Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСФО / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БУХГАЛТЕРСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шогенова М.Х.

В статье анализируются основные проблемы внедрения и трансформации российской отчетности при переходе на МСФО, вопросы, связанные с практикой применения МСФО российскими компаниями. Также в статье были выделены основные проблемы применения МСФО, а предложены мероприятия в сложившейся ситуации, которые существенно уменьшают неопределённость и опасности взаимодействия с фирмой, а, следовательно, создают ее конкурентоспособной на соответствующем секторе рынка. Вхождение России во всемирное общество порождает настойчивую необходимость унификации бухгалтерского экономического учета и приведения основ бизнеса к международным образцам. Представляя один из наикрупнейших торговых всемирных партнеров, Россия занимается плотно введением в свою практическую деятельность МСФО. Целью использования Международных стандартов экономической отчетности считается предоставление прозрачности бухгалтерской экономической отчетности, сформировать вид реальных экономических итогов работы и экономического положения фирм. МСФО, таким образом, никак не предотвращают искажение экономической информации фирмы, что представляется рынку. Наличие высококвалифицированных экспертов, способных осознавать и использовать МСФО, считается главной задачей введения МСФО в России, как и в многочисленных государствах. Наиболее продуктивным способом при обучении МСФО считается подготовка, созданная в данной, определенной компании в ходе внедрения МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шогенова М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF APPLICATION IN RUSSIAN ACCOUNTING AND FINANCIAL REPORTING ACCORDING TO INTERNATIONAL STANDARDS

The article analyzes the main problems of implementation and transformation of the Russian reporting in the transition to IFRS, the issues associated with the practice of IFRS application in Russian companies. The article also highlighted the main problems of IFRS application, as well as the events in the current situation, which significantly reduces the uncertainty and danger of interaction with the firm, and, therefore, makes it competitive in the relevant sector of the market. The cooperation of Russia into a world society gives rise to the insistent need to unify economic accounting and to bring the foundations of business to international standards. Representing one of the largest trading partners worldwide, Russia is engaged in the tight introduction of its IFRS practice. The purpose of using the International Standards of Economic Reporting is to provide transparency of accounting economic reports, to form a kind of real economic results of work and the economic position of firms. IFRS, therefore, does not prevent the distortion of the company's economic information, which is presented to the market. The presence of highly qualified experts who are able to understand and use IFRS is considered the main objective of introducing IFRS in Russia, as in many states. The most productive way of training IFRS is the preparation created in this particular company during the implementation of IFRS.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ»

УДК 339.7:657

Шогенова М. Х. Shogenova M. H.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ УЧЕТА И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

PECULIARITIES OF APPLICATION IN RUSSIAN ACCOUNTING AND FINANCIAL REPORTING ACCORDING TO INTERNATIONAL STANDARDS

В статье анализируются основные проблемы внедрения и трансформации российской отчетности при переходе на МСФО, вопросы, связанные с практикой применения МСФО российскими компаниями. Также в статье были выделены основные проблемы применения МСФО, а предложены мероприятия в сложившейся ситуации, которые существенно уменьшают неопределённость и опасности взаимодействия с фирмой, а, следовательно, создают ее конкурентоспособной на соответствующем секторе рынка.

Вхождение России во всемирное общество порождает настойчивую необходимость унификации бухгалтерского экономического учета и приведения основ бизнеса к международным образцам. Представляя один из наикрупнейших торговых всемирных партнеров, Россия занимается плотно введением в свою практическую деятельность МСФО. Целью использования Международных стандартов экономической отчетности считается предоставление прозрачности бухгалтерской экономической отчетности, сформировать вид реальных экономических итогов работы и экономического положения фирм. МСФО, таким образом, никак не предотвращают искажение экономической информации фирмы, что представляется рынку.

Наличие высококвалифицированных экспертов, способных осознавать и использовать МСФО, считается главной задачей введения МСФО в России, как и в многочисленных государствах. Наиболее продуктивным способом при обучении МСФО считается подготовка, созданная в данной, определенной компании в ходе внедрения МСФО.

Ключевые слова: МСФО, финансовая отчетность, трансформация, законодательство, бухгалтерская финансовая отчетность, финансовая информация.

The article analyzes the main problems of implementation and transformation of the Russian reporting in the transition to IFRS, the issues associated with the practice of IFRS application in Russian companies. The article also highlighted the main problems of IFRS application, as well as the events in the current situation, which significantly reduces the uncertainty and danger of interaction with the firm, and, therefore, makes it competitive in the relevant sector of the market.

The cooperation of Russia into a world society gives rise to the insistent need to unify economic accounting and to bring the foundations of business to international standards. Representing one of the largest trading partners worldwide, Russia is engaged in the tight introduction of its IFRS practice. The purpose of using the International Standards of Economic Reporting is to provide transparency of accounting economic reports, to form a kind of real economic results of work and the economic position of firms. IFRS, therefore, does not prevent the distortion of the company's economic information, which is presented to the market.

The presence of highly qualified experts who are able to understand and use IFRS is considered the main objective of introducing IFRS in Russia, as in many states. The most productive way of training IFRS is the preparation created in this particular company during the implementation of IFRS.

Key words: IFRS, financial reporting, transformation, law, accounting, financial reporting, financial information.

Шогенова Марина Хасанбиевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 928 708 05 01 Е-mail: mari-shogenova@yandex.ru

Shogenova Marina Hasanbievna -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел. 8 928 708 05 01 E-mail: mari-shogenova@yandex.ru

Введение. Вхождение России во всемирное общество порождает настойчивую необходимость унификации бухгалтерского экономического учета и приведения основ бизнеса к международным образцам. Представляя один из наикрупнейших торговых всемирных партнеров, Россия занимается плотно введением в свою практическую деятельность МСФО.

Целью использования Международных стандартов экономической отчетности считается предоставление прозрачности бухгалтерской экономической отчетности, сформировать вид реальных экономических итогов работы и экономического положения фирм. МСФО, таким образом, никак не предотвращают искажение экономической информации фирмы, что представляется рынку.

Процедура введения Международных стандартов ФО в России идет довольно трудно. Можно отметить ряд довольно объективных причин среди трудностей перехода на МСФО: непостоянность и двойственность отечественного законодательства, существенные отличия между положениями и условиями РПБУ и МСФО, довольно значительная стоимость хода трансформации российской отчетности. В замедлении хода перехода к МСФО существенную роль представляют разнообразные индивидуальные причины -руководители крупных организаций и фирм не хотят обеспечивать относительно полную прозрачность собственных финансовых отчетов [6].

Методология. Ряд экспертов полагают целесообразным предоставить эту область целиком бизнесу и профессиональному сообществу. Придерживаются другого мнения существенная доля экспертов: урегулирование бухгалтерской экономической отчетности считается функцией государства, однако при конструктивном участии агентов бизнеса и профессионального сообщества. Бесспорный

интерес в данной связи предполагает решение Конституционного суда РФ, в котором установлено, что в ходе обеспечения реализации конституционного права на информацию в области предпринимательской работы и экономики бухгалтерский учет - это один из конституционных гарантий общего рынка, целостности пространства экономики как одной из начал конституционного порядка России.

Наличие высококвалифицированных экспертов, способных осознавать и использовать МСФО, считается главной задачей введения МСФО в России, как и в многочисленных государствах. Наиболее продуктивным способом при обучении МСФО считается подготовка, созданная в данной, определенной компании в ходе внедрения МСФО [3].

Массовый переход фирм России на МСФО главным образом находится в зависимости от действий органа власти, по законодательству отвечающего за методологическое управление экономическим учетом в РФ.

Основные факторы, которые необходимо проанализировать, чтобы принять выгодное для компании и ее руководства решение:

1. Цель подготовки отчетности.

2. Регулярность подготовки отчетности (раз в год или ежеквартально).

3. Географическая диверсификация компаний группы.

4. Заинтересованность или отсутствие заинтересованности руководства в анализе деятельности компании (группы) по МСФО.

5. Наличие или отсутствие руководителя, компетентного в области МСФО.

Как и в основной массе развитых государств, начало - с консолидированной финансовой отчетности общественно важных фирм. Для использования Международных стандартов для формирования бухгалтерской отчетности общественно важных фирм базой считается Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (с 27.07.2010, в ред. с 23.07.2017).

В согласовании с функционирующим законодательством РФ компании, попадающие в область воздействия ФЗ № 208-ФЗ, обязаны оформлять, выпускать консолидированную отчетность. С Фондом МСФО Министерством Финансов РФ подписан контракт, в согласовании с которым Фондом МСФО дано право перехода МСФО на русский язык на территории РФ.

Минфин России поочередно выполняет работу по введению МСФО для прямого формирования консолидированной экономической отчетности и в качестве основы для исследования и принятия федеральных стандартов бухгалтерского учета, предназначенных для формирования отчетности юридического лица. Для того чтобы гарантировать такое применение МСФО, Минфин России в минувшие годы стремительно формировал инфраструктуру условий [2].

В 2014 г. работа по формированию инфраструктуры применения МСФО почти закончена. Её компонентами стали:

- концепция перехода МСФО на русский язык;

- концепция обобщения опыта использования МСФО. Государственные интерпретации МСФО не допускаются, но должно быть однообразие применения, на которое ориентирована деятельность Межведомственной рабочей группы по использованию МСФО. С документами, в которых рассматриваются более популярные проблемы, связанные с использованием МСФО, возможно ознакомиться на веб-сайте Минфина России;

- концепция контролирования за качеством консолидированной отчетности. Она содержит, с одной стороны, самостоятельный аудит содержания и всесторонности отчетности, составленной по МСФО, точности использования МСФО. С иной стороны, это правительственный надзор, который реализовыва-ют уполномоченные надзорные органы: Центральный банк РФ за пластиковыми организациями, ФСФР России - за участниками экономического рынка, страховыми организациями и рядом других организаций.

Проанализировав использование МСФО, Правительство РФ утвердило несколько заключений:

- увеличить сферу прямого применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности;

- гарантировать права пользователей на допуск к отчетности, составленной по МСФО;

- улучшать надзорную деятельность;

- сформировать концепцию ответственности за качество отчетности, составленной по МСФО;

- стимулировать участие России в деятельности Фонда МСФО;

- стимулировать обучение и увеличение квалификации в вопросах использования МСФО.

Список юридических персон, которые должны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО согласно ФЗ с 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года расширен новыми категориями.

Полный список данных юридических лиц, сейчас смотрится таким образом:

- кредитные фирмы;

- страховые организации;

- юридические лица, акции, ссудный капитал и прочие значимые бумаги которых обращаются на организованных торгах с помощью их внесения в котировальный список;

- юридические лица, учредительной документацией которых определено неотъемлемое представление и издание консолидированной финансовой отчетности.

С 2014 года в перечень входят компании, выпускающие только лишь ссудный капитал и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список.

С 2015 года перечень пополнили:

- управляющие фирмы инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- организации, исполняющие клиринговую и страховую деятельность;

- негосударственные пенсионные фонды;

- федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), перечень которых ратифицируется верховным коллегиальным исполнительным органом власти РФ;

- акционерные сообщества (АО), ценные бумаги которых присутствуют в федеральной собственности и перечень которых ратифицируется российским Правительством.

Итак, перечень учреждений, которые должны были осуществить трансформация в МСФО в России в 2016 г. несколько дополнен. Из перечня страховых учреждений лик-

видировали страховые медицинские фирмы, которые функционируют только лишь с обязательным медицинским страхованием. Негосударственные пенсионные фонды и материнские фирмы были включены в перечень для увеличения контроля страной их деятельности и охраны интересов некомпетентных инвесторов [4].

Для предоставления прав пользователей на допуск к отчетности, составленной по МСФО, Правительство РФ утвердило разрешение об установлении дополнительных элементов и институтов, которые гарантируют допуск заинтересованных отечественных пользователей к отчетности, составленной по МСФО.

Основной целью закона о консолидированной финансовой отчетности было предоставление такого допуска. Чтобы повысить механизмы, обеспечивающие полномочия заинтересованных пользователей на допуск к отчетности, составленной по МСФО, установлено разрешение о создании общего информационного ресурса, в который станет поступать вся консолидированная экономическая отчетность от абсолютно всех учреждений, которые оформляют данную отчетность. Помимо этого, принято разрешение о внедрении обязательной публикации переходной консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО.

Результаты исследования показали, что серьезные шаги предстоят в ближайшие два года для обеспечения реального контроля за качеством отчетности, составленной по МСФО. Установлено решение о повышении количества аудиторских учреждений, способных проявлять обслуживание в сфере МСФО; будут включены неотъемлемые аудиторские процедуры в отношении переходной консолидированной экономической отчетности, которая должна быть публичной в кратчайшие несколько лет; станет выполнен переход от государственного контроля за своевременностью представления отчетности к контролю качества данной отчетности. Это довольно значительный проект, который станет реали-зовываться в течение нескольких лет.

Не меньшее значение имеет стимуляция участия России в деятельности Фонда МСФО. На сегодняшний день данная деятельность поставлена не на должном уровне, однако вместе с такими социальными организациями, как ИПБ России и Фонд НСФО, Минфин Рос-

сии в кратчайшее время реализует мероприятия, которые дадут возможность российской бухгалтерской профессии наиболее стремительно и продуктивно принимать участие в работе по подготовке и принятию МСФО [3].

По итогам ежегодного изучения «Перспективы и практическая деятельность применения МСФО в России» в 2016, 2017 гг., проведенного Компанией «Профессиональная Арена» при помощи официального интернет-компаньона Audit-it.ru, который считается официальным медиа-партнером первого международного конкурса РКОЕБ88ЮКЛЬ, выделены последующие главные проблемы использования МСФО:

- нехватка нужной информации и трудность текстов международных стандартов. Довольно трудными для восприятия считаются и уникальные тексты МСФО, и переведенные эталоны, внедренные Минфином РФ для использования отечественными организациями (в отсутствии пояснения сравнительно новых для российских экспертов определений, в результате их непосредственного перевода);

- недостаток рассмотрения практики использования МСФО российскими организациями и обобщения данных, а кроме того, нехватка объяснений и пояснений Минфина и иных компетентных организаций к международным эталонам;

- значительная стоимость обучения для извлечения международных сертификатов по МСФО; довольно значительная стоимость услуг консультационных и аудиторских фирм;

- нехватка высококвалифицированных сотрудников, как с позиции фирм-клиентов услуг по МСФО, так и с позиции нанимателей [6].

Область применения: российские компании.

Выводы. В сложившейся ситуации представляется возможным:

1. Установить срочные методы популяризации использования МСФО и повышения уровня квалификации экспертов по международной отчетности на уровне страны.

2. Повысить общедоступность, качество и число достоверной информации по МСФО, которая содержала бы в себе и исследование практики позитивного использования МСФО российскими организациями и синтез итогов анализа, адаптацию иностранного опыта использования МСФО на государственном уровне в целом и опыта зарубежных фирм;

3. Создать легкодоступные практикующим экспертам программы преподавания и увеличения квалификации по МСФО, которые должны поддерживаться страной и расцениваться на международном уровне.

4. Постоянно повышать статус профессии посредством проведения различных конкурсов профессионалов, создания и определения данной сферы деятельности рейтингов высококвалифицированных специалистов, введе-

ния праздника профессионального Международного дня МСФО.

Таким образом, отчётность, составленная по МСФО, предоставляет инвесторам и иным заинтересованным лицам надёжную и ясную информацию об отчитывающейся компании, что, в свою очередь, существенно уменьшает неопределённость и опасности взаимодействия с фирмой, а, следовательно, создает ее конкурентоспособной на соответствующем секторе рынка.

Литература

1. Адаменко А.А., Ткаченко А.С., Чич Н.Ш. Переход на МСФО: проблемы и перспективы на сегодняшнем этапе экономического развития России // Вестник Академии знаний. 2016. № 2 (9). С. 31-37.

2. Бухгалтерское дело - 2014: глобальные перемены // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2015. Январь-февраль.

3. Павлов А.М. Проблемы совершенствования отчетности организаций малого бизнеса на пути к МСФО // Ежегодник «Виттев-ские чтения». 2015. № 1. С. 245-247.

4. Попова А.Х., Аркаути В.В., Икаева Л.Э. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): проблемы внедрения и трансформации российской отчетности // Terra Economicus. 2016. Т. 11. № 4-2. С. 215-218.

5. Шишова Л.И. МСФО в России: особенности перехода // Молодой ученый. 2017. № 4. С. 323-325.

6. Волкова О.Е., Дмитриева О.Ф., Со-снин В.Н. // МСФО в России: особенности перехода. Исследование «Перспективы и практика применения МСФО в России». Режим доступа: http://www.cfin.ru/ias/msfo/ prac-tice.shtml?printversion. moluch. ru.

References

1. Adamenko A.A., Tkachenko A.S., Chich N.Sh. Perekhod na MSFO: problemy i perspektivy na segodnyashnem etape ekonomicheskogo razvi-tiya Rossii // Vestnik Akademii znaniy. 2016. № 2 (9). S. 31-37.

2. Bukhgalterskoe delo - 2014: globalnye pe-remeny // Vestnik professionalnykh bukhgalte-rov. 2015. Yanvar-fevral.

3. Pavlov A.M. Problemy sovershenstvova-niya otchetnosti organizatsiy malogo biznesa na puti k MSFO // Ezhegodnik «Vittevskie chte-niya». 2015. № 1. S. 245-247.

4. Popova A.Kh., Arkauti V.V., Ikaeva L.E. Mezhdunarodnye standarty finansovoy otchetnosti (MSFO): problemy vnedreniya i transfor-matsii rossiyskoy otchetnosti // Terra Economicus. 2016. T. 11. № 4-2. S. 215-218.

5. Shishova L.I. MSFO v Rossii: osobennosti perekhoda // Molodoy uchenyj. 2017. № 4. S. 323-325.

6. Volkova O.E., Dmitrieva O.F., Sosnin V.N. // MSFO v Rossii: osobennosti perekhoda. Issle-dovanie «Perspektivy i praktika primeneniya MSFO v Rossii». Rezhim dostupa: http:// www.cfin.ru/ias/msfo/practice. shtml?printversio n. moluch.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.