Научная статья на тему 'Особенности принятия решения подростками 14-15 лет с разным уровнем успешности выполнения арифметических задач'

Особенности принятия решения подростками 14-15 лет с разным уровнем успешности выполнения арифметических задач Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
556
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТА / АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волокитина Татьяна Витальевна, Попова Елена Вячеславовна

В средней школе № 1 г. Новодвинска проведено исследование структуры интеллекта подростков 14-15 лет. Результаты исследования показали существование различий в развитии структуры интеллекта между группами подростков с разным уровнем успешности решения арифметических задач. Исследование особенностей принятия решения с использованием микропроцессорного аппарата КПФК-99 «Психомат» позволило установить, что успешность выполнения арифметических задач зависит от уровней стереотипии и инертности в процессе принятия решения подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волокитина Татьяна Витальевна, Попова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECISION MAKING PECULIARITIES IN TEENAGERS AGED 14-15 WITH THE DIFFERENT LEVEL OF EFFECTIVENESS IN ARITHMETIC PROBLEM SOLVING

The investigation of the intellect structure of teenagers aged 14-15 was conducted in Novodvinsk School № 1. The investigation results show certain differences in the intellect structure between the groups of teenagers with different levels of effectiveness in arithmetic problem solving. The decision making peculiarities studied with the help of KPFK-99 Psychomath microprocessor made it possible to establish that the effectiveness in arithmetic problem solving depends on the level of stereotypy and inertness in the process of teenagers decision-making.

Текст научной работы на тему «Особенности принятия решения подростками 14-15 лет с разным уровнем успешности выполнения арифметических задач»

УДК 612.821.3-053.6

ВОЛОКИТИНА Татьяна Витальевна, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии и патологии развития человека, заместитель директора по научной работе Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Автор 108 научных публикаций, в т.ч. монографии и трех учебных пособий

ПОПОВА Елена Вячеславовна, аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Института развития ребенка Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, психолог высшей категории, педагог-психолог средней школы № 1 г. Новодвинска. Автор 5 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПОДРОСТКАМИ 14-15 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

В средней школе № 1 г. Новодвинска проведено исследование структуры интеллекта подростков 14-15 лет. Результаты исследования показали существование различий в развитии структуры интеллекта между группами подростков с разным уровнем успешности решения арифметических задач. Исследование особенностей принятия решения с использованием микропроцессорного аппарата КПФК-99 «Психомат» позволило установить, что успешность выполнения арифметических задач зависит от уровней стереотипии и инертности в процессе принятия решения подростками.

Подростки, структура интеллекта, арифметические задачи, принятие решения

Исследование возрастных изменений, происходящих в структуре интеллекта в процессе развития и обучения, представляет не только научный, но и практический интерес. В связи с возрастающим интересом общества к качеству образования в общеобразовательных школах происходит процесс усложнения и интенсификации программ. Интенсивный темп обучения требует от школьников высокого уровня сформированности всех компонентов вербальной и невербальной структур интеллектуальной деятельности. Учет закономерностей возрастных изменений структуры интеллекта в обучении школьников особенно актуален в сенситивные периоды развития личности, одним из которых является подростковый возраст.

Проведение сравнительного мониторинга развития структуры интеллекта подростков

14-15 лет г. Новодвинска с использованием теста Р Амтхауера показало (рис. 1), что самые низкие результаты учащиеся демонстрируют в умении решать арифметические задачи (субтест 5).

В мыслительной деятельности кульминационной и иногда завершающей операцией является стадия принятия решения [1, 2], поэтому целью дальнейшего исследования стало определение особенностей принятия решения в стохастической среде учащимися с разным уровнем успешности решения арифметических задач.

Методы исследования. Диагностика структуры интеллекта изучалась с помощью теста немецкого психолога Р. Амтхауера, который является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования

-♦— мальчики -■—девочки

субтесты

Рис. 1. Успешность выполнения теста Амтхауера учащимися 14-15 лет (средние показатели по субтестам)

позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов - об индивидуальной структуре интеллекта школьников [3]. Учащиеся были разделены на три группы по уровню успешности решения арифметических задач в соответствии с рекомендациями к тесту. Необходимо отметить, что за время проведения мониторинга ни один подросток не справился с тестом на уровне высокой нормы, а по субтесту «Арифметические задачи» высокую норму показали менее 5% школьников. Поэтому в первую группу были объединены учащиеся, выполнившие задания на высоком уровне и на уровне выше среднего. Вторая группа - это школьники со средним уровнем успешности. В третью группу вошли подростки, справившиеся с решением задач на низком уровне. Мальчики и девочки были объединены в одну группу, т.к. согласно литературным данным у подростков 14-15 лет преобладают общие для девочек и мальчиков тенденции развития и достоверных половых различий по уровню выполнения теста Р Амтхауера не обнаружено [4, 5, 6]. Изучение достоверности различий с применением критерия ^Стьюден-та показало, что различия между выделенными группами по успешности решения субтеста 5 «Арифметические задачи» достоверны.

Для объективной оценки принятия решения использовался микропроцессорный аппарат для психофизиологических исследований КПФК-99

«Психомат» производства НИИ медицинского приборостроения РАМН (Москва, 2006 г.). Инструментальные тестовые компьютерные системы (ТКС) позволяют получать результаты, независимые от социально-культурологических и других факторов, что непосредственно связано с проявлениями фундаментальных механизмов центральной нервной системы, возможностью углубленного обследования высших психических функций и использования ТКС как экспресс-метода [7].

Исследование проводилось в режиме «Свободный выбор». Изучение механизма принятия решения в среде без детерминации представляет особый интерес, так как в данном случае проявляется способ принятия решения, который определяется только внутренними механизмами последовательного целеобразования [7, 8]. В данном режиме школьникам предлагалось в произвольном порядке нажимать на левую и правую кнопки, не отдавая предпочтения ни одной из них и не проявляя стереотипных комбинаций последовательного нажатия. Анализировалась закономерность последовательного выбора реакции, дающая качественную и количественную картину собственной стереотипии и вариативности принятия решения (тенденции к чередованию или повторению выбора реакций). Так же оценивались динамические показатели оперативности принятия решения.

Полученные результаты подвергались статистической обработке с применением пакета

программ статистического анализа SPSS 12.0 for Windows. Вычислялась одномерная описательная статистика для каждого из исследуемых показателей. Достоверность различий проводилась с использованием критерия t-Стьюден-та. Для исследования структуры взаимосвязей изучаемых переменных применялся корреляционный анализ. Психофизиологическая интерпретация полученных данных проведена с учетом методических рекомендаций, разработанных в НИИ педиатрии РАМН и ВНИИ медицинского приборостроения РАМН, Москва [9].

Результаты и обсуждение. Обследовано 73 учащихся средней общеобразовательной школы № 1 г. Новодвинска (33 мальчика и 40 девочек). Результаты выполнения теста Р Амтхауе-ра подростками с разным уровнем успешности решения арифметических задач представлены в таблице 1.

Учащиеся с уровнем решения задач выше среднего обладают достоверно лучшим чуть-

чество достоверных отличий между группами обнаружено при анализе результатов выполнения субтестов 3 «Аналогии» и 4 «Обобщение». Подростки с низким уровнем успешности отстают от своих сверстников из первой и второй групп в умении проводить аналогии и делать обобщения. По данным параметрам достоверно более высокие результаты по сравнению со второй группой показывают учащиеся первой группы. Межгрупповые отличия обнаружены в выполнении заданий на продолжение числового ряда (субтест 6): подростки из группы с низкой успешностью проявляют достоверно более низкую способность оперировать числами, чем сверстники из групп с более высокой успешностью решения задач, а учащиеся второй группы - по сравнению с первой группой.

Анализ выполнения невербальных субтестов (6, 7) показал существование достоверных отличий в уровне пространственного мышления между группами со средней и низкой успешнос-

Таблица 1

Успешность выполнения теста Р. Амтхауера (%) учащимися с различным уровнем решения арифметических задач (М±т)

Название субтеста Г руппа 1 - уровень выше среднего(n=22) Г руппа 2 - средний уровень (n=22) Г руппа 3 - низкий уровень(n=29)

Чутье языка *48,86±3,3*** 40,91±2,4 35,34±2,1

Абстрагирование 45,36±2,5* 41,3± 2,0 39,14±2,8

Аналогии *44 32±3 3*** 33,41±3,2** **21,90±1,9

Обобщение **40 77±2 9*** 29,91±2,9*** ***23,21±2,2

Арифметические задачи ***38 41±2 5*** 22,27±0,5*** ***11,38±0,9

Числовые ряды *48,18±3,7*** 35,45±3,6* *24,83±2,8

Пространственное воображение 41,91±3,1 41,59±3,1 37,07±2,5

Пространственное мышление 43,18±3,3 45,00±2,8* *35,62±2,8

Память 40,23±4,5* 37,73±4,5 28,10±2,4

Общий результат (Щ) **42 59±1 9*** 35,77±1,6*** ***28,03±1,1

Примечание. * - справа обозначена достоверность различий по сравнению с группой 3, слева - по сравнению

со группой 2 (* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001).

ем языка (субтест 1), чем их ровесники из второй и третьей группы. Также у них лучше развито абстрагирование (субтест 2) по сравнению с низкоуспешной группой. Большое коли-

тью. По параметру «Память» учащиеся первой группы достоверно превосходят своих ровесников из третьей группы. Кроме того, все три группы школьников достоверно отличаются между

собой по общему уровню выполнения теста Р Амтхауера ДО).

Таким образом, проведенное исследование показало существование различий в развитии структуры интеллекта между группами подростков с разным уровнем успешности решения арифметических задач.

Результаты диагностики с применением микропроцессорного аппарата для психофизиологических исследований КПФК-99 «Психо-мат» показали (таблица 2), что у подростков первой, наиболее успешной, группы отмечается достоверное преобладание одиночного выбора по сравнению с выбором диад и триад. Во второй, среднеуспешной, группе школьников достоверность различий одиночного выбора наблюдается только с повтором диад левой кнопки. Учащиеся с низким уровнем решения арифметических задач одиночный выбор достоверно предпочитают диадам и триадам. Также подростки данной группы достоверно реже повто-

ряют диады правой кнопки по сравнению с подростками первой и второй групп.

Корреляционный анализ показал прямую зависимость успешности выполнения арифметического субтеста и повтора диад правой кнопки в ситуации свободного выбора (р<0,05).

Полученные результаты свидетельствуют, что существуют отличия в выраженности собственной стереотипии в процессе принятия решения у подростков с различным уровнем успешности решения арифметических задач. Наибольшее количество стереотипных реакций отмечено в группе с низкой успешностью, наименьшее - в группе со средней успешностью.

При изучении динамических показателей оперативности принятия решения в стохастической среде подростками 14-15 лет (таблица 3) выявлено, что подростки с низкой успешностью больше тратят времени на повтор ответа по сравнению с подростками первой группы (различия недостоверны) и достоверно больше,

Таблица 2

Особенности проявлений стереотипий поведения (%) подростками в условиях свободного выбора (М±т)

Параметры Г руппа 1 - уровень выше среднего (п=22) Г руппа 2 - средний уровень (п=22) Г руппа 3 - низкий уровень (п=29)

левая кнопка правая кнопка левая кнопка правая кнопка левая кнопка правая кнопка

Выбор кнопки 49,55±1,9 50,45±1,9 51,82±2,0 48,18±2,0 49,83±1,7 50,17±1,7

Повторный выбор 44,41±2,7* 42,86±3,5* 46,32±3,6 42,50±4,4 40,41±3,2*** 38,59±3,8***

Повтор диады 40,00±5,0 *41,05±4,7* 38,95±4,6** *44,18±6,1 29,94±3,3*** 27,97±4,6***

Примечание. * - справа обозначена достоверность различий по сравнению с одиночным выбором; слева обозначена достоверность различий по сравнению с группой 3 (* - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001).

Таблица 3

Оперативность принятия решения (мс) подростками 14—15 лет в стохастической среде (М±т)

Параметры Группа 1 - уровень выше среднего (п=22) Группа 2 - средний уровень (п=22) Группа 3 - низкий уровень (п=29)

Время выбора ответа 337,0±17,4 323,0±17,4 364,83±12,7

Время повтора ответа 251,8±16,0 232,27±16,6* 290,69±14,9

Время смены ответа 411,4±19,6 401,45±19,0 425,72±16,5

Примечание. * - обозначена достоверность различий по сравнению с группой 3 (* - р<0,05).

чем подростки второй группы. Приведенные результаты свидетельствуют о повышенной инертности школьников третьей группы и недостаточной сосредоточенности школьников второй группы. По остальным показателям достоверных различий выявлено не было.

Ф.Х. Йонсен в своей работе [10] среди трудностей в обучении математике называет такую область, как упорядочивание специфических стратегий решения задач. Выстраивать наиболее сложные стратегии позволяет наличие стереотипных реакций в процессе принятия решения. Видимо, этим можно объяснить большое количество стереотипий в наиболее успешной группе школьников и гораздо меньшее их количество в группе со средней успешностью. Факт того, что самый высокий уровень стереотипных реакций отмечен у подростков с низкой успешностью, можно объяснить повышенной инертностью процессов принятия решения у школьников данной группы. То есть к ошибкам приводит неумение быстро найти новый способ действия и недостаточная гибкость мышления.

В целом анализ полученных данных показывает, что успешность решения арифметических задач зависит от уровня собственной стереотипии процессов принятия решения у подростков 14-15 лет. Причем наличие большого количества стереотипий приводит к более низкому результату.

Заключение. В результате проведенного исследования удалось выяснить, что существуют достоверные отличия в структуре интеллекта подростков 14-15 лет с различным уровнем успешности решения арифметических задач. Как наиболее значимые в структуре способностей для успешного решения задач можно выделить умение проводить аналогии, обобщать, классифицировать и выносить суждения, оперировать числами, обладать математической интуицией и чутьем языка, то есть вербальные способности. Полученные результаты подтверждают данные литературы [11] о значимости вербальных составляющих в структуре общего интеллекта. Успешность выполнения арифметических задач также зависит от уровней стереотипии и инертности в процессе принятия решения подростками.

Список литературы

1. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии // Вопросы психологии. 1974. № 4. С. 89-103.

2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.

3. Руководство к применению теста структуры интеллекта Рудольфа Амтхауера. Обнинск, 1993. С. 3-19.

4. Пятков А.В., Мазур Е.Н. Сравнительный анализ влияния показателей энергетического потенциала мозга и структуры интеллекта на интегральную характеристику успешности учебной деятельности девятиклассников общеобразовательной школы // Экология образования: актуальные проблемы. 2007. Вып. 3. Т. 2. С. 207-213.

5. Чаликова О. С. Особенности динамики интеллектуального развития учащихся 3-8 классов средней общеобразовательной школы //Дети Севера: образование и здоровье. Архангельск, 1999. С. 104-106.

6. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб, 2003. С. 316-319.

7. Матвеев Е.В, Надеждин Д.С. Системные вопросы проектирования приборов и комплексов для психофизиологических исследований // Медицинская техника. 1994. № 4. С. 31-34.

8. БатуевА.С., СоколоваЛ.В. Мадридская речь И.П. Павлова и психофизиология поведения // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 1993. Т. 79, № 5. С. 3.

9. Физиологические показатели когнитивных (познавательных) функций детей школьного возраста: метод. рекомендации / сост. И.Д. Головкина, С.В. Дзюба, Л.И. Днепрова и др. М., 1997.

10. Йонсен Ф.Х. Трудности в обучении математике: избранные статьи. Архангельск, 2006.

11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2004. С. 97.

Volokitina Tatiana, Popova Elena

DECISION MAKING PECULIARITIES IN TEENAGERS AGED 14-15 WITH THE DIFFERENT LEVEL OF EFFECTIVENESS IN ARITHMETIC PROBLEM SOLVING

The investigation of the intellect structure of teenagers aged 14-15 was conducted in Novodvinsk School № 1. The investigation results show certain differences in the intellect structure between the groups of teenagers with different levels of effectiveness in arithmetic problem solving. The decision making peculiarities studied with the help of KPFK-99 “Psychomath” microprocessor made it possible to establish that the effectiveness in arithmetic problem solving depends on the level of stereotypy and inertness in the process of teenagers’ decision-making.

Рецензент - Гудков А.Б., доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены и медицинской экологии Северного государственного медицинского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.