Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
358
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ОБЪЕМ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / РЕАКЦИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / PHYSICAL ACTIVITY / VOLUME / INTENSITY / REACTION OF THE CARDIOVASCULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Брехов Александр Александрович, Карагодина Анна Михайловна

Рассмотрен вопрос о степени влияния физических упражнений на организм студентов в период обучения в техническом университете. Оптимальное соотношение нагрузок и отдыха приведут не только к развитию тренированности, но и к укреплению здоровья занимающихся. Выделены особенности интенсивности физической нагрузки у студентов основной, подготовительной и специальной медицинской групп. Проанализирована физическая нагрузка на занятиях в группах спортивного совершенствования. Дан сравнительный анализ реакции сердечно - сосудистой системы на стандартное занятие в зависимости от учебной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Брехов Александр Александрович, Карагодина Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF TRAINING LOADS AND THEIR IMPACT ON THE BODY OF STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY

The question of the degree of influence of physical exercises on the body of students during their studies at a technical University is considered. The optimal balance of loads and rest will lead not only to the development of fitness, but also to the strengthening of the health of students. The features of the intensity of physical activity in students of the main, preparatory and special medical groups are highlighted. Physical activity in classes in groups of sports improvement is analyzed. A comparative analysis of the reaction of the cardiovascular system to a standard lesson depending on the study group is given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 378.147.88

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

FEATURES OF THE APPLICATION OF TRAINING LOADS AND THEIR IMPACT ON THE BODY OF STUDENTS IN THE COURSE OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES AT THE UNIVERSITY

Брехов Александр Александрович

магистрант кафедра защиты окружающей среды Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет

г. Волгоград, Россия Brekhov Alexander Alexandrovich master's student Department of protection of the environment Institute of architecture and construction Volgograd state technical University Volgograd, Russia

Карагодина Анна Михайловна

старший преподаватель кафедра физического воспитания Институт архитектуры и строительства Волгоградский государственный технический университет

г. Волгоград, Россия Karagodina Anna Mikhailovna senior lecturer department of physical education Institute of architecture and construction Volgograd state technical University Volgograd, Russia

Аннотация. Рассмотрен вопрос о степени влияния физических упражнений на организм студентов в период обучения в техническом университете. Оптимальное соотношение нагрузок и отдыха приведут не только к развитию тренированности, но и к укреплению здоровья занимающихся. Выделены особенности интенсивности физической нагрузки у студентов основной, подготовительной и специальной медицинской групп. Проанализирована физическая нагрузка на занятиях в группах спортивного совершенствования. Дан сравнительный анализ реакции сердечнососудистой системы на стандартное занятие в зависимости от учебной группы.

Abstract. The question of the degree of influence of physical exercises on the body of students during their studies at a technical University is considered. The optimal balance of loads and rest will lead not only to the development of fitness, but also to the strengthening of the health of students. The features of the intensity of physical activity in students of the main, preparatory and special medical groups are highlighted. Physical activity in classes in groups of sports improvement is analyzed. A comparative analysis of the reaction of the cardiovascular system to a standard lesson depending on the study group is given.

Ключевые слова: физическая нагрузка, объем, интенсивность, реакция сердечнососудистой системы.

Keywords: physical activity, volume, intensity, reaction of the cardiovascular system.

Введение. Обучение в высшем учебном заведении связано с получением большого объема учебной информации, которую необходимо осваивать в довольно сжатые сроки. Причем интенсивность учебных нагрузок в вузе, особенно в техническом, имеет тенденцию к возрастанию. Установлено, что сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме учебной недели [3;7].

Физическая нагрузка - это количественная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Дозировать нагрузку - это значит строго регламентировать ее объем и интенсивность. Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятиях, километражем преодоленного расстояния (дистанции) и другими показателями. Интенсивность выражается показателями темпа и скорости движений. Самым доступным и информативным методом определения уровня нагрузки является показатель частоты пульса (ЧП). Так же имеют значение субъективные ощущения занимающихся до, во время, сразу после занятия и спустя несколько суток [2].

Упражнения, приводящие к развитию скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости должны включаться в первой половине каждого семестра. Интенсивность нагрузки при этом может доходить до показателей частоты пульса 160-170 уд. в мин. Сила и силовая выносливость развивается во второй половине семестра при ЧП до 150 уд. в мин.

На первой паре занятий целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (110-130 уд/мин) или средней интенсивности (ЧП в диапазоне 130-150 уд в мин.) при оптимальной моторной плотности в пределах 50-60%. В случае проведения урока на 3-4 паре, ЧП не должна превышать 150-160 уд в мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно [1].

В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2-х раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70 % от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера. Таким образом, направленность занятий физическими упражнениями в период сессии может быть по своему характеру как оздоровительно-профилактической в основном для не спортсменов), так и поддерживающей (для спортсменов) [8].

Особое внимание уделяется дозированию физической нагрузки при проведении занятий со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Неаде-

кватная нагрузка может привести к ухудшению здоровья и обострению хронических заболеваний.

При построении занятия большое внимание должно уделяться подготови-

*-' г-» *-' «

тельной части. В ней используются простые разминочные упражнения низкой интенсивности (например, ходьба в медленном темпе и гимнастические упражнения на растяжку). ЧП составляет 100-120 уд/мин. Особое внимание на каждом занятии необходимо уделять воспитанию осанки, используя упражнения на укрепление мышц спины и живота, увеличение подвижности позвоночного столба.

Основную часть занятия начинают в зоне умеренной интенсивности, что составляет 50% от максимальной нагрузки с ЧП равной 130-150 уд/мин. Время работы в этой зоне составляет 15-20 минут.

Заключительная часть имеет важное значение для восстановления ЧП до исходного уровня. Упражнения на расслабление и растяжку способствуют снижению нагрузки и восстановлению после длительных нагрузок. В заключительной части каждого занятия необходимо использовать данные упражнения в положении сидя или лежа [5].

Занятия в СМГ должны быть четко регламентированы в соответствие с характером заболевания; их необходимо проводить при систематическом педагогическом и медицинском контроле; необходимо использовать упражнения циклического характера, как наиболее положительно влияющие на оздоровительные функции организма; своевременно проводить коррекцию физической нагрузки, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от состояния уровня здоровья студентов [4].

Секционные занятия по различным видам спорта имеют, прежде всего, спортивную направленность. Здесь предъявляется высокие требования к функциональной и двигательной подготовке. Подготовительная часть, которая длится 15-20 мин., предусматривает организацию занимающихся и функциональную подготовку их организма к предстоящей основной деятельности. Упражнения, используемые в начале занятия, должны быть подобраны в соответствии с особенностями предстоящей основной деятельности. Продолжительность основной части (70-90 мин.) зависит от интенсивности упражнений, возраста и пола занимающихся, количества времени, отведенного на занятие в целом. В заключительной части (5-10 мин.) организм занимающихся приводят в относительно спокойное состояние [6].

На основании выявленных особенностей применения физических нагрузок поставлены цель и задачи исследования.

Цель исследования - выявить особенности и степень влияния физических нагрузок на организм студентов в процессе занятий физической культурой в вузе.

Задачи:

1) Описать особенности применение физических нагрузок на занятиях по физической культуре в университете;

2) Выявить и сравнить степень влияния нагрузок на организм студентов, относящихся к разным медицинским группам.

Организация и методы исследования. Анализ учебных занятий по физической культуре проводился в 2018-2019 учебном году на базе ИАиС ВолгГТУ. Педагоги-

ческому наблюдению подверглись студенты второго курса трех факультетов: строительного - в количестве 140 человек, архитектурного - в количестве 80 человек и факультета транспортных систем и техносферной безопасности - в количестве 60 человек. Из них на основании медицинских карт к основной группе отнесено 42 %, к подготовительной 18 %, к специальной - 24 %, к временно освобожденным по медицинским показателям 9 %. И 7 % составили студенты, занимающиеся в группах спортивного совершенствования.

На занятиях применялись средства и методы легкой атлетики, спортивных игр и атлетической гимнастики. Для характеристики физической нагрузки использовались методы расчета физиологических критериев (средняя частота пульса, суммарная пульсовая стоимость, рабочая пульсовая стоимость, энерготраты, время восстановления пульса и субъективная оценка занятия), основанные на показателях измерения частоты пульса до, во время и после занятий. Всего было проанализировано 72 занятия с составлением хронометража.

Результаты исследования. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку проявляется показателями пульсовой стоимости и характеризует интенсивность занятия. В результате интенсивность занятия в основной и подготовительной группах на 23,9 % меньше пульсовой стоимости тренировочного занятия спортсменов. В свою очередь интенсивность тренировочного занятия группы спортивного совершенствования на 45 % выше, чем в специальной медицинской группе (см.табл.1). Закономерно происходит трата организмом энергии. У спортсменов наблюдается снижение показателей частоты пульса в покое на 6,01 % и уменьшение времени восстановления на 1 минуту. Это свидетельствует о более экономичной работе сердечно-сосудистой системы организма спортсменов, о развитие у них тренированности. По субъективным характеристикам нагрузки (покраснение лица, отдышка) спортсмены более спокойно переносят интенсивность нагрузки по сравнению со студентами основной медицинской группы. Повышенные показатели частоты пульса в покое у студентов специальной медицинской группы говорят о наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы (см.табл.1).

Таблица 1

Показатели реакции сердечно-сосудистой системы студентов на стандартное занятие по физической культуре в зависимости от учебной группы

Занятия с различным Специальная Основная и Тренировочное занятие

контингентом медицинская подготовительная студентов, занимающихся

группа медицинская группы легкой атлетикои (спринт)

Длительность занятия, 70 70 90

(мин.)

Средняя ЧП покоя, 92,2 73,2 68,8

(уд/мин.)

Суммарная пульсовая 6681,2 9261,6 12180,3

стоимость занятия,

(уд/мин.)

Рабочая пульсовая 1641,7 4137,7 5629,8

стоимость занятия,

(уд/мин.)

Продолжение табл. 1

Занятия с различным Специальная Основная и Тренировочное занятие

контингентом медицинская подготовительная студентов, занимающихся

группа медицинская группы легкой атлетикой (спринт)

Энергетические траты, (ккал/мин.)* 8,72 6,39 12,16

Время восстановления 10,12 5,38 3,38

ЧП до исходных или близких к ним

значениям, (мин.,с)

Субъективная оценка От легкой до От легкой до От средней до

тяжести нагрузки средней высокой предельной

*По таблице Гривенко, Ефимовой (1985)

Выводы:

Занятия физическими упражнениями в университете позволят не только сохранить высокий уровень здоровья, но и приобрести навыки самостоятельных занятий, развивать прикладные качества и умения.

Распределение студентов по медицинским показаниям в различные группы позволяет адекватно дозировать физическую нагрузку соответственно возрасту, полу, индивидуальной функциональной и физической подготовленности. Особого внимания требуют студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, которые нуждаются в постепенности и систематичности при дозировании физической нагрузки на занятиях. Положительное влияние физической нагрузки определяется динамикой ряда показателей: уменьшением показателей частоты пульса покоя, снижением энерготрат благодаря более экономичной работе сердца и сокращеним времени восстановления после стандартной физической нагрузки до исходных или близких к ним значениям.

Заключение. Изучая закономерности влияния физических нагрузок на организм можно целенаправленно развивать физические качества, повышать функциональные особенности систем организма, укреплять и корректировать соматическое здоровье студентов. Под влиянием физических упражнений происходит адаптация всего организма не только к физическим нагрузкам, но и в целом к учебной среде вуза.

Литература

1. Губина, Н. В. Влияние занятий физической культурой и спортом на работоспособность студентов / Н. В. Губина, Е. М. Колпакова // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3(5). - С. 634-638.

2. Земцова, И. И. Спортивная физиология : учебное пособие для студентов вузов // И. И. Земцова. - К. : Олимпийская литература, 2010. - 219 с.

3. Ионов, А. А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2008.- №3 - С. 53 - 64.

4. Калинина, Н. Е. Научное обеспечение учебного и учебно-тренировочного процесса - гарант успеха / Н. Е.Калинина, В. Д. Марушкин, В. Т. Савич, О. Ф. Крикунова // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре в образовательных учреждениях. - Волгоград : СХА, 2005. - С. 277-279.

5. Карагодина, А. М. Особенности проведения занятий по физической культуре в специальной медицинской группе студентов технического вуза на примере набора 2015 года / А. М. Карагодина, О. В. Клычкова, О. Ф. Крикунова, Н. В. Кузнецова // Актуальные вопросы профессионального образования. - 2015. - № 1 (декабрь). - C. 26-30.

6. Кошелев, В. Ф. Физическое воспитание студентов в техническом вузе : учеб. пособ. / В. Ф. Кошелев, О. Ю. Молоземов, Ю. Г. Берникова, А. В. Минаев, С. И. Филимонова - Екатеринбург : АМБ, 2015. - 464 с.

7. Перцева, М. В. Влияние физических упражнений на успеваемость студентов / М. В. Перцева, С. В. Мусина, Т. Н. Хаирова, Л. Н. Слепова, Л. Б. Дижонова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 212-213.

8. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

References

1. Gubina, N.V., Kolpakova, E.M. Vliyanie zanyatij fizicheskoj kul'turoj i sportom na rabotosposobnost' studentov [Influence of physical culture and sports on students ' performance]. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. [International student scientific Bulletin], 2018, no. 3(5), pp.634 - 638 (in Russ.)

2. Zemcova, I.I. Sportivnaya fiziologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Sports physiology: a textbook for University students], K.: Olimp. literatura, 2010, 219 s.

3. Ionov, A.A. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo stimulyacii intellektual'noj deyatel'nosti studentov [Physical culture as a means of stimulating students ' intellectual activity], Pedagogiko-psixologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2008, no.3, pp. 53 - 64 (in Russ.)

4. Kalinina, N.E., Marushkin V.D., Savich V.T, Krikunova O.F. Nauchnoe obespechenie uchebnogo i uchebno-trenirovochnogo processa - garant uspexa [Scientific support of the educational and training process is a guarantee of success], Problemy modernizacii uchebnogo processa po fizicheskoj kul'ture v obrazovatel'nyx uchrezhdeniyax [Problems of modernization of the educational process in physical culture in educational institutions], SXA, Volgograd, 2005, pp. 277 - 279. (in Russ.)

5. Karagodina, A.M. Osobennosti provedeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v special'noj medicinskoj gruppe studentov texnicheskogo vuza na primere nabora 2015 goda [Features of conducting physical education classes in a special medical group of technical University students on the example of the 2015 enrollment]. Aktual'nye voprosy professional'nogo obrazovaniya [Current issues of professional education], 2015, no. 1, pp. 26-30. (in Russ.)

6. Koshelev, V.F. Fizicheskoe vospitanie studentov v texnicheskom vuze: ucheb.posob [Physical education of students in a technical University: studies'.references], Ekaterinburg: AMB, 2015, 464 s.

7. Perceva, M.V. Vliyanie fizicheskix uprazhnenij na uspevaemost' studentov [Impact of physical exercise on student performance], Uspexi sovremennogo estestvoznaniya [Advances in modern natural science], 2013, no. 10, pp. 212-213. (in Russ.)

8. Xolodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya fizicheskogo vospitaniya i sporta: Uchebnoe posobie dlya studentov vysshix uchebnyx zavedenij [Theory of physical education and sports], 2-e izd., ispr.i dop., M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001, 480 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.