УДК 338
ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ ФИНАНСОВО-ЭКОН ОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
Статья посвящена анализу современного социально-экономического состояния России, модернизации экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Особое внимание уделено поиску новых инструментов развития России в кризисный период.
Ключевые слова: кризис, финансово-экономический кризис, инвестиционный климат, экономическое развитие.
В условиях сегодняшней действительности мы наблюдаем глубокий и всеобъемлющий кризис, который приобретает мировые масштабы и может привести к полному разрушению нашей цивилизации в обозримом будущем. Причиной этому в первую очередь служит трансформация институтов и переоценка базовых социальных ценностей среди населения. Такая ситуация приводит нас к необходимости искать новые инструменты общественного развития среди накопленного отечественного опыта или зарубежной практики. Можно согласиться с тем, что «уже достигнут определенный прогресс в концептуальном и эмпирическом понимании различных аспектов социально-экономической роли государства в проведении антикризисных мероприятий и компенсации провалов глобального рынка в целях обеспечения национальной и региональной экономической безопасности, преодоления угроз социально-трудовой безопасности, связанных с ростом массовой безработицы, борьбы с бедностью в рамках демографической безопасности» [5, с. 69].
Новые инструменты должны основываться не только на динамично меняющемся социальном облике человечества, но и прогрессирующей научно-технической революции, которая способствует расширению границ нашего познания.
На сегодняшний день предлагается множество инструментов современного развития общества, но наибольшее признание и обладающие серьезным прогностическим потенциалом являются те, в которых заложена идея повышения роли материального производства и нацеленность на повышение инвестиционного климата.
Это связанно с тем, что сегодняшние экономические процессы, имеющие циклический характер достигли разрушительного воздействия. Очередная волна кризиса пошатнула экономическую мощь государств-лидеров. Это может послужить краху мировой финансовой системы и затяжному периоду «великих потрясений», сопровождающихся военными конфликтами.
А. Акаева, В. Пантина и А. Айвазова, проанализировавших четыре известных цикла экономического роста (Н. Кондратьева, Дж. Китчина, К. Жюгляра, С. Кузнецом) построили график спадов и подъемов мировой экономики [3]. По их мнению, первая волна кризиса пришлась на период 2008-2010 год. В это время началась
Черкасова
Татьяна
Павловна
доктор экономических наук, доцент, декан факультета политологии, профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: fpolit@uriu.ranepa.ru аспирант, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: olia.mishurina@yandex.ru
Мишурина Ольга
Владимировна
Аннотация
фаза падения или рецессии (обозначения на графике Y(0)max - Y(1)min), характеризующаяся постепенным падением потенциала роста пятого ТУ, основанного на микроэлектронике, компьютерной технике, IT-технологиях и мобильной связи, что свидетельствовало об окончании повышательной волны К-цикла, и вхождении мировой экономики в его понижательную волну. Подобная ситуация привела к необходимости во внедрении инновационных технологий, которые способны удешевить производство некоторых товаров, сделав их доступными подавляющему большинству населения.
Несмотря на разработанную концепцию инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, период 2010-2012 года был только «иллюзией стабилизации». Ряд военно-политических событий, начавшихся с апреля 2012 года подкосили финансово-экономическое развитие нашего государства. Следствием этого, вторая волна глобального кризиса зримо проявила себя как «новая великая депрессия» в 2012-2015 годах. Это подтверждает ряд таких факторов, как: темпы роста ВВП (в декабре 2015 года годовое снижение ВВП оценивается Минэкономразвития в 3,7-3,8% [1]); уровень инфляции (на конец 2015 года инфляция составила 12,91%) [2]; военно-политические конфликты на юге-Востоке Украины и следствие этого Западные санкции в отношении России и многое другое.
Третья волна начнется в 2017-2019 и только с 2020 г., когда сформируется группа базисных инноваций шестого ТУ, мировая экономика войдет в «затяжной подъем». А с 2025 г. начнется бурный рост на базе нового ТУ. В фазе депрессии внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования и, в конце концов, «нововведения преодолевают депрессию». Повышательная волна шестого К-цикла продлится до 2045 г.
Тем не менее, на сегодняшний день, Россия находится на пороге постиндустриального развития, но «перешагнуть» этот порог не может потому, что индустриализм ею был пережит (и переживается) как перманентный кризис. Пока Россия является сырьевой страной «третьего мира», говорить о ее экономическом благополучии очень сложно.
Для того, чтобы преодоление «депрессии» проходило интенсивнее, необходимо внедрение новых инструментов развития общества, которые будут направлены на экономический рост, структурные сдвиги в экономике, а также совершенствование условий и качества жизни населения.
Проанализировав многообразие таких инструментов, на наш взгляд, наиболее продуктивным будет интеграция ключевых элементов некоторых из них, нацеленных на экономический рост государства.
Именно поэтому для российской экономики важно
1. Развитие благоприятного инвестиционного климата для отечественных и зарубежных партнеров в таких отраслях как: сельское хозяйство, промышленности, строительство, информационных и нанотехнологий за которыми стоит обозримое будущее. Для отечественных инвесторов стимулом может послужить:
- «мягкая» налоговая политика.
В условиях тяжелого финансового положения необходима преференциальная политика налогообложения стратегических отраслей. Наиболее эффективна, на наш взгляд, будет являться мера полного или частичного освобождения от налогов, а также предоставление гибких налоговых льгот этих отраслей. Важным элементом также может служить налоговое стимулирование населения в росте внутреннего потребления (приобретение высокотехнологичных товаров отечественного производства). Снижение НДС на товары отечественного производства значительно сократят их себестоимость, что позволит быть наиболее конкурентоспособными на рынке;
- гибкий процент кредитования и график погашения обязательств. Государство может взять на себя обязательство по выплате доли от процентной ставки, в случае если деятельность заемщика будет соответствовать реестру проблемных и стратегически важных отраслей экономике в кризисный период с соблюдением таких условий, как: 1) неконтрольный пакет акций в ведении государства, что будет способствовать заинтересованности развития того или иного вида деятельности и разработки стимулирующих программ. Таким образом, можно построить пирамиду (рис.), на которой наглядно будет видно, что государство, стимулируя развитие легкой промышленности, субсидирует «п%» для предприятия «А» по кредитным обязательства на условиях долевой собственности. Государство, будучи заинтересованным соучредителем, делает госзаказ на пошив формы для силовых структур на предприятии «В» с условием закупки ресурсов на предприятии «А».
ГОСУДАРСТВО'
Экономический рост
Рис. 2. Схема взаимоотношений «государство-бизнес», обеспечивающих стимулирование экономического роста
Подобная схема дает следующие преимущества:
> развитие промышленности и независимость от экспортированного товара и его динамично-меняющимся ценам;
> новые рабочие места;
> сокращение безработицы;
> стабильная заработная плата;
> рост покупательной активности населения и как следствие повышение уровня жизни;
> увеличение денежной массы в казне за счет прибыли от акций и налоговых поступлений.
Отрицательным элементом такой политики может служить следующие особенности:
❖ в условиях рыночной экономике государство не может выступать прямым регулятором экономических отношений между субъектами рынка. Такие меры могут вернуть Россию к командно-административной экономике;
❖ согласно Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ и Федеральному закону от 02.03.2007 N 25-ФЗ государственным и муниципальным служащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, а из нашей модели вытекает необходимость возлагать выше описанные отношения на те или иные органы власти и конкретных должностных лиц;
❖ также подобная мера может повлечь за собой необходимость создание новых структурных подразделений и органов по внедрению, организации, развитию и контролю описанных отношений. В условиях затяжного финансово-экономического кризиса и как следствие тяжелой рецессии эффективной мерой всегда является оптимизация численности, а данная модель подразумевает ее расширение.
Подобная программы кредитования должна осуществляться при помощи Центрального Банка Российской Федерации или иных банков, которым государство хочет оказать поддержку. Данная мера будет способствовать обращению денег в экономике и укреплению национальной валюты.
Для зарубежных инвесторов России необходимо создать выгодные условия для привлечения капитала. Поскольку Россия страна богатая своими территориальными масштабами и природными ресурсами, это делает ее привлекательной для своих государств-соседей. К сожалению, ее технологическая мощь не настолько велика, что приводит к уязвимости государства на мировой арене. Именно поэтому, нами предлагается модель привлечения иностранных инвестиций в Россию на базе взаимовыгодных соглашения между странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Примером таких соглашений может служить привлечение инвестиций со стороны Китая на развитие Дальнего востока. Условием договора могут стать следующие взаимовыгодные особенности: Китай инвестирует в развитие объекта «А» сумму «п» на условиях поставки оборудования для обеспечения работы из своих компаний и привлечению трудовых ресурсов.
Таким образом, государство-инвестор получает новые каналы для экспорта и рабочие места для своих граждан. Россия, в свою очередь, привлекая иностранных инвесторов, способствует внедрению передовых зарубежных технологий и менеджмента, стимулирует приток капитала транснациональных корпораций в реализацию проектов, обеспечивающих ускоренное развитие экспорта в страны с высоким платежеспособным спросом, и способствует импортозамещению. Более того, строительство на Дальнем Востоке промышленных, металлургических и иных комплексов, вынуждает развивать инфраструктуру территории пригодную для проживания рабочего населения. Это привлечет коренное население России к заселению данной территории.
2. Развитие программы импортозамещения и сокращения разрыва между развивающимися и дотационными субъектами Российской Федерации. По нашему
мнению, важным стратегическим решением в условиях многочисленных санкций со стороны Запада для подъема Российской экономике будет развитие отечественных продуктов потребления.
Такие производства следует размещать в дотационных городах, где высокий уровень безработицы. Такая мера не только снизит зависимость экономики страны от импорта, но и поможет развить собственное производство, а в дальнейшем выйти на экспорт. Развитие промышленных объектов в периферийных городах с дефицитным бюджетом позволит создать новые рабочие места, стабилизировать заработную плату, повысить покупательную способность, увеличить уровень жизни и как следствие наладить демографическую ситуацию территории. На 2013 год только в 4 субъектов Российской Федерации профицит бюджета и именно эти регионы являются локомотив для «отстающих» (Республика Саха (Якутия), Тамбовская область, Ивановская область) [4].
3. Немаловажным в условиях финансово-экономического кризиса является развитие технологического преимущества страны, как детерминант конкурентоспособности государства. Пик инновационных волн приходится на фазу нижней точки роста, когда необходимо мобилизовать все возможные ресурсы для выхода из кризиса, а согласно графику спадов и подъемов мировой экономики на понижательной волне пятого К-цикла, который мы рассматривали выше, этот период уже наступил. В 21 веке уделить наибольшее внимание, на наш взгляд: биотехнологиям, генной инженерии, развитию интеллектуальных информационных сетей и на-нотехнологиям. В этой связи, благодаря технологическому динамизму Россия может перейти на новую ступень от экспортно-сырьевой к инновационному социально ориентированному типу экономического развития,
4. Формирование трудовых ресурсов современного типа с таким уровнем мастерства и квалификации, который позволяет им быстро адаптироваться к меняющимся технологиям и конкурентоспособности страны.
Таки образом, в настоящее время государственная политика экономического развития России должна быть направлена на преодоление затянувшегося финансово - экономического кризиса, стабилизацию социально - экономической ситуации в стране и повышению экономического роста. Для этого необходимо разработать эффективные инструменты развития приоритетных секторов экономики и принять ряд стратегических решений направленных на экономический рост путем привлечения внутренних и внешних инвестиций, что должно поспособствовать развитию технического прогресса и повышению занятости населения. Следствием этого происходит наращивание производительности труда и увеличение совокупного спроса, а в дальнейшем рост уровня жизни населения.
Литература
1. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения 24.01.2015 г.)
2. Уровень Инфляции в Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://xn— ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn--p1ai (дата обращения 24.01.2016 г.)
3. NANONEWSNET. Александр Айвазов, Андрей Девятов «Вторая волна» кризиса и циклы Кондратьева. [Электронный ресурс] URL: http://www.nanonewsnet.ru (дата обращения 22.01.2015 г.)
4. FB. Дотационные регионы - это... Список дотационных регионов России. [Электронный ресурс] URL: http://fb.ru
5. Игнатова Т.В., Змияк С.С. Региональный рынок труда: становление и инструменты управления // Вестник ВСГУТУ. 2015. № 6 (57). С. 63-71.
6. Черкасова Т.П., Игнатова Т.В. Бюджетно-налоговый инструментарий реализации механизма инициализации инновационного роста в России //Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. - С. 175-182.
Cherkasova Tatiana Pavlovna, Doctor of Economic Science, Dean of the Faculty of Political Science, Professor of Cathedra of Economic theory and Entrepreneurship; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: fpolit@uriu.ranepa.ru
Mishurina Olga Vladimirovna, a graduate student; ; South-Russia Institute of Management -branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: olia.mishurina@yandex.ru
POLICY INSTRUMENTS RUSSIAN FINANCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
IN THE CRISIS PERIOD Abstract
The article analyzes the Russian state at the present time and its modernization in the global financial and economic crisis. Particular attention is paid to the search for new tools of development of Russia in the crisis period.
Keywords: crisis, financial crisis, investment climate, economic development.
УДК 338
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СОМИАНР НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
^¡uiiuj кандидат экономических наук, глава администрации Александр Ленинского района города Ростова-на-Дону Георгиенч (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, Соборный пер., 36).
E-mail: novalge@mail.ru
(ои1кая кандидат экономических наук, доцент кафедры «Теории Александра и технологии в менеджменте», Южный федеральный университет ]горе¡на (344007, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборный 26).
E-mail: ch.alexsandra@mail.ru Аннота1ия
Важную роль в механизме реализации региональных стратегий играют комплексные программы социально-экономического развития городов. Наряду с позитивными явлениями в формировании региональных стратегий развития, программ социально-экономического развития и федеральных целевых программ развития отдельных городов и регионов, в настоящий период остаются методологически не разработанными и практически не решенными многие ключевые проблемы их формирования и реализации. Весьма важным аспектом является инвестиционная привлекательность территорий в социально-экономическом развития города.
Ключе¡ые сло¡а: инвестиции, инвестиционные приоритеты, социально-экономическое развитие города, стратегия развития.
Ввиду того, что социально-экономические программы разрабатываются на длительный период, происходящие структурные изменения в экономике и смена тенденций развития внешней среды могут вызвать в дальнейшем необходимость внесения соответствующих корректировок в инвестиционные приоритеты Ростова-на-Дону.
Как уже отмечалось, ведущее место в экономике города принадлежит промышленному производству, которое остается основным сектором экономики