Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
УДК 378
Мерецкая Татьяна Владимировна Meretskaya Tatyana Vladimirovna
Магистрант Graduate student Филиал ОмГПУ в г. Таре OSPU, Branch in Tara
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-EDUCATION OF STUDENTS OF
PEDAGOGICAL UNIVERSITIES
Аннотация: В статье рассматривается вопрос профессионального самообразования студента - будущего педагога. Автором выделены и описаны компоненты готовности студентов педагогического вуза к профессиональному самообразованию.
Abstract: The article deals with the issue of professional self-education of a student-future teacher. The author identifies and describes the components of readiness of students of a pedagogical University for professional self-education.
Ключевые слова: самообразование, профессиональное самообразование будущего педагога, компоненты готовности к профессиональному самообразованию студентов педагогического вуза.
Key words: self-education, professional self-education of the future teacher, components of readiness for professional self-education of students of a pedagogical University.
Вопросам самообразования, умению осуществлять
самообразовательную деятельность в настоящее время отводится большое внимание. Саморазвитие и самообразование характеризуют становление личности человека. Важными задачами образования в РФ, закрепленными в Национальной доктрине образования, являются формирование навыков самообразования, самореализация личности, а также непрерывность образования в течение всей жизни человека.
Международная научно-практическая конференция
Качественное выполнение учителем трудовых действий, определенных
профессиональным стандартом «Педагог» [1] также невозможно без наличия навыков самообразования. Кроме того, способность к самообразованию как необходимая компетентность будущего педагога закреплена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что однозначного подхода к определению сущности понятия самообразования не существует.
Так, П. И. Пидкасистый под понятием самообразования понимает «познавательную деятельность человека, направленную на преобразование им своих физических сил, душевных свойств и социальных качеств, в основе которой лежит непосредственный личный интерес человека в соответствии с его представлениями о социально одобряемом образце личности» [2, с. 71].
По мнению Г. М. Коджаспировой самообразование - это «специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации» [3, с. 38]. Автор также отмечает, что непрерывное образование невозможно реализовать без установки на формирование готовности к самообразовательной деятельности.
Современному педагогу необходимо непрерывно работать над собой, повышать свой профессиональный уровень, развивать профессиональные компетентности, в том числе и самообразовательную компетентность. Поэтому актуальной задачей учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе является целенаправленное формирование готовности студентов - будущих педагогов к профессиональному самообразованию.
Е. Г. Белякова определяет «профессиональное саморазвитие педагога» как «многокомпонентную личностно и профессионально значимую самостоятельную познавательную деятельность, включающую в себя
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование» [4, с. 96].
Эффективность профессионального самообразования педагога во многом обусловливается мотивацией и наличием готовности к самосовершенствованию.
Профессиональная готовность к педагогической деятельности определяется В. А. Сластениным как «совокупность профессионально обусловленных требований к педагогу» [5, с. 26]. В составе готовности к профессиональной деятельности педагога он выделяет психологическую, психо-физиологическую, физическую готовность, а также научно-теоретическую и практическую компетентность.
Готовность личности к самообразованию Л. П. Вишневской и Г. В. Вишневской трактуется как «интегративная, развивающаяся с помощью педагогического содействия мера сформированности обобщенных характеристик личности для организации, осуществления и достижения целей самообразования в самом широком смысле, включая самовоспитание, самопознание, самосовершенствование, самореализацию» [6].
В. А. Светлова, вслед за Т. Я. Яковец [7] под готовностью педагога к профессиональному самообразованию понимает «интегральное динамическое свойство личности, отражающее единство и взаимосвязь познавательной, мотивационной и практической готовности к активной самообразовательной деятельности на основе ценностного отношения к педагогической деятельности и стремления к самореализации в ней» [8, с. 20].
Обобщая данные определения, можно говорить о готовности к профессиональному самообразованию студентов педагогического вуза как о комплексной характеристике их личности, которая включает в себя потребности и мотивы осуществления самообразовательной деятельности, профессионально значимые качества, а также необходимые знания, умения и навыки.
Международная научно-практическая конференция Учитывая системность данного понятия, выделим структурные
компоненты готовности к профессиональному самообразованию студентов
педагогического вуза:
мотивационный компонент, включающий осознание значимости и
ценности самообразования, положительное отношение к
самообразовательной деятельности, наличие познавательного интереса;
когнитивный компонент, отражающий наличие достаточных
теоретических профессиональных знаний и умений применять их на практике;
деятельностный компонент, включающий умения добывать знания с
помощью различных источников информации, овладение приемами
профессионального самообразования;
рефлексивный компонент, предполагающий адекватную самооценку
личностно-профессиональных качеств, регуляцию их совершенствования.
В соответствии с содержанием каждого компонента мы определили
критерии и показатели сформированности готовности к профессиональному
самообразованию студентов - будущих педагогов и провели отбор
диагностического инструментария для эффективной проверки данных
критериев (табл. 1).
Таблица 1. Взаимосвязь компонентов и критериев определения уровня готовности студентов педагогического вуза к профессиональному
самообразованию
Критерии Показатели Диагностические методики
Мотивационный Потребность в профессиональном самообразовании Тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» (В. И. Андреев); тест готовности к саморазвитию (В. Павлов)
Когнитивный Знания о содержании, методах и формах профессионального самообразования педагога Тест «Знание основ самообразования» (разработан автором)
Новые импульсы развития: вопросы научных исследований
Деятельностный Навыки грамотного применения методов и приемов профессионального самообразования Анализ результатов учебной деятельности студентов
Рефлексивный Умение оценивать свои действия в области про фессионального самообразования Тест «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности» (О. Н. Инкина, в модификации автора)
На основе проведенного теоретического исследования планируется выстроить экспериментальную работу по формированию у студентов -будущих педагогов готовности к профессиональному самообразованию в условиях образовательной среды вуза.
Библиографический список:
1. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс].
2. СПС КонсультантПлюс. - 2020. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 155553/ (дата обращения 28.04.2020).
3. Педагогика : учебник и практикум для вузов / П. И. Пидкасистый [и др.] ; под редакцией П. И. Пидкасистого. - 4-е изд., перераб. и доп. -[Электронный ресурс]. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 408 с. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/449649 (дата обращения: 01.05.2020).
4. Коджаспирова, Г. М. Общие основы педагогики : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. [Электронный ресурс] - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 151 с. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453971 (дата обращения: 01.05.2020).
Международная научно-практическая конференция
5. Белякова, Е. Г. Профессиональный путь педагога: механизмы, модели,
сценарии : учебное пособие / Е. Г. Белякова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики. — Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2017. — 152 с.
6. Сластёнин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.
7. Вишневская Л. П., Вишневская Г. В. Самообразование как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2009. №16. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artirie/n/samoobrazovame-kak-psihologopedagogicheskaya-problema (дата обращения: 02.05.2020).
8. Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курган, 1999. 23 с.
9. Светлова В.А. Формирование готовности будущих педагогов к самообразованию средствами интерактивных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2015. 23 с.
© Т. В. Мерецкая, 2020