Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БОЕВОГО САМБО'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БОЕВОГО САМБО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / БОЕВОЕ САМБО / УДАРНАЯ ТЕХНИКА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПОЕДИНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коротких Игорь Анатольевич, Тихонова Ирина Владимировна, Схаляхо Юсуф Мезбечевич, Близнюк Алексей Анатольевич, Бушин Игорь Александрович

На современном этапе развития самбо включает три направления: спортивное, профессионально-прикладное, образовательное. Арсенал боевого самбо включает в себя весь спектр техникотактических действий, применяемый практически во всех видах единоборств. Цель исследования -определить особенности применения ударной техники в соревновательных условиях боевого самбо. Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с использованием общепринятых педагогических методов исследования. Результаты исследования. Рассматривая применение вариаций технических действий, включающих ударную технику, необходимо учитывать особенности правил соревнований по боевому самбо. В процессе педагогического эксперимента были выявлены особенности применения ударной техники в соревновательных условиях боевого самбо. Выводы. Проведенный анализ позволил определить основные тенденции в технике боевого самбо, проявляющиеся в соревновательном поединке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коротких Игорь Анатольевич, Тихонова Ирина Владимировна, Схаляхо Юсуф Мезбечевич, Близнюк Алексей Анатольевич, Бушин Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF SHOCK EQUIPMENT IN COMPETITIVE CONDITIONS OF COMBAT SAMBO

At the current stage of sambo development, it includes three areas: sports, vocational, educational. The arsenal of combat sambo includes the entire range of technical and tactical actions used in almost all types of martial arts. The purpose of the study is to determine the features of the use of shock equipment in competitive conditions of combat sambo. Methods and organization of research. Research was carried out on the basis of the department of theory and methodology of sports single combats, weightlifting and shooting sports of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, using generally accepted pedagogical research methods. Results of the study. Considering application of variations of technical actions, including shock equipment, it is necessary to take into account peculiarities of rules of competitions on combat sambo. During the pedagogical experiment, the features of the use of shock equipment in competitive conditions of combat sambo were revealed. Conclusions. The analysis made it possible to determine the main trends in the technique of combat sambo, manifested in a competitive duel.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БОЕВОГО САМБО»

стать кризис физического воспитания и ухудшение общего состояния здоровья будущих полноправных членов общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Королев, А.С. Педагогические возможности дистанционного обучения в образовательном процессе школы / А.С. Королев // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформации, выбора и вызовов : материалы конференции. - Казань, 2020. - С. 163-170.

2. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев - Москва : Физкультура и спорт, 2011. - 543 с.

3. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М.Ю. Бухарки-на, М.В. Моисеева. - Москва : Академия, 2004. - 416 с.

4. Сандирова, М.Н. Организационная модель обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в вузах физической культуры / М.Н. Сандирова, А.Ю. Илясова, И.В. Абдрахманова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29154 (дата обращения: 01.03.2021).

5. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2012. - 480 с.

6. Цифровые технологии в изучении теоретических основ физической культуры: об опыте применения и векторе развития / А.В. Соловов, В.М. Богданов, В.С. Пономарев, А.А. Меньшикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 191-196.

REFERENCES

1. Korolev A.S. (2020), "Pedagogical Possibilities of Distance Learning in the Educational Process of the School", Prospects and Priorities of Teacher Education in the Era of Transformation, Choice and Challenges: Conference Proceedings, Kazan, pp. 163-170.

2. Matveev L.P. (2011), Theory and Methodology of Physical Culture, Physical culture and sport, Moscow.

3. Polat E.S., Bukharkina, M.Yu. and Moiseeva, M.V. (2004), Theory and Practice of Distance Learning, Academia, Moscow.

4. Sandirova M.N., Ilyasova, A.Yu. and Abdrahmanova, I.V. (2019), "Organizational Model of Training with the Use of Distance Educational Technologies in Higher Education Institutions of Physical Culture", Modern Problems of Science and Education, No. 5, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29154 (data accessed: 01.03.2021).

5. Kholodov Zh. K. and Kuznetsov V. S. (2012), Theory and Methodology of Physical Education and Sports, Academia, Moscow.

6. Solovov, A.V., Bogdanov, V.M., Ponomarev, V.S. and Menshikov,a A.A. (2019), "Digital Technologies in the Study of the Theoretical Foundations of Physical Culture: on the Experience of Application and the Vector of Development", Uchenye Zapiski Universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 173, No. 7, pp. 191-196.

Контактная информация: kudra88@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2021

УДК 796.8

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ БОЕВОГО САМБО

Игорь Анатольевич Коротких, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Владимировна Тихонова, кандидат педагогических наук, доцент, Юсуф Мезбечевич Схаляхо, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета, Алексей Анатольевич Близ-нюк, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Игорь Александрович Бушин, кандидат педагогических наук, доцент, Патимат Гасанкадиевна Омарова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Станиславович Андреев, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, г. Краснодар

Аннотация

На современном этапе развития самбо включает три направления: спортивное, профессионально-прикладное, образовательное. Арсенал боевого самбо включает в себя весь спектр технико-тактических действий, применяемый практически во всех видах единоборств. Цель исследования -определить особенности применения ударной техники в соревновательных условиях боевого самбо. Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе кафедры теории и методики спортивных единоборств, тяжелой атлетики и стрелкового спорта Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма с использованием общепринятых педагогических методов исследования. Результаты исследования. Рассматривая применение вариаций технических действий, включающих ударную технику, необходимо учитывать особенности правил соревнований по боевому самбо. В процессе педагогического эксперимента были выявлены особенности применения ударной техники в соревновательных условиях боевого самбо. Выводы. Проведенный анализ позволил определить основные тенденции в технике боевого самбо, проявляющиеся в соревновательном поединке.

Ключевые слова: технический прием, боевое самбо, ударная техника, соревновательный поединок.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p216-221

FEATURES OF APPLICATION OF SHOCK EQUIPMENT IN COMPETITIVE CONDITIONS OF COMBAT SAMBO

Igor Anatolyevich Korotkikh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Vladimirovna Tikhonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yusuf Mezbechevich Shalyaho, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dean, Alexey Anatolyevich Bliznuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Igor Aleksandrovich Bushin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Patimat Gasankadiyevna Omarova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Stanislavovich Andreev, the senior teacher, Kuban State University of Physical Culture,

Sports and Tourism, Krasnodar

Abstract

At the current stage of sambo development, it includes three areas: sports, vocational, educational. The arsenal of combat sambo includes the entire range of technical and tactical actions used in almost all types of martial arts. The purpose of the study is to determine the features of the use of shock equipment in competitive conditions of combat sambo. Methods and organization of research. Research was carried out on the basis of the department of theory and methodology of sports single combats, weightlifting and shooting sports of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, using generally accepted pedagogical research methods. Results of the study. Considering application of variations of technical actions, including shock equipment, it is necessary to take into account peculiarities of rules of competitions on combat sambo. During the pedagogical experiment, the features of the use of shock equipment in competitive conditions of combat sambo were revealed. Conclusions. The analysis made it possible to determine the main trends in the technique of combat sambo, manifested in a competitive duel.

Keywords: technical technique, combat sambo, shock equipment, competitive duel.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в Российской Федерации на государственном уровне большое внимание уделяется развитию системы самбо. Система самбо как национальный вид боевого искусства включает в себя три направления:

- спортивное направление - самбо, боевое самбо, пляжное самбо;

- профессионально-прикладное направление для сотрудников правоохранительных структур;

- образовательное направление в системе образования (программы «Самбо в школу», «Студенческая лига самбо») [1, 3].

В связи с наметившейся тенденцией в 90-х годах ХХ века объединения ударной и бросковой техник и с целью проверки существующих видов единоборств на степень их эффективности в реальной уличной (боевой) обстановке появились различные виды рукопашного боя и комплексных единоборств. По классификации боевых искусств и единоборств по Ю.А. Шулики к ударно-полноконтактным видам единоборств непосредственного взаимодействия к ним относятся следующие виды: армейский рукопашный бой, рукопашный бой по версии «Динамо», кудо, панкратион, смешанное боевое единоборство (ММА), ушу-саньда и боевое самбо [2, 4, 5].

В настоящее время в России боевое самбо развивают две всероссийские общественные организации «Всероссийская федерация самбо» и «Федерация боевого самбо России». «Всероссийская федерация самбо» обладает полномочиями по управлению развитием самбо в России, представлению данного вида спорта в государственных и общественных организациях, а также является членом таких организаций как Европейской (ESF) и Международной федерации самбо (FIAS), Олимпийского комитета России (ОКР), Российского союза боевых искусств (РСБИ).

Общепринятой практикой последнего времени является параллельное проведение боев по самбо и боевому самбо на всех крупных соревнованиях, начиная с чемпионатов регионов и заканчивая чемпионатом мира.

Арсенал боевого самбо включает в себя весь спектр технико-тактических действий, применяемый практически во всех известных видах единоборств.

Несмотря на то, что в настоящее время проводится большое количество соревнований по единоборствам, каждый из них имеет свои особенности применения бросковой и ударной техник. Их применение зависит, прежде всего, от правил проведения соревнований и наличие защитной амуниции. В связи с этим, определение особенностей применения ударной техники является актуальным исследованием для повышения эффективности соревновательной деятельности в боевом самбо.

Цель исследования - определить особенности применения ударной техники в соревновательных условиях боевого самбо.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ данных специальной литературы и интернет-ресурсов проводился для определения места и роли вида спорта боевое самбо на современном этапе развития боевых искусств и единоборств. Педагогические наблюдения, видеоанализ соревновательной деятельности в боевом самбо, анализ соревновательной документации, проводились с целью определения технико-тактического арсенала соревновательных поединков для определения количественного и качественного состава ударной техники. Исследования проводились на соревнованиях различного уровня. В нашем исследовании мы опирались на с разработанную нами классификацию применения ударной технике в боевом самбо (рисунок 1).

Использование той или иной вариации технических действий включающих удар -ную технику зависит от быстро меняющейся ситуации соревновательного поединка в боевом самбо.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Боевое самбо относится к универсальным видам единоборств. Это вид спорта достаточно динамичный. Как правило, поединок не продолжительный, в отличие от спортивного самбо, где противники могут занимать выжидательную позиции, выдерживать паузу, тем самым создавая для себя благоприятную ситуации.

Ударная техника в боевом самбо играет особую роль в соревновательном поединке.

К особенностям применения ударной техники в соревновательных условиях боевого самбо можно отнести:

- разрешение к применению арсенала ударной техники практически из всех видов единоборств;

- боевое самбо является единственным видом спортивных единоборств, в кото -ром разрешен удар головой;

- применение ударной техники возможно с одновременным захватом одной или двумя руками за куртку самбо;

- ударная техника не оценивается судьями в бальной системе, кроме случая нокаута (невосстановимая потеря возможности защищаться, вследствие пропущенного удара; до счета 10 боец не может полностью прийти в себя и принять боевую стойку) или падения соперника (балльная система оценки для бросков).

Рисунок 1 - Классификация применения ударной техники в боевом самбо

Рассматривая применение вариаций технических действий, включающих ударную технику, необходимо учитывать особенности правил соревнований по боевому самбо. Так, в боевом самбо не оценивается применение ударной техники в балльной системе, как в других видах ударных и смешанных единоборств. В правилах по боевому самбо применение ударной техники трактуется следующим образом: «Удары оцениваются, если после проведения технического действия противник полностью потерял равновесие и упал на какую-то часть тела, то оценивается, согласно Правил соревнований по самбо».

На рисунке 2 представлен анализ применяемых технико-тактических действий в соревновательном поединке по боевому самбо. Представленные данные свидетельствуют о преобладании в соревновательном поединке по боевому самбо бросков (64%), 21% отмечается по применению болевых и удушающих приемов, а ударная техника занимает

последнее место (14%).

14% 1%

Бросковая техника ■ Болевые, удушающие приемы

Ударная техника ■ Дисквалификация, снятие врачом

Рисунок 2 - Анализ применяемых технико-тактических действий в соревновательном поединке по боевому

самбо

Отдельно анализируя ударную технику по качественному составу, мы наблюдаем следующее: нокаутом выиграно 17% поединков, «чистой победой» (падение после удара) - 11%, 4 балла (нокдауном) - 18%, 2 балла - 21%, 1 балл - 33% (рисунок 3).

21%

нокаут ■ "чистая победа" ■ нокдаун ■ 2 балла ■ 1 балл Рисунок 3 - Качественный анализ ударной техники в боевом самбо

Данная интерпретация применения ударной техники позволяет самбисту выиграть бой только с помощью нокаута, двух нокдаунов или набирать очки только после падения соперника (по аналогии с бросковой техникой).

Проведенный анализ позволил определить основные тенденции в технике боевого самбо, проявляющиеся в соревновательном поединке.

ВЫВОДЫ

Особенность правил соревнований по боевому самбо создает парадоксальную ситуацию, когда подавляющее число квалифицированных самбистов не участвуют в соревнованиях по боевому самбо, так как не имеют достаточного навыка применения ударной техники и защиты от нее в соревновательных условиях.

И, с другой стороны, большое количество бойцов рукопашного боя, смешанных и ударных единоборств не могут позволить себе участие в соревнованиях по боевому самбо в связи с тем, что ударная техника не оценивается.

Недостаточная эффективность применения ударной техники, демонстрируемой на соревнованиях по боевому самбо свидетельствует о технико-тактическом пробеле в этом разделе подготовки. Для увеличения количества участников соревнований и повышения результативности ударной техники в соревновательном поединке по боевому необходимо, в соответствии с предложенной нами классификацией ударной техники, разработать алгоритмы ее применения, которые должны будут соответствовать правилам соревнований по боевому самбо. Авторитет самбо и его поступательное развитие подтверждается последним решением Международного Олимпийского Комитета о придании самбо статуса

олимпийского вида спорта. Данный статус при соответствующей работе международной Федерации самбо по дальнейшему продвижению этого вида единоборств в мире дало возможность включить его в программу Олимпийских игр 2024 года в Париже.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методика технической подготовки студентов по самообороне и боевому самбо для сдачи нормативов комплекса ГТО VI ступени самозащита без оружия / Э.А. Аленуров, Е.Д. Бакулина, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 8 (186). - 12-17.

2. Коротких И.А. Методика технико-тактической адаптации боксеров и борцов к прикладному рукопашному бою : автореферат дис. ... канд. пед. наук / Коротких Игорь Анатольевич. -Краснодар, 2004. - 24 с.

3. Харлампиев А. А. Система САМБО: учебное пособие / А. А. Харлампиев. - Моска : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 528 с.

4. Шулика, Ю.А. Бокс: Теория и методика : учебник / Ю.А. Шулика, А.А. Лавров, С.М. Ахметов. - Москва : Советский спорт, 2009. - 768 с.

5. Шулика, Ю.А. Боевое самбо и прикладные единоборства / Ю.А. Шулика. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 224 с.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A., Bakulina, E.D., Voevodina, T.M and Lapina, N.M. (2020) "Methodology of technical training of students in self-defense and combat sambo for passing the standards of the TRP complex of the VI self-defense stage without weapons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 186, No. 8, pp. 12-17.

2. Korotkih, I.A. (2004), Technique of technical and tactical adaptation of boxers and wrestlers to applied hand-to-hand combat, dissertation, Krasnodar.

3. Kharlampiev, A.A., (2002), SAMBO system: handbook, FAPR-PRESS, Moscow.

4. Shhulika, Yu.A., (2009), Boxing. Theory and methodology: textbook, Soviet sport, Moscow.

5. Shulika, Yu.A., (2004), Combat sambo and applied single combats, Phoenix, Rostov-on-Don.

Контактная информация: Tikhonova_I.74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2021

УДК 378.14.015.62

ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ БАЗОВЫХ ВИДОВ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

Валерий Филиппович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Евгеньевич Лутковский, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Михайловна Сухарева, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

Введение. Успешность овладения практическими дисциплинами программы бакалавриата определяется степенью подготовленности студентов физкультурных вузов в совокупности с их целевыми установками профессионального становления. В данной статье представлен сравнительный анализ качества теоретической подготовленности студентов очной и заочной формы обучения, с уровнем их двигательных умений, сформированным по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика» обучающимся по программе бакалавриата по направлению 49.03.01 (Физическая культура) в условиях вариативных форм учебного процесса [2]. Цель исследования: выявление специфических требований к программе обучения в физкультурном вузе при освоении студентами дисциплины «Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика». Методика и организация исследования: для достижения поставленной цели была проведе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.