Научная статья на тему 'Концепция маржинального анализа в аспекте управления предприятия в современных условиях'

Концепция маржинального анализа в аспекте управления предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1016
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Маржинальный анализ / операционный анализ / затраты / рентабельность / маржинальный доход / прибыль / точка безубыточности / Margin analysis / operational analysis / costs / profitability / margin income / profit / break-even point

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамхоева Ф. Я., Долова А. М.

В статье рассмотрена методика проведения маржинального анализа как эффективного инструмента управления затратами на предприятии. Выделены основные части данного вида анализа, изучены его основные показатели и допущения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF MARGIN ANALYSIS IN THE ASPECT OF ENTERPRISE MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS

The article considers the method of conducting margin analysis as an effective tool for managing costs in the enterprise. The main parts of this type of analysis are highlighted, its main indicators and assumptions are studied.

Текст научной работы на тему «Концепция маржинального анализа в аспекте управления предприятия в современных условиях»

Хамхоева Ф.Я., Долова А.М.

Ингушский Государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11372 КОНЦЕПЦИЯ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА В АСПЕКТЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Khamkhoeva F. Ya., Dolova A.M.

Ingush State University

THE CONCEPT OF MARGIN ANALYSIS IN THE ASPECT OF ENTERPRISE MANAGEMENT IN

MODERN CONDITIONS

Аннотация

В статье рассмотрена методика проведения маржинального анализа как эффективного инструмента управления затратами на предприятии. Выделены основные части данного вида анализа, изучены его основные показатели и допущения.

Abstract

The article considers the method of conducting margin analysis as an effective tool for managing costs in the enterprise. The main parts of this type of analysis are highlighted, its main indicators and assumptions are studied.

Ключевые слова: Маржинальный анализ, операционный анализ, затраты, рентабельность, маржинальный доход, прибыль, точка безубыточности

Keywords: Margin analysis, operational analysis, point

В современных рыночных условиях деятельность любой организации невозможна без осуществления затрат. Именно они являются базовыми элементами, необходимыми для осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия (производства продукции, реализации товаров). Издержки, затраты и расходы являются важнейшими экономическими категориями, определяющими размеры денежных потоков, себестоимости произведенной продукции, выручки и прибыли от ее реализации, а также рентабельность и эффективность функционирования хозяйствующих субъектов. Формирование этих трех экономических понятий носит исторический характер и связано с возникновением производства и товарно-денежных отношений, Однако, исследование экономической сущности затрат позволило определить, что при определенных условиях затраты могут трансформироваться в расходы

Необходимость постоянного соизмерения получаемых доходов с затратами в процессе осуществления экономической деятельности предопределяет обязательность и важность процесса управления затратами на производство.

Кроме того, в условиях постоянно меняющейся экономической конъюнктуры очень важно уметь своевременно принимать наиболее эффективное, экономически целесообразное и обоснованное управленческое решение, от которого будет зависеть дальнейшая судьба предприятия в стратегическом плане или реализация проекта в тактическом плане. При этом аналитики используют специальные методы, применительно к информационной базе, изучают специфические предметы и пользуются только определенной совокупностью теоретических и практических приемов, и операций.

costs, profitability, margin income, profit, break-even

Большую роль в обосновании и принятии подобных решений играет маржинальный анализ, известный в научном мире как анализ безубыточности или CVP-анализ. Производственные затраты -это смежная область для финансового и управленческого учета, и особый объект анализа.

Ранее нами были рассмотрены и обобщены основные теоретические подходы к пониманию сущности маржинального анализа. Теперь же обратимся к методике его проведения, как эффективного инструмента управления затратами на производство, выделив операционный и финансовый анализ как его составные части, изучим его основные допущения и показатели.

Большинство авторов, таких как Гаррисон Р., Никонова И. А., Вахрушина М. А., Рассказова-Ни-колаева С. А., определяют методику маржинального анализа как изучение соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В процессе функционирования любое предприятие сталкивается с проблемой выбора альтернативных вариантов дальнейшей деятельности. В обосновании управленческих решений существенную роль в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «затраты- объем производства (реализации) продукции - прибыль» - в определении критической и оптимальной величины этих показателей при заданном значении другие.

Маржинальный анализ является один из эффективных методов решения задач направленный

<<шушетим~^©и©мак>>#41!6)),2©2© / РЕБЛООО1СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8

на снижения издержек производства, и вследствие максимизации прибыли.

Кроме того, в основе данного вида анализа лежат следующие допущения, которыми необходимо руководствоваться при его проведении:

- совокупные затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные;

- совокупные постоянные затраты остаются неизменными в зависимости от объемов производства в пределах доверительного диапазона производства;

- совокупные переменные затраты в указанных пределах прямо пропорционально зависят от объема производства;

- существуют неизменные цены на реализованную продукцию - с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы - с другой стороны;

- ассортимент изделий является неизменным;

- величина запасов не изменяется. Объем производства примерно равен объему реализации;

- эффективность деятельности предприятия остается неизменной.

Проведение маржинального анализа предполагает выполнение определенных этапов, полный перечень которых подробно представлен на рис. 1

Сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для

проведения анализа

Сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения _исследуемых показателей__

Факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей

Прогнозирование их величины в изменяющейся среде

V

Рисунок 1 Основные этапы маржинального анализа

Организация в процессе своей деятельности для достижения финансовых целей должна решить, что выгоднее иметь: высокие переменные и низкие постоянные затраты или же наоборот.

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, так как преимущества и недостатки есть у того и у другого.

Опыт полученный в результате предпринимательской деятельности показывает, что попытки

принять качественные управленческие решения без учета поведения затрат, могут привести к банкротству.

Исходя из этого, менеджеры многих западных предприятий предпочитают работать с нормой валовой маржи, а не с самой валовой маржи. Это особенно удобно в тех случаях, когда предприятия выпускает разнородную продукцию.

Он показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает изменения суммы выручки от реализации. При прочих равных условиях выгоднее увеличивать объем производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая.

Существует 2 метода определения маржинальной прибыли - это:

• Графический

• Метод уравнений

Графический метод дает визуальное представление о том,как будут изменятся издержки и при-

быль для всех возможных в действительности объемов производства, а также какие объемы необходимы для достижения безубыточности продаж и заданной величины прибыли.

Операционный анализ помогает найти наиболее выгодные комбинации между переменными издержками на единицу продукции, постоянными затратами, ценой продукции и объемом продаж, себестоимость продукции, млн. руб.

Метод уравнений, или же математический метод исходят из следующей зависимости. Для получения искомых величин необходимо знать лишь выручку по каждому виду деятельности, а также полные затраты. Расходы, зависящие от объема производства, можно выразить через переменные издержки на единицу продукции (Зпер), цену товара (Ц) и выручку (В).

Тогда переменные расходы будут вычисляться как В х (Зпер/ Ц).

Учитывая, что полные затраты равны сумме переменных и постоянных расходов, составим линейную зависимость для определения полных расходов:

Т= Зпост + В х (Зпер / Ц) где Т - это полные издержки; Зпост - это постоянные затраты. Значения Т и В за любой период (неделю, месяц, год) можно узнать из данных бухгалтерского учета. Соотношение Зпер / Ц рассмотрим как единый коэффициент. Следовательно, мы получаем два неизвестных:

Система линейных уравнений будет выглядеть следующим образом:

1. 980 = Зпост + 540 х (Зпер.х / Цх) + 600 х (Зпер.к/ Цк)

2. 1020 = Зпост + 630 х (Зпер.х / Цх) + 648 х ( Зпер.к/ Цк)

Иначе говоря, он позволяет найти точку равновесия (точка безубыточности). Это точка, в котором суммарный объем выручки равен суммарным затратам, т.е. эта ситуация при котором предприятия не имеет убытков, но и не имеет прибыли.

При графическом методе, складывается следующая картина:

Зпост и Зпер / Ц, найдя которые, сможем вычислить необходимые финансовые показатели.

Нельзя решить одно уравнение с двумя неизвестными, поэтому нужны данные за два периода, благодаря которым можно составить систему из двух уравнений.

Решим поставленную задачу на конкретном примере.

Предприятие ОАО «Назрановский хлебозавод» работает с клиентами по системе предварительных заказов.

Это значит, что предприятие производит ровно столько продукции, сколько может продать. Поскольку нужно определить коэффициенты

Зпер/Ц для обоих цехов, количество неизвестных увеличивается до трех, следовательно, нужна система из трех уравнений. Чтобы ее составить, воспользуемся данными предприятия за 4 квартал 2019г

3. 1050 = Зпост + 688 х (Зпер.х / Цх) + 696 х (Зпер.к / Цк)

Решить эту систему можно методом Крамера.

Расчет показателей за 4 квартал 2019г.

Показатели октябрь ноябрь декабрь

Выручка, 8 в т.ч: 1140 1278 1384

Хлебобулочный цех, 8хл 540 630 688

Кондитерский цех,8к 600 648 696

Полные затраты, С 980 1020 1050

<<шушетим~^©и©мак>>#41!6)),2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

Получились следующие значения: постоянные затраты равны 663 000 руб., коэффициент (Зпер.х /Цх) - 0,31, а отношение: (Зпер.к / Цк ) - 0,25.

Теперь можно найти значения маржинальной прибыли каждого цеха в октябре, ноябре и декабре. Данный показатель вычисляется как разность выручки и переменных затрат.

Учитывая, что зависящие от объема выпуска расходы выражаем как В х (Зпер/ Ц), найдем маржинальную прибыль хлебобулочного цеха в январе

Расчет маржинального дохода

(540 000 - 540 000 х 0,31), полученная прибыль равняется 372 600 руб. Подобным образом определим маржинальный доход(МД) каждого из цехов за каждый рассмотренный месяц.

Чтобы сделать вывод, какой цех приносит предприятию большую пользу, разделим полученные показатели на количество изделий, произведенных каждым подразделением в течение месяца, на примере таблицы.

Хлебобулочный цех Кондитерский цех

Месяцы МД за Количество про- МД на еди- МД за Количество МД на единицу

месяц, изведенных из- ницу продук- месяц, произведенных продукции,

тыс.руб делии,шт. ции, тыс.руб тыс.руб пзделий,шт. тыс.руб

Октябрь 373 90000 4,14 450 50000 9

Ноябрь 435 405 4,14 486 54000 9

Декабрь 475 11500 4,13 522 58000 9

Кондитерский цех обеспечивает большую маржинальную прибыль, чем хлебобулочный. Значит, инвестировать средства нужно в производство тортов, пирожных и рулетов.

Прежде чем увеличивать объем производства того или иного товара, нужно проанализировать так называемый предпринимательский риск. Для этого

следует рассчитать силу воздействия операционного рычага для каждого из цехов.

Следовательно, сила рычага хлебобулочного цеха в январе равна 2,33 (372 600/ (1140000- 980 000)). Рассчитаем этот показатель для обоих подразделений в октябре, ноябре и декабре на примере таблицы.

Расчет показателей для хлебобулочного и кондитерского цехов за 3 месяца 2019 г.

Месяцы Хлебобулочный цех Кондитерский цех

Октябрь 2,33 2,82

Ноябрь 1,68 1,88

Декабрь 1,42 1,56

По результатам месяца марта можно сделать вывод, что если выручка хлебобулочного цеха увеличится на 40%, то прибыль возрастет на 56,8% (40 х 1,42). Снижение выручки этого подразделения на 40% приведет к уменьшению прибыли на те же 56,8%.

Поскольку сила операционного рычага кондитерского цеха больше, то ситуация выглядит более оптимистично в случае увеличения товарооборота (прибыль возрастет на 62,4%), зато снижение выручки приведет к более резкому сокращению прибыли (также на 62,4%).

Следовательно, мы получили ответ на вопрос, как изменится прибыль при наилучшем и наихуд-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шем развитии событий. Ознакомившись с результатами вычислений, руководство может принять правильное управленческое решение вкладывать деньги в развитие кондитерского цеха, несмотря на повышения предпринимательского риска, связанный с этим.

Таким образом, расчет данных показателей позволяет решить основные цели и задачи, которые ставятся при проведении маржинального анализа. Кроме того, заключительным этапом любого вида анализа должно стать обоснование применяемых методов ведения экономической деятельности, а также разработка практических рекомендаций по их совершенствованию (рисунок 2).

Рисунок 2 Совершенствование методов ведения экономической деятельности

Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что грамотное и эффективное управление затратами предприятия является объективной необходимостью руководства организации. Своевременно принятое управленческое решение позволит снизить издержки предприятия, а также повысить производительность и эффективность экономической деятельности. Особую роль в достижении данных целей может сыграть маржинальный анализ. Расчет критического объема производства, определение оптимальной цены реализации продукции, оценка эффективности изменения технологии производства, обоснование необходимости принятия нового заказа - далеко не полный перечень задач, который можно решить, применив методику маржинального анализа. Обладая достаточно разнообразным инструментарием, он позволяет проводить максимально точные расчеты, и, следовательно, получать подлинную информацию. И потому, на наш

взгляд, при эффективных управленческих решениях обойти стороной маржинальный анализ не представляется возможным.

Список литературы

1.Маржинальный анализ прибыли и рентабельности \Сборник материалов научно-практической конференции г.Москва РГТЭУ,2011г.

2.Маржинальный анализ в системе управления \ Научно-практическая конференция «современное состояние и приоритетное направление развития экономики Новоссиб.гос.аграрный универ. 2014 г.

3.Маржинальный анализ в современных условиях: плюсы и минусы \

Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 3-2 (33). С. 139-141.(ВАК)

4.Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. -М. 2013г

5.Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. -М.: ИНФРА-М, 2011г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.