ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОЙ СРЕДЫ Д.И. Борисов, магистр
Воронежский государственный технический университет
При сегодняшнем нестабильном положении политических отношений успех фирмы напрямую зависит от внешней среды. Внешняя среда является неотъемлемым источником ресурсов, необходимых для существования организации. Поэтому анализ внешней среды очень важен для компании, она должна эффективно приспосабливаться к ней, следить за изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать
С каждым днем в мире появляется все больше и больше новых организаций. Одни из них успешные, другие нет. В сегодняшнем, нестабильном положении политических отношений, успех фирмы напрямую зависит от внешней среды. Ведь любая организация большая или малая находятся во взаимосвязи со многими внешними факторами. Эти факторы оказывают большое влияние на успех и возможности фирмы, ее развитие и стратегию. Планировать внешнюю среду невозможно, так как она находится в постоянной динамике и неустойчивом положении. Но ее можно спрогнозировать и от этого прогноза будет зависть управление и стратегия фирмы.
Вопросы взаимодействия организации и внешней среды в науке впервые прослеживались в работах А.Богданова и Л.фон Берталанфи в первой половине XX века. Несмотря на это, значение внешней среды было осмыслено в 50-е годы, во времена роста кризисных ситуаций в экономике.
Это положило начало использования системного подхода в управлении. Организация стала рассматриваться как единство, состоящее из множества взаимосвязанных частей. В дальнейшем это привело к появлению и развитию ситуационного подхода, исходя из которого, управление зависит от сложившейся ситуации в определенных условиях.
Внешняя среда является неотъемлемым источником ресурсов, необходимых для существования и поддержания потенциала организации. Но ресурсы не безграничны и конкуренция за них очень высока. Поэтому велика возможность не получить их. Это в свою очередь может привести к негативным последствиям для организации. Задача стратегического управления состоит в анализе и обеспечении взаимодействия внешней среды с организацией.
Внешняя среда компании имеет в своей структуре два уровня: макросреда и микросреда (рисунок). Макроокружение компании представляет собой совокупность глобальных факторов внешней среды, которые опосредованно влияют на ее деятельность. В свою очередь, компания не может воздействовать на эти факторы, а может только реагировать на их изменения. Непосредственное окружение находится в более сильном взаимодействии с компанией, оказывает влияние на принятие стратегических решений[1].
Рисунок наглядно иллюстрирует сложность взаимосвязи факторов макроокружения и непосредственного окружения компании. Глобальные факторы макросреды оказывают влияние не только на саму компанию, но и на ее ближнее окружение. В то же время организация находится во взаимодействии с факторами непосредственного окружения, на которые она может оказывать обратное влияние. При этом важно подчеркнуть, что степень влияния каждого фактора на компанию зависит от ее специфических особенностей, черт (например, форма собственности, сфера деятельности, категория товара и др.). При проведении анализа внешней среды, чтобы снизить вероятность выявления и оценки несущественных факторов, данные моменты следует учесть[1].
Существует огромное число методов анализа как внутренней, так и внешней среды организации. Рассмотрим распространенные методы:
1. PEST-анализ
PEST-анализ (или STEP) предназначен для выявления политических, экономических, социальных и технологических аспектов внешней среды, которые влияют на организацию.
Анализ выполняется по схеме «фактор — предприятие». Результаты анализа оформляются в виде матрицы, подлежащим которой являются факторы макросреды, сказуемым — сила их влияния, оцениваемая в баллах, рангах и других единицах измерения. Результаты PEST-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию, складывающуюся в сфере производства и коммерческой деятельности.
2. SWOT- анализ
SWOT-анализ — заключается в выделении факторов внутренней и внешней среды организации и разложение их на четыре группы: слабые стороны, сильные стороны, угрозы и возможности.
Сильные и слабые стороны являются критериями внутренней среды организации, а угрозы и возможности представляют факторы внешней среды. Объектом SWOT-анализа может быть не только организация, но и другие социально-экономические объекты: отрасли экономики, города, государственно-общественные институты, научная сфера, политические партии, некоммерческие организации (НКО), отдельные специалисты, персоны и т.д.
Взаимосвязь макро- и микросреды компании
3. SNW-анализ
SNW - анализ - это усовершенствованный SWOT-анализ.
В отличие от анализа слабых и сильных сторон по матрице SWOT-анализ, SNW - анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S» [4].
4. ETOM-анализ
Сокращение «ETOM» Environmental Threats and Opportunities Matrix - представляет собой матрицу угроз и возможностей внешней среды. Преимуществом данного метода является внедрение лимитированного числа выделяемых экспертами факторов и событий.
Анализируя внешнюю среду организации, мы даем оценку состояния и перспектив субъектов окружающей среды, на которые компания не может оказать прямого воздействия. Проведя анализ и получив данные о факторах влияющих на развитие организации, управленцу необходимо оценить внутренние силы и возможности фирмы, чтобы противостоять этим факторам.
Метод исследования внутреннего потенциала компании называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование - это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление его стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае обследование включает пять факторов: маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, культура и образ - имидж предприятия [3].
Организация, которая находится в определенной или неопределенной внешней среде, будет управляться, и регулироваться по-разному, в зависимости от ее структуры и типа системы управления. Также важным является то, чтобы структура или система управления организации соответствовали внешней среде организации.
Для снижения неопределенности внешней среды, организация может применять две стратегии. При использовании первой стратегии, организация может изменять свои действия с целью достижения соответствия изменяющихся параметров внешней среды, что можно назвать внутренней стратегией. При применении другой стратегии организация пытается изменить обстановку так, чтобы она соответствовала возможностям организации. Это является внешней стратегией.
Внутренние стратегии.
Подбор персонала. Организация нанимает на работу высококвалифицированный персонал, с опытом работы или привлекает высокопоставленных чиновников с влиятельными связями. Так же, возможно приглашение на работу сотрудников из конкурирующих фирм для получения информации о соперниках.
Создание запасов. Создание запасов влечет за собой увеличение затрат, но это защищает компанию от непредвиденных ситуаций и помогает обеспечить непрерывный поток сырья и материалов.
Изменение сферы деятельности. Это является самым простым ответом на влияние внешней среды. Например, организация размещается в другой рыночной нише, где меньше конкурентов или они не представляют серьезной угрозы.
Сглаживание. Сглаживание часто используется в торговой сфере. Так как сглаживание представляет собой изменение спроса. Например, в период после новогодних праздников спрос на товары падает, и именно тогда устраиваются распродажи, для снижения ущерба от падения спроса на товары.
Нормирование. При неопределенности спроса, руководство компании может использовать нормирование производимой продукции или услуг. Другими словами, распределять продукцию на основе системы приоритетов. Это используется в том случае, если нельзя поднять цену или увеличить производство.
Внешние стратегии
Объединение. Очень часто применяемый способ воздействия на внешнюю среду. Примером данной стратегии является слияние компаний, для укрепления позиций на рынке. Объединение ведет к снижению конкуренции и уменьшению зависимости фирм друг от друга.
Маркетинг. Главным оружием в борьбе с внешней средой для организации является маркетинг. Компании выделяют огромные деньги на исследование рынка, рекламных компаний, создание брендов и изучение потребительских предпочтений.
Заключение контрактов. Речь идет о контрактах с поставщиками, способных оградить компанию от колебаний качества и цен на материалы, а также продукцию, которую она производит.
Поглощение. Организации могут "поглощать" своих конкурентов, которые угрожают их стабильности. Но данная стратегия применима для крупных компаний.
Подводя итог можно сказать, что все элементы внутренней и внешней среды организации тесно
взаимосвязаны и зависят друг от друга. Внешняя среда обеспечивает компанию всеми необходимыми ресурсами. Благодаря обратной связи, организация получает информацию необходимую для оценки и анализа результатов и в дальнейшем выбора подходящих ресурсов. Взаимодействие организации и внешней среды позволяет снизить присущую каждой системе энтропию. Именно внешняя среда располагает необходимыми ресурсами и возможностями для дальнейшего развития фирмы.
Можно сделать вывод о том, что управление компанией определяется:
особенностью производственного процесса;
характером внешней среды.
Поэтому анализ внешней среды — это очень сложный и трудоемкий процесс, но очень важный для разработки стратегии организации. Он требует внимательного отслеживания всех процессов происходящих вне организации, их правильной оценки и определения сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, которые существуют во внешней среде. Без анализа внешней среды, организация просто не сможет существовать. Организация должна изучать среду, для обеспечения себе успешного продвижения к своим целям, и выработки эффективной стратегии.
Организация не имеет возможности жестко влиять на внешнюю среду, но она может и должна эффективно приспосабливаться к ней, следить за изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать.
Литература
1. Ибрагимова, М.Х. Проблемы современной экономики [Текст] / М.Х. Ибрагимова //Анализ внешней среды компании для принятия стратегических решений. - 2012. - № 2 (42).
2. http://www.ngpedia.ru/id201103p1.html
3. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Принципы управленческих решений и российская практика [Текст] / Т.А. Гайдаенко. - 2005. - 480 с.
® 8(473)243-76-67
Ключевые слова: внешняя среда, макросреда, микросреда, управленческое обследование, стратегия организации.