Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлютина Лионелла Юрьевна, Фадина Ольга Олеговна, Ваисов Куат Мулкыбаевич, Климович Лариса Васильевна

В статье представлен вопрос о рассмотрении особенностей профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза на современном этапе. Цель исследования: теоретическое обобщение особенностей профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза на современном этапе. Методы исследования: обобщение и анализ научной, педагогической литературы. В результате обобщения особенностей профессионально - прикладной подготовки студентов экономического направления вуза выявлены специфические профессионально важные физические качества, психофизические и психические функции. На основе этого представлено содержание профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономических специальностей вуза. Дальнейшее совершенствование профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза обусловлено запросом общества и является перспективой исследования в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлютина Лионелла Юрьевна, Фадина Ольга Олеговна, Ваисов Куат Мулкыбаевич, Климович Лариса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE ECONOMIC DIRECTION OF THE UNIVERSITY

The article presents the issue of considering the features of professionally applied physical training of students of the economic direction of the university at the present stage. The purpose of the study: the theoretical generalization of the features of professionally applied physical training of students of the economic direction of the university at the present stage. Research methods: generalization and analysis of scientific, pedagogical literature. As a result of the generalization of the features of the professionally applied training of students in the economic direction of the university, specific professionally important physical qualities, psychophysical and mental functions have been identified. Based on this, the content of professionally applied physical training of students of economic specialties of the university is presented. Further improvement of professional-applied physical training of students of the economic direction of the university is due to the request of society and is a prospect of research in this area.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВУЗА»

Специализированная направленность этих упражнений заключается в обеспечении игрового преимущества футболиста относительно соперника при выполнении технико-тактических действий в экстремальных ситуациях соревновательной игры.

Алгоритмы тренировочной нагрузки объединяют искусственную тренирующую среду, моделируемую с помощью специализированных тренажеров и содержание тематических

упражнений, отражая тем самым количественные значения основных параметров тренировочной

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбузин И.А. Содержание и структура соревновательной деятельности футболистов высокой квалификации : учебное пособие / И.А. Арбузин. - Омск : СибГУФК, 2012. - 55 с.

2. Зайцев В.К. Подготовка футболистов. Поиск и перспективы : монография / В.К. Зайцев, В.И. Колосков. - Москва : НПФ «Архимед№, 1992. - 144 с.

3. Золотарёв А.П. Совершенствование критериев оценки соревновательной деятельной активности высококвалифицированных футболистов: монография / А.П. Золотарёв. - Москва : Наука, 2008. - 134 с.

4. Тюленьков, С.Ю. Теоретико-методические основы подготовки футболистов : монография / С.Ю. Тюленьков - Москва : ТВТ Дивизион, 2010. - 152 с.

5. Чирва, Б.Г. Футбол: Концепция технической и тактической подготовки футболистов / Б.Г. Чирва. - Москва : ТВТ Дивизион, 2008. - 334 с.

REFERENCES

1. Arbuzin, I.A. (2012), Content and structure of competitive activities of highly qualified football players: textbook, SibGUFK, Omsk.

2. Zaitsev, V.K., Koloskov V.I. (1992), Training offootball players. Search and prospects: monograph, Archived, Moscow.

3. Zolotarev, A.P. (2008), Improving the criteria for assessing the competitive activity of highly qualified football players: monograph, Science, Moscow.

4. Tyulenkov, S.Yu. (2010), Theoretical and methodological foundations of training football players: monograph, TVT Division, Moscow.

5. Chirva, B.G. (2008), Football: Concept of technical and tactical training offootball players, TVT Division, Moscow.

Контактная информация: rodin67@bk.ru

Статья поступила в редакцию 26.10.2022

УДК 796:378

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ВУЗА

Лионелла Юрьевна Павлютина, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Олеговна Фадина, кандидат педагогических наук, доцент, Куат Мулкыбаевич Ваисов, стар-

Рисунок 2 - Система функционально-технической подготовки футболистов

работы, выполняемой футболистами.

ший преподаватель, Лариса Васильевна Климович, старший преподаватель, Омский государственный технический университет, г. Омск

Аннотация

В статье представлен вопрос о рассмотрении особенностей профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза на современном этапе. Цель исследования: теоретическое обобщение особенностей профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза на современном этапе. Методы исследования: обобщение и анализ научной, педагогической литературы. В результате обобщения особенностей профессионально - прикладной подготовки студентов экономического направления вуза выявлены специфические профессионально важные физические качества, психофизические и психические функции. На основе этого представлено содержание профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономических специальностей вуза. Дальнейшее совершенствование профессионально - прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза обусловлено запросом общества и является перспективой исследования в данной области.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, экономическое направление, студенты, вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p315-319

PECULIARITIES OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE ECONOMIC DIRECTION OF THE UNIVERSITY

Lionella Yurievna Pavlyutina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Olegovna Fadina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuat Mulkybaevich Vaisov, the senior teacher, Larisa Vasilievna Klimovich, the senior teacher, Omsk State Technical University,

Omsk

Abstract

The article presents the issue of considering the features of professionally applied physical training of students of the economic direction of the university at the present stage. The purpose of the study: the theoretical generalization of the features of professionally applied physical training of students of the economic direction of the university at the present stage. Research methods: generalization and analysis of scientific, pedagogical literature. As a result of the generalization of the features of the professionally applied training of students in the economic direction of the university, specific professionally important physical qualities, psychophysical and mental functions have been identified. Based on this, the content of professionally applied physical training of students of economic specialties of the university is presented. Further improvement of professional-applied physical training of students of the economic direction of the university is due to the request of society and is a prospect of research in this area.

Keywords: professionally applied physical training, economic direction, students, university.

ВВЕДЕНИЕ

Современные рыночные отношения в нашей стране определяют популярность профессий экономического профиля. Повышение уровня экономики государства зависит от многих факторов, в том числе от эффективности производительности труда специалистов экономического направления и их профессиональной подготовки. Согласно требованиям ФГОС ВО 3++ по специальности «Экономика» дисциплина «Физическая культура и спорт» осуществляет формирование ведущей компетенции: способности осуществлять методы и средства физической культуры для обеспечения оптимальной социальной и профессиональной деятельности [4].

В настоящее время имеется тенденция снижения двигательной активности специалистов экономической сферы, что негативно отражается на продуктивности труда и не соответствует потребностям общества к их профессиональной деятельности. Данные факты обусловлены факторами условий труда экономистов, относящиеся к умственной деятельности. Так, наблюдается преобладание длительной статической позы, сопровож-

дающейся повышенной концентрацией внимания, малоподвижностью, долгое по времени непроизвольное теснение задней поверхности бедер, доминирование мелких внутренних движений кисти и предплечья, нервно-эмоциональным напряжением, что приводит к быстрому утомлению [2]. Необходимо отметить, что при этом является характерным большое напряжение центральной нервной системы.

Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время учебно-методическое обеспечение профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов экономического направления вуза находится на недостаточно высоком уровне. Возникает необходимость в оптимизации образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» вуза, осуществлении в нем профессионально-прикладной физической подготовки, соответствующей данному профилю студентов на современном этапе.

Цель исследования: теоретическое обобщение особенностей профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза на современном этапе.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования: обобщение и анализ научной, педагогической литературы. На первом этапе исследования рассматривалось состояние проблемы в научно-педагогической литературе на современном этапе, определялась цель исследования. На втором этапе исследования обобщались сведения о ведущих профессионально важных физических качествах, психофизических и психических функциях подготовки студентов экономического направления вуза. Разрабатывалось современное содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов экономического направления вуза. На третьем этапе исследования формулировались выводы исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Современные исследования ряда ученых А.Н. Гусева, А.Б. Евтина, Н.П. Подскре-бышевой и др. посвящены вопросам ППФП студентов экономических специальностей [1, 2]. В частности, авторы А.Н. Гусев, А.Б. Евтин предлагают использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов инженерно -экономического вуза, исследование Н.П. Подскребышевой посвящено профессиональной подготовки на основе интеграции современных технологий физического воспитания студентов экономических специальностей [1,2].

Несмотря на накопленный опыт научных подходов к рассмотрению ППФП, реализация ФГОС ВО 3++ студентов экономических специальностей в современных условиях требует совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе.

Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует о том, что видами профессиональной деятельности специалистов экономической сферы является аналитическая, расчетно-экономическая, организационно-управленческая, учетная, страховая, банковская. Например инженер-экономист осуществляет подготовку бизнес-планов организаций, выполнение расчетов по финансовым затратам, анализ хозяйственной деятельности организации и [3] др.

К ведущим физическим качествам специалистов экономики относят общую выносливость, статическую выносливость (мышц спины, шеи), быстроту, ловкость, координацию, чувство ритма, точность двигательных реакций, абсолютную силу, гибкость. Психофизические и психические функции составляют внимание (концентрация, распределение, переключение), скорость зрительной реакции, параметры зрения, высокая психомоторика, память, оперативное мышление [2].

Рекомендуемые методики для оценки ППФП студентов данного направления направлены на тестирование ведущих физических качеств, психических функций,

например, быстрота двигательных реакций - прыжки через скакалку (30 с); точность двигательных реакций - броски баскетбольного мяча в цель; чувство ритма - Теппинг тест; тест статического равновесия - проба Ромберга и др.

В содержании ППФП студентов экономических специальностей предложено применение на занятиях физической культуры прикладных видов спорта гимнастики, плавание, легкой атлетики, спортивные игры, представлено в таблице. Для развития профессионально значимых качеств необходимо включать средства, нормализующие состояние всех функциональных систем организма, использовать комплексный подход в самостоятельных занятиях, учитывать индивидуальные психофизические и приоритетные профессиональные параметры.

Активизирует современный образовательный процесс по физической культуре и спорту высшей школы применение нетрадиционных видов спорта (лапта, стретчинг, шейпинг и др.), физкультурно-оздоровительных технологий, использование электронных устройств (девайсов). Особенное внимание уделяется развитию дыхательной системы, профилактике нарушения зрения, так как будущая деятельность студентов экономического направления связана с условиями длительной работой в помещении, с высокой степенью концентрации внимания.

Таблица - Содержание ППФП студентов экономического направления

Виды упражнений Содержание

Упражнения для развития общей выносливости Быстрая ходьба, бег 2 км на пульсе 130-160 уд./мин., кроссовый бег, плавание.

Упражнения для развития статической выносливости Динамические и статические упражнения с собственным весом и отягощениями.

Упражнения для развития быстроты двигательных реакций Прыжки со скакалкой, старты из разных положений, бег с низкого старта по команде, бег и ходьба в сопровождении сигнала для заданий, эстафеты с неожиданными препятствиями, повторные выполнения похожих движений с предельной быстротой в различных условиях.

Упражнения для развития точности движений Расстановка карманных шахмат на время, удары баскетбольным мячом в мишень, ловля теннисного мяча, гимнастической палки.

Упражнения для развития равновесия Упражнения на равновесие в затрудненных условиях.

Упражнения для развития внимания Спортивные, подвижные игры, ходьба и бег по линии, настольный теннис, прыжки со скакалкой, движения с изменением направления и выполнением определенных двигательных задач, бег по узким тропинкам, плавание по линиям, ведение мяча по ограниченным линиям, продолжительный бег и ведение мяча по линиям, шахматы, настольный теннис.

Упражнения на развитие оперативного мышления Мобильное ориентирование по времени, подвижные игры, эстафеты, прохождение лабиринта, волейбол, бадминтон.

Упражнения на развитие силы Поднимание туловища из положения лежа, подтягивание на перекладине, сгибание рук из разных положений, упражнения на пресс, круговая тренировка.

Упражнения для развития гибкости Стретчинг, упражнения с гимнастической палкой, скакалкой.

Упражнения для развития эмоциональной устойчивости Ходьба с закрытыми глазами, прыжки через препятствия, участие в соревнования, эстафеты.

Отдается предпочтение самостоятельной работе студентов экономического направления по приобретению системы прикладных знаний, посвященных ППФП данной специальности. При этом особенное значение имеют дополнительные знания о сохранении здоровья, профилактике отклонений в состоянии здоровья, самоконтроле и т. д.

ВЫВОДЫ

Таким образом, анализ и обобщение научной литературы позволило выявить особенности ППФП студентов экономических специальностей, которые отражают определенную характеристику трудовой деятельности, раскрывают профессионально важные физические качества и свойства. На данной основе представлено содержание ППФП студентов экономических специальностей вуза, что оптимизирует данный учебный процесс

и благоприятно скажется на их будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев А.Н. Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе / А.Н. Гусев, А.Б. Евтин // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - Т. 5. № 2 (15). - С. 158-161.

2. Направления повышения физической подготовленности и функционального состояния студентов экономических специальностей / С.Н. Зуев, А.И. Рахматов, В.А. Галкин, А.А. Коник, Н.П. Подскребышева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 90-96.

3. Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования : Приказ Минтруда России от 02.11.2015 № 832 // КонсультантПлюс : [сайт] - URL: http://www.consultant.ru/dokument/cons_doc_LAW_188421 (дата обращения 17.11.2021).

4. Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) : Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015. № 1327 // ГАРАНТ. РУ [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165458/ (дата обращения 15.06.2021).

REFERENCES

1. Gusev, A.N. and Evtin, A.B. (2016), "The use of a modular approach to the implementation of applied physical training of students at an engineering and economic university", Baltic Humanitarian Journal, Vol. 5, No. 2 (15), pp. 473-481.

2. Zuev, S.N. Rahmatov, A.I., Galkin, V.A., Konik, A.A. and Podskrebysheva, N.P. (2017), "Directions for increasing physical fitness and functional state of students of economic specialties", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.11 (153), pp. 90-96.

3. Ministry of Labor of Russia (2015), "On approval of the directory of new and promising professions in demand on the labor market, including those requiring secondary vocational education", Order of the dated 2.11.2015, N 832, available at: http://www.consultant.ru/dokument/cons_doc_LAW_188421, (date of access: 17.11.2021).

4. Ministry of Education and Science of Russia (2015), "On approval of the federal state standard of higher education in the field of study 38.03.01 Economics (undergraduate level)", Order of the dated 12.11. 2015, N 1327, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165458/ (date of access: 15.06.2021).

Контактная информация: guchina7lina@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2022

УДК 796.07

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ СПОРТА В

МИНИСТЕРСТВЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евгений Валентинович Панов, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск;

Сергей Михайлович Струганов, кандидат педагогических наук, доцент, ВосточноСибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск; Андрей Иванович Кравчук, доцент, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск

Аннотация

Не смотря на значимость высокого уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел, в Спартакиаде МВД России, по нашему мнению, служебно-прикладным видам спорта уделяется недостаточное внимания. Цель нашего исследования - определение роли и значения служебно-прикладных видов спорта в Спартакиаде МВД России, в формировании необходимых сотруднику ОВД двигательных умений и навыков, физических и психологических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.