УДК 37
Черномурова А.Н.
учитель истории и обществознания Зинаидинская основная общеобразовательная школа (с. Зинаидино, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИТАТ, АФОРИЗМОВ И ИСТОРИЧЕСКИХ АНЕКДОТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Аннотация: в данной статье раскрывается роль цитат, афоризмов и исторических анекдотов при преподавании истории. Показана эффективность использования данных методов.
Ключевые слова: история, цитата, афоризм, исторический анекдот, урок.
Каждый педагог ставит перед собой задачи в преподавании, пытается найти оптимальные для запоминания информации приёмы. Одним из таких приёмов является использование цитат на уроках истории.
Как пишет М.И. Яшина, цитирование определённо помогает при запоминании учебного материала, делает урок ярким, неординарным и выделяется из других классических уроков, тем самым позволяя школьнику лучше и быстрее запомнить информацию [4, с. 771].
Цитирование предполагает использование на уроках истории фраз из исторических источников, документов, написанных во время происходящих событий и позже, от лица современников. Применимы на уроках истории также пословицы и поговорки, использование которых на определённом этапе урока позволяет оживить его, сделать некую логическую паузу либо переход к новому этапу урока. Уровень цитируемого источника по своей официальности зависит от задачи учителя, стоящей в данный момент [4, с.783].
Одним из приёмов внедрения в урок истории цитат является разделение класса на две группы «аналитиков» и «критиков». Первые читают цитату и анализируют её по плану, другие оценивают ответ аналитиков, корректируют анализ и дают своё понимание цитаты.
При выборе текста для цитирования в рамках ФГОС необходимо создавать проблемную ситуацию, а анализ цитат помогает решить данную ситуацию и определить тему урока и задачи, которые перед ними стоят. К примеру, в двух текстах по отечественной истории для 6 класса:
«Конные лучники вооружались луками, обладавшими страшной пробивной силой. Своей стрельбой они расстраивали ряды вражеского войска. Тяжеловооруженная конница наносила решающий удар. Ее оружие - сабля, копье и лук. Самого всадника (а часто и его коня) защищали пластинчатые доспехи. Они изготавливались из связанных между собой стальных пластинок или из переплетенных кожаных полос. Такие доспехи, не уступая по прочности европейским, обеспечивали большую свободу в бою, что давало преимущества в рукопашной схватке» [1, с. 100].
«В то время на Руси, как и во всем христианском мире, ждали наступления конца света, который должен был завершить земную историю человечества. Существовало поверье, что этому событию будут предшествовать знамения: необычные астрономические и погодные явления, эпидемии и нашествие неведомых народов. Знамением «последнего времени» представлялось жителям Руси наступление монгольских орд» [1, с. 101].
Показано, как взаимодействуют внешняя опасность и внутреннее настроение народа, готового принимать все сложности [2, с. 143].
Интересным методом применения цитат на уроках истории является использование сцен диалогов известных личностей, что способствует лучшей визуализации. При прослушивании или прочтении диалога школьник может проложить логическую цепочку повествования и событий в целом. К примеру, прослушивание диалога русского князя с монгольским чиновником из кинофильма «Александр Невский» (1938) показывает особенности личности
каждого, их настрой и вероятность развития дальнейших событий. Такое использование цитат по-другому называют методом «яркого пятна» [3].
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что вопрос о качестве урока истории и его эффективности является одним из важнейших в современной педагогике. Умение правильно применять цитаты на уроках истории приводит к решению главных проблем как в преподавании, так и в запоминании материала школьниками. Практическая значимость цитат огромна, что и делает их применение прогрессивным и качественным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Данилевский И.Н. История России с древнейших времен по XVI век: 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — Москва, 2012. — 220 с;
2. Кацва Л.А. Преподавание истории в современной российской средней школе: проблемы и перспективы, 2005. — № 2. — С. 148-201;
3. Методические рекомендации для образовательных организаций о преподавании учебного предмета «История». — URL: https://irorb.ru/wp-content/ uploads/2019/12/mr_hist21.pdf;
4. Яшина М.Е. Использование приема цитирования на уроках английского языка, 2014. — № 6 (65). — С. 771-798
Chernomurova A.N.
Zinaidinskaya basic comprehensive school (Zinaidino village, Russia)
FEATURES OF USING QUOTES, APHORISMS AND HISTORICAL ANECDOTES IN HISTORY LESSONS
Abstract: this article reveals the role of quotes, aphorisms and historical anecdotes in teaching history. The effectiveness of using these methods is shown.
Keywords: history, quote, aphorism, historical anecdote, lesson.