Научная статья на тему 'Особенности мышления школьников 7-18 лет'

Особенности мышления школьников 7-18 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5933
456
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попова Елена Вячеславовна

Проведено изучение особенностей мышления школьников общеобразовательной школы г. Новодвинска с использованием традиционных методик. Выявлены возрастные и половые особенности мыслительных функций на каждом возрастном этапе онтогенеза. Показано, что уровень выполнения интеллектуальных тестов школьниками в возрастном диапазоне 11-18 лет ниже установленных возрастных норм, при этом самые низкие результаты отмечены при выполнении субтеста «арифметические задачи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THINKING IN CHILDREN AGED FROM 7 TO 18

A survey, aimed at studying of thinking characteristic features among children aged from 7 to 18 was conducted in a Novodvinsk secondary school by means of traditional methods. The survey discovered ageand sexualspecific features of cognitive functions at every age stage of ontogenesis. The survey has revealed, that schoolchildren aged from 7 to 18, while passing intellectual tests, demonstrate results, that are lower than age norm. The lowest results are shown in subtest arithmetical task.

Текст научной работы на тему «Особенности мышления школьников 7-18 лет»

УДК 612.821-053.5

ПОПОВА Елена Вячеславовна, аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, педагог-психолог МОУ «СОШ № 1» (г. Новодвинск). Автор 7 научных публикаций

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 7-18 ЛЕТ*

Проведено изучение особенностей мышления школьников общеобразовательной школы г. Новодвинска с использованием традиционных методик. Выявлены возрастные и половые особенности мыслительных функций на каждом возрастном этапе онтогенеза. Показано, что уровень выполнения интеллектуальных тестов школьниками в возрастном диапазоне 11-18 лет ниже установленных возрастных норм, при этом самые низкие результаты отмечены при выполнении субтеста «арифметические задачи».

Школьники, мыслительные функции, вербальное и невербальное мышление, аналитикосинтетические способности, интеллектуальная лабильность

Проблема изучения и оценки особенностей когнитивного развития у детей в возрастном аспекте - одна из актуальных в современной психофизиологии. В школьный период жизни происходит интенсивное формирование интеллекта, становление его как сложного структурного образования [1,2]. Практика традиционного школьного обучения свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев оно не обладает развивающим эффектом. На фоне возрастающего интереса общества к качеству образования в школах внедряются сложные учебные программы, а число детей, не справляющихся с нагрузкой, увеличивается [3]. Одной из известных причин формирования трудностей на начальном этапе обучения является функциональная незрелость мозговых структур старших дошкольников, значительно затрудняющая освоение школьных на-

выков и умений [4]. По мнению ряда исследователей, принятая сегодня система образования с самого начала ориентирована на развитие языкового и логического мышления, а невербальному мышлению не уделяется должного внимания [5-8]. Н.С. Лейтес и Д.Б. Эльконин отмечали [9, 10], что возрастные особенности мыслительной деятельности и динамика развития не представляют собой что-то неизменное, а в очень большой степени зависят от общественно-исторических условий. Следовательно, изучение развития мыслительных функций, характерных для сегодняшних школьников, является одной из актуальных задач как для современной науки, так и для практики организации учебного процесса.

Цель настоящего исследования - изучить особенности мыслительных функций школьников в возрастном диапазоне 7-18 лет.

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта «Мозговое обеспечение стратегий адаптивного реагирования детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» № 07-06-00622а (2007-2009 годы) и аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)», регистрационный № 2.2.3.3/438, и гранта.

Методика. Для изучения развития мышления школьников использовались известные и зарекомендовавшие себя в исследовательской работе и психологической практике тесты: матрицы Дж. Равена [11, 12], Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) для подростков 11-14 лет [13], тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра для школьников 15-18 лет [14]. Вербальное мышление детей 7-8 лет изучалось с применением методики «Четвертый лишний» [15]. У детей 9-10 лет проводилась диагностика сформированное™ таких операций мышления, как классификация, аналогии, обобщение, сравнение [16]. Для диагностики проявлений лабильности нервной системы в мыслительно-речевой деятельности учащихся 17-18 лет использовалась методика «Исполнение инструкций» [17].

Полученные результаты подвергались статистической обработке посредством пакета программ статистического анализа «ЗРББ 12.0 Пэг ’Мтёо’№8». Достоверность различий определялась с использованием 1:-критерия Стьюден-та. За достоверные принимали различия на уровне значимости 95% (р<0,05).

Результаты и обсуждение. Проведено обследование 260 школьников 1-11 классов общеобразовательной школы № 1 г. Новодвин-ска (131 мальчик и 129 девочек) в возрасте от 7 до 18 лет. Учащиеся были разделены на шесть возрастных групп: 7-8, 9-10, 11-12, 1314, 15-16 и 17-18 лет.

Первый год обучения является особенно сложным для детского организма, поэтому представляется важным оценить особенности мыслительных функций детей, поступающих в школу. Результаты мониторинга (с 1993 по 2006 год) сформированное™ наглядно-образного мышления детей предшкольного возраста с использованием матриц Равена представлены на рис. I.

У будущих первоклассников выявлена неблагоприятная динамика сформированное™ невербального мышления за исследуемый промежуток времени. Значительно вырос процент детей с низким уровнем развития - с 16% в 1993 году до 60% в 2004 году. В то же время количество дошкольников с высоким уровнем выполнения матричных заданий теста Равена

%

Рис. 1. Динамика состояния наглядно-образного мышления старших дошкольников (1993-2006 годы)

снижался и в последние годы (с 2004 по 2006 год) составил менее 10%.

Известно, что наглядно-образное мышление является ведущим типом мыслительной деятельности детей 6-8 лет, а его дефицит приводит к трудностям в формировании вербальнологического мышления, необходимого уровня сформированности понятий, обобщающей мыслительной деятельности, функций анализа и синтеза [1]. Поэтому диагностика развития наглядно-образного мышления, как ведущего типа мыслительной деятельности у детей 7-8 лет, проводилась перед началом обучения и в конце первого класса. Среднегрупповые результаты выполнения теста Равена в возрасте 7 лет были близки к нижней границе возрастной нормы, а в конце учебного года отмечено их повышение примерно на два балла, что соответствует среднему уровню успешности. Результаты мониторинга выявили, что только к окончанию первого класса развитие невербального мышления у большинства учащихся достигает показателей среднего и высокого возрастного уровня, а низкий уровень сохранялся у 10% учащихся. Как в начале, так и в конце обучения в первом классе наибольшую трудность дети испытывают при выполнении теста с наглядны-

ми аналогиями: из 8-ми заданий правильно решают только 2-3. О недостаточной сформированности вербального мышления в изучаемой группе свидетельствует результат выполнения теста «Четвертый лишний» - половина заданий оказалась невыполненной.

При изучении особенностей развития когнитивных функций детей младшего школьного возраста обычно исследуется объединенная по полу группа. В нашем исследовании достоверных половых различий в развитии мыслительных функций школьников 7-8 лет так же не выявлено, но следует отметить, что в начале учебного года мальчики успешнее выполняют задания с наглядными аналогиями, а девочки лучше обобщают вербальный материал.

Анализ результатов выполнения теста Равена школьниками 9-10 лет выявил, что развитие невербального мышления соответствует высокому уровню (выше 28 баллов). Однако, как и в группе 7-8 лет, дети показали низкие результаты при выполнении заданий на установление наглядных аналогий. Из вербальных мыслительных функций самые низкие показатели отмечены в овладении операцией сравнения (рис. 2), особенно в определении сходства.

Балл

4-Г

7^=71

□ Мальчики

□ Девочки

Рис. 2. Успешность выполнения вербальных методик учащимися 9-10 лет: 1 - классификация, 2 - аналогии, 3 - обобщение, 4 - сходство, 5 - различия; * - новые различия (*** - р<0,001)

В группе учащихся 9-10 лет получены статистически значимые половые различия в развитии мыслительных функций: девочки данной возрастной группы достоверно лучше мальчиков обобщают понятия (р<0,001). Кроме того, отмечается тенденция к преимуществу девочек в способности классифицировать, находить сходства и различия, при этом мальчики лучше проводят вербальные аналогии.

В возрасте 11-12 лет дети переходят из начальной школы в среднюю с предметным обучением. Результаты исследования мышления школьников данной возрастной группы показали (рис. 3), что успешность выполнения группового интеллектуального теста близка к %

возрастной норме (>40%). Оказалось, что наиболее успешно подростки 11-12 лет выполняют субтест 7, связанный с обработкой невербальной символической информации, проводят вербальные аналогии (субтест 6). Наиболее низкие результаты отмечены в решении арифметических задач (субтест 2) и развитии языковых навыков (субтест 3). Девочки этого возраста опережают мальчиков в развитии мыслительных функций: достоверно лучше (р<0,05) у них развиты языковые навыки, чутье языка (субтест 3). Девочки этого возраста успешнее определяют сходства и различия понятий (субтест 4), находят логические закономерности построения информации (субтест 5), мыслят по

Мальчики

Девочки

Рис. 3. Успешность выполнения Группового интеллектуального теста учащимися 11-12 лет (субтесты 1-7, Щ): * - половые различия, р<0,05

Мальчики

Девочки

Рис. 4. Успешность выполнения Группового интеллектуального теста учащимися 13-14 лет (субтесты 1-7, Щ): *** - половые различия, р<0,001

аналогии (субтест 6), перерабатывают и вербальную, и невербальную информацию (субтесты 1и 7), у них выше общий коэффициент 10, но мальчики несколько успешнее решают арифметические задачи (р>0,05).

Результаты исследования мышления в группе подростков 13-14 лет показали, что успешность выполнения ГИТ (рис. 4) ниже возрастной нормы (<50%). Наиболее успешно, как и в 11-12 лет, подростки перерабатывают невербальную символическую информацию, но так же, как и в предыдущей возрастной группе, демонстрируют затруднения в решении арифметических задач и в умении оперировать грамматическими конструкциями. В отличие от предыдущей возрастной группы, мальчики 1314 лет несколько опережают девочек в развитии мыслительных функций. Мальчики достоверно лучше решают арифметические задачи (тенденция отмечалась в 11-12 лет) и определяют логику построения числового ряда. Кроме того, они опережают девочек в умении находить сходства и различия, проводить аналогии и перерабатывать вербальную информацию (р>0,05). У девочек 13-14 лет, по сравнению с предыдущей возрастной группой, отмечено снижение результатов по многим операциям мышления, в умении устанавливать логику построения числового ряда - достоверно, что, вероятно, можно объяснить сложностями пубертатных

перестроек, связанных с периодом полового созревания. Замедление в развитии познавательных функций у подростков 13-14 лет отмечено также и в исследованиях О.В. Соловьевой в объединенной по полугруппе [18].

Исследование мышления в группе старших подростков (15-16 лет), как и в предыдущих возрастных группах, показало (рис. 5), что успешность выполнения теста Амтхауэра ниже возрастной нормы (<50%). Невербальные способности (субтесты 7, 8) у школьников данного возраста преобладают над вербальными. Как и в возрастных группах 11—12 и 13-14 лет, самые низкие результаты выявлены при решении арифметических задач (субтест 5). По сравнению с предыдущей группой, у мальчиков достоверно снижаются показатели в установлении логики числового ряда (субтест 6)ив проведении вербальных аналогий (субтест 3). Способность к обобщению у подростков данной возрастной группы также является недостаточно сформированной (субтест 4). Достоверное улучшение в развитии языковых способностей отмечено у девочек (субтест 1). Статистически значимых половых различий в развитии операций мышления в группе 15-16 лет не обнаружено. Однако, как и у подростков 13-14 лет, отмечено некоторое преимущество у мальчиков по коэффициенту 10 и в развитии практически всех мыслительных функций (кроме язы-

%

♦ Мальчики ■■— Девочки

Рис. 5. Успешность выполнения теста Амтхауэра учащимися 15-16 лет (субтесты 1-8, Щ и смысловая память)

ковых способностей и пространственного мышления). Полученные результаты подтверждают известные данные о значимости у подростков вербальных составляющих в структуре общего интеллекта [19].

В возрастной группе школьников 17-18 лет уровень выполнения теста Амтхауэра (рис. 6) оказался тоже ниже возрастной нормы (<50%).

Низкие результаты при решении арифметических задач и обобщении понятий имели место у юношей и девушек. Но в отличие от предыдущей возрастной группы отмечается улучшение результатов: юноши достоверно превосходят подростков в развитии чутья языка, обобщении понятий, пространственном мышлении. У девушек отмечено статистически достоверное улучшение пространственного мышления и памяти (субтест 9). Кроме того, коэффициент 1р учащихся 17-18 лет достоверно выше, чем у подростков 15-16 лет, а в развитии вербальных и невербальных мыслительных функций наблюдается выравнивание. Результаты исследования невербального мышления с применением теста Равена показали, что юноши и девушки этого возраста на достаточно высоком уровне обладают умением дифференцировать основные элементы и идентифицировать недостающие части структуры, находить наглядные аналогии. Способность к воображению и представлению, умение охватывать ко-

личественные изменения и упорядочивать фигуры согласно закономерностям у них развиты в меньшей степени. Самые низкие результаты школьники демонстрируют в выполнении заданий на выявление аналитико-синтетических способностей. Успешность выполнения матричных задач в целом соответствует 75%. Анализ результатов выполнения методики «Исполнение инструкций» выявил средний уровень интеллектуальной лабильности выпускников.

В возрасте 17-18 лет у школьников выявлены статистически значимые половые отличия в развитии мыслительных функций. В отличие от предыдущей возрастной группы, где отмечалась только тенденция к лучшему умению мальчиков решать арифметические задачи, в возрасте 17-18 лет юноши выполняют их достоверно лучше (р<0,01). У девушек отмечена более развитая смысловая память (р<0,001) и пространственное воображение (р>0,05). По остальным параметрам юноши, как и в группе подростков 15-16 лет, несколько превосходят девушек.

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить возрастные и половые особенности в развитии мыслительных функций школьников 7-18 лет. На основе анализа результатов тестирования, показано, что у школьников 11-12, 13-14, 15-16 и 17-18 летуровень развития мыслительной деятельности ниже ус-

♦ Мальчики ■■— Девочки

Рис. 6. Успешность выполнения теста Амтхауэра учащимися 17-18 лет (субтесты 1-8, Щ и смысловая память): * - половые различия (** - р<0,01, *** - р<0,001)

тановленных возрастных норм, при этом самые низкие результаты отмечены в выполнении арифметических задач. Выпускники школы демонстрируют низкий уровень развития аналити-ко-синтетических способностей и средний уровень интеллектуальной лабильности.

Статистически значимые половые различия в развитии операций мышления отмечены во всех возрастных группах, кроме детей 7-8 лет. Арифметические способности лучше развиты у мальчиков всех возрастов, в 13-14 и 17-18 лет эти различия статистически значимы.

Список литературы

1. Берулава Г.А. Психологические особенности интегративного мышления II Современные проблемы психологии мышления: сб. науч. тр. НИЦ БиГПИ. Бийск, 1994. С. 13-20.

2. Интеллектуальный потенциал в разные периоды жизни человека / Е.Ф. Рыбалко, Л.Н. Кулешова, Т.В. Прохоренко, Ж.А. БалакшинаII Вестник СПбГУ. 1996. Сер. 6. Вып. 2 (№ 13). С. 58-64.

3. СтепановаМ.А. Умственное развитие в условиях неразвивающего обучения II Вопр. психологии. 2004. № 5. С. 33-46.

4. Безруких М.М., Логинова Е. С. Возрастная динамика и особенности формирования психофизиологической структуры интеллекта у учащихся начальной школы с разной успешностью обучения II Физиология человека. 2006. Т. 32. №1. С. 15-20.

5. ЛейтесН.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избр. тр. М.; Воронеж, 2003.

6. ЭлъконинД.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психолог, тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.,

2001.

7. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей// Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 106-115.

8. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. М., 1997.

9. СиротюкА.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практ. рук-во для учителей и родителей. М., 2000.

10. Ее же. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М., 2000.

12. Равен Дж.К., КуртДж.Х., Равен Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам. М., 1997.

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекта «Исследование особенностей познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов». М., 1999.

14. Басов A.B., Тихомирова Л.Ф. Материалы по оценке готовности к обучению в среднем звене. Ярославль, 1992.

15. Руководство к применению Группового интеллектуального теста для младших подростков ГИТ. Обнинск, 1993.

16. Руководство к применению Теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Обнинск, 1993.

17. Акимова М.К., Данилов В. А., Козлова В. Т. Методики диагностики природных психофизиологических особенностей человека. М., 1992. Вып. 2.

18. Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников II Вопр. психологии. 2003. №3. С. 22-34.

19. Волокитина Т.В., Попова Е.В. Особенности принятия решения подростками 14-15 лет с разным уровнем успешности выполнения арифметических задач II Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Естеств. науки». 2008. № 2. С. 9-14.

Popova Elena

PECULIARITIES OF THINKING IN CHILDREN AGED FROM 7 TO 18

A survey, aimed at studying of thinking characteristic features among children aged from 7 to 18 was conducted in a Novodvinsk secondary school by means of traditional methods. The survey discovered age-and sexual- specific features of cognitive functions at every age stage of ontogenesis. The survey has revealed, that schoolchildren aged from 7 to 18, while passing intellectual tests, demonstrate results, that are lower than age norm. The lowest results are shown in subtest “arithmetical task”.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент - Соколова Л.В., доктор биологических наук, профессор кафедры биологии и экологии человека Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.