Научная статья на тему 'ВСМ-2 - мощный стимул развития регионов'

ВСМ-2 - мощный стимул развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
108
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВСМ-2 - мощный стимул развития регионов»

#34_09.qxd 01.07.2011 14:26 Page 12

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

ВСМ-2 — мощный стимул развития регионов

А. С. МИШАРИН, докт. техн. наук, губернатор Свердловской области, президент Российской академии транспорта (РАТ)

В 2010 г. на V Международном форуме «Стратегическое партнерство» мы впервые представили проект ВСМ-2. Это первый региональный проект национальной сети высокоскоростных магистралей, инициированный субъектом федерации.

Наш проект сочетает в себе базовую широтную магистраль, проходящую через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Казань до Екатеринбурга, и ответвления от нее до крупных городов Уральского региона — Перми, Уфы, Челябинска и Нижнего Тагила. Преимуществами этой схемы являются минимальная протяженность — 1176 километров, возможность использования на различных ветках подвижного состава разной вместимости и обеспечивать движение с различными стандартами скоростей.

В настоящее время правительство Свердловской области ведет работу как по подготовке самого проекта, так и по организации межрегиональной кооперации. За минувший год нам удалось существенно продвинуться по многим направлениям. В частности, подписаны меморандумы о присоединении к про-

екту Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Нижегородской области, Пермского края. Организована специальная проектная компания (СПК), которая занялась детальной проработкой проекта.

Проект был представлен Президенту Российской Федерации Д. А. Медведеву и был предварительно им одобрен.

Основа для роста

Железнодорожная магистраль Екатеринбург — Казань — Нижний Новгород— Владимир — Москва проходит по территории 11 субъектов Российской Федерации. В этой части нашей страны проживает около 40 млн человек, средняя плотность населения — свыше 48 человек на квадратный километр, доля городского (т. е. более мобильного) населения — более 70 %. Уровень доходов населения и темпы

развития этих территорий превышают среднероссийские.

Значимость реализации проекта ВСМ-2 состоит прежде всего в том, что мы внедряем новый — высокоскоростной — вид железнодорожного транспорта, который может стать базой для устойчивого развития не только Уральского региона, но и центральной части России.

В ходе реализации проекта решается ряд приоритетных задач. А именно:

• высокоскоростная железнодорожная магистраль позволит существенно улучшить качество жизни людей, даст возможность ускорить темпы экономического роста ряда крупных регионов Российской Федерации;

• ВСМ-2 станет мощным стимулом для развития высокотехнологичных отраслей промышленности, модернизации промышленного комплекса;

• магистраль послужит эффективным инструментом реализации инновационного сценария развития страны.

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок позволит усовершенствовать транс-

Рис. 1. Сеть ВСМ в Российской Федерации

12 «ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 3 (34) 2011

-Q-

#34_09.qxd 01.07.2011 14:26 Раде 13

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

портное сообщение, даст дополнительный стимул для дальнейшего развития научно-технического и интеллектуального потенциала страны за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

На основе контракта жизненного цикла

Безусловно, строительство высокоскоростной магистрали — дорогостоящее дело. Поэтому оптимальным форматом реализации данного проекта является государственно-частное партнерство. В определенной степени проект ВСМ-2 базируется на опыте создания и развития проекта ВСМ-1, работу над которым ведет компания «Скоростные магистрали» по заданию ОАО «РЖД».

В частности, при реализации проекта планируется использовать такую форму взаимоотношений заказчика и исполнителя, как контракт жизненного цикла (КЖЦ). Согласно его условиям, одна сторона, т. е. исполнитель инфраструктурного проекта, за свой счет и с использованием собственных материалов возводит инфраструктурный объект и эксплуатирует его в течение всего расчетного срока эксплуатации (жизненного цикла), осуществляя ремонт, уход и обслуживание. Другая сторона, т. е. государство, оплачивает за счет бюджета услуги по предоставлению объекта в пользование.

По данному контракту оплата исполнителю производится только в том случае, если работа выполнена качественно, с соблюдением функциональных параметров. Применительно к высокоскоростной магистрали в качестве таких параметров учитываются время в пути, количество опозданий из-за технического состояния объекта, коэффициент доступности магистрали и т. п.

Реализация проекта предполагает смешанное его финансирование: из бюджетных и внебюджетных средств. Если существующие на настоящем этапе тенденции сохранятся, частные инвестиции могут достигать 50 % от их совокупного объема. По предварительным оценкам (в ценах 2010 г.), для финансирования ВСМ-2 может быть привлечено до 800 млрд руб. из внебюджетных источнков.

Экономико-социальный эффект

Реализация проекта ВСМ-2 даст следующие результаты.

Прежде всего, произойдет повышение качества услуг в сфере транспорта.

Рис. 2. В. В. Путин на предприятии «Уральские локомотивы» (конец 2009 г.). Фото Станислава Савина

Пассажирам будет предложен принципиально новый продукт — высокоскоростная перевозка из центра одного города в центр другого. Ряду услуг, которыми смогут воспользоваться регионы благодаря ВСМ-2, аналогов сейчас нет: таков, например, прямой железнодорожный маршрут Казань — Уфа.

Будет существенно снижено время в пути. По предварительным подсчетам, экономический эффект от этого составит свыше 62 млрд руб.

Значительно повысится транспортная безопасность. Высокоскоростные магистрали являются одним из наиболее безопасных видов транспорта в мире: за их более чем 20-летнюю историю на них не было зафиксировано ни одной аварии, приведшей к человеческим жертвам. Переход пассажиропотока с высокоаварийного автотранспорта на ВСМ приведет к существенным снижениям финансовых потерь. По предварительным оценкам, эта сумма составит более 120 млрд рубл

ВСМ-2 базируется на использовании ресурсосберегающих, энергоэффективных технологий. Ее функционирование приведет к повышению экономической активности обширной территории, к развитию деловых межрегиональных связей. Проект ВСМ-2 свяжет не менее 11 крупных промышленных регионов России, обеспечит новый транспортный коридор, по-

высит доступность региональных центров, где сосредоточены основные коммерческие ресурсы территорий.

По предварительным оценкам, количество созданных рабочих мест на стадии строительства составит более 7 тыс. в год. На стадии эксплуатации ВСМ на самой магистрали и в смежных областях будет создано до 25 тыс. рабочих мест, причем такое существенное увеличение будет связано с мультипликативными эффектами развития экономики регионов в результате повышения их инвестиционной привлекательности и увеличения деловой активности в «зоне тяготения» ВСМ-2.

Региональные предприятия — прежде всего относящиеся к строительной, промышленной и электроэнергетической отраслям — за счет выполнения заказов, связанных со строительством и эксплуатацией магистрали, получат дополнительную прибыль. По предварительным оценкам, она может составлять до 230 млрд руб. (в дисконтированном выражении) в общем экономико-социальном эффекте проекта.

Для футбольных болельщиков проект ВСМ-2 имеет особое значение: при его успешной реализации они смогут приезжать в Екатеринбург на матчи чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 г., по новой высокоскоростной магистрали.

«ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 3 (34) 2011 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.