Научная статья на тему 'Особенности проектирования учебно-методического комплекса профильной подготовки бакалавров технологического образования'

Особенности проектирования учебно-методического комплекса профильной подготовки бакалавров технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (УМКДПП) / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МАРКЕТИНГОВЫЙ БЛОК / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ОСНОВА / СТРУКТУРИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИН / 3 МОДУЛЯ – УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА / ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Л.А.

В статье рассматриваются особенности проектирования учебно-ме­тодического комплекса профильной подготовки бакалавров технологического образования для региона Русский Север при переходе вуза на уровневое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проектирования учебно-методического комплекса профильной подготовки бакалавров технологического образования»

точек перегиба графика с помощью вторых производных; техника вычисления пределов, производных, определенных и неопределенных интегралов.

В заключении отмечу, что отсутствие лакунарности в курсе математики оборачивается проблемой лакунарности (а, проще говоря, недостатком базовых профессиональных знаний) в инженерном образовании в целом [4]. Поскольку в угоду «ложной концепции фундаментализации инженерных знаний» драгоценные учебные «часы тратятся на раздувание схоластических теоретических курсов, не имеющих ни малейшего отношения к будущей специальности».

Список литературы:

1. Богомолова Е.П. Современная проблема качества знаний по математике во втузе // Проблемы и перспективы развития образования в России. -2013. - № 19. - С. 224-228.

2. Советский энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с.

3. Государственные образовательные стандарты профессионального образования. Разработка стандартов 3 поколения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm743-1.pdf (Дата обращения: 28.01.2014).

4. Лившиц В.И. Проблема лакунарности в модернизации инженерного образования // Аккредитация в образовании. - 2011. - № 7 (51). - С. 40-43.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Шилова Л.А.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

В статье рассматриваются особенности проектирования учебно-методического комплекса профильной подготовки бакалавров технологического образования для региона Русский Север при переходе вуза на уровневое образование.

Ключевые слова учебно-методический комплекс по дисциплинам профильной подготовки (УМКДПП), блочно-модульная модель, маркетинговый блок, этапы формирования, уровни проектирования, ком-петентностная основа, структурирование дисциплин, 3 модуля - уровня подготовки студента, программа профильной подготовки студентов.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук.

Важным условием организации современного учебного процесса профессионального образования является разработка и внедрение учебно-методического комплекса (УМК). УМК - это совокупность средств и разных источников информации, используемых для решения конкретных профессионально-педагогических задач [1, с. 55]. УМК является моделью учебного процесса, сочетающей федеральный, региональный и вузовский компоненты. Разработка УМК ведется на различных уровнях проектирования: от плана занятия до учебного плана всей профильной подготовки, учитывающего социальный заказ, региональные потребности, запросы работодателей, связь с учебными заведениями региона. Поэтому оптимальной моделью УМК профильной подготовки бакалавров технологического образования мы считаем блочно-модульную модель, в структуре которой имеется маркетинговый блок, необходимый для анализа потребностей региона и возможностей вуза. По нашему мнению УМК по дисциплинам профильной подготовки (УМК ДПП) должен включать:

1. Маркетинговый блок - модуль взаимодействия с образовательными учреждениями региона и потенциальными работодателями.

2. Блок управления - модуль организации учебного процесса по дисциплинам профильной подготовки.

3. Блок преподавателя - модуль реализации учебного процесса по дисциплинам профильной подготовки.

4. Блок студента - модуль сопровождения студента в учебном процессе.

Можно выделить следующие этапы формирования УМК ДПП:

1. Аналитический этап - формирование 1-го - маркетингового блока. Осуществляется анализ потребностей и особенностей региона на предмет определения актуальности изучения различных дисциплин профильной подготовки студентов.

2. Организационно-методический этап - осуществляется планирование учебного процесса профильной подготовки студентов. Разрабатываются содержание и структура профильной подготовки, определяется состав дисциплин, осуществляется организационное обеспечение, определение профессорско-преподавательского состава, формируется сборник рабочих программ.

3. Учебно-методический этап - блок преподавателя. Ведущие преподаватели осуществляют разработку и реализацию рабочих программ и основных документов УМК каждой дисциплины.

4. Внедренческий этап - детальная проработка УМК в подготовке к каждому занятию, наполнение УМК материалами сопровождения студентов в учебном процессе.

При переходе САФУ на многоуровневое образование нами осуществлялось проектирование УМК дисциплин профильной подготовки бакалавров технологического образования - будущих учителей технологии для региона Русский Север, при этом одновременно учитывались 4 уровня:

1. уровень региона;

2. уровень вуза;

3. уровень дисциплины;

4. уровень занятия.

Учитывая преемственные связи специализированной и профильной подготовки студентов, на аналитическом этапе проектирования УМК ДПП необходимо было определить общие черты и различия специализированной подготовки будущих учителей технологии и профильной подготовки бакалавров технологического образования. Для этого на аналитическом этапе проектирования УМК ДПП изучались и сравнивались стандарты моно и уров-невого высшего профессионального образования с целью определения общих требований к подготовке выпускника вуза и отличительных особенностей специализированной и профильной подготовки. Было выявлено, что отличием профильной подготовки от специализированной является компе-тентностная основа образования и более широкий и универсальный спектр сфер профессиональной деятельности бакалавра. Объединяющим фактором является трудоустройство выпускников в регионе и, следовательно, необходимость учета потребностей региона.

Изучались и анализировались документы федерального и регионального уровня, входящие в маркетинговый блок УМК ДПП:

- мнения экспертов (отдельных преподавателей, работодателей и т.д.);

- стандарты ВПО и квалификационные требования к подготовке специалистов соответствующего профиля;

- стандарты НПО и СПО;

- требования ГОС общего образования, общеобразовательной программы «Технология» и документов старшей профильной школы;

- нормативные документы (должностные обязанности, требования к программам дополнительного образования);

- договоры с учебными заведениями региона;

- осуществлялся анализ трудоустройства выпускников.

УМК профильной подготовки бакалавров по направлению 050500 Технологическое образование разрабатывались, сохраняя положительный опыт факультета в подготовке студентов по специальности 030600 «Технология и предпринимательство», но через призму компетентностного подхода в соответствии с требованиями стандарта подготовки бакалавров технологического образования.

Структурирование предметов и всего блока дисциплин профильной подготовки мы выполняли, используя граф В.П. Беспалько, на основе видов репродуктивной и продуктивной деятельности обучаемых [2, с. 50], а также используя методологию общего системного подхода на примере эволюции формирования знаний, представленной профессором В.М. Жучковым графически в виде спирали [3, с. 81]. На первом уровне подготовки изучаются

основы технологии изготовления одежды, женские ремесла и рукоделия. На втором уровне происходит возврат к каждому виду ремесла, но уже в комплексном использовании при изготовлении народного и современного костюма. Анализ использования народного костюма в традиционных праздниках, осмысление обрядового, символического, сакрального значения каждого элемента народного костюма и каждого ремесла в социализации человека позволяет по-новому подойти к процессу моделирования современной одежды на основе традиционных форм. На третьем уровне идет углубление и совершенствование знаний и умений в процессе создания ансамбля современного костюма с учетом информации по имиджелогии и при разработке коллекций моделей одежды для участия в конкурсах. Такой системный подход определяет структурирование содержания всего курса профильной подготовки.

Исследования и анализ регионального уровня, проведенные на первом этапе проектирования УМК ДПП, позволили нам определить наполнение содержания цикла дисциплин профильной подготовки бакалавров технологического образования - будущих учителей технологии в регионе Русский Север и выделить 3 модуля, соответствующих уровням подготовки студента. Именно на основе народного костюма, традиций региона Русский Север, связанных с народным костюмом, с промыслами, с рукоделиями возможно новое наполнение содержания профильной подготовки по направлению «Технологии обработки тканей и женских рукоделий»:

- На первом уровне профильной подготовки изучается модуль «Основы женских ремесел и рукоделий». Лоскутное шитье, изготовление традиционной куклы и одежды на куклу помогает закрепить приемы выполнения ручных швов и является первой ступенью в приобщении к изучению народного костюма. Изучение народной одежды дает возможность органически перейти к углубленному освоению таких традиционных женских рукоделий как прядение, ткачество, вышивка, набойка, кружевоплетение, вязание, лоскутное шитье и шитье одежды.

- На втором уровне при изучении модуля «Народный костюм» происходит возврат к каждому виду ремесла, но уже в комплексном использовании при изготовлении народного костюма.

- На третьем уровне при изучении модуля «Дизайн одежды» идет углубление и совершенствование сформированных умений и знаний в процессе создания ансамбля фольклорного костюма и приобретение новых знаний, умений, способностей при разработке коллекций современных моделей одежды. В разрабатываемых комплексах народного костюма с украшениями и дополнениями в процессе адаптации ансамбля костюма к фольклорному образу, во время участия в традиционных праздниках, концертных программах, конкурсах происходит осмысление обрядового, символического, сакрального значения каждого элемента костюма и каждого ремесла в социализации человека.

Для структурирования содержания дисциплин профильной подготовки использован блочно-модульным метод [4, с. 70]. Программа профильной подготовки включает семь блоков:

- Первый блок - «Технология обработки ткани»;

- Второй блок - «Текстильное материаловедение;

- Третий блок - «Швейное оборудование»;

- Четвертый блок - «Художественное моделирование и спецкомпозиция костюма;

- Пятый блок - «Конструирование одежды»;

- Шестой блок - «Женские рукоделия и народный костюм»;

- Седьмой блок - «Дизайн-проектирование одежды».

Разработанный нами УМК ДПП интегрирует технологическую, дизайнерскую и методическую подготовки, учитывает национальные особенности, культуру и традиции региона, мотивацию студентов. Программа профильной подготовки «Технологии обработки тканей и женских рукоделий» нацелена на развитие у студентов технологических знаний, способностей восприятия творческих идей, на выработку умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и использования новой информации. Полученные знания, умения и навыки, приобретенные компетенции необходимы выпускникам при подготовке к проведению уроков технологии в общеобразовательной школе и занятий кружков в системе дополнительного образования.

Список литературы:

1. Батракова И.С., Чекалева Н.В. Учебно-методическое обеспечение как условие повышения качества подготовки будущего педагога // Педагогика в вузе как учебный предмет - сборник научных трудов. - СПб., 2001. - С. 46.

2. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1977. - 303 с. - С. 50-60.

3. Жучков В.М. Теоретические основы концепции предметной области «Технология» для педагогических вузов: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2001. - 130 с. - С. 86.

4. Казакова А.Г. Технологии модульного структурирования педагогических знаний // Вестник МГУКИ. - 2004. - № 2. - С. 127-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.