Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
А.В. Кабанов. К вопросу вариантного организационно-технологического проектирования производства работ по строительству и реконструкции железнодорожных сортировочных комплексов. — Системные технологии. — 2020. — № 37. — С. 43—47.
ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR CONSTRUCTION AND RECONSTRUCTION OF RAILWAY SORTING COMPLEXES
A.V. Kabanov
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
Abstract.
Improvement of methods of organization of works on construction and reconstruction of railway stations using the example of the infrastructure of sorting complexes. Depending on the technological layout and structure of the objects of railway stations, allocate optimal amounts of work fronts for the deployment of construction flows. Effective variants of the organization of work are chosen based on rational values of the coefficient of alignment of object and specialized flows, in which the maximum possible (for construction or reconstruction) conditions of the processing capacity of the station
Key words:
flow construction theory; infrastructure of railway stations; sorting complexes; alignment factor Date of receipt in edition: 09.12.20 Date o f acceptance for printing: 20.12.20
О
z
H Û
УДК 69.003:65
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ ПО КОНТРАКТАМ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
А.В. Кабанов
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Аннотация.
В статье рассмотрены вопросы разработки организационно-технологических схем создания железнодорожных высокоскоростных магистралей. Разработана методика построения схем с учетом продолжительности контрактов жизненного цикла. Выбор вариантов схем производится на основе предложенной автором методики технико-экономического сравнения.
Ключевые слова:
высокоскоростные магистрали; контракты жизненного цикла; однолуче-вая схема строительства; опорно-барьерные точки трассы. История статьи: Дата поступления в редакцию: 24.10.20
Дата принятия к печати: 27.10.20
I
S J
га m s
I
га i_ Q.
0
£ :
1 " S в
о Б а л
н s
о
(U
о
..
■= (3
s н
и
0
1 I
(U
ю о и CD
cd О
X
<
ш <
По классификации, принятой в России [1; 2; 3], высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) — это специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч.
Запланировано до 2030 года увеличить протяженность скоростных и высокоскоростных магистралей до 20 тыс. км, что в 3,7 раза больше уровня этого показателя 2012 года.
Строительство ВСМ-1 Москва-Санкт-Петербург: принят вариант государственно-частного пар-тнерства(ГЧП ) 50 на 50 с применением контракта жизненного цикла(КЖЦ) на основе закона «О концессиях». Инвестиции : государственные — 640-670 млрд руб, частные — 640-620 млрд руб. Общий объем выплат со стороны государства при участии государственной поддержки до 2032 г. — 1,340 трлн руб.
Одним из важнейших разделов технико-экономического обоснования является 2.1(рис.1, блок 2) -«разработка основных проектных решений — составление и сравнение схем организации строитель-ства»[10;11;12;13].
Цель этого раздела:
- определение основных опорно-барьерных точек ( опорные — размещение промышленных баз и грузовых дворов; барьерные — крупные водные преграды и долгосрочное строительство мостов через них; крупные тоннели и др.) трассы ВСМ, т.е. определение количества лучей развертывания комплексных строительных потоков.
- определения принципиальных решений по организации строительства с учетом возможной транспортной схемы, обеспечивающей доставку материально-технических ресурсов, путевой и строительной техники;
- определение нормативно-расчетных сроков строительства;
- определение укрупненной нормативной стоимости строительства.
Исходными данными служат следующие документы:
а) задания на проектирование;
б) действующих нормативных документов и правил на соответствующие виды работ;
в) источников получения и способов транспортировки материалов и конструкций, требующих привязки;
г) объемов строительно-монтажных работ,
д) результаты проектно-изыскательских работ.
11р<>/\проектная подготовка строительства
Этапы
Формирование ин&еапицлхкоео ишысла - сослювжниепринциповльны» схем оргоншции строителыпшо по на*Лажу, типу транспортного обслуживания развивающегося района; направлению железной или автомобильной дороги.
Проектирование .железной обоснование (ТЭО|
2,2 Составление проекта организации сгроителства<ПОС),
Прлмишдгтнрнип идлрндармор п пд»н [мяли»г
3.1 Составление проектов организации работ (ПОР). 3-1 Составление Проекта праииюдста работ 1.ППР). Э. 1 Составление производственно проела организаций строительства (ЛГЮС|.
Рис.1. Система проектирования организации строительства железной дороги 48 | Системные технологии 4 (№37) 2020
На наш взгляд, существующая система разработки и сравнения вариантов организационно-технологических схем создания ВСМ должна учитывать траекторию развития строительных и финансовых потоков н протяжении строительства и эксплуатации, т.е. на протяжении всей продолжительности контракта жизненного цикла(КЖЦ) ВСМ.
Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» предусматривает ликвидацию инфраструктурной недостаточности, что тесно связано с выполнением положений стратегии социально-экономического развития России. Строительство транспортно-инфраструктурных объектов финансируется федеральными, региональными, муниципальными бюджетами, бюджетами бизнес-структур. Схема взаимодействия участников создания таких объектов выстраивается по правилам государственно-частного партнерства (ГЧП). В настоящее время принципам ГЧП наиболее полно отвечают так называемые контракты жизненного цикла (КЖЦ).
Особенностью таких контрактов (с учетом зарубежного опыта) являются:
• Рассмотрение, при проектировании, не только цены строительной продукции, но и стоимости всего жизненного цикла;
• Взаимосвязь проектирования, строительства и эксплуатации магистрали с международными стандартами серии ISO 9000, которые регламентируют процесс управления качеством изделий по этапам жизненного цикла;
• исполнитель такого контракта за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект, эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла);
• затраты исполнителя компенсируются государством, как оплата за услуги, предоставляемые с помощью такого объекта;
• повышается качество и надежность строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов, так как положительный результат исполнителя КЖЦ будет в значительной степени зависеть от долговечности, безопасности, ремонтопригодности, сохраняемости и других качественных характеристик создаваемой им строительной продукции.
В нашей стране переход от разовых контрактов к сервисным контрактам и к контрактам жизненного цикла (КЖЦ) уже получили частное или полное применение в смежных со строительными отраслях (оборонная промышленность, авиационная, энергетическая и др.). При этом продолжительность жизненного цикла принимается равной сроку службы изделия.
Строительство железнодорожных магистралей идет с применением передовых образцов мировой техники, передовых образцов мировых технологий устройства железнодорожного пути[4;5;6;7;8;9], что обуславливает выход ОАО «РЖД», как «Заказчика», на внешние рынки и соответственно оценивать импортируемую продукцию по стоимости жизненного Возведение транспортных объектов по контрактам жизненного цикла требует нового научного уровня планирования. Конечный продукт в виде готовых магистралей, с последующим их обслуживанием (эксплуатацией) в течение 20-30 лет требует ориентации отраслевых планов на долгосрочные цели строительства и развития транспортных систем. Контракт жизненного цикла (КЖЦ), как единый объект управления, требует объединения в программах работ по всему КЖЦ: НИР, ТЭО, предпроектные разработки, проектирование строительства, ввод в эксплуатацию, эксплуатация с ведением ремонтов, этапных обновлений инфраструктуры и т.д.
и
Z м
О
-I
м
D CD
I
s J
га m s i га i_ Q.
0
£ :
1 " 5 в
о Б а л
И
и S о о
.. * ь
и I
0 X
1 О
£ х
<U s vo 3 О и и щ О т
. S
а Ь
5S 38
* i S *
< о
Рис. 2. Траектории строительства высокоскоростной магистрали(ВСМ) и финансовые потоки исполнителя контракта жизненного цикла
Перспективное планирование организации строительства ВСМ связано с рассмотрением вариантов ввода линии этапами, циклами тестирования объектов инфраструктуры, поэтому организационно-технологическое вариантное проектирование производства работ железнодорожной магистрали следует выполнять по схеме «этапных узлов». В этом случае наряду с локальными эффектами от ввода линии этапами, будет закладываться материально-техническая база предприятий железной дороги, которые используются уже на этапе эксплуатации линии. По каждому циклу тестирования определяется система эксплуатационно-целевых и строительных показателей, на основе которых разрабатываются варианты сводного графика организации строительства и эксплуатации новой железной дороги по контракту жизненного цикла (рис.2). Преимуществом такого графика является совмещение на одной шкале двух горизонтов планирования — строительного и эксплуатационного. Реализация КЖЦ, как контракта жизненного цикла, отражается в нижней части графика выполнения строительных работ (Тстр); в верхней части графика оказания услуг (Тэкспл). На рис2 показан график по объекту-аналогу 60 км, для среднесетевых условий РФ.
По модели-аналогу выявляется совокупность ресурсов для строительства и для эксплуатации. Следует учитывать, что технико-экономические расчеты и обоснования для планового горизонта строительства дают более точные данные; позволяют учитывать темпы производства работ для строительных подразделений; сроки производства работ; сметную стоимость и т.д. Расходы исполнителя контракта (рис.2, часть кривой вложений подрядчика 3) корректируются за счет доходов от организации РД и ввода линии в эксплуатацию по пусковому комплексу после каждого цикла тестирования (рис.2, часть кривой вложений подрядчика 4, 5, 6). Эффективный вариант организации строительства ВСМ по КЖЦ предусматривает доходы от эксплуатации линии в пределах срока окупаемости (Т).
Рассмотрение совокупности ресурсов на развитие и эксплуатацию (плановый горизонт «эксплуатация») (Тэкспл) ведется с учетом графика овладения перевозками, с учетом прогнозируемых наиболее вероятных максимальных и минимальных объемов перевозок . Наиболее значимыми факторами являются энергоемкость расхода на эксплуатацию оборудования, величина межремонтных сроков, расходы на капитальные ремонты. Вышеперечисленные факторы отвечают целевым показателям функционирования ВСМ: эффективность перевозок, надежность функционирования технических систем, долговечность, ремонтопригодность.
При сравнении вариантов графиков следует учитывать, что из-за инфляционных процессов и учета фактора времени (дисконтирование) при выделении инвестиций затраты на всем протяжении строительства и жизненного цикла не будут равномерными. При выборе коэффициента дисконтирования по каждому из плановых горизонтов следует учитывать:
• цели инвестирования и условия реализации проекта;
• уровень инфляции в национальной экономике;
• инвестиционный риск;
• альтернативные возможности вложения капитала;
• финансовые условия инвестора.
Выбор эффективности варианта организации работ в ходе реализации контракта жизненного цикла целесообразно производить на основе интегрального эффекта:
эг=£ (К- \- Кк) * * - £ (З2с + Ккс) * * п
стр
,=1
Тэ — расчетный период эксплуатации ^ — финансовый результат эксплуатации на 1-й год Зь — затраты на эксплуатацию на 1-й год Ки — инвестиционные затраты на эксплуатацию
,=1
' 1 У
1 + ЕЭ
— коэффициент дисконтирования, где Еэн — норма дисконта, приемлемая для инвестора на период эксплуатации по КЖЦ
Пакет. — коэффициент инфляционных ожиданий в период эксплуатации Тс — расчетный период строительства (первый плановый горизонт)
З
2гс — затраты на строительство на 1-й год К2{ — инвестиционные затраты на строительство
а
2tс,
1
у.
— коэффициент дисконтирования, где
, 1 + Ес .
для инвестора на период строительства по КЖЦ
ЕС — -
норма дисконта, приемлемая Лстр. — коэффициент инфляционных ожиданий на период строительства по КЖЦ
Выбранный эффективный вариант организации строительства и развития ВСМ позволяет реализовать ряд преимуществ государственно-частного партнерства:
• минимизация рисков плохого качества проектов;
• наличие одного исполнителя по контракту — проектирование, строительство, эксплуатация;
• оплата за выполнение работы по действующему «результату»;
• отсутствие риска спроса;
• возможность снижения затрат на строительство и эксплуатацию. Системные технологии 4 (№37) 2020
03
г
м О
-I
м
Э СО
I
га
т
I
га
а.
0
£ :
1 " К в
8 С а л
И
О О
..
и I
0 X
1 О
£ х
<и 5
О и и щ О у
. 5
м ь
38
* Ё 3 *
< о
ЛИТЕРАТУРА:
1. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения) Дата официального опубликования на http://doc.rzd.ru: 16.04.2014.
2. Волков А. Парадигма строительства в ХХ! веке. Вестник Национального объединения изыскателей и проектировщиков. №5 (33), ноябрь 2015, с.4-5.
3. Жинкин Г.Н. «Система календарных планов для строительства железных дорог». Транспортное строительство, 1979, №5.
4. Жинкин Г.Н. (1996). «Проблемы совершенствования организации строительства железных дорог». Сб. докладов юбилейной конференции «75 лет Строительному факультету», ПГУПС.
5. Организация строительства и реконструкция железных дорог: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. /И.В. Прокудин, Э.С. Спиридонов, И.А. Грачев, А.Ф. Колос, С.К. Терлецкий. Под. ред. И.В. Прокудина. — М., ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на ж.-д. транспорте», 2008. — 736с.
6. Ширшиков Б.Ф. «Организация, планирование и управление строительством». Учебник для вузов. Изд. АСВ, 2012, 528с.
7. Васильева В.М., Панибратова Ю.П. «Управление строительными инвестиционными проектами». Учебное пособие. Москва, СПб 1997, 306с.
8. Колос А.Ф., Кабанов А.В., Конон А.А. Управление строительными проектами: учеб. пособие — СПб. ФГБОУ ВО ПГУПС, 2017год. — 67с.
9. «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.
10. ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации.
11. Протодъяконов М.М. Определение наивыгоднейшего сочетания технических параметров проектируемых железных дорог [Текст]. — Москва : Транспорт, 1969. — 120 с.
12. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. — М. Дело, 2008г., 1104 с.
Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:
А.В. Кабанов. Особенности проектирования организационно-технологических схем строительства высокоскоростных магистралей по контрактам жизненного цикла. — Системные технологии. — 2020. — № 37. — С. 47—52.
DESIGN FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SCHEMES FOR CONSTRUCTION OF HIGH-SPEED HIGHWAYS UNDER LIFE CYCLE CONTRACTS
A.V. Kabanov
Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University
Abstract.
The article considers the development of organizational and technological schemes for the creation of high-speed railway lines. A procedure for constructing schemes taking into account the duration of life cycle contracts has been developed. The choice of circuit options is made on the basis of the method of technical and economic comparison proposed by the author.
Key words:
high-speed highways; Life cycle contracts single-beam construction scheme; route reference-barrier points. Date of receipt in edition: 24.10.20 Date o f acceptance for printing: 27.10.20