Научная статья на тему 'Особенности продвижения образовательных услуг средних профессионально-технических образовательных учреждений'

Особенности продвижения образовательных услуг средних профессионально-технических образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Продвижение / маркетинг / образовательные услуги / средние профессионально-технические образовательные учреждения

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонкова Ольга Ростиславовна, Жаворонков Александр Николаевич

В статье определены особенности продвижения образовательных услуг средних профессиональнотехнических образовательных учреждений. Обозначены современные проблемы продвижения образовательных услуг. С помощью функционального подхода определена потребность в продвижении образовательных услуг. Рекомендованы направления по решению существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жаворонкова Ольга Ростиславовна, Жаворонков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности продвижения образовательных услуг средних профессионально-технических образовательных учреждений»

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X________

• если нововведения требуют дополнительных затрат со стороны покупателей, то следует оценить как будут восприняты эти затраты определенной сегментной группой;

поскольку нововведение по ряду причин могут быть не воспринятой покупателями, то следует сохранить условия для привычного покупательского поведения.

Список использованно литературы

1. Индикаторы инновационной деятельности: Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009

[Электронный ресурс]. - http://www.gks.ru.

2. Портал гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]. - http://prohotelia.com.ua

3. http://www.starwoodhotels.com

4. http://www.tripadvisor.ru

© Жаворонкова О.Р., Долженко Н.А., 2015

Жаворонкова Ольга Ростиславовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента ФГАОУВО «Крымский Федеральный университет имени В. И. Вернадского»

г. Симферополь, РФ E-mail: olga-zhavor@mail.ru Жаворонков Александр Николаевич Заместитель директора по учебно-производственной работе ГБПОУ «Симферопольский колледж электронного и промышленного оборудования»

г.Симферополь, РФ E-mail: aleksandr-zhavor@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация

В статье определены особенности продвижения образовательных услуг средних профессиональнотехнических образовательных учреждений. Обозначены современные проблемы продвижения образовательных услуг. С помощью функционального подхода определена потребность в продвижении образовательных услуг. Рекомендованы направления по решению существующих проблем.

Ключевые слова

Продвижение, маркетинг, образовательные услуги, средние профессионально-технические

образовательные учреждения.

Конец XX столетия ознаменовался серьезными политическими и социальными реформами в стране, что повлекло за собой существенные изменения в состоянии и подготовке производительных сил. Многие профессионально-технические специалисты среднего уровня оказались невостребованными. В этих условиях только общеобразовательная школа сохранила способность решать основные образовательные задачи, в то время как среднее профессионально-техническое образование утратило ясное понимание своей задачи - подготовка специалистов для нужд производства.

Развал и банкротство предприятий производственного сектора, снижение потребности в среднем профессиональном персонале негативно отразилось на развитии среднего профессионально-технического образования, поставив общество перед необходимостью пересмотреть сложившийся подход к образованию молодежи и подготовке ее к будущей деятельности.

48

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

Резкое снижение мотивации к получению среднего профессионального образования, сложность в трудоустройстве в соответствии с профессией усугубило положение средних профессионально-технических образовательных учреждений (СПТОУ).

К настоящему времени многие экономические проблемы решены, однако сохранился сложившийся стереотип о низком уровне престижности среднего профессионально-технического образования, которое остается прерогативой выпускников с низкой и средней успеваемостью. Вследствие чего в СПТОУ утрачена конкурсная основа при отборе абитуриентов, большинство из которых принимает решение получить высшее образование, даже на коммерческой основе. В результате общество получает переизбыток конкретных специалистов, растет уровень безработицы, увеличивается потребность в бюджетных средствах для переподготовки кадров, производственный сектор испытывает недостаток рабочей силы.

Формирование положительного имиджа СПТОУ, своевременное и полное информирование учащихся школ о будущих профессиональных перспективах, о преимуществах профессионально-технического образования должно составлять основу программы продвижения СПТОУ. В связи с этим, продвижения образовательных услуг СПТОУ становятся все более дискуссионной и актуальной темой.

Исторически сложилось, что продвижение образовательных услуг рассматриваются отечественными учеными через призму профессиональной ориентации. Так, например, Пряжникова Е.Ю., Шмидт В. определяют профессиональную ориентацию как систему научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1, 2]. Однако, в условиях развития конкурентной среды среди СПТОУ профориентация становится маркетинговым инструментарием, направленным на привлечение большего числа абитуриентов.

Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. рассматривают профориентацию с учетом ограниченных возможностей здоровья человека. В данной научной работе профориентация выполняет преимущественно социальную функцию.

Данная статья призвана рассмотреть профориентационный процесс как маркетинговый прием и определить значение и особенности продвижения образовательных услуг СПТОУ в современных условиях.

Цель статьи предопределил постановку и решение следующих задач:

используя функциональный подход определить необходимость продвижения образовательных услуг СПТОУ;

выявить особенности продвижения образовательных услуг СПТОУ;

• обозначить направления решения проблем продвижения образовательных услуг СПТОУ.

Особенности продвижения образовательных услуг определяются спецификой данных услуг и их потребителями. Во-первых, целевая аудитория - абитуриенты, не достигшие 18 летнего возраста. Это сводит все маркетинговые методы продвижения к информированию об услугах. Кроме того, действующий Закон «О рекламе» формально дает возможность отчисленному учащемуся обвинить рекламодателя об излишних рекламных побуждениях, которые переориентировали его профессиональный выбор [4].

Во-вторых, получение образовательных услуг имеет протяженность во времени, по истечению которого могут существенно измениться экономическая среда и спрос на выбранную профессию.

Продвижение образовательных услуг весьма непростая задача, возложенная на СПТОУ. Общепринято, что абитуриенты, выбирая профессию, не нуждаются в дополнительных консультированиях и разъяснениях со стороны сотрудников СПТОУ и предприятий. Основным манипулятором их выбора является престижность профессии или учебного заведения. Принимая решение выбора профессии, основываясь лишь на моде, престижности, абитуриент часто не в полной мере понимает свои будущие функциональные обязанности и возможные места работы. Сделать прогноз востребованности получаемой профессии на рынке труда чаще всего не под силу даже родителям абитуриента. В результате, бюджетное финансирование расходуется не достаточно эффективно, количество специалистов, неудовлетворенных своим выбором увеличивается, растет уровень безработицы.

49

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

Учитывая специфику образовательных услуг и их потребителей целесообразно в маркетинговых методах продвижения придерживаться основного принципа: «будущие компетенции и перспективы зависят от фактических данных абитуриента (знания, способности) и активности в учебном процессе». Это позволит избежать неоднозначность в понимании выбранной профессии и предотвратить неверно принятое решение.

Разработка и применение маркетингового инструментария для продвижения образовательных услуг способно вывести профессиональную профориентацию за рамки агитаций и формировать элементы духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии, что обеспечит правильное представления своего профессионального будущего.

Рассматривая профессиональную ориентацию как способ продвижения образовательных услуг, следует выделить основные методы, направленные на выполнение социальных функций данного процесса и экономических, призванных обеспечить конкурентоспособность СПТОУ:

профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста. Эффективность данного метода зависит от наличия экскурсий на производство, для которого готовятся специалисты. Данный метод позволяет абитуриентам получить необходимую информацию и больше узнать о различных профессиях;

• профессиональное консультирование - оказание помощи абитуриентам в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Данный метод призван выявить потенциал абитуриента к получению конкретной профессии;

• образовательное консультирование. Задача данного метода познакомить абитуриентов с особенностями учебного процесса. Для этого необходимо осуществлять экскурсии в профессиональные учебные заведения, демонстрировать материально-техническое обеспечение и кадровый потенциал.

Основной задачей продвижения образовательных услуг является - формирования у абитуриентов профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику.

Таким образом, можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов продвижения образовательных услуг СПТОУ:

формирование комплекса маркетинговых мероприятий, вооружающих школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

применение диагностических методов изучения личности в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии;

формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Список использованной литературы.

1. Пряжникова Е.Ю. Фрагмент профориентационной игры "Или-Или" С.: Крымучпедгиз, - 2008. - 75 с.

2. Шмидт В. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. К.: Сфера Серия: Воспитание в школ 2006. - 128 с.

3. Старобиной Е.М., Гордиевской Е.О., Кузьминой И.Е. «Профессиональная ориентация с учетом ограниченных возможностей здоровья» // Монография: издательство «Форум», - 2013. - 352 с.

4. Федеральный закон "О рекламе", N 38-ФЗ от 13.03.2006.- ст.6. http://www.zakonrf.info/zoreklame/

© Жаворонкова О.Р., Жаворонков А.Н, 2015

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.