УДК 338
СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
Черкасова доктор экономических наук, декан факультета политологии, Татьяна профессор кафедры экономической теории и предпринимательства, Павловна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: fpolit@uriu.ranepa.ru Немашкалова кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Карина и предпринимательства,
Геннадиевна Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru
Аннотация
В статье анализируются итоги социально-экономического развития российской экономики в 2013-2014 г. и формирование сценарных условий основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2016-2018 гг. Особое внимание уделено выявлению факторов развития социально-экономических условий в 2015 г., а также рассмотрению в качестве главного средства обеспечения экономического роста инвестиций в основной капитал, предложен ряд мероприятий, обеспечивающих переход экономики России на ускоренную траекторию инновационного развития.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, экономический рост, государственная политика.
Современное социально-экономическое развитие по своей природе является цикличным, что обусловлено мирохозяйственными тенденциями развития, в первую очередь сменой технологических укладов, конкурентной борьбой за мировое господство, геополитическими условиями, а также совокупностью экзогенных и эндогенных факторов для каждой конкретной национальной экономики. Экзогенные факторы - это производители первоначальных импульсов цикла, а эндогенные экономические причины превращают эти импульсы в фазные колебания.
Особенности циклического развития национальных экономик связаны с воздействием главным образом двух макроэкономических факторов.
Первым фактором является научно-техническая революция, которая оказывает противоречивое действие на национальную экономическую систему, с одной стороны, приводит к формированию и развитию наукоемких отраслей производства (роботостроение, микроэлектроника и др.), устойчивым к кризисам, с другой стороны, вызывает кризисные явления в традиционных отраслях, где преобладает простая технология. В итоге научно-технический прогресс (НТП) позволил значительно ускорить обновление основного капитала, но одновременно сократил периодичность кризисов.
Вторым фактором выделяют активную государственную макроэкономическую политику страны (включая антикризисную и посткризисную), ориентированную на уменьшение разрушительного воздействия кризиса и стабилизацию экономического развития.
Несмотря на широкий спектр выделяемых современными учеными причин цикличности, большинство экспертов в качестве первопричины отмечают изменения инвестиционного спроса (эффекта акселератора).
В целом, отечественная экономика, переживая разрушительные воздействия мирового финансово-экономического кризиса, поэтапно переходит на более высокий уровень развития. Этот процесс обусловливает совершенствование как материального базиса, так и организационных форм общественного производства.
В последние годы содержание и структурные характеристики современного цикла экономического развития существенно трансформировались, в частности:
1) сокращается амплитуда циклических колебаний, причем фазы кризиса стали короче, а фазы роста удлинились;
2) уменьшаются пределы циклических колебаний объемов производства и занятости;
4) усиливается управленческий эффект на экономический цикл от государственного регулятивного воздействия, НТП и глобализационного процесса.
В этой связи ряд экспертов прогнозирует существенные экономические и политические перемены в российском развитии, которые начали проявляться в 2013-14 гг. и будут иметь последствия до 2025 г.
Для России социально-экономические условия в 2015 г. детерминированы следующими группами факторов развития:
1) кризисным состоянием мировой экономики (стагнацией после второй волны кризиса);
2) падением цен на нефть;
3) переделом геополитических сфер влияния, проявившимся в войне на Украине, разрыве связей с европейскими бизнес-партнерами, экономико-политических санкциях Европы в отношении России;
4) разрывом производственно-технологических цепочек с Украиной и Европой (что особо характерно для Южного макрорегиона), предопределивших необходимость смены поставщиков или развития экспорто-замещающих производств на территории страны;
5) сменой технологического уклада (переход к VI), что обусловлено чрезмерным старением основного капитала, с одной стороны, и инновационными заделами российской науки в сфере наноин-дустрии, с другой.
Обозначенные детерминанты обусловливают необходимость возврата к дискуссии экспертного и научного сообщества о смене российской модели экономического роста с экспортно-ресурсной на инновационную. В свою очередь это предопределяет пересмотр концептуальных представлений экономической политики. В частности, эксперты в области экономической политики Аганбегян А., Глазьев С., Мау В., Ясин Е. и многие другие предлагают создание «новой экономической парадигмы» социально-экономического развития России и перехода к принципиально иной экономической и социальной политике [1-6].
Базовым стратегическим документом, ориентированным на изменение модели экономического роста России, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (КДР-2020), разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [7]. Цель КДР-2020 состоит в определении путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 гг.) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 гг. Россия должна войти в пятерку стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
В табл. 1 представлены исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики России до 2020 г.
Таблица 1
Исходные условия и макроэкономические показатели инновационного развития экономики России
Показатель Период, гг.
2008-2010 гг. 2011-2015 гг. 2016-2020 гг.
Цены на нефть, долл/бар 99 91 108
Мировая экономика, среднегодовой прирост в % 4,2 4,4 4
ВВП, среднегодовой прирост в % 6,8 6,4 6,3
Промышленное производство, среднегодовой прирост в % 5,7 5,3 5,1
Инвестиции, среднегодовой прирост в % 14-14,8 10,3 10
Среднегодовая инфляция, в % 10,3 6,4 3,5
Численность населения, млн чел. 141,8 142,2 143,4
Реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой прирост в % 10 7 6,7
Розничный товарооборот, среднегодовой прирост в % 12,8 7,5 6,4
Целесообразно провести их анализ в разрезе основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2014 гг. (табл. 2) и оценить их достижимость, что позволит определить сценарные условия экономического развития России на перспективу.
Таблица 2
Основные показатели развития экономики в 20013-2014 гг. [8]
Показатель 2013 г. 2014 г.
Цены на нефть, долл/бар (в декабре) 109,9 61,1
ВВП, среднегодовой прирост в % 1,3 0,6
Промышленное производство, среднегодовой прирост в % 0,4 1,7
Инвестиции, среднегодовой прирост в % -0,2 -2,5
Среднегодовая инфляция, в % 6,5 11,4
Численность населения, млн чел. 146,3
Реальные располагаемые доходы населения среднегодовой прирост в % 4,0 -1,0
Розничный товарооборот, среднегодовой прирост в % 3,9 2,5
Предварительная оценка возможности достижения обозначенных в КДР-2020 целей по приведенным в таблице 1 показателям следующая.
Показатели, значения которых соответствуют или превышают плановые:
- цена на нефть (в 2013 г.);
- численность населения;
- инфляция.
Показатели, значения которых не соответствуют плановым и характеризуются негативной динамикой с точки зрения влияния на экономическое развитие страны:
- цена на нефть (в 2014 г.);
- ВВП;
- промышленное производство;
- инвестиции;
- инфляция;
- реальные располагаемые доходы населения;
- розничный товарооборот;
- численность населения.
Можно констатировать тот факт, что социально-экономическое положение России по состоянию на 2015 г. характеризуется стагнацией экономического развития [9, с. 11].
Так, стагнация, демонстрирующая ситуацию практически нулевых темпов экономического роста, наступила в России в 2013 г. после восстановления в 2012 г. докризисных показателей 2008-2009 гг. Этому способствовал среднегодовой 4 % рост ВВП в 2010-2012 гг., а также прирост промышленного производства и инвестиций, которые составили 5 и 7 % соответственно. Рост экономики в эти годы также опирался на положительную динамику внешнеторгового оборота 20 % в год, розничной торговли - 6%, реальных располагаемых доходов населения - 3%.
В 2013-2014 гг., как демонстрируют данные табл. 2 и рис.1, темпы экономического роста стали резко падать.
Рис. 1. Темпы экономического роста России в 2012-2014 гг. (Составлено по данным [10])
Основной причиной перехода российской экономики от кризиса к стагнации и рецессии является масштабное сокращение инвестиций - на 16 % и замедленное их восстановление, которое сопровождалось в 2008-2014 гг. стремительным «бегством капитала» в европейские страны (около 0,5 трлн. долл.) и возрастающим внешним долгом России (в 2010 г. - 467 млрд долл., а в 2014 г. уже 732 млрд долл.), причем главным образом долгом российских предприятий и банков.
В этой связи сценарные условия основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2016-2018 гг. можно рассматривать в следующих вариантах.
Вариант 1 является базовым (сценарными условиями) и предполагает простую перебалансировку экономического роста. Ключевыми факторами перебалансировки роста может стать рост конкурентоспособности национальной экономики за счет замораживания цен на первичные энергоресурсы, ужесточения контроля за ростом цен в инфраструктурных отраслях и обеспечения перераспределительных процессов в пользу перерабатывающих отраслей.
Это обеспечивается индексацией регулируемых тарифов на товары и услуги инфраструктурных компаний в 2015-2017 гг. лишь на уровень среднегодового темпа инфляции.
Необходимо обеспечить реализацию масштабных инвестиционных проектов, улучшение инвестиционного и делового климата и как следствие в 2016 г. сокращение объемов «бегства капитала», а в 2017 г. его возвращение.
Для создания условий перехода российской экономики от стагфляции к оживлению посредством увеличения инвестиционных потоков и стимулирования спроса на отечественную продукцию важно обеспечить контролируемую инфляцию на уровне 6-7 % в год уже в 2015 г.
Улучшение ситуации на мировом рынке, в т.ч. рынке нефти, и переход к росту мировой экономики также будет способствовать увеличению среднегодовых темпов прироста ВВП России до 3 %.
Вариант 2 (целевой прогноз) предполагает возможность реализации задач, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596-606. В первую очередь, обеспечение восстановительных темпов роста ВВП до 2-3 % уже в 2015 г. и сверхвысокой траектории темпов экономического роста на уровне 4 % и более в период 2016-2017 гг. Данный вариант является мало реалистичным, но возможным при восстановлении мировой цены на нефть хотя бы до 80-90 долларов за бар., укреплении курса рубля и форсированной реализации структурных преобразований, базирующихся на улучшении бизнес-климата и значительном притоке инвестиций.
Таблица 3
Уточнение параметров прогноза на 2015-2017 гг.
Показатель Вариант 2015 год 2016 год 2017 год
Средняя цена за нефть Urals, сценарные 1 70 80 80
долларов США / баррель условия
целевой 2 70 80 90
прогноз
Индекс потребительских цен, в сценарные 1 6,3 5,6 5,3
среднем за год, % условия
целевой 2 5,6 5,4 5,1
прогноз
Курс доллара среднегодовой, рублей сценарные 1 60,0 58,5 56,7
за доллар США условия
целевой 2 58,0 56,5 53,0
прогноз
ВВП, % сценарные 1 2,5 3,1 3,6
условия
целевой 2 2,8 3,7 4,2
прогноз
Инвестиции в основной капитал, % сценарные 1 3,2 4,4 5,2
условия
целевой 2 3,5 4,7 6,6
прогноз
Реальные располагаемые денежные сценарные 1 2,0 3,2 3,5
доходы населения, % условия
целевой 2 2,8 3,4 4,0
прогноз
Оборот розничной торговли, % сценарные 1 3,5 4,2 4,7
условия
целевой 2 4,0 4,4 5,0
прогноз
Главным средством, способным обеспечить ускорение экономического роста России, являются инвестиции в основной капитал: их среднегодовой прирост необходимо увеличить до 8 % в 20152017 гг., а затем обеспечить на уровне 10%. Тогда доля инвестиций в ВВП возрастет до 19 % в 20152016 гг., что позволит осуществить переход к инвестиционно-инновационному типу экономического роста. Фактически будут обеспечены резервы для технологического обновления, развития высокотехнологичных отраслей и наноиндустриализации.
С этой целью важно обеспечить приток дополнительных инвестиций (в трлн. руб. в год в ценах 2013 г. на 2020 г.) [11, с. 6]:
- на технологическое перевооружение функционирующих предприятий промышленности и инфраструктурных отраслей - до 2 трлн руб. с окупаемостью 5-7 лет;
- на увеличение производственных мощностей и создание новых предприятий в высокотехнологичном секторе экономики - до 2 трлн. руб. с окупаемостью - 8-10 лет;
- на формирование и развитие инфраструктуры, в т.ч. скоростных автострад и скоростных железных дорог - до 2 трлн руб. с окупаемостью - 18-20 лет;
- на удвоение до 2025 г. жилищного и социального строительства - до 1,5 трлн руб.;
- на научно-исследовательские и опытно-констукторские разработки и проекты преимущественно в сфере высоких технологий и наноиндустрии, которые могут стать локомотивами национального роста - до 1 трлн руб. инвестиций и 1 трлн. руб. текущих затрат из госбюджета.
Данные мероприятия позволят достичь показателей целевого прогноза и обеспечить ускорение экономического роста страны минимум до 2,5 % в 2015 г., 3,1 % - в 2016 г. и 3,6 % - в 2017 г., а также сформировать условия для перехода страны на ускоренную траекторию инновационного развития.
Литература
1. Аганбегян А. Нужна ли России смена парадигмы социально-экономического развития? // Экономическая политика. 2012. № 6. С. 54-66.
2. Мау В. В ожидании новой модели роста: социально-экономическое развитие России в 2013 году // Вопросы экономики. 2014. № 2. С. 4-32.
3. Идрисов Г, Синельников-Мурылев С. Формирование предпосылок долгосрочного роста: как их понимать? // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 4-20.
4. Дробышевский С., Синельников-Мурылев С. Макроэкономические предпосылки реализации новой модели роста // Вопросы экономики. 2012. № 9. С. 4-24.
5. Ясин Е., Акиндинова Н., Якобсон Л., Яковлев А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? // Вопросы экономики. 2013. № 5. С. 4-39.
6. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Институциональные концепции экономического роста и их модернизации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 2. С. 57-67.
7. http://www.economy.gov.ru/minec/main
8. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2014 г. М.: Минэкономразвития России, 2015.
9. Аганбегян А.Г. Инвестиционный кредит - главное звено преодоления спада в социально-экономическом развитии России // Деньги и кредит. 2014. № 5. С. 11-18.
10. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#
11. Аганбегян А.Г. Об ускорении социально-экономического развития России // Экономика и финансы. 2014. № 4 (4). С. 3-6.
Cherkasova Tatiana Pavlovna, Doctor of Economic Science, Dean of the Faculty of Political Science, Professor of Cathedra of Economic theory and Entrepreneurship; South Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: fpolit@uriu.ranepa.ru
Nemashkalova Karina Gennadievna, Candidate of Economic Science, Docent of Cathedra of Economic theory and Entrepreneurship; South Russian Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya, Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: ectheory@uriu.ranepa.ru SCENARIOS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA: MODERN FEATURES AND PUBLIC POLICY
Abstract
The article is devoted to the analysis of the outcomes of socio-economic development of the Russian economy in 20132014 and the formation scenario of the main parameters of the forecast of socio-economic development of the Russian Federation for the period 2016-2018. Special attention is paid to the identification of factors in the development of socioeconomic conditions in 2015, and consideration as the primary means of ensuring economic growth of investments in fixed capital. As a result, a number of activities supporting the transition of the Russian economy on an accelerated path of innovative development.
Keywords: socio-economic development, economic growth, public policy.