Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ КОМПАНИЯМИ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ КОМПАНИЯМИ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ЗАПАС ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ / ПОРОГ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА / ОПЕРАЦИОННЫЙ РЫЧАГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Наталия Александровна, Варфоломеева Вера Александровна

В статье анализируются взаимосвязи между показателями: затраты, объем производства продукции и прибыль, а также исследуются методики прогнозирования этих величин при заданном значении других. Цель исследования - показать, что маржинальный подход является инструментом внутриорганизационного планирования и принятия решений. Методика маржинального анализа позволяет высокотехнологичным компаниям на основании полученной расчетной информации принимать важные оперативные управленческие и стратегические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT DECISION-MAKING BY HIGH-TECH COMPANIES ON THE BASIS OF MARGIN ANALYSIS

The article analyzes the relationship between indicators: costs, production volume and profit, and also explores methods for predicting these quantities with a given value of others. The purpose of the study is to show that the marginal approach is a tool for intraorganizational planning and decision making. The marginal analysis technique allows high-tech companies to make important operational management and strategic decisions on the basis of the received settlement information.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ КОМПАНИЯМИ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_4_2_132 УДК 336.22

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫМИ КОМПАНИЯМИ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

Иванова Наталия Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия, e-mail: ivanovanat207301@mail.ru

Варфоломеева Вера Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики высокотехнологичных производств, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург, Россия

В статье анализируются взаимосвязи между показателями: затраты, объем производства продукции и прибыль, а также исследуются методики прогнозирования этих величин при заданном значении других. Цель исследования - показать, что маржинальный подход является инструментом внутриорганизационного планирования и принятия решений. Методика маржинального анализа позволяет высокотехнологичным компаниям на основании полученной расчетной информации принимать важные оперативные управленческие и стратегические решения.

Ключевые слова: маржинальный анализ; управленческое решение; запас финансовой прочности; порог рентабельности; эффект финансового рычага; операционный рычаг.

UDC 336.22

FEATURES OF MANAGEMENT DECISION-MAKING BY HIGHTECH COMPANIES ON THE BASIS OF MARGIN ANALYSIS

Ivanova Natalia Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of High-Technological Production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia, e-mail: ivanovanat207301@ mail.ru

Varfolomeeva Vera Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics of High-Technological production, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russia

The article analyzes the relationship between indicators: costs, production volume and profit, and also explores methods for predicting these quantities with a given value of others. The purpose of the study is to show that the marginal approach is a tool for intraorganizational planning and decision making. The marginal analysis technique allows high-tech companies to make important operational management and strategic decisions on the basis of the received settlement information.

Keywords: marginal analysis; management decision; margin of financial strength; profitability threshold; the effect of financial leverage; operating lever.

В современных условиях рыночной экономики любое предприятие стремится к повышению своей эффективности по средствам наращивания объемов прибыли. Каждый день руководство той или иной организации принимает ряд важных управленческих решений в области ценообразования, себестоимости и объема производства своей продукции.

Все это также относится и к высокотехнологичным компаниям, правильное управление которыми невозможно без постоянного мониторинга и контроля со стороны финансовых менеджеров основных показателей финансового состояния.

Одним из главных инструментов анализа эффективности высокотехнологичных компаний является маржинальный анализ, с помощью которого можно произвести прогноз и планирование деятельности компании, что является одной из главных задач каждой кампании.

Маржинальный анализ (МА) базируется на соотношении трех важнейших экономических показателей: объема производства, издержек и прибыли. Основой анализа является деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода. Благодаря данному виду анализа возможно измерить влияние факторов на изменение уровня себестоимости продукции, прибыли и рентабельности, и на основе полученной информации выработать эффективную политику управления затратами высокотехнологичной компании и ее финансовыми результатами [4].

Прибыльность - один из ключевых аспектов, на который обращают внимание бизнес-менеджеры, инвесторы и другие заинтересованные стороны, чтобы оценить, успешен бизнес или нет. Прибыльная компания сможет выплачивать свои обязательства по мере их наступления. Прибыльные компании также способны распределять дивиденды среди инвесторов.

Для многих, если компания не приносит никакой прибыли в долгосрочной перспективе, было бы лучше вообще прекратить свою деятельность. Естественно, инвесторы также будут избегать этой компании, как чумы, поскольку нет никаких шансов, что они получат

отдачу от своих инвестиций. Банки и финансовые учреждения даже не подумают о том, чтобы одалживать деньги бизнесу, который не приносит никакой прибыли, опасаясь, что он не сможет выполнить свои платежи по мере их наступления.

Маржинальный анализ - очень мощный инструмент для моделирования того, как отдельные производители и потребители принимают решения. Основная идея заключается в том, что лица, принимающие решения, делают выбор на основе сравнительных затрат и выгод, связанных с небольшими изменениями. Если предельные выгоды от небольшого изменения перевешивают предельные издержки этого изменения, лицо, принимающее решение, вносит это небольшое изменение, а затем повторно анализирует для следующего потенциального дополнительного изменения. Анализ маржи является важным компонентом моделирования того, как производители принимают решения о максимизации прибыли.

Маржинальный анализ, или, как его еще называют, анализ безубыточности, основывается в первую очередь на соотношении трех главных показателей, к которым относятся:

- издержки компании;

- объем производства продукции компании;

- прибыль.

Также ключевым моментом в системе этих трех показателей является то, что при заданном значении двух из этих показателей возможно спрогнозировать оптимальное и критическое значение другого.

Маржинальный подход является инструментом внутриорганизационного планирования и принятия решений. С помощью его использования руководитель компании может определить критический объем продаж (порог рентабельности), операционный рычаг, критическую цену реализации продукции высокотехнологичной компании и т.д. А также, основываясь на полученных рассчитанных значениях, произвести анализ и выявить риски деятельности компании, которые могут возникнуть из-за нерациональной системы затрат и выявить возможные последствия в ходе сокращения объема продаж [2].

Для того чтобы подробнее ознакомиться с сущностью маржинального анализа,

необходимо дать определение основных показателей, которые участвуют в ее проведении.

Переменные затраты (variable costs) - это затраты, общая величина которых в расчете на весь объем выпускаемой продукции изме -няется практически прямо пропорционально изменению объемов производства, а в расчете на единицу продукции - остается неизменной. Постоянные затраты (fixed costs) - это затраты, общая величина которых в целом не зависит от изменения объема производства, а при расчете на единицу продукции при росте объемов производства продукции эти затраты уменьшаются, при снижении объемов производства - увеличиваются. Важное значение имеет точное определение величины постоянных и переменных издержек. Это может быть обеспечено в ходе специальных исследований с использованием первичной учетной документации, оперативного и бухгалтерского учета.

Маржинальный доход (marginal revenue) -доход, полученный в результате реализации дополнительной единицы произведенной продукции. Маржинальный доход также называют суммой покрытия, так как из дохода предприятия сначала покрывают постоянные расходы, а та часть выручки, которая остается после покрытия, идет на формирование прибыли. Точка безубыточности (break-even point) - это такой уровень объема производства продукции, при котором прибыль предприятия равна нулю, то есть объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Стоит также отметить, что для того, чтобы маржинальный анализ был выполнен корректно, необходимо соблюдать ряд определенных условий, таких как [2]:

- необходимо разделить издержки на постоянные и переменные;

- переменные издержки на единицу продукции и ее цена должны быть постоянными;

- объем производства должен быть равен объему реализации продукции;

- структура продукции и цены на нее не изменяется в течение планового периода.

Маржинальный анализ повсеместно применяется в странах с развитой рыночной экономикой. С его помощью можно [3]:

- исчислить влияние конкретных факторов на изменение прибыли компании, и на основании полученных результатов эффек-

тивно управлять ее формированием и прогнозированием;

- вычислить критический уровень объема продаж, постоянных расходов, цены при заданной величине факторов;

- выявить зону безубыточности высокотехнологичной компании;

- определить необходимый объем продаж для получения определенной величины прибыли;

- оценить эффективность производства конкретных видов продукции;

- принять необходимые управленческие решения на основе полученных данных при осуществлении маржинального анализа, которые касаются производственных мощностей компании, ассортимента ее продукции, ценообразования, технологии производства, для сокращения затрат и увеличения прибыли.

Стоит также сказать, что важнейшими элементами, которые входят в маржинальный анализ, являются операционный и финансовый рычаги, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Доходность фирмы, размер чистой прибыли и риск убытка - все это во многом зависит от операционного рычага.

Эффект операционного (производственного) рычага (ЭОР) заключается в том, что любое изменение выручки от реализации продукции ведет к еще более сильному изменению прибыли. Сила, с которой будет действовать операционный рычаг, зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме, а также она определяет гибкость компании. Эффект финансового рычага заключается в приращении к рентабельности собственных средств за счет использования заемных источников финансирования компании [1].

Он не только является показателем финансовой устойчивости, но и оказывает большое влияние на увеличение или уменьшение величины чистой прибыли и рентабельности собственного капитала предприятия.

Если говорить о пороге рентабельности или, по-другому, о точке безубыточности, то он характеризует тот объем реализации продукции, при котором выручка компании равна всем его совокупным затратам. Запас финансовой прочности - показатель того, на -сколько предприятие может сократить производство, не неся при этом существенных

убытков. Он показывает, насколько компания финансово устойчива и далека от ситуации, когда она станет убыточной [5].

Маржинальный анализ широко используется в микроэкономике при анализе того, как на сложную систему влияют маржинальные манипуляции с составляющими ее переменными. В этом смысле маржинальный анализ фокусируется на изучении результатов небольших изменений по мере того, как эффекты каскадом распространяются на бизнес в целом.

Маржинальный анализ - это изучение связанных с ним затрат и потенциальных выгод от конкретных видов деятельности или финансовых решений. Цель состоит в том, чтобы определить, приведут ли затраты, связанные с изменением вида деятельности, к выгоде, достаточной для их компенсации. Вместо того чтобы сосредоточиться на результатах бизнеса в целом, влияние на стоимость производства отдельной единицы чаще всего рассматривается в качестве точки сравнения.

Маржинальный анализ также может помочь в процессе принятия решений, когда существуют две потенциальные инвестиции, но доступных средств достаточно только для одной. Анализируя связанные с этим затраты и предполагаемые выгоды, можно определить, приведет ли один вариант к более высокой прибыли, чем другой. Таким образом, маржинальный анализ в принятии высокотехнологичными компаниями управленческих решений играет значимую роль. С его помощью можно определить риски и слабые места компании и предпринять соответствующие действия для его эффективной и прибыльной деятельности.

Как уже говорилось ранее, основные возможности, которые предоставляет использование методики маржинального анализа, заключаются в определении взаимосвязи между такими ключевыми показателями, как затраты, объем производства продукции и прибыль, а также в прогнозировании этих величин при заданном значении других. Главным достоинством методики маржинального анализа является то, что на основании полученной расчетной информации высокотехнологичные компании могут принимать важные оперативные управленческие и стратегические решения.

Взаимосвязь «затраты - объем - прибыль» можно представить в виде следующего аналитического выражения:

В = Зперем + Зпост + ППр = Зполн + ППр,

где Зполн - полные затраты (себестоимость), руб.; Зперем - переменные затраты (себестоимость), руб.; Зпост - постоянные затраты (себестоимость), руб.; ППр - прибыль, руб.

В основе маржинального анализа лежит концепция маржинальной прибыли (маржинального дохода), которой принадлежит главная роль в выборе стратегии компании. Говоря о маржинальном анализе прибыли, можно отметить, что по методике факторного анализа прибыли, обычно используют следующую модель:

П = УРР * (Ц - С),

где VPP - объем реализации, шт.; Ц - цена единицы продукции, руб.; С - себестоимость единицы продукции, руб.

Зарубежные страны для обеспечения системного подхода к изучению факторов изменения прибыли используют следующую модель:

П = УРР * (Ц - Зперем) - Зпост,

где Зперем - переменные затраты на единицу продукции, руб.; Зпост - постоянные затраты на весь объем продаж заданного вида продукции, руб.

Данная формула используется при анализе прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить, за счет чего произошло изменение прибыли: количества продукции, цены, сумм переменных и постоянных затрат.

Выпуск продукции организации будет являться максимально прибыльным при таком объеме производства, при котором совокупное значение маржинального дохода будет максимально. При сокращении маржинального дохода на единицу продукции общий доход организации может возрастать, однако средний доход на единицу продукции будет сокращаться. В момент равенства цены товара и средней величины маржинальных затрат производство продукции становится экономически невыгодным. Маржинальный анализ позволяет определить максимальную величину переменных затрат, которую организация может себе позволить при сохра-

нении прибыльности производства. Также проведение анализа позволяет определить объем производства продукции, обеспечивающий максимальную прибыль. Сравнение данных маржинального анализа между различными видами деятельности позволяет определить наиболее эффективное направление инвестиций.

В аналитической практике зачастую используется методика анализа рентабельности, которая не учитывает влияния объема продаж. Однако в методике маржинального анализа показателей рентабельности компании данное влияние учитывается.

Рассмотрим методику маржинального анализа рентабельности, учитывающую взаимосвязь «расходы - объем - операционная прибыль» [4].

Рентабельность одного вида продукции рассчитывается следующим образом: УРР1(Ц1 — Зперем1) — Зпост

Яе1 =

УРР1 * Зпрем1 + Зпост

Рентабельность продукции в целом по организации рассчитывается следующим образом:

£П=1(УРРобщ*Ш*(Щ—ЗперемЦ)—Зпост

£Г=1(УРР1*^*Зперем1)+Зпост '

Яеобщ =

Яепрод

МКе

ности компании. Данные показатели являются основополагающими при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности экономических субъектов. Для определения их уровня используется графический и аналитический способ. Мы будем использовать аналитический способ, так как он более удобен и менее трудоемкий.

При расчете безубыточного объема продаж в стоимостном выражении использую следующую формулу: Зпост

Вкр = "5мп~'

где dМП - доля маржи покрытия в выручке.

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:

... Зпост

Смп

где Смп - ставка маржи покрытия, руб.

Для того чтобы определить объем продаж для получения требуемой суммы операционной прибыли, используют следующую формулу:

Зпост+ППр

N =

Смп

где di - удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

Рентабельность продаж рассчитывается следующим образом:

_ £"=1(уРРобщ*^*(Щ—Зперем1))—Зпост £п=1(УРР1*ё1*Зперем1) '

Маржинальная рентабельность (MRe) в целом по организации рассчитывается по следующей формуле:

_ En=1(vPPобщ*di*(Цi—Зперемi)) = S■1=1(VPPi*di*Зперемi) '

Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь объема продаж, расходов и операционной прибыли.

Данная методика позволяет проводить более точное исследование влияния факторов и способствует более высокому уровню планирования и прогнозирования финансовых результатов высокотехнологичных компаний.

Также важнейшими показателями при проведении маржинального анализа выступают безубыточный объем продаж и зона безопас-

Очень важным показателем выступает разность между безубыточным объемом продаж и плановым объемом продаж. Эта разница носит название запаса финансовой прочности, так как показывает, насколько больше товаров фирма может надеяться продать сверх объема, обеспечивающего ей достижение безубыточности. Чем меньше этот запас, тем рискованнее браться за производство и продажу данного товара.

Что касается определения запаса финансовой прочности организации аналитическим методом по стоимостным показателям, используют следующую формулу расчета:

В—Вкр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗБ =

Вкр '

где В - выручка-нетто от продаж, руб. ППр = VPPi * (Ц — ЗперемО — Зпост.

С помощью маржинального анализа можно установить пороговые значения не только объема продаж, но и суммы постоянных расходов, а также цены и переменных расходов на единицу продукции при заданном значе-

нии других факторов. В основе этих расчетов лежит базовая модель «расходы - объем продаж - операционная прибыль»:

Критическую сумму постоянных затрат при заданном уровне маржи покрытия и объема продаж определяют следующим образом:

Зпост = УРР1 * (Ц — Зперем1).

Данный расчет помогает определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных расходов на единицу продукции. Если компания превысит данный порог, то она станет убыточной.

Что касается критического уровня переменных расходов, то она определяется следующим образом:

. Зпост

Зкр. перм. I = Ц —-.

Данная формула показывает, при каком уровне переменных расходов финансовый результат компании будет равен нулю.

Критический уровень цены определяется по следующей формуле:

Цкр = З;;;т + Зперем^.

Установление цены ниже полученного уровня по заданной формуле невыгодно для компании. Исходя из приведенных выше формул расчета видно, что пороговые значения рассмотренных показателей играют важную роль и являются весомыми инструментами в управленческой деятельности компании. С их помощью можно эффективно управлять рисками и финансовыми результатами как обычных, так и высокотехнологичных компаний.

Аналитические возможности, которые возникают при осуществлении маржинального анализа, определяются тем, что данная методика раскрывает перед нами взаимосвязь между затратами, объемом производства и прибылью.

Главной и ключевой особенностью данного анализа является то, что на основе полученной информации при его проведении возможно принимать конкретные оперативные управленческие решения, а также решения, связанные с выстраиванием будущей стратегии высокотехнологичных компаний.

Те знания, которые приобретает компания,

используя данную методику, а также выявление с ее помощью взаимосвязей элементов маржинального анализа, создают конкретные условия для решения многих проблем, связанных с оптимизацией затрат и получением максимально возможной прибыли. Необходимо также сказать несколько слов о самом процессе принятия управленческих решений. Данный процесс является одним из самых важных в управлении компанией, требует высокой квалификации управляющего персонала, опыта и наличия информации.

Каждое принятое высокотехнологичной компанией управленческое решение должно подчиняться определенной логике, которая по-другому называется циклом принятия управленческих решений [3]. Если рассматривать каждый этап принятия управленческих решений, то можно отметить, что в условиях быстроразвивающейся рыночной экономики основной целью многих компаний является рост прибыли. Однако это может быть также улучшение качества продукции, снижение трудозатрат на производство и т.д., но не в ущерб компании.

Для того чтобы получить максимально возможную прибыль при осуществлении своей деятельности, компания может разрабатывать и принимать различные управленческие решения, которые можно назвать альтернативными вариантами развития событий.

К основным проблемам, с которыми сталкиваются компании и которые позволяет решить маржинальный анализ, можно отнести следующие [5]:

- формирование оптимального ассортимента продукции;

- проведение эффективной политики цен и определение цены на новое высокотехнологичное изделие;

- определение объема продаж и производства с целью получения определенной величины прибыли;

- максимизация прибыли в условиях ограниченности ресурсов;

- выбор между приобретением деталей, запасных частей, полуфабрикатов и созданием собственными силами продукции;

- выбор и его обоснование в области возможных вариантов использования оборудования, технологий и т.п.;

- выбор маркетинговой стратегии;

- определение оптимальной величины заемного капитала;

- определение степени увеличения или снижения силы операционного рычага при изменении переменных и постоянных издержек с целью выявления оптимального уровня предпринимательского риска.

Маржинальный анализ является эффективным и важным инструментом в операционном менеджменте. Он позволяет выбрать оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернативных вариантов, которые касаются изменения ассортимента продукции, производственной мощности компании, ценообразования, выбора оборудования в целях производства и т.д.

Основываясь на взаимосвязи трех главных элементов данного вида анализа, можно рассчитать объем реализации продукции, который даст компании одинаковую прибыль или одинаковую сумму затрат при различных вариантах управленческих решений (т.е. с использованием различных вариантов оборудования, цен и т.д.).

Здесь исходят из того, что один из двух рассматриваемых вариантов имеет более низкие постоянные расходы, но более высокие переменные затраты на единицу продукции, а другой, наоборот, - более высокую сумму постоянных затрат, но более низкий уровень переменных затрат. Следовательно, имеется точка пересечения общих затрат по этим вариантам, которая определяет объем продаж, обеспечивающий одинаковую сумму затрат или прибыли.

При несоблюдении этих условий, то есть если и постоянные, и удельные переменные затраты по второму варианту больше, чем по первому, линии затрат или линии прибыли не пересекутся [4].

Представим сумму прибыли в виде формулы:

П = ^ПР * (Ц — Зперем) — Зпост = ^ПР * Смп — Зпост.

В данной формуле неизвестной величиной выступает объем продаж в натуральном выражении. Для дальнейшего анализа необходимо приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по другому варианту управленческого решения:

УПР * Смп1 — Зпост1 = УПР * Смп2 — Зпост2.

Исходя из представленной формулы, можно определить объем продаж, который обе-

спечит одинаковый финансовый результат. Зависимость объема продаж от постоянных затрат представлена ниже.

УПР _ Зпост2—Зпост1

Смп2—Смп1

Расчет по представленной формуле покажет, какой из вариантов более выгодный до полученной критической точки объема продаж, и какой - после нее. Аналогично можно определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений:

УПР _ Зпост2—Зпост1

Зперем2 —Зперм1

На основании полученных расчетов также выбирается один из вариантов управленческих решений. После того как руководители компании выберут тот или иной вариант управленческого решения, необходимо разработать план по его реализации.

Также стоит отметить, что управленческие решения во многом зависят от достоверности и полноты имеющейся информации о состоянии дел в компании. Такая информация формируется в управленческом учете.

Важно, выбирая определенный вариант решения, помнить, что оно должно быть экономически обосновано. Для этого можно использовать представленный в данной работе метод маржинального анализа. В сложившихся условиях рыночной экономики каждая компания сталкивается с проблемой обоснования и выбора наилучшего варианта развития событий в хозяйственной деятельности. Эта проблема обосновывается тем, что от того или иного решения зависит благополучие и эффективность компании. В конечном итоге все сводится к извлечению максимально возможной выгоды, то есть прибыли.

Происходящие процессы внутри страны и за ее пределами оказывают определенное воздействие на деятельность организаций, особенно это касается высокотехнологичных компаний, так как их деятельность тесно переплетена с уровнем технологического потенциала страны, развитием внутри нее инновационной инфраструктуры и т.д. Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что маржинальный анализ в таких сложных условиях позволяет быстро и точно определить свои долгосрочные и краткосрочные

перспективы, оценить сложившуюся ситуацию и принять необходимые меры.

По нашему мнению, маржинальный анализ позволяет финансовым менеджерам компаний находить наиболее эффективный и выгодный вариант и устанавливать оптимальные величины постоянных и переменных затрат, цен на новую продукцию, а также определять необходимый объем продаж. Использование данного метода анализа сводится в конечном счете к тому, чтобы определить баланс между постоянными и переменными издержками, составить их эффективную комбинацию.

При использовании маржинального анализа возможно определиться с тем, какие варианты оборудования использовать, какие устанавливать цены, как изменить производственную мощность для достижения наибольшего эффекта, покупать или производить своими силами полуфабрикаты, комплектующие изделия, детали, какой подобрать ассортимент продукции для максимизации прибыли.

В микроэкономике большинство решений обычно оценивают, превышает ли выгода от конкретной деятельности или действия затраты. Маржинальный анализ пригодится

при принятии решения и определит причинно-следственную связь.

В заключение следует отметить, что, анализируя затраты и потенциальные выгоды, маржинальный анализ предоставляет полезную информацию, которая, вероятно, подтолкнет к принятию решений об изменении цен или производства. Маржинальный анализ также рассматривает условия, при которых компания может продолжать производить отдельную единицу продукции с теми же затратами в условиях ожидаемых или фактических изменений. Здесь доминирующим принципом является приспособление к изменениям. Идея заключается в том, что компании стоит продолжать инвестировать до тех пор, пока предельный доход от каждой дополнительной единицы не будет равен предельным затратам на ее производство. Авторы приходят к выводу, что маржинальный анализ является важным инструментом в принятии управленческих решений в высокотехнологичных компаниях. Он позволяет выявлять слабые места в деятельности компании и повышать эффективность ее финансовых результатов.

Список литературы_

1. Горелик О.М. Маржинальный анализ в управлении затратами и себестоимостью продукции. URL: http:// www.elitarium.ru/2009/02/11/marzhinalnyjj_analiz.html (дата обращения: 04.03.2022).

2. Коннова Е.Ю. Особенности маржинального анализа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». URL: http://e-koncept.ru/2016/56070.htm (дата обращения: 04.03.2022).

3. Мансурова И.А. Система «Директ-костинг» и маржинальный анализ как инструменты для эффективных управленческих решений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». URL: http://e-koncept. ru/2018/0.htm (дата обращения: 17.02.2022).

4. Никонова И.А. Маржинальный анализ в принятии управленческих решений. URL: https://www.cfin.ru/ finanalysis/reports/margin_analysis.shtml (дата обращения: 16.02.2022).

5. Саранцева Е.Г Обоснование управленческих решений на основе маржинального анализа // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. № 2.

References_

1. Gorelik O.M. Marzhinal'nyj analiz v upravlenii zatratami i sebestoimost'yu produkcii. Elitarium: Centrdistancionnogo obrazovaniya. URL: http://www.elitarium.ru/2009/02/11/marzhinalnyjj_analiz.html (data obrashcheniya: 04.03.2022)

2.Konnova E.YU. Osobennosti marzhinal'nogo analiza. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». URL: http://e-koncept.ru/2016/56070.htm (дата обращения: 04.03.2022).

3.Mansurova I.A. Sistema «direkt-kosting» i marzhinal'nyj analiz kak instrumenty dlya effektivnyh upravlencheskih reshenij. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». URL: http://e-koncept.ru/2018/0.htm (дата обращения: 17.02.2022).

4.Nikonova I.A. Marzhinal'nyj analiz v prinyatii upravlencheskih reshenij. Korporativnyj menedzhment, 2018. URL: https://www.cfin.ru/finanalysis/reports/margin_analysis.shtml (дата обращения: 16.02.2022).

5.Saranceva E.G. Obosnovanie upravlencheskih reshenij na osnove marzhinal'nogo analiza. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatishcheva, 2017, № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.