Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ COOPERATIVE LEARNING ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ COOPERATIVE LEARNING ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ COOPERATIVE LEARNING / НАВЫКИ 21 ВЕКА / ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ЧТЕНИЮ / ФОРМЫ РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христианова Н.В., Чичерина Е.А.

Популярность онлайн обучения иностранным языкам и его повсеместное внедрение в образовательный процесс обусловили определение новых подходов к содержанию и организации учебного материала, равно как и поиск эффективных методов и приемов преподавания иностранных языков, способствующих сохранению активности учащихся на занятии, повышению их вовлеченности в процесс обучения и межличностного взаимодействия с целью решения учебных коммуникативных задач. В статье исследуются особенности применения технологии Cooperative Learning в аспекте формирования навыков иноязычного чтения на онлайн занятиях по английскому языку. К основным преимуществам интеграции различных приемов в рамках искомой технологии можно отнести положительную взаимосвязь учащихся в процессе усвоения материала, индивидуальную ответственность, равнозначное участие всех обучающихся, коллективное сотрудничество, стимулирующее взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATHURES OF COOPERATIVE LEARNING TECHNIQUES IN ONLINE READING LESSONS

Interest to online foreign languages learning and its integration into educational procces gave rise to attention of modern approaches and material design as well as to a search of new methods and techniques of teaching foreign languages. They promote the engagement of students, increase the participation and students’ interaction in the lesson. The article explores the application of Cooperative Learning technology to the practice of reading skills in online English language classes. The main advantages of the integration of Cooperative Learning technique are the positive interaction of students in the process of learning, individual responsibility, equal participation of all learners, collective cooperation, stimulating interaction.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ COOPERATIVE LEARNING ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ COOPERATIVE LEARNING ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

Н.В. Христианова, канд. филол. наук, доцент Е.А. Чичерина, магистрант Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-63-67

Аннотация. Популярность онлайн обучения иностранным языкам и его повсеместное внедрение в образовательный процесс обусловили определение новых подходов к содержанию и организации учебного материала, равно как и поиск эффективных методов и приемов преподавания иностранных языков, способствующих сохранению активности учащихся на занятии, повышению их вовлеченности в процесс обучения и межличностного взаимодействия с целью решения учебных коммуникативных задач. В статье исследуются особенности применения технологии Cooperative Learning в аспекте формирования навыков иноязычного чтения на онлайн занятиях по английскому языку. К основным преимуществам интеграции различных приемов в рамках искомой технологии можно отнести положительную взаимосвязь учащихся в процессе усвоения материала, индивидуальную ответственность, равнозначное участие всех обучающихся, коллективное сотрудничество, стимулирующее взаимодействие.

Ключевые слова: технология Cooperative Learning, навыки 21 века, обучение иноязычному чтению, формы работы в малых группах, онлайн обучение, активный субъект образовательного процесса.

Особую роль в образовательном процессе приобретает развитие у обучающихся навыков 21 века: коммуникативных навыков, критического и творческого мышления, навыков целеполагания и самостоятельного планирования учебной деятельности, умения работать в команде, навыков ведения переговоров, самоорганизации, тайм-менеджмента, уважения к культуре других народов, чувства собственного достоинства, общительности и многих других [1]. Одним из актуальных вопросов современного обучения иностранным языкам является также вопрос повышения вовлеченности каждого учащегося в процесс обучения. Повышению мотивации к изучению иностранного языка и формированию искомых навыков и умений способствует интеграция в процесс обучения иностранному языку технологии Cooperative Learning (обучения в сотрудничестве/кооперативного обучения).

Технология Cooperative Learning оказывается наиболее эффективной при обучении иностранному языку, так как

овладение любым языком предполагает интенсивный обмен информацией с целью решения определенных коммуникативных задач. Кооперативное обучение представляет собой управляемую систематизированную учебную деятельность в небольших группах для достижения максимальной эффективности обучения [2].

Основная цель технологии заключается в создании необходимых условий для взаимодействия студентов при усвоении учебного материала. Ее применение предполагает трансформацию роли обучающегося из пассивного наблюдателя в активного и творческого субъекта образовательного процесса, способного планировать свою деятельность, выбирать способы и формы работы, осуществлять рефлексию, самоконтроль и самокоррекцию, нести ответственность за процесс и результат совместной работы. Роль учителя, работающего по данной технологии, также меняется и включает в себя содействие, моделирование и коучинг [1].

Структура технологии Cooperative Learning включает следующие блоки: концептуальный, содержательный, процессуальный.

Концептуальный блок представлен лич-ностно-деятельностным и коммуникативным подходами, которые лежат в основе технологии. Личность студента как субъекта учебной деятельности и его сотрудничество с другими участниками процесса обучения находятся в центре внимания личностно-деятельностного подхода. В процессе учебного диалога происходит сотрудничество учащихся, направленное на решение общих коммуникативных задач на основе речевых ситуаций, приближенных к реальным. В этом реализуется коммуникативных подход.

Содержательный блок - это учебный материал, подлежащий усвоению в процессе выполнения заданий. Данный блок включает предметный аспект (темы, ситуации общения, тексты, лингвострановедческие знания) и процессуальный аспект (языковая и речевая компетенции).

Процессуальный блок представляет собой модели работы на уроке. Каждая из моделей направлена на решение конкретных задач, для которых разработан алгоритм действий [3]. Процессуальный блок реализуется при помощи хорошо структурированных и организованных приёмов.

В качестве примера применения технологии Cooperative Learning проанализируем работу в малых группах студентов подготовительного факультета университета Анталья Билим на занятиях по английскому языку, направленных на формирование навыков чтения. Целью обучения чтению на подготовительном факультете является формирование умений извлекать основную информацию, развитие умений чтения с полным пониманием содержания, а также понимания нужной и интересующей информации. Слушателями подготовительного факультета являются студенты из разных стран с разным уровнем владения английским языком. Студенты подготовительного факультета одновременно осуществляют своё обучение в университете по выбранной специальности, которое проводится на английском языке. С марта

2020 года и до настоящего времени обучение проводится в онлайн формате, поэтому технология Cooperative Learning, успешно применявшаяся при оффлайн обучении, была адаптирована к новым условиям.

Формирование групп учащихся в рамках технологии происходит на этапе подготовки к занятию. Оптимальное количество членов в группе при онлайн-обучении - три - четыре человека с разным уровнем языковой подготовки [4].

Участникам группы приписывается определенная роль, способствующая выполнению необходимых обязанностей. Например, студент номер один - запускает сессионный зал и ведёт запись идей, генерируемых группой, студент номер два делится экраном/выполняет роль полицейского (следит, чтобы никто не пользовался переводчиком), студент номер три следит за временем, отведенным на выполнение задания. К другим возможным ролям относятся репортёр/пресс-секретарь, исследователь, организатор, проверяющий (контролирует вовлеченность всех участников при выполнении задания/контролирует понимание задания участниками). Роли заранее обдумываются преподавателем и назначаются им же [5].

При обучении чтению на онлайн уроках подготовительного факультета используются следующие методические приёмы в рамках технологии кооперативного обучения:

- Rally Robin (релли робин) - студенты по очереди обмениваются ответами на вопрос, мнениями. Данный приём может быть использован на предтекстовом этапе работы для активизации фоновых знаний или при работе с новой лексикой. [6]. Например, перед тем как приступить к работе над текстом «Are green buildings too costly?» студентов распределяют в группы, каждому студенту присваивается номер (1,2,3,4), у каждого есть своя обязанность (номер «один» запускает сессионный зал, номер «два» делится экраном, номер «три» следит, чтобы все участвовали в дискуссии и говорили только на английском языке, номер «четыре» следит за временем). Студентам в группах предлагают обсудить такие вопросы: «How can we reduce the

amount of energy we use in our homes?», «Do you think it is important for the new buildings to be environmentally friendly?» etc. Первым начинает отвечать на вопросы студент под номером один, далее номер два, номер три и четыре. Каждому студенту для ответа предоставляется одна минута. За соблюдением регламента следит студент номер четыре.

- Прием Think-Pair-Share («думай- пара-делись») помогает всем студентам обдумать вопрос, обсудить в парах и высказать своё мнение во фронтальном режиме [6]. Преподаватель задаёт вопрос и даёт время его обдумать 1-1,5 минуты (think time), затем студенты обсуждают этот вопрос в парах/ в малых группах (pair) в сессионных комнатах, далее при фронтальной работе они отвечают на поставленный преподавателем вопрос (share). Этот приём позволяет всем студентам быть вовлечёнными в работу, даёт время обдумать ответ, снизить уровень тревожности, так как предоставляет возможность проговорить свой ответ в группе и, если необходимо, получить помощь от одногруппников. Этот приём может быть использован на предтекстовом или послетестовом этапе при обсуждении прочитанного. После работы с текстом «Art for art's sake?» студентам предлагают обсудить следующие вопросы: What is the contribuition to the world of art made by each of the artists (mentioned in the text)? If you could buy a work of art by one of these (mentioned in the text), what would it be and why? Преподаватель дает время (полторы минуты) обдумать ответы самостоятельно, после этого студенты направляются в сессионные комнаты для обсуждения ответов на пять минут. Весь режим работы в сессионном зале сохраняется (номера студентов, обязанности каждого члена группы, очередность ответов). По истечении пяти минут все возвращаются в общий зал и высказывают своё мнение по поставленным вопросам.

- Jigsaw («Пила») - данный приём используют на этапе чтения текста [7]. Текст делится на 3-4 части. Студент номер «один» получает первую часть текста, номер «два» -вторую и т.д. Студенты с одинаковыми частями задания объединяются в

сессионных залах и выполняют свою часть задания вместе, осваивая материал. То есть, все студенты под номером «один» заходят в первый сессионный зал, вместе читают и разбирают свою часть общего текста, то же самое выполняют студенты под номерами «два» во втором зале, под номерами «три» в третьем. После этого все возвращаются в общий сессионный зал. Затем преподаватель объединяет студентов в группы, где присутствуют представители каждой части общего текста, и отправляет их в сессионные залы, где каждый из студентов излагает содержание своей части текста. Весь режим работы в сессионном зале сохраняется (номера студентов, обязанности каждого члена группы, очередность ответов). Далее вся команда проходит тест на знание материала.

- Structured Controversy

(структурированное противоречие) - данный приём может быть использован на по-слетекстовом этапе при обсуждении прочитанного. Каждая команда делится на пары для обсуждения и аргументации противоположных точек зрения по обсуждаемому вопросу [7]. Например, после прочтения текста 'Are green buildings too costly?' преподаватель предлагает первой паре написать достоинства возобновляемых источников энергии, вторая пара обосновывает достоинства переработки отходов. На работу в парах отводится 5 минут, на проведение дебатов с защитой своих аргументов 5 минут. Далее работа проводится фронтально в общем зале в формате общих дебатов. Слушая мнения и аргументы других членов команд, студенты учатся вежливо соглашаться или не соглашаться, высказывать свою точку зрения, делать выводы.

Интеграция технологии Cooperative Learning в процесс обучения англоязычному чтению на онлайн уроках подготовительного факультета позволила верифицировать выявленные многими исследователями преимущества ее применения [1]:

Положительную взаимозависимость. При выполнении задания учащиеся работают вместе, чтобы достичь определенной цели. Таком образом, они понимают, что связаны одной задачей, один не может преуспеть в выполнении задания, если другие

не успевают. Учащиеся нужны другу для поддержки, объяснений и руководства. Без общей вовлеченности в выполнение задачи группа не сможет достичь поставленной цели.

1. Индивидуальную ответственность. Каждый член группы должен осознавать свою ответственность за успешное выполнение задания группой. Члены группы знают, кому нужна помощь, никто из членов группы не может быть пассивным при выполнении задания.

2. Равнозначное участие. Каждый участник группы выполняет свою часть общей задачи, за которую несет ответственность перед группой.

3. Равные шансы на успех. Каждый учащийся приносит баллы своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

4. Коллективное сотрудничество. Все участники группы объединяются и вносят свой вклад в решение общей задачи. Акцент делается на выполнение интересных заданий и процесс учения.

5. Стимулирующее взаимодействие. Работа в группе стимулирует вербальное

взаимодействие учащихся с целью успешного выполнения задания. В процессе этого взаимодействия учащиеся учатся друг у друга, задают вопросы и получают объяснения, поддерживают друг друга. В классе это взаимодействие происходит «лицом-к -лицу», когда студенты видят друг друга и других членов группы. При онлайн обучении важно, чтобы камеры студентов были включены.

Таким образом, применение технологии Cooperative Learning положительно влияет на развитие всех навыков речевой деятельности, способствует повышению мотивации к учебе, развитию навыков межличностного общения, позволяет раскрыть учебный потенциал каждого участника группы, создает необходимые условия для активизации познавательной, развивающей и творческой деятельности учащихся. В процессе преподавания и обучения данная технология получила признание, так как центром образовательного процесса является студент. Технология CL может быть использована в онлайн обучении, так как позволяет организовать эффективное управление уроком. Взаимовыгодная работа в группах помогает учителю создать благополучную среду для изучения иностранного языка, которая дает возможность каждому учащемуся внести свой вклад в выполнение порученного группе задания.

Библиографический список

1. Huiping N. Adapting cooperative learning in tertiary ELT // ELT Journal. - 2011. - Vol. 65. - Issue 1. - P. 60-70.

2. Johnson D.W. & Johnson R.T. Learning together and alone: Cooperative, competitive, and individualistic learning (5th ed). - Boston, MA: Allyn & Bacon, 1999. - 260 p.

3. Вылегжанина М.Д. Применение технологии Cooperative learning при обучении грамматической стороне говорения на уроках иностранного языка / М.Д. Вылегжанина, Р.А. Че-ремисинова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и в вузе: Сборник научно-методических трудов / Ответственный редактор С.С. Куклина. - Киров: Общество с ограниченной ответственностью "Радуга-ПРЕСС", 2018. - С. 19-26.

4. Avci F. Instructional curriculum based on cooperative learning related to the structure of matter and its properties: Learning achievement, motivation and attitude / F. Avci, F.G. Kirba§lar, B.A. §e§en // South African Journal of Education. - 2019. - Vol. 39. URL: https://www.researchgate.net/publication/340396083 (дата обращения 03.05.2021)

5. Григорьев Ю.В. Педагогические принципы организации групповой учебной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения // Письма в Эмиссия.Оффлайн. -2011. - № 5. - С. 1583.

6. Jing M. Jigsaw Cooperative Learning in English Reading. // Journal of Language Teaching and Research. - 2010. - Vol. 1. № 4. - P. 501-504.

7. Kagan S. Cooperative Learning. San Clemente. - CA: Kagan Publishing, 1994.

FEATHURES OF COOPERATIVE LEARNING TECHNIQUES IN ONLINE READING

LESSONS

N. V. Khristianova, Candidate of Philology, Associate Professor E.A. Chicherina, Graduate Student Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)

Abstract. Interest to online foreign languages learning and its integration into educational procces gave rise to attention of modern approaches and material design as well as to a search of new methods and techniques of teaching foreign languages. They promote the engagement of students, increase the participation and students' interaction in the lesson. The article explores the application of Cooperative Learning technology to the practice of reading skills in online English language classes. The main advantages of the integration of Cooperative Learning technique are the positive interaction of students in the process of learning, individual responsibility, equal participation of all learners, collective cooperation, stimulating interaction.

Keywords: Cooperative Learning technology, soft skills, teaching reading, forms of work in small groups, online learning, active participantion in the educational process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.