30
Juvenis scientia 2017 № 2 | Юридические науки и политология
УДК: 328 ГРНТИ: 11 DOI: 10.15643/^аеп^а.2017.2.008
ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Г. В. Ярошенко, О. В. Мишурина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Россия, 344002 г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54
И Мишурина Ольга Владимировна - [email protected]
В данной статье рассмотрены особенности принятия политического решения в различных условиях. Разработана структура принятия политического решения и выявлены факторы, влияющие на них. Изложены взгляды на алгоритм принятия политического решения.
Ключевые слова: решение, политическое решение, политическое управление, факторы влияния на политические решения, алгоритм принятия решения.
FEATURES OF THE POLITICAL DECISION IN A CRISIS
G. V. Yaroshenko, O. V Mishurina
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration 70/54 Pushkinskaya St., 344002 Rostov-on-Don, Russia
El Mishurina Olga - [email protected]
This article describes the features of the political decision in different conditions, the structure of political decision and the factors influencing them. The decision-making algorithm is discussed.
Keywords: decision, political decision, political management, factors of influence on political decisions, the decision-making algorithm.
Особую роль в практике политического управления играет принятие политического решения. Характер политического решения зависит от проблем и вызовов, затрагивающих интересы общества. В условиях наращивания социокультурной напряжённости среди населения, экономическим спадом, военных конфликтов и геополитической нестабильностью, особо актуально становится вопрос об изучении механизмов принятия политического решения, учитывая все факторы и угрозы для достижения наиболее оптимальных результатов.
Изучение данной проблематики мы можем найти в трудах таких авторов как: Г. Саймон, Р. Даля, А. Соловьева, А. Дегтярева, В. Глущенко, Й. Глущенко и многих других исследователей. В своих работах они исследуют теоретико-методологическую базу принятия политического решения и возможности проецирование таких решений на практике. Но, не смотря на многообразие аналитических материалов, в научной литературе нет четко-выработанного алгоритма принятия политического решения. Г. Саймон, сторонник поведенческого подхода к трактовке «принятие политического решения», считал, что реальные, стоящие перед человеком цели слишком сложны, чтобы их можно было описать с помощью не только количественных, но и качественных методов. Более того, возможных для решения задач альтернатив существует значительно больше тех, которые доступны для рассмотрения человеком, а уж способы реализации так или иначе сформированных целей в еще большей степени сокрыты от
Рис. 1. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения
человека. В силу этого принятие решений представляет собой уникальный способ взаимодействия конкретных субъектов, формирующих целевую программу своих действий в каждый раз заново складывающихся условий [1].
Таким образом, мы можем утверждать, что политические решения могут варьироваться в зависимости от различных факторов (рис. 1), распространяющих свое влияния на всем этапе (рис. 2).
Как правило, в практике не существует одного фактора влияющего на принятие политического решения. Совокупность прямых и косвенных, внутренних и внешних факторов могут привести к глобальным последствиям. Приме-
Law and Political Sciences | Juvenis scientia 2017 № 2
31
ром влияния внешних факторов на принятие политического решения, от которого зависит дальнейшее благополучие развитие Российской Федерации можно отнести Западные санкции. Их последствия привели экономику России в состояния упадка: падение цен на нефть, девальвация рубля, высокий уровень инфляции привели к необходимости модернизации стратегии развития страны и выработки новых политических решений в условиях масштабного кризиса.
Внешняя среда Рис. 2 Система принятия политического решения
Сегодняшняя ситуация такова, что правящая элита, объединяясь с различными общественными институтами (бизнес-структуры, высшие учебные заведения, общественные объединения и многие другие), ищет эффективные механизмы выхода из кризиса и улучшения уровня жизни населения.
Проанализировав тактику выработки «нового» политического решения в масштабах государства, мы составили последовательный алгоритм действий (рис. 3). Первым шагом на пути эффективного управления является поиск и формулировка проблем. Каждый год, Президент Российской Федерации, обращаясь к Федеральному Собранию, в своем выступлении затрагивает актуальные проблемы современной действительности и задает вектор развития всего государственного аппарата.
Вторым шагом по приближению к выработке политического решения является сбор и обработка информации. Государственные и коммерческие статистические организации, научно-исследовательские институты, исследовательские центры, ведущие вузы страны и многие другие готовят аналитические записки с отчетными данными и предложениями усовершенствования актуальных проблем современного общества. Обсуждение полученной информации и поиск альтернативных решений проходит на различных российских и зарубежных площадках таких как: Всемирный экономический форум в Давосе, Петербургский международный экономический форум, Гайдаровский форум, Селигер, и многих других. Наилучшие предложения ложатся в историю управленческой мысли и стратегию развития страны. Как правило, они носят коллективный характер, что по нашему мнению, является наиболее эффективным.
Такое мнение связанно с тем, что при коллективном стратегическом мышлении появляется возможность собрать наибольшее количество данных, просчитать последствия и выявить риски предполагаемого решения. Многоспекторность коллективного мышления позволяет многогранно посмотреть на проблему сквозь призму различных сфер деятельности. Метод «мозговой атаки», «Делфи» японская кольцевая система принятия решений «кингисё» и многие другие широко используются на практики.
Рис. 3. Алгоритм принятия политического решения
Исторически доказано, что коллективное принятие решение будет эффективным только в том, случае, если будут соблюдены следующие условия: нацеленность на общий результат и ответственность каждого участника процесса за принятое решение.
Пошатнувший Россию финансово-экономический кризис 2014 г. и слаженность государственного аппарата еще раз доказывают данную теорию. Тяжелые геополитические потрясения заставили мобилизовать весь управленческий потенциал для выработки стратегии развития. За три года было разработано десятки тысяч проектов, подписано множество указов и постановлений, собрано колоссальное количество форумов и конференций, в которых были задействованы ведущие специалисты различных областей знаний, так или иначе повлиявших на уровень жизни всего общества. Коллективное мышление в стрессовых и наиболее неопределенных ситуациях с большой вероятностью риска, заставляет мобилизоваться и направить весь интеллектуальный потенциал на поиск стратегического решения.
Действующая на сегодняшний день стратегия социально-экономического развития России 2020 [2] близка к своему завершению и требует скорейшей модернизации. Именно поэтому актуализируется проблема оперативной разработки новой социально-экономической стратегии 2030 в рамках концепции «Новый общественный договор», которая на основе консолидации институтов гражданского общественна и государства позволит реализовать структурную трансформацию институциональной экономики и обеспечить ее перевод на инновационный вектор развития, отвечающий национальным интересам государства и частным интересам бизнеса.
Таким образом, принятие политического решения - это сложный процесс, направленный на решение взаимосогласованных задач всех участников процесса для достижения поставленной цели. Уникальность ситуации, а также влияние внешних и внутренних факторов на процесс, определяет необходимость в индивидуальном или коллективном принятии решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Политология. Принятие решений в сфере государственного управления. [Электронный ресурс] URL: http://uchebnik.biz/book/185-politologiya/95-prinyatie-reshenij-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.html (дата обращения 02.02.2017 г.)
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Поступила в редакцию 08.02.2017