерный путь.

Кроме того, некоторые старшеклассники могут испытывать затруднения в использовании цифровых технологий. Например, неуверенно чувствовать себя в работе с компьютером или мобильным устройством, что может затруднить процесс обучения и получения новых знаний. Это приводит к тому, что они не могут воспользоваться всеми возможностями, которые предоставляет цифровая образовательная среда, что косвенно указывает на отсутствие предварительных курсов и программ по повышению цифровой грамотности у обучающихся. Поэтому многие старшеклассники не справляются с самостоятельным освоением и выбором будущих профессий [3].

Еще одной проблемой является то, что некоторые старшеклассники могут быть недостаточно мотивированы для использования онлайн-ресурсов и профессионального самоопределения в цифровой образовательной среде. Некоторые считают, что традиционные методы профориентации, такие как консультации с карьерными консультантами или участие в ярмарках вакансий, более эффективны и надежны. Также отметим, что для самостоятельного развития и самоопределения нужны дисциплина и самоконтроль, особенно в изучении он-лайн-информации.

Также следует отметить, что цифровая образовательная среда может быть недоступна для некоторых старшеклассников из-за отсутствия доступа к компьютеру или Интернету, что может создавать неравенство в возможностях профессионального самоопределения и ограничивать доступ к информации о рынке труда и требованиях работодателей. Эта проблема до сих пор актуальна, так как не все могут себе позволить приобретение технических устройств и не во всех уголках нашей страны есть стабильный доступ к Интернету.

В целом особенности профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде имеют свои преимущества и недостатки. Однако с помощью правильной информационной работы и обучения навыкам работы с цифровыми технологиями можно помочь старшеклассникам успешно определиться с выбором профессии и подготовиться к будущей карьере в цифровой образовательной среде [4].

Для решения проблем, связанных с особенностями профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде, можно предпринять шаги в следующих направлениях:

1. Информационная работа: проводить информационные мероприятия и кампании о возможностях и требованиях рынка труда, а также о доступных

Библиографический список

онлайн-ресурсах для профессионального самоопределения. Это поспособствует получению более полного представления о том, какие профессии востребованы, какие навыки и квалификации необходимы для успешной карьеры.

2. Обучение навыкам работы с цифровыми технологиями: включить в учебные планы обучение навыкам работы с компьютером, мобильными устройствами и онлайн-ресурсами, что поможет стать более уверенными в использовании цифровых технологий и эффективнее использовать онлайн-ресурсы для профессионального самоопределения.

3. Создание специальных программ и курсов: разработать специальные программы и курсы, которые помогут старшеклассникам развивать навыки и компетенции, необходимые для успешной карьеры в цифровой образовательной среде. Они могут включать в себя обучение программированию, созданию веб-сайтов или использованию специализированного программного обеспечения.

4. Поддержка доступности: предоставлять равные возможности для профессионального самоопределения в цифровой образовательной среде, включая доступ к компьютерам и интернету. Это может быть достигнуто путем предоставления компьютерных классов или библиотек с доступом в Интернет в школах или других образовательных учреждениях.

5. Мотивация и информирование: проводить информационные мероприятия и кампании, которые будут мотивировать старшеклассников использовать онлайн-ресурсы и профессиональное самоопределение в цифровой образовательной среде. Например, кейсы успешных личностей по данным направлениям.

6. Привлечение искусственного интеллекта для помощи в профессиональном самоопределении, подборе индивидуальных заданий, в диагностике профессиональных наклонностей. Для этого потребуется внедрение ИИ на какую-либо платформу, где старшеклассники смогут изучать различные профессии [5].

Также можно выделить новые цифровые средства, которые способствуют более эффективному самоопределению старшеклассников: нейронные сети, симуляторы виртуальной реальности, профессиональные онлайн-платформы и игры, связанные с профессией.

Нейронные сети способны ответить на многие несложные вопросы по профессии, провести диагностику детей и по ней предложить ряд профессий или заданий для тестируемого. Спектр применения нейронных сетей достаточно широк и зависит от цели, для которой «обучают» данную нейронную сеть.

VR-симуляторы способствуют максимальному погружению обучающегося в выбранную профессию, где можно себя попробовать в роли того или другого специалиста в игровой форме, провести «пробный день» и понять, подходит такое или нет.

Онлайн-игры и платформы также позволяют узнать многое о профессии в простой, доступной и игровой форме, а также следить за новшествами и вектором движения идей по профессии.

В целом решение проблем, связанных с особенностями профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде, требует совместных усилий со стороны образовательных учреждений, родителей, работодателей и общественности. Это поможет создать благоприятную среду для успешного профессионального самоопределения и подготовки к будущей карьере в цифровой образовательной среде.

В данной статье мы рассмотрели особенности профессионального самоопределения старшеклассников в цифровой образовательной среде и представили результаты нашего исследования по данной теме. Мы проанализировали возможности, которые предоставляют цифровые технологии для профессионального самоопределения старшеклассников, а также рассмотрели сложности, с которыми они могут столкнуться в процессе использования этих технологий.

В заключение отметим, что профессиональное самоопределение старшеклассников в цифровой образовательной среде имеет свои особенности и сложности, но с помощью правильной информационной работы и обучения навыкам работы с цифровыми технологиями, можно помочь старшеклассникам успешно определиться с выбором профессии и подготовиться к будущей карьере в цифровой образовательной среде.

1. Демидова Е.А. Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях цифровой образовательной среды. Специфика педагогического образования в регионах России. 2022; № 1 (15): 14.

2. Ushakova A.D., Kovaleva A.G. Project-based digital educational environment of UrFU. Язык в сфере профессиональной коммуникации: сборник материалов международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Екатеринбург: ООО «Издательский Дом «Ажур», 2023: 539-547.

3. Шугаль Н.Б., Бондаренко Н.В., Варламова Т.А. и др. Цифровая среда в образовательных организациях различных уровней: аналитический доклад. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023.

4. Шевченко Е.Н. Цифровая образовательная среда - новые возможности для современного урока математики и как средство повышения качества знаний обучающихся. Цифра в помощь учителю: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2020: 91-93.

5. Софина Е.М. Нормативно-правовое обеспечение формирования цифровой образовательной среды в школе. NovaUm.Ru. 2020; № 27: 128-131.

References

1. Demidova E.A. Professional'noe samoopredelenie starsheklassnikov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Specifika pedagogicheskogo obrazovaniya v regionah Rossii. 2022; № 1 (15): 14.

2. Ushakova A.D., Kovaleva A.G. Project-based digital educational environment of UrFU. Yazyk v sfere professional'noj kommunikacir. sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov i studentov. Ekaterinburg. OOO «Izdatel'skij Dom «Azhur», 2023. 539-547.

3. Shugal' N.B., Bondarenko N.V., Varlamova T.A. i dr. Cifrovaya sreda vobrazovatel'nyh organizaciyahrazlichnyh urovnej. analiticheskij doklad. Moskva. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet "Vysshaya shkola 'ekonomiki", 2023.

4. Shevchenko E.N. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda - novye vozmozhnosti dlya sovremennogo uroka matematiki i kak sredstvo povysheniya kachestva znanij obuchayuschihsya. Cifra v pomosch' uchitelyu. sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Cheboksary. Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennosfyu «Izdatel'skij dom «Sreda», 2020. 91-93.

5. Sofina E.M. Normativno-pravovoe obespechenie formirovaniya cifrovoj obrazovatel'noj sredy v shkole. NovaUm.Ru. 2020; № 27. 128-131.

Статья поступила в редакцию 21.02.24

УДК 378.147

Kulichenko Yu.N, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: kulichenko@volsu.ru

Korolevskaya E.M., Cand. of Sciences (Philology), Moscow City University (Moscow, Russia), Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

(Moscow, Russia), E-mail: KorolevskayaEM@mgpu.ru

MIND MAPS AS A MEANS OF DEVELOPING PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF ECOLOGY STUDENTS. The objective of the study is to characterize the linguodidactic potential of using mental maps in teaching a foreign language to form the professional foreign language competence of students of non-linguistic areas of training. The scientific novelty lies in the description of the advantages of using mental maps in the process of teaching a foreign language to students of natural sciences. As a result of the conducted research, the possibilities of using mental maps in the practice of teaching a foreign language are analysed. The use of mental maps allows students to systematize terms within the topic being studied and demonstrate logical connections between lexical units, which contributes to the development of lexical competence and critical thinking. A mental map looks like a scheme that contains basic concepts and can be used both to memorise new information and to compose a detailed monologue on a topic, which contributes to the development of students' communication skills.

Key words: mind maps, professional foreign language competence, methods of foreign language teaching, development of critical thinking, ecology

Ю.Н. Куличенко, канд. филол. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: kulichenko@volsu.ru

ЕМ Королевская, канд. филол. наук, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Московский городской университет управления

Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова, г. Москва, E-mail: KorolevskayaEM@mgpu.ru

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ

Цель данного исследования - охарактеризовать лингводидактический потенциал применения ментальных карт в преподавании иностранного языка для формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки. Научная новизна заключается в описании преимуществ применения ментальных карт в процессе обучения иностранному языку студентов естественно-научных направлений подготовки. В результате проведенного исследования проанализированы возможности использования ментальных карт в практике преподавания иностранного языка. Использование ментальных карт позволяет систематизировать термины в рамках изучаемой темы и продемонстрировать логические связи между лексическими единицами, что способствует развитию лексической компетенции и критического мышления студентов. Ментальная карта представляет собою конспект, который содержит основные понятия и может быть использован как для запоминания новой информации, так и для составления развернутого монологического высказывания по теме, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Ключевые слова: ментальные карты, интеллект-карты, профессиональная иноязычная компетенция, методика преподавания иностранных языков, развитие критического мышления, экология

Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом педагогов к когнитивному компоненту обучения иностранным языкам. Развитие критического и творческого мышления студентов рассматривается как важная составляющая процесса формирования профессиональной иноязычной компетенции, что предполагает разнообразие видов учебной деятельности, направленных на улучшение когнитивных способностей обучающихся. Ментальные карты, представляющие собою технику визуального мышления, являются эффективным средством систематизирования, структурирования и запоминания новой информации, поэтому их применение целесообразно в практике преподавании иностранного языка.

Цель данного исследования - охарактеризовать лингводидактический потенциал применения ментальных карт в преподавании иностранного языка для формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых направлений подготовки.

Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:

- охарактеризовать ментальные карты как инструмент обучения;

- описать преимущества использования ментальных карт для развития критического мышления студентов;

- охарактеризовать лингводидактический потенциал применения ментальных карт при обучении студентов-экологов иностранному языку.

Для выполнения поставленных задач были применены следующие методы: контент-анализ научной литературы по методике преподавания иностранных языков, методы обобщения, сравнения, анализа и синтеза.

Теоретической базой данного исследования послужили работы, посвященные изучению специфики формирования профессиональной иноязычной компетенции [1], анализу способов развития критического мышления [2; 3; 4], описанию ментальных карт как вида учебной деятельности [5; 6; 7].

Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения результатов проведенного исследования в практике преподавания иностранных языков в вузе с целью развития профессиональной иноязычной компетенции студентов.

Применение ментальных при обучении иностранному языку студентов-экологов

Ментальные карты, или интеллект-карты являются способом фиксации и предъявления вербальной информации в виде рисунков, графиков, схем, таблиц и т. д. [6, с. 40]. Ментальная карта строится вокруг определенного понятия. Каждое слово является центром следующей ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой потенциально бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих из общего центра [8, с. 172].

Применение ментальных карт в процессе преподавания иностранного языка в вузе обладает значительным лингводидактическим потенциалом.

Основное преимущество использования ментальных карт при обучении иностранному языку заключается в возможности систематизирования лексики по изучаемой теме. Ключевым аспектом формирования иноязычной компетенции студентов является изучение профессиональной терминологии, предполагающее освоение значительного количества лексических единиц и понимание системных связей, существующих между ними. Использование ментальных карт позволяет зафиксировать множество терминов, необходимых для обсуждения конкретной профессиональной темы на иностранном языке, и продемонстрировать логические связи между рассматриваемыми лексическими единицами.

Другим несомненным преимуществом использования ментальных карт в процессе преподавания иностранного языка в вузе является то, что они представляют собою наглядные конспекты, в которых отражены ключевые положения и понятия, что способствует как пониманию рассматриваемой темы, так и запоминанию новой информации. Кроме того, ментальная карта представляет собою опорный конспект, который может быть использован для формулирования развернутого высказывания в процессе обсуждения рассматриваемой темы, что способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

При обучении студентов-экологов английскому языку ментальные карты могут быть использованы при рассмотрении всех лексических тем, например, "Ecology as a science", "Types of ecosystems", "Environmental problems", "Pollution", "Natural resources", "Environmental protection", "Recycling", "Environmental

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.