Научная статья на тему 'Особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа: теоретический аспект'

Особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL TRAINING / SELF-REALIZATION / METHODOLOGICAL SUPPORT / COLLEGE TEACHER / MASTER OF INDUSTRIAL TRAINING / EDUCATIONAL AND PRODUCTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петроченко С. В.

В статье описаны условия и факторы, определяющие особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа в ситуации модернизации системы среднего профессионального образования. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня ориентированы на выработку единой стратегии обеспечения российской экономики высококвалифицированными кадрами, которые могут быть подготовлены только компетентными преподавателями и мастерами производственного обучения, регулярно повышающими свой профессиональный уровень. Формирование кадрового потенциала колледжей имеет свои особенности, которые выражаются в том, что большинство педагогов являются специалистами-производственниками, не получившими педагогического образования. Проблемой является зрелый и стареющий возрастной состав педагогических коллективов организаций среднего профессионального образования, обновление которого за счет притока молодых кадров происходит недостаточно быстро. Указанные выше факторы определяют специфику формирования педагогического потенциала колледжей, что требует создания особых методических условий для комплексного и своевременного сопровождения развития педагогов как в профессиональной области, так и в творческом плане.The article views the conditions and factors that determine the features of professional and creative self-realization of the Polytechnic College teachers in the situation of modernization within the system of secondary professional education. Federal and regional legal documents are aimed at developing a unified strategy to provide the Russian economy with highly qualified personnel, which can only be prepared by competent teachers and masters of industrial training who regularly improve their professional level. The formation of the personnel potential of colleges has its own characteristics, which are reflected mostly in the fact that most teachers being actually technologists and specialists in their own technical areas have no pedagogical education. The problem is the age structure of the teaching teams of secondary vocational education organizations that is its updating due to the inflow of young personnel is quite slow. The above factors determine features of colleges’ pedagogical potential, which requires the creation of special methodological conditions for comprehensive and suitable support of teachers development in both professional and creative fields.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петроченко С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа: теоретический аспект»

I. ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 377.123

С. В. Петроченко (Сургут, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье описаны условия и факторы, определяющие особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа в ситуации модернизации системы среднего профессионального образования. Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня ориентированы на выработку единой стратегии обеспечения российской экономики высококвалифицированными кадрами, которые могут быть подготовлены только компетентными преподавателями и мастерами производственного обучения, регулярно повышающими свой профессиональный уровень. Формирование кадрового потенциала колледжей имеет свои особенности, которые выражаются в том, что большинство педагогов являются специалистами-производственниками, не получившими педагогического образования. Проблемой является зрелый и стареющий возрастной состав педагогических коллективов организаций среднего профессионального образования, обновление которого за счет притока молодых кадров происходит недостаточно быстро. Указанные выше факторы определяют специфику формирования педагогического потенциала колледжей, что требует создания особых методических условий для комплексного и своевременного сопровождения развития педагогов как в профессиональной области, так и в творческом плане.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, профессионально-творческая самореализация, методическое сопровождение, преподаватель колледжа, мастер производственного обучения, учебно -производственная деятельность.

Введение

Самореализация личности человека активно обсуждается в научной литературе. В настоящий момент данный вопрос имеет высокую степень актуальности, так как обществу нужны инициативные и компетентные специалисты, способные постоянно совершенствоваться в личностном и профессиональном плане. Проявляя готовность к быстрому обновлению знаний и умений, расширению компетенций, самостоятельно определяя направления саморазвития и самореализации, они могут квалифицированно выполнять свои трудовые функции.

Проблема профессионально-творческой самореализации педагога вызывает интерес у исследователей. Ей посвятили работы российские и зарубежные ученые: Т. А. Бурова [5], О. О. Богатырева [4], Л. А. Коростылева [11], Ю. П. Поваренков [18], А. Маслоу [14], К. Роджерс [21] и др. Вопросами профессионального становления педагога занимался ряд отечественных ученых, в том числе И. Ф. Бережная [3], О. В. Буховцева [6], С. А. Бычик [7], Т. В. Жабакова [10], Л. И. Савва [22], В. Д. Шадриков [24]. В исследованиях А. К. Марковой [13], Л. М. Митиной [15], А. А. Мишина [16], Е. Д. Яковлева [26], Г. И. Хозяинов [25]. В их работах представлены общие закономерности профессионального развития педагогов и в центре внимание оказывается понятие «профессиональное становление личности». Анализ научной литературы показал, что в последнее время в отдельных исследованиях раскрываются те или иные особенности методического сопровождения профессионального и личностного развития педагогов системы среднего профессионального образования (далее - СПО) (см. Е. Е. Дарузе [8], К. Я. Джус [9], Е. В. Артемьева [1], Л. В. Манжос [12], Т. В. Потемкина [20], С. П. Свидеркская [23]). Ряд работ посвящен современной проблеме методического сопровождения образовательного процесса и методической работе (Н. В. Немова [17], М. М. Поташник [19]).

1. Специфика формирования и развития кадрового потенциала политехнического колледжа

В современных социально-экономических условиях к педагогу профессионального образования предъявляются особые требования. Приоритетные направления модернизации системы профессионального образования определены важнейшими нормативно-правовыми документами, которые нацелены на выработку единой стратегии обеспечения российской экономики высококвалифицированными кадрами. Так, ряд нормативов: «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года»1, «Ком-

1 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской

плекс мер, направленных на совершенствование системы СПО на 2015-2020 годы»2 и Приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий»3 - определяют основные тенденции в подготовке будущих рабочих, служащих и специалистов. Если в выше названных документах внимание акцентировалось на качестве подготовки выпускников колледжей, то центральным объектом государственной политики в следующих нормативных документах является профессиональная деятельность педагогов средних профессиональных образовательных учреждений. В качестве одной из задач «Стратегии инновационного развития РФ на период 2020 г.» является «развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций»4. Важным приоритетом в национальном проекте «Образование»5 названо внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников. Настоящий проект предполагает не только непрерывное и планомерное повышение квалификации педагогов, реализуемое в различных формах, но и систему поддержки в первые три года работы, а также сопровождения педагогов в возрасте до 35 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты СПО последнего поколения, которые разработаны на основе положений профессиональных стандартов, устанавливают требования к структуре, к результатам освоения и условиям реализации образовательной программы. Помимо этого, тенденции развития экономической и социальной сферы определяют приоритетные и наиболее востребованные профессии и специальности как в России, так и в каждом из регионов, в их числе и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Т0П-50, ТОП-57)6.

2. Новые форматы и старые проблемы профессиональной подготовки квалифицированных кадров

Методика подготовки кадров по данным образовательным программам и способы оценивания образовательных достижений в новом формате требуют от педагога владения современными производственными и педагогическими технологиями. Потребность в формировании и развитии у студентов компетенций в области владения иностранным языком в профессиональной сфере и финансовой грамотности, коммуникативная активность, применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий в соответствующих видах производственной деятельности определяет необходимость расширения межпредметных и надпрофессиональных компетенций у педагогов колледжа.

В последние годы активная интеграция России в международное движение WorldSkills («Молодые профессионалы») задает новые параметры и форматы в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и позволяет оценивать уровень подготовки студентов в формате творческих испытаний - чемпионатов профессионального мастерства. Стандарты СПО предполагают новую особую форму проведения государственной итоговой аттестации выпускников - демонстрационный экзамен, который предусматривает моделирование реальных производственных условий, чтобы обучающиеся колледжа имели возможность проявить свои профессиональные умения и навыки в соответствии с международными требованиями. Новшеством является и то, что независимую оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена осуществляют эксперты из других образовательных организаций и представители предприятий.

Важным фактором, определяющим профессиональную компетентность педагога колледжа, является ориентация на запросы работодателей как основных внешних потребителей образовательных услуг системы СПО. Предприятия и организации в современных социально-экономических условиях активно внедряют инновационные технологии, обладают высокотехнологичным оборудованием и,

Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс» : ^аит]. URL: http://www.consultant.ru/

2 Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015-2020 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2015 № 349-р) [Электронный ресурс]// Правовая система «Консультант Плюс» : [cайт]. URL: http://www.consultant.ru/

3 Приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № 9) [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс» : [cайт]. URL: http://www.consultant.ru/

4 Стратегия инновационного развития РФ на период 2020 г (утв. распоряжением Правительства РФ 8.12.2011 г. № 22227-р) [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс» : ^аит]. URL: http://www.consultant.ru/

5 Национальный проект «Образование» (утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 г. № 10) [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс» : ^аит]. URL: http://www.consultant.ru/

6 Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена Коллегией Минобрнауки России, протокол от 18.07.2013 № ПК-5вн) [Электронный ресурс] // Правовая система «Консультант Плюс»: [cайт]. URL: http://www.consultant.ru/

соответственно, предъявляют серьезные требования как к уровню подготовки выпускников, так и к компетентности педагогов. Для того чтобы педагог смог подготовить студента, владеющего всем арсеналом знаний и умений, ему самому необходимо регулярно совершенствоваться, осваивать современные технологии, проходить стажировки на предприятиях или в организациях, ориентируясь на условия массового производства, международные тенденции в профессиональном образовании.

В качестве детерминанты развития СПО следует отметить еще один фактор, определяющий необходимость грамотного и комплексного сопровождения профессионального становления педагога колледжа. Большой процент преподавателей и мастеров производственного обучения, руководящих практической подготовкой студентов, не имеют педагогического образования. В настоящий момент система среднего профессионального образования России насчитывает более 3 306 образовательных организаций и 587 их филиалов. Программы СПО реализуется также в 350 образовательных организациях высшего образования и 442 их филиалах, в которых обучается около 2 931 294 чел. Общая численность штатных педагогических работников составляет 162 070 человек (137 026 преподавателей и 25 044 мастеров производственного обучения). Согласно статистике Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров Министерства образования и науки РФ, 84,1 % преподавателей (из числа опрошенных) не имеют специального психолого-педагогического образования, притом относятся к возрастной группе, находящейся в самом активном трудоспособном возрасте (от 25 до 55 лет)7.

В процессе реорганизации системы СПО в последние годы претерпел изменение состав педагогических коллективов колледжей и техникумов за счет привлечения специалистов, имеющих ученые степени кандидатов и докторов наук. Однако кадровый потенциал по-прежнему требует обновления за счет привлечения молодых кадров, получивших образование и квалификацию, которая соответствует запросам современного СПО. В ежегодном «Информационном бюллетене о результатах мониторинга качества подготовки кадров» указано, что в настоящий момент 24,6 % преподавателей, относящихся к возрастной категории до 35 лет, не имеют психолого-педагогического образования8. Как показывает опыт, молодые специалисты информационно мобильны и динамичны, открыты к экспериментам. Они, по сравнению с остальными, более заинтересованы в обновлении учебно-производственного процесса в содержательном и инструментальном плане; именно они гибко реагируют на изменения условий и привносят в производственное обучение инновационные технологии производства, тем самым способствуют повышению эффективности профессионального образования.

Педагогические работники данной возрастной группы (до 35 лет) проявляют готовность к освоению нового опыта, в том числе других видов профессиональной деятельности, современных производственных и образовательных технологий, инновационных методов и форм обучения. Как отмечает Л. А. Коростылева, достаточно большой процент работников возвращается в производственный сектор экономики или предпочитает школьное образование, столкнувшись с трудностями и неадекватной заработной платой [11]. В этом смысле необходимость создавать методические условия для профессиональной и творческой самореализации самой экономически и профессионально активной возрастной категории педагогических работников становится вполне очевидной.

Большой процент педагогических работников имеют значительный опыт работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Может показаться, что педагоги данной группы не нуждаются во всесторонней методической поддержке. Однако, высокие темпы модернизации СПО - обновление содержания его образовательных программ и способов реализации, внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий - требуют оказания своевременной, адресной и корректной помощи опытным педагогам.

3. Проблемы специфики формирования и развития кадрового состава колледжей и техникумов

Ряд исследований, проводимых в области подготовки педагогических кадров для среднего профессионального образования, свидетельствуют о том, что имеющиеся проблемы связаны именно со спецификой формирования и развития кадрового обеспечения колледжей и техникумов. Педагогических работников, преподающих в организациях среднего профессионального образования, можно объединить в три группы.

7 Информационный бюллетень о результатах мониторинга качества подготовки кадров. Российская Федерация 2018 // Министерство просвещения РФ. МИРЭА - Российский технологический университет. Главный информационно-вычислительный центр [сайт]. URL: М1р://т&са1оге.тксе(1и.ги/тот1;огг^ /_spo/bulletin_RF_spo_motitoring.pdf.

8 Там же.

К первой группе относятся специалисты, имеющие опыт профессиональной деятельности на производственных предприятиях, обладающие обширными знаниями и практическими умениями в тех видах профессиональной деятельности, которым они обучают студентов. Данные педагоги имеют высшее или среднее профессиональное образование по профилю преподаваемых дисциплин (в области технологии пищевой промышленности, экономики и управления на предприятии, торговли и экспертизы качества товаров, документационного обеспечения управления и т.п.).

Существенным недостатком является отсутствие у них психолого-педагогического образования. В профессиональном стандарте педагога профессионального образования не обозначено требование обязательного педагогического образования, но сделана оговорка: «При отсутствии педагогического образования - дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства»9. Формы и способы получения дополнительного образования не регламентированы.

Вторую группу педагогических работников СПО составляют специалисты, осуществляющие образовательную подготовку студентов в рамках общего гуманитарного и социально-экономического, математического и естественнонаучного циклов, иногда - ряда дисциплин общепрофессионального цикла (к примеру, «Безопасность жизнедеятельности», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Правовые основы профессиональной деятельности»). Как правило, это педагоги, получившие высшее образование в педагогических институтах или университетах. Однако они не знакомы со спецификой подготовки молодых рабочих в системе СПО, поэтому успешность их педагогической деятельности зависит от того, насколько быстро они адаптируются в новой образовательной среде, сочетающей теоретическое и практическое обучение.

В третью категорию можно включить немногочисленную группу педагогов, которые получили высшее либо среднее профессиональное образование в учебных заведениях индустриально-педагогической направленности (таких образовательных организаций в нашей стране остались единицы).

Обратим внимание, что большую часть педагогического коллектива, таким образом, составляют сотрудники, нуждающиеся в грамотном и комплексном методическом сопровождении, которое могло бы помочь им освоиться в профессии, способствовало бы профессиональному и творческому развитию педагогов и, в конечном счете, их самореализации в профессии.

Несмотря на то, что успешная профессиональная деятельность и самореализация педагога колледжа и педагога общеобразовательной школы имеет много общего, существует целый ряд отличий. Специфика профессиональной деятельности педагога политехнического колледжа заключается в ее «бинарности».

По мнению С. А. Бычик и А. В. Деревицкой, педагог, осуществляющий свою педагогическую деятельность в профессиональной образовательной организации СПО, должен быть компетентным, в первую очередь, в предметной сфере (в области той профессии / специальности), которой обучает студентов; во-вторых, владеть педагогической и социальной компетентностью [7].

Обратим внимание, что предметная компетентность педагога базируется на двух составляющих - теоретических знаниях и практических умениях, востребованных при выполнении определенных трудовых функций, практической подготовке студентов - обучении их трудовым навыкам. Таким образом, особенностью профессионально-творческой самореализации педагогов колледжа можно считать стремление к достижению высокого уровня профессионализма в своей предметной области.

С. П. Свидерской были выделены основные виды деятельности педагога высшей школы, которые стали основой для определения отличительных черт профессионально-творческой самореализации педагога колледжа [23].

В таблице представлены и охарактеризованы основные функции педагога, работающего в системе среднего профессионального образования (колледж, техникум), содержание этих функций, обусловленное спецификой профессионально-педагогической деятельности преподавателя или мастера производственного обучения.

9 Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н) // Правовая система «Консультант Плюс»: [cайт]. URL: http://wwwxonsultantru/

Таблица

Виды деятельности педагога системы среднего профессионального образования_

Функции Сфера деятельности Содержание

Организацио нная Теоретическое обучение Учебная практика Производственная практика Воспитательная работа Отбор содержания образования для разработки основных профессиональных образовательных программ. Организация аудиторной и внеаудиторной учебно-производственной деятельности обучающихся, организация своего рабочего времени, рабочего места (кабинета, учебно-производственной лаборатории, мастерской), организация прохождения обучающимися учебной и производственной практики, организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся и др.

Образовательная Учебная практика Производственная практика Реализация содержания образовательных программ среднего профессионального образования, разработанных на основе ФГОС нового поколения (в том числе, актуализированных, программ ТОП-50, ТОП-57) и примерных программ; планирование, проектирование и проведение теоретических занятий (в том числе лабораторных и практических)

Учебно - производственная Учебная практика Производственная практика Проектирование и проведение уроков учебной практики, где формируются и отрабатываются необходимые профессиональные умения и навыки у будущих рабочих, формируются и развиваются общие и профессиональные компетенции; организация прохождения обучающимися производственной и преддипломной практики на предприятиях

Методическая Теоретическое обучение Учебная практика Методическая работа Работа по отбору содержания для рабочих учебных программ дисциплин и профессиональных модулей, конспектов занятий, учебно-методических материалов, контрольно-оценочных средств, обеспечивающих эффективную реализацию профессиональных образовательных программ, освоение успешного педагогического опыта, дис-семинация собственного опыта; поиск и апробация более эффективных способов и приемов преподавания и др.

Инновационно-исследовательская Инновационная, исследовательская работа Организация научно-исследовательской работы студентов, подготовка их для представления результатов на студенческих конференциях, форумах; проведение различных экспериментов и исследований по отработке новых рецептур, апробация новых технологий (фудпейринг, Sous Vide (су-вид), фьюжн, кулинарный «Арт-визаж», Smoking Gun (Смоки ган) и оборудования; участие в инновационных проектах («Молодые профессионалы», «Демография»: «Старшее поколение», «Билет в будущее»)

Контрольно-оценочная Теоретическое обучение Учебная практика Производственная практика Внеурочная деятельность Разработка контрольно-оценочных средств для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля, в том числе в формате демонстрационного экзамена; разработка тематики выпускных квалификационных работ, руководство курсовыми, дипломными, письменными экзаменационными работами студентов; разработка заданий для проведения конкурсов профессионального мастерства («Город мастеров», «Молодые профессионалы», «Абилимпикс», «Славим человека труда»)

Воспитательная Теоретическое обучение Учебная практика Производственная практика Внеурочная деятельность Формирование и развитие нравственных и поведенческих качеств личности обучающихся: ответственного отношения к порученному делу; критического мышления; ответственности; исполнительности, инициативы, способности к самовыражению, культуры труда, умения работать в бригаде, звене; осознания принадлежности к конкретной профессиональной группе; развитие стремления к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства; формирование у обучающихся стремление к само-

Функции Сфера деятельности Содержание

контролю и саморегуляции трудовой деятельности.

Материально-техническое оснащение Учебная практика Производственная практика Материально-техническое оснащение лабораторий и учебных мастерских необходимым оборудованием, инвентарем, расходными материалами в соответствии с требованиями ФГОС и инфраструктурных листов

Информационно-коммуникационная Теоретическое обучение Учебная практика Производственная практика Внеурочная деятельность Применение информационных технологий в образовательном процессе (система контроля и мониторинга качества знаний: SUNRAV; MOODLE; применение технологий дистанционного обучения, ведение электронных журналов и дневников, отчетной документации в системе 1 С: Колледж, использование программных продуктов при реализации содержания программ (1 С: Предприятие, СПС «Консультант +»; применение ресурсов электронных библиотечных систем: ЭБС-Академия; ЭБС Юрайт; ЭБС BOOK.RU (КноРус); ЭБС IPR BOOKS

Коммуникативная Теоретическое обучение Учебная практика Производственная практика Внеурочная деятельность Организация взаимодействия со студентами, (законными представителями), родителями, педагогами колледжа (мастерами производственного обучения, преподавателями, социальными педагогами, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования, педагогам-библиотекарями, методистами и т.д., руководством образовательной организации, социальными партнерами колледжа, наставниками обучающихся, закрепленными на период прохождения производственной практики

Рефлексивно-оценочная Теоретическое обучение Учебная практика Внеурочная деятельность Методическая работа Оценка результатов педагогической деятельности, анализ достижений и неудач, объяснение причин, поиск оптимальных путей решения педагогических затруднений

Прогностическая Теоретическое обучение Учебная практика Внеурочная деятельность Методическая работа Разработка программ собственного профессионального развития, определение путей и способов повышения профессиональной компетентности как в педагогической сфере, так и по профилю преподаваемых дисциплин; выбор форм и способов развития: курсы повышения квалификации, стажировки на предприятиях, обучающие семинары и тренинги, вебинары, профессиональная переподготовка, магистратура, аспирантура

Приведенные выше функции педагога системы среднего профессионального образования создают представление о многоаспектности и многозадачности его деятельности, что требует от педагогического работника не только высокого уровня развития компетентности в различных областях знаний, но и регулярного профессионального развития и обновления в соответствии с актуализирующимися задачами и приоритетами развития СПО. В связи с этим возрастает потребность в эффективном, целесообразном и своевременном методическом сопровождении профессионально-творческого становления педагогических сотрудников колледжа.

Заключение

Таким образом, педагог среднего профессионального образования, работающий в условиях модернизации образования и возрастающих требований к подготовке рабочих кадров, должен обладать не только профессиональными компетенциями, но и быть способным к системному обновлению и саморазвитию. В условиях недостаточного развития кадрового обеспечения системы СПО, следует создать все необходимые организационно-педагогические и методические условия для развития педагогов и их профессионально-творческой самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Е. В. Методическое сопровождение как фактор повышения качества образования в колледже // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6 (48) Часть 3. С. 6-8.

2. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления [Электронный ресурс] // Человек и образование. № 3 (36). 2013. С. 38-42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20698725 (дата обращения: 11.05.2019).

3. Бережная И. Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: дис. ... д-ра. пед. наук: 13.00.08. М., 2012. 445 с.

4. Богатырева О. О., Марцинковская Т. Д. Профессиональная самореализация в пространстве личностного развития [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13012736 (дата обращения: 10.05.2019).

5. Бурова Т. А., Зараковский Г. М. Самореализация в трудовой деятельности как характеристика качества жизни российского населения [Электронный ресурс] // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. Тверь : Межрегиональная общественная организация «Эргономическая ассоциация», 2005. № 3-2. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33600976 (дата обращения: 14.12.2019).

6. Буховцева О. В., Мухортова К. Э. Педагогическое творчество как значимый компонент профессиональной деятельности учителя // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2016. № 2 (23). URL: https ://сyberleninka.ru/ar1iсle/ n/pedagogi сheskoe-1vorсhestvo-kak-znaсhimyy-komponent-professionalnoy-deyatelnosti-uсhitelya (дата обращения: 04.05.2019).

7. Бычик С. А., Деревицкая А. В. Повышение профессиональной компетентности педагогов колледжа в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-kolledzha-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2019).

8. Дарузе Е. Е. Организационно-педагогические условия творческой самореализации педагогов профессиональных колледжей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2010. 159 с.

9. Джус К. Я. Исследование проблем методического сопровождения как основы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях колледжа [Электронный ресурс] // Образование. Карьера. Общество. 2012. № 1 (33). URL: https://сyberleninka.ш/artiсle/n/issledovanie-problem-metodiсheskogo-soprovozhde-niya-kak-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogiсheskih-kadrov (дата обращения: 10.04.2019).

10. Жабакова Т.В. Критерии эффективности профессиональной самореализации личности в условиях педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. статей по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : СибАК, 2013. URL: https://sibaс.info/сonf/pedagog/xxvii/32643 (дата обращения: 21.05.2019).

11. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб. : Речь, 2005. 222 с.

12. Манжос Л. В. Особенности профессиональной самореализации педагогов, работающих в образовательных организациях разного типа [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 37. URL: http://e-konсeptm/2015/95672.htm (дата обращения: 10.05.2019).

13. Маркова А. К. Психология труда учителя : книга для учителя. М. : Просвещение, 2003. 192 с.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / пер. с англ. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

15. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М. : Флинта ; МПСИ, 1998. 109 с.

16. Мишин А.А. Особенности личности педагогов с высоким уровнем профессиональной самореализации [Электронный ресурс] // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54). URL: https://сyberleninka.ш/artiсle/n/osobennosti-liсhnosti-pedagogov-s-vysokim-urovnem-professionalnoy-samorealizatsi (дата обращения: 04.04.2019).

17. Немова Н. В. Управление методической работой в школе. М. : Сентябрь, 1999. 176 с.

18. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : УРАО, 2002. 160 с.

19. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе : метод. пособие. М. : Центр пед. образования, 2010. 448 с.

20. Потемкина Т. В. Недостатки системы повышения квалификации руководителей и преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования // Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2. URL: https://сyberleninka.ru/artiсle/n/nedosta1ki-sistemy-povyshemya-kvalifikatsii-rukovoditeley-i-prepodavateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-srednego-professionalnogo (дата обращения: 21.05.2019).

21. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. : Прогресс, 1994. 171 с.

22. Савва Л. И., Акманова С. В., Недосекина М. А., Масленникова О. Е., Яковлева Л. А., Ивлев А. В., Москвана А. А., Злыднева Т. П. Условия гуманитаризации высшего профессионального образования: монография / под ред. Л. И. Магнитогорск : МаГУ, 2008. 462 с.

23. Свидерская С. П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] // Научное обозрение. Педагогические науки. № 4. 2016. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/ article/view?id=1522 (дата обращения: 10.05.2019).

24. Шадриков В. Д. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников : монография / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. М. : Логос, 2011. 168 с.

25. Хозяинов Г. И. Определение уровня профессионализма преподавателя // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. М. : Издательство ФГБОУ ВО ГЦОЛИФК, 1993. С. 149-156.

26. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М. : Московский психолого-социальный институт ; Изд-во Флинта, 1997. 224 с.

27. Gnevek O. V., Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Shepilova N. A.The role of the reflexive orientation of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers // Man in India. 2017. Vol. 97. № 21. P. 195-217.

28. Gnevek O. V., Saigushev N. Ya., Savva L. I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers. // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. № 18. P. 13033-13041.

S. V. Petrochenko (Surgut, Russia)

FEATURES OF PROFESSIONAL AND CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE POLYTECHNIC COLLEGE TEACHERS: THE ORETICAL ASPECT

Annotation. The article views the conditions and factors that determine the features of professional and creative self-realization of the Polytechnic College teachers in the situation of modernization within the system of secondary professional education. Federal and regional legal documents are aimed at developing a unified strategy to provide the Russian economy with highly qualified personnel, which can only be prepared by competent teachers and masters of industrial training who regularly improve their professional level. The formation of the personnel potential of colleges has its own characteristics, which are reflected mostly in the fact that most teachers being actually technologists and specialists in their own technical areas have no pedagogical education. The problem is the age structure of the teaching teams of secondary vocational education organizations that is its updating due to the inflow of young personnel is quite slow. The above factors determine features of colleges' pedagogical potential, which requires the creation of special methodological conditions for comprehensive and suitable support of teachers development in both professional and creative fields.

Keywords: vocational training, self-realization, methodological support, College teacher, master of industrial training, educational and production activities.

REFERENCES

1. Artem'eva E. V. Metodicheskoe soprovozhdenie kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v kolle-dzhe, Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal [International Research Journal], 2016, no. 6 (48), vol. 3, pp. 6-8.

2. Batarshev A. V., Makar'ev I. S. Tvorcheskaya samorealizatsiya pedagoga kak osnova professional'no-lichnostnogo stanovleniya, Chelovek i obrazovanie [Man and Education], no. 3 (36), 2013, URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20698725 (accessed 11 May 2019).

3. Berezhnaya I. F. Pedagogicheskoe proektirovanie individual'noi traektorii professional'nogo raz-vitiya bu-dushchego spetsialista: dis. ... d-ra. ped. nauk [Dr. habil. thesis], 13.00.08, Moscow, 2012, 445 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Bogatyreva O. O., Martsinkovskaya T. D. Professional'naya samorealizatsiya v prostranstve lichnostno-go razvitiya, Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn [Psikhologicheskie Issledovaniya], 2009, no. 1 (3), URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13012736 (accessed 10 May 2019).

5. Burova T. A., Zarakovskii G. M. Samorealizatsiya v trudovoi deyatel'nosti kak kharakteristika kache-stva zhizni rossiiskogo naseleniya, Chelovecheskii faktor: problemy psikhologii i ergonomiki. Tver' : Mezh-regional'naya obshchestvennaya organizatsiya «Ergonomicheskaya assotsiatsiya», 2005, no. 3-2, pp. 9-10, URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=33600976 (accessed 14 December 2019).

6. Bukhovtseva O. V., Mukhortova K. E. Pedagogicheskoe tvorchestvo kak znachimyi komponent professional'-noi deyatel'nosti uchitelya, Vestnik PGU im. Sholom-Aleikhema, 2016, no. 2 (23). URL: https://syberleninka.ru/artisle/ n/pedagogi sheskoe-tvorshestvo-kak-znashimyy-komponent-professionalnoy-deyatelnosti-ushitelya (accessed 4 May 2019).

7. Bychik S. A., Derevitskaya A. V. Povyshenie professional'noi kompetentnosti pedagogov kolledzha v sisteme srednego professional'nogo obrazovaniya, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2012, no. 8, URL: https://syberleninka.ru/artisle/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-kolledzha-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (accessed 4 April 2019).

8. Daruze E. E. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya tvorcheskoi samorealizatsii pedagogov profes-sional'nykh kolledzhei: dis. ... kand. ped. nauk [D.Ph. thesis]13.00.08, Moscow, 2010, 159 p.

9. Dzhus K. Ya. Issledovanie problem metodicheskogo soprovozhdeniya kak osnovy formirovaniya professional'noi kompetentnosti pedagogicheskikh kadrov v usloviyakh kolledzha, Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo, 2012, no. 1 (33). URL: https://syberleninka.ru/artisle/nissledovanie-problem-metodisheskogo-soprovozhde-mya-kak-osnovy-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogisheskih-kadrov (accessed 10 April 2019).

10. Zhabakova T. V. Kriterii effektivnosti professional'noi samorealizatsii lichnosti v usloviyakh pedagog-

icheskoi deyatel'nosti, Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii: sb. st. po ma-ter. XXVII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, SibAK, 2013, URL: https://sibas.info/sonf/pedagog/xxvii/32643 (accessed 21 May 2019).

11. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noi sfere, Saint Petersburg, Rech', 2005, 222 p.

12. Manzhos L. V. Osobennosti professional'noi samorealizatsii pedagogov, rabotayushchikh v obrazova-tel'nykh organizatsiyakh raznogo tipa, Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept», 2015. vol. 37. pp. 246250. URL: http://e-konsept.ru/2015/95672.htm (accessed 10 May 2019).

13. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya: kniga dlya uchitelya, Moscow, Prosveshchenie, 2003, 192 p.

14. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. 3-e izd. / per. s angl, Saint Petersburg, Piter, 2008, 352 p.

15. Mitina L. M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya, Moscow, Flinta, MPSI, 1998, 109 p.

16. Mishin A. A. Osobennosti lichnosti pedagogov s vysokim urovnem professional'noi samorealizatsii, Vestnik KemGU [Bulletin of Kemerovo State University], 2013, no. 2 (54). URL: https://syberleninka.ru/artisle/n/osobennosti-lishnosti-pedagogov-s-vysokim-urovnem-professionalnoy-samorealizatsi (accessed 4 April 2019).

17. Nemova N. V. Upravlenie metodicheskoi rabotoi v shkole, Moscow, Sentyabr', 1999, 176 p.

18. Povarenkov Yu. P. Psikhologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka, Moscow, URAO, 2002, 160 p.

19. Potashnik M. M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoi shkole, metod. posobie, Moscow, Tsentr ped. obrazovaniya, 2010, 448 p.

20. Potemkina T. V. Nedostatki sistemy povysheniya kvalifikatsii rukovoditelei i prepodavatelei ob-razovatel'nykh organizatsii srednego professional'nogo obrazovaniya, Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika [Management of Education : Theory and Practice] 2015, no. 2, URL: https://syberleninka.ru/artisle/n/nedostatki-sistemy-povysheniya-kvalifikatsii-rukovoditeley-i-prepodavateley-obrazovatelnyh-organizatsiy-srednego-professionalnogo (accessed 21 May 2019).

21. Rodzhers K. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka, Moscow, Progress, 1994, 171 p.

22. Savva L. I., Akmanova S. V., Nedosekina M. A., Maslennikova O. E., Yakovleva L. A., Ivlev A. V., Mos-kvana A. A., Zlydneva T. P.Usloviya gumanitarizatsii vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya / pod red. L. I. Savvy, Magnitogorsk, MaGU, 2008, 462 p.

23. Sviderskaya S.P. Professional'naya samorealizatsiya pedagoga posredstvom nauchno-issledovatel'skoi deyatel'nosti, Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, no. 4, 2016, URL: https://science-pedagogy.ru/ru/ arti-cle/view?id= 1522 (accessed 10 May 2019).

24. Shadrikov V. D. Professionalizm sovremennogo pedagoga: metodika otsenki urovnya kvalifikatsii pe-dagogicheskikh rabotnikov : monografiya / Pod nauch. red. V. D. Shadrikova, Moscow, Logos, 2011, 168 .p

25. Khozyainov G. I. Opredelenie urovnya professionalizma prepodavatelya, Trudy uchenykh GTsOLIFKa: 75 let: Ezhegodnik, Moscow, Izdatel'stvo FGBOU VO GTsOLIFK, 1993, pp. 149-156.

26. Yakovleva E. L. Psikhologiya razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti, Moscow, Moskovskii psikhologo-sotsial'nyi institute, Izd-vo Flinta, 1997, 224 p.

27. Gnevek O. V., Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Shepilova N. A.The role of the reflexive ori-enta-tion of training in the formation of a positive attitude toward learning of trade by future marketers, Man in India, 2017, vol. 97, no. 21, pp. 195-217.

28. Gnevek O. V., Saigushev N. Ya., Savva L. I .Reflexive management of the professional formation of would-be teachers, International Journal of Environmental and Science Education. 2016. vol. 11, no. 18, pp. 13033-13041.

Петроченко С. В. Особенности профессионально-творческой самореализации педагогов политехнического колледжа: теоретический аспект// Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4. № 2. С. 6-14.

Petrochenko S.V. Features of Professional and Creative Self-realization of the Polytechnic College Teachers: the Oretical Aspect // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2020, vol. 4, no. 2, pp. 6-14.

Дата поступления статьи - 08.03.2020; 0,93 печ. л.

Сведения об авторе

Петроченко Светлана Владимировна - методист Автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский политехнический колледж», Сургут, Россия; petrochenko.sv@mail.ru.

Author:

Svetlana V. Petrochenko - Methodist of Surgut Polytechnic College, Surgut, Russia; petrochenko.sv@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.