Научная статья на тему 'Биографика социально-культурной деятельности'

Биографика социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Биографика. Биография. Научные исследования социально-культурной деятельности. Биографика социально-культурной деятельности. Объект и предмет биографики. Особенности биографики социальнокультурной деятельности.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябков Владимир Михайлович

В работе исследуется новое научное направление в социально-культурной деятельности – биографика социально-культурной деятельности. Рассмотрен анализ понятия «биографика» в научной литературе, дано определение понятия «биографика социально-культурной деятельности», объект, предмет биографики и исследованы особенности её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябков Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биографика социально-культурной деятельности»

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

(конец XIX - начало XXI вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. -Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2014. - Т. 10. - с. 219 - 230.

13. Триодин, В. Е. Запесоцкий А. С. // Рябков В. М. Антология научно-педагогической работы ведущих учёных социально-культурной деятельности России (вторая половина XX - начало XXI вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2014. - Т. 11. -с. 270-286.

14. Ярошенко, Н.Н. Теория внешкольного образования (конец XIX века - первая треть XX века): Хрестоматия. - Москва, 2000.

© Рябков В.М.,2015

Сидорова Ирина Николаевна

доцент ИГЭУ, г. Иваново, РФ E-mail: ira_abr74@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА

Аннотация

В статье рассматривается проблема реформирования системы образования в Российской Федерации в настоящий период и смена образовательной парадигмы. Целью компетентностной парадигмы является формирование у обучаемых компетенций. Определен педагогический механизм формирования общекультурных компетенций у студентов энергетического университета. Показано, что процесс формирования общекультурных компетенций будущих специалистов энергетической отрасли должен решаться комплексно. Подтверждено, что на решение данной проблемы должны быть направлены содержание программ обучения естественно-научных и технических дисциплин, методика преподавания гуманитарных дисциплин, деятельность служб вуза и студенческое самоуправление в вузе.

Ключевые слова

Образовательная парадигма, компетентностная парадигма, общекультурная компетенция, профессиональная компетенция, эмоционально-волевая сфера, социальное взаимодействие, коллективная

деятельность.

Система образования в Российской Федерации в настоящее время находится в процессе постепенного реформирования. В основе важных изменений лежит смена образовательной парадигмы в целом, которая сопровождается изменением представлений о целях, методах, содержании и условиях всего образовательного процесса.

Одним из наиболее перспективных направлений развития российской системы образования является компетентностная парадигма, представляющая весь образовательный процесс как комплексную деятельность, которая базируется на согласованных поступках всех ее участников (преподавателей и учащихся). Целью компетентностной парадигмы является формирование у обучаемых компетенций.

Все компетенции, обозначенные в ФГОС-3 ВПО, подразделяются на общекультурные и профессиональные [4, с.12]. Профессиональные компетенции рассматриваются как требования к уровню профессиональной подготовки выпускника определенной узкой специальности и определяют сферу его будущей профессиональной деятельности. «Общекультурные компетенции связаны, в основном, с умением выпускника жить и работать в современном мире - взаимодействовать с окружающими в сфере персонального и профессионального общения, уметь ориентироваться в социальной и культурной жизни общества, использовать различные источники получения, обработки и хранения информации разного уровня, уметь отстаивать свои права и свободы в случае их нарушения, корректно проявлять религиозную,

94

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

национальную, культурную идентичность. Общекультурные компетенции в ФГОС-3 ВПО по различным направлениям подготовки не одинаковы, в каждом случае формулировкой набора компетенций занимались разработчики-специалисты в соответствующих областях знаний» [4, с.15].

Важно подчеркнуть, что современной личности необходим и важен достаточный уровень сформированное™ общекультурных компетенций, так как именно от этого уровня будет в дальнейшем зависеть успех самореализации в условиях окружающей действительности.

Подчеркнем, что практически невозможно свести сущность образовательного процесса сугубо к передаче фактической реальной информации. «Профессиональные знания, умения и навыки формируются только тогда, когда в познавательную активность вовлекается эмоционально-волевая сфера личности, когда присутствует субъективная мотивация к восприятию знаний и получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и определенную значимость» [5, с.77].

Очевиден тот факт, что современный профессионал определенной сферы деятельности должен быть не только технически грамотным специалистом в дальнейшей активности, но и социально-компетентным работником: обладать умением корректно организовывать людей, руководить персоналом и быть способным подчиняться, разрешать различного рода конфликтные ситуации и принимать коллективные решения. Таким образом, «перед высшей школой стоит задача обеспечить формирование навыков социального взаимодействия» [4, с.16].

Необходимо преодоление противоречия между индивидуальным характером учебной работы и коллективным характером будущего профессионального труда. «Только в условиях коллективной деятельности может развиваться личность, реализуется деятельностное опосредование развития индивидуальности и воспитывается новый, современный специалист» [2, с. 29].

Целесообразно отметить, что именно в современном обществе от воспитанного человека сейчас требуется готовность и умение творчески мыслить и действовать, уметь ставить перед собой и решать задачи любой сложности. Следовательно, главным результатом воспитания и обучения выступает способность личности к совершенствованию, что является первостепенным компонентом формирования общекультурных компетенций.

На сегодняшний день актуальным считается вопрос - каковы возможности технического университета (в нашем случае - энергетического) в развитии общекультурных и профессиональных компетенций студентов и каким является механизм формирования таких общекультурных компетенций, как умение будущих специалистов работать самостоятельно и в коллективе, умение руководить подчиненными и обладать способностью осуществлять новые идеи, проявление личной инициативы и стремление к лидерству, а также умение планировать свою собственную деятельность и работу всего коллектива.

Мы полагаем, что процесс формирования общекультурных компетенций выпускника технического вуза - будущего специалиста энергетической отрасли, должен решаться комплексно. На решение данной проблемы должны быть направлены содержание программ обучения естественных, научных и технических дисциплин, методика преподавания гуманитарных дисциплин, деятельность различных служб вуза и студенческое самоуправление в вузе.

1.Содержание программ обучения естественных, научных и технических дисциплин.

А.Г. Бермус отмечал, что для реализации компетентностного подхода необходимо разработать «компетентностно-ориентированные образовательные программы» [1, с.52]. Практика преподавания в техническом вузе показывает, что компетенции могут быть сформированы только методом вовлечения студента в образовательный процесс в целом. Данный факт предполагает активное использование ряда методов обучения и форм проведения занятий (работа с компьютерной оболочкой учебного пособия узкой специализации и анализ результатов, видеоконференции, научные дискуссии).

Более того, в рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных станций, мастер - классы специалистов с различных предприятий энергетического профиля, экскурсии на полномасштабный тренажер энергоблока АЭС.

Мы полагаем, что именно активное привлечение будущих специалистов к научной деятельности является актуальным направлением процесса индивидуализации в техническом вузе в процессе формирования общекультурных компетенций.

95

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

2. Содержание программ обучения и методики преподавания гуманитарных дисциплин.

Очевидна роль дисциплин гуманитарного цикла при подготовке инженеров в техническом вузе. В.И.

Панов определяет исключительную важность предметов гуманитарного цикла для полноценного становления личности будущего выпускника технического (энергетического) вуза. Данные предметы способствуют:

- необходимому развитию креативной активности студентов;

- полноценному формированию коммуникативных способностей;

- формированию гуманистических ценностей;

- усвоению необходимых знаний по психологии инженера и основам безопасности жизнедеятельности будущих специалистов энергетической отрасли;

- развитию способности к непрерывному образованию в течение всей жизни и переучиванию в случае необходимости [6, с.35].

Рассматривая формирование общекультурных компетенций будущих инженеров специальности «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг» следует отметить, что будущие специалисты должны обладать некоторыми общекультурными компетенциями (ОК):

• умением корректно анализировать социально-значимые процессы и явления (ОК-2); свободным владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи, обладать умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения, владеть одним из иностранных языков как средством делового и профессионального общения (ОК-4);

должны обладать способностью создавать в коллективе отношения сотрудничества и коллективного общения, владением методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-5);

обладать готовностью принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способностью принимать нестандартные решения при возникновении проблемных ситуаций (ОК-14).

Таким образом, особенностью гуманитарной подготовки в техническом вузе (в нашем случае, в энергетическом) является ее характер опережения: чем более успешна данная подготовка в начале каждого цикла обучения, тем в большей степени оптимизируется восприятие самых сложных, фундаментальных и практических сторон технического знания.

Подчеркнем, что весь цикл гуманитарных дисциплин в вузе должен быть поддержан психологической помощью вуза с целью оптимизации учебного процесса с учетом индивидуальных и психологических особенностей студентов - будущих специалистов.

3. Деятельность психологической помощи вуза.

В рамках формирования общекультурных компетенций в техническом вузе важно проводить в начале учебного года психодиагностические мероприятия, которые позволяют определить студентов с неблагоприятным прогнозом социальной адаптации к обучению. Более того, важно осуществлять систему деловых и психологических тренингов для студентов первого курса, направленную на правильную организации учебной деятельности, подготовки к экзаменам, на повышение учебной мотивации, развитие коммуникативных способностей и улучшение микроклимата в учебных группах [4, с.35].

Для осуществления помощи будущим специалистам самоопределения в профессии и в поиске работы по специальности, необходимы совместные действия всех служб вуза, а именно:

введение проблемного обучения как одного из способов нестандартного проведения занятий; обеспечение трудоустройства наиболее успешных студентов после окончания вуза; индивидуальное психологическое и профессиональное консультирование по вопросам профориентации [4, с.39].

4. Студенческое самоуправление.

Как отмечается в ФГОС ВПО, «вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ» [4, с.3].

96

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X_______

В рамках процесса формирования общекультурных компетенций в техническом вузе существует необходимость создания студенческого самоуправления. Это особая форма инициативной и общественной деятельности студентов, направленной на решение весьма важных вопросов деятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку студенческих инициатив.

В современном обществе для дальнейшей профессиональной успешной деятельности выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, к активной деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда, что входит в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых является результатом высшего профессионального образования. Список использованной литературы:

1. Бермус, А.Г. Инфраструктура компетентностного подхода в гуманитарном образовании // Компетенции в образовании: опыт проектирования:

сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.,2007. С. 45-53.

2. Бундин, М.В., Кирюшина, Н.Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов: учебное пособие. - Нижний Новгород,

2012.- 67 с.

3. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 24.05. 2015).

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL:http://www/edu.ru/ db/mo/Data/d_02/393.html (дата обращения: 31.05.2015).

5. Кузнецова, Е.М. Формирование ОК в образовательном процессе по иностранному языку: значения, перспективы, задачи //Сопоставительное языкознание и межкультурная коммуникация: сб.науч.тр. Екатеринбург:

Изд-во УрГПУ, 2012. Вып.1. С. 76-79.

6. Панов, В.И. Роль гуманитарного образования в профессиональной подготовке технических специалистов // Материалы V Межд. науч.-практ. конф. «Человек-Образование-Профессия» (6-8 июля, 2009). М.:ПИ РАО, МГППУ, 2009. С. 34-38.

© Сидорова И.Н., 2015

Тараненко Инна Александровна

магистр педагогики, преподаватель ДВФУ,

г. Владивосток, РФ E-mail: videsupra@mail.ru

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о необходимости повышения результативности подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. В качестве педагогического условия эффективного развертывания данного педагогического процесса автор предлагает создание электронной образовательной среды. Необходимость данного педагогического условия обосновывается особенностями этого вида среды. Приводятся примеры использования информационно-коммуникационных технологий в целях подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации.

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.