Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В СТРАНАХ ЕАЭС'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В СТРАНАХ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ECONOMIC EURASIAN UNION (EAEU) / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS FEES / CUSTOMS PROCEDURES / CUSTOMS LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова Валерия Владимировна

Проведен анализ видов, условий взимания и ставок таможенных сборов, установленных законодательством стран ЕАЭС. Выявлена разница в видах таможенных сборов и их ставках в странах ЕАЭС, что создает неравные конкурентные условия для ввоза товаров на территорию ЕАЭС для стран - участниц Союза и влияет на распределение цепей поставок. Подчеркнута необходимость приведения к единообразию таможенных сборов, что позволит проводить единую фискальную политику в ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic Features of Applying Customs Duties in the EAEU Member States

The article focuses on the analysis of types, conditions of collection and rates of customs duties established by the legislation of the EAEU countries. The author identifies the difference in the types of customs duties and their relative rates in the EAEU countries, which both creates unequal competitive conditions for importation of goods into the EAEU territory for the union member states and affects the distribution of supply chains. The need to harmonize customs duties which will allow a single fiscal policy to be implemented in the EAEU is emphasized.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В СТРАНАХ ЕАЭС»

УДК 339.543.3

DOI 10.17238/ISSN1815-0683.2019.1.15

В. В. ФИЛАТОВА*

Особенности применения таможенных сборов в странах ЕАЭС

Проведен анализ видов, условий взимания и ставок таможенных сборов, установленных законодательством стран ЕАЭС. Выявлена разница в видах таможенных сборов и их ставках в странах ЕАЭС, что создает неравные конкурентные условия для ввоза товаров на территорию ЕАЭС для стран - участниц Союза и влияет на распределение цепей поставок. Подчеркнута необходимость приведения к единообразию таможенных сборов, что позволит проводить единую фискальную политику в ЕАЭС.

Ключевые слова: ЕАЭС, таможенные платежи, таможенные сборы, таможенные процедуры, таможенное законодательство.

ФИЛАТОВА

Валерия Владимировна - старший преподаватель кафедры экономики таможенного дела и управления. v.v.1607@bk.ru.

FILATOVA V. V. - Senior Teacher at the Department of Economics of Customs and Management.

V. V. FILATOVA

Characteristic Features of Applying

Customs Duties in the EAEU Member States

The article focuses on the analysis of types, conditions of collection and rates of customs duties established by the legislation of the EAEU countries. The author identifies the difference in the types of customs duties and their relative rates in the EAEU countries, which both creates unequal competitive conditions for importation of goods into the EAEU territory for the union member states and affects the distribution of supply chains. The need to harmonize customs duties which will allow a single fiscal policy to be implemented in the EAEU is emphasized.

Keywords: Economic Eurasian Union (EAEU), customs payments, customs fees, customs procedures, customs legislation.

Таможенным кодексом ЕАЭС определено, что одним из видов таможенных платежей являются таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые за совершение

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств и хранением товаров. Таможенные сборы, как и таможенные платежи, способствуют покрытию расходов таможенной службы на выполнение своих функций и являются неотъемлемым источником дохода бюджетов государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), несмотря на то что в целом в структуре таможенных платежей на их долю приходится менее половины процента1.

Основа нормативно-правового регулирования взимания таможенных сборов заложена в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ-1947): «все сборы и платежи любого характера ограничиваются по своей величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не являются косвенной защитой для отечественных товаров или средством обложения импорта или экспорта в фискальных целях» [1].

В Таможенном кодексе ЕАЭС указано, что «плательщики таможенных сборов, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются, устанавливаются законодательством государств-членов» [6], т. е. виды, порядок и процедура взимания таможенных сборов регулируются законодательством стран - участниц ЕАЭС самостоятельно.

В табл. 1 приведены нормативно-правовые акты государств - членов ЕАЭС, регламентирующие применение и исчисление таможенных сборов.

Таблица 1

Нормативно-правовые акты государств - членов ЕАЭС, устанавливающие виды и ставки таможенных сборов

Страна Нормативно-правовые акты

Россия 1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». 2. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции». 3. Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение»

Республика Армения 1. Закон Республики Армения от 30.12.2014 № ЗР-241 «О таможенном регулировании» (разд. II, гл. 14, статьи 95-100)

1 Информация официального сайта Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna.ru/ #citizens. (дата обращения: 10.02.2019).

Окончание табл. 1

Страна Нормативно-правовые акты

Киргизская Республика 1. Закон КР «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике» от 31.12.2014 № 184 (разд. VI, гл. 38, статьи 187189). 2. Постановление Правительства КР от 19.06.1998 № 368 «Об установлении размеров сборов за таможенное оформление и за выдачу сертификата о происхождении товаров»

Республика Казахстан 1. Кодекс Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-^ ЗРК «О таможенном деле в Республике Казахстан» (разд. II, гл. 12, статьи 115-120). 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 05.04.2018 № 171 «Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых таможенными органами»

Республика Беларусь 1. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (разд. II, гл. 12, ст. 101). 2. Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах»

Анализ национального законодательства стран ЕАЭС показал, что виды таможенных сборов и их ставки в странах ЕАЭС отличаются (табл. 2).

Таблица 2

Виды таможенных сборов в странах ЕАЭС

Страна Вид таможенного сбора

Россия Сборы за: 1) таможенные операции; 2) таможенное сопровождение; 3) хранение

Республика Армения Сборы за: 1) таможенное оформление товаров и транспортных средств; 2) таможенное сопровождение; 3) временное хранение; 4) предоставление таможенным органом предварительного решения о классификации

Киргизская Республика Сборы за: 1) таможенное оформление; 2) таможенное сопровождение; 3) выдачу сертификата о происхождении товаров

Республика Казахстан Сборы за: 1) таможенное декларирование товаров; 2) таможенное сопровождение 3) предварительное решение

Окончание табл. 2

Страна Вид таможенного сбора

Республика Беларусь Сборы за: 1) совершение таможенных операций 2) таможенное сопровождение товаров; 3) выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию; 4) принятие таможенными органами предварительного решения; 5) включение в реестр банков и т. д.

Наибольшее количество видов таможенных сборов в Республике Беларусь, что можно объяснить достаточно жестким регламентом государственного регулирования в целом, и таможенного в том числе.

Правительство РФ устанавливает ставки и базу для исчисления таможенных сборов (таблицы 3, 4).

Таблица 3

Законодательство РФ, регулирующее взимание таможенных сборов

Нормативно-правовой акт Предмет регулирования

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [2] Виды таможенных сборов, плательщики таможенных сборов, порядок исчисления таможенных сборов, применение ставок таможенных сборов, сроки их уплаты, порядок и формы уплаты, ставки таможенных сборов, случаи освобождения от их уплаты

Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» [3] Ставки таможенных сборов за таможенные операции

Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» [4] Ставки и базу для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение

В табл. 4 приведена информация по видам таможенных сборов и ставкам в странах ЕАЭС. В Республике Армения, помимо сборов за таможенное оформление, таможенное сопровождение, временное хранение товаров, взимаются сборы за предоставление таможенными органами предварительного решения о классификации товаров. В Киргизской Республике, помимо ставок таможенных сборов за таможенные операции, за таможенное сопровождение, также взимаются таможенные сборы за выдачу сертификата о происхождении товаров. В Республике Казахстан не взимаются

таможенные сборы за хранение товаров, но взимаются сборы за принятие предварительного решения. В Республике Беларусь, как и в Республике Казахстан, взимаются таможенные сборы за таможенное сопровождение и за совершение действий, связанных с выпуском товаров. Ставки таможенных сборов более дифференцированы, чем в других странах ЕАЭС.

Таблица 4

Виды и ставки таможенных сборов в странах ЕАЭС

Вид таможенных сборов Ставки таможенных сборов

Россия

За таможенные операции Ставки зависят от размера таможенной стоимости товара, вида товара, целей ввоза и вывоза и изменяются в пределах от 500 руб. до 30 тыс. руб.

За таможенное сопровождение За осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние: а) до 50 км включительно - 2 тыс. руб.; б) от 51 до 100 км включительно - 3 тыс. руб.; в) от 101 до 200 км включительно - 4 тыс. руб.; г) 1 000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6 тыс. руб. За осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна: 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения

За хранение На складе временного хранения таможенного органа - 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. В специально приспособленных для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день

Республика Армения*

За таможенное оформление товаров и транспортных средств 3 500 драмов

За таможенное сопровождение 10 000 драмов за каждые 100 км

За временное хранение За вес до 1 т - 1 000 драмов за каждый день. За каждую дополнительную (или неполную) тонну свыше 1 т - 300 драмов за каждый день. Для временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, таможенный сбор взимается в двукратном размере

За предоставление таможенным органом предварительного решения о классификации 30 000 драмов за каждое предварительное решение

Продолжение табл. 4

Вид таможенных сборов Ставки таможенных сборов

Киргизская Республика

За совершение действий, связанных с выпуском товаров В размере 0,25 % от таможенной стоимости и (или) в расчетных показателях

За таможенное сопровождение В размере одной десятой расчетного показателя за каждый километр расстояния

За выдачу сертификата о происхождении товаров Для физических лиц - в размере одной минимальной заработной платы. Для юридических лиц - в размере четырехкратной минимальной зарплаты

Республика Казахстан**

За таможенное декларирование товаров 19 000 тенге за основной лист декларации на товары; 7 000 тенге за каждый добавочный лист декларации на товары

За таможенное сопровождение 4 000 тенге на расстояние до 50 км, 6 000 тенге на расстояние от 50 до 100 км, 9 000 тенге на расстояние от 100 до 200 км, 45 000 тенге на расстояние от 200 до 400 км, 76 000 тенге на расстояние от 400 до 600 км, 116 000 тенге на расстояние от 600 до 800 км, 121 000 тенге на расстояние от 800 до 1000 км, 199 000 тенге на расстояние от 1000 до 1500 км, 273 000 тенге на расстояние от 1500 до 2000 км, 321 000 тенге на расстояние от 2000 до 2500 км

За принятие предварительного решения 32 000 тенге

Республика Беларусь

За совершение таможенных операций (кроме таможенных сборов за совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования) (в зависимости от кода группы товара по ТН ВЭД ЕАЭС) Код по ТН ВЭД ЕАЭС 1-26, 30, 31, 41-70, 72-83 -ставка 50 руб.; Код по ТН ВЭД ЕАЭС 27-29, 32-40, 71, 84-97 -ставка 120 руб.

За совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования Транспортные средства - 120 руб.; иные товары для личного пользования - 10 руб.

За таможенное сопровождение товаров, осуществляемое должностными лицами таможенных органов С использованием транспорта, предоставляемого перевозчиком (за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения) - 10 руб. С использованием одной единицы транспорта таможенного органа (за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения) - 50 руб.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА 21

Окончание табп. 4

Вид таможенных сборов Ставки таможенных сборов

С использованием двух единиц транспорта таможенного органа (за каждый полный и неполный час таможенного сопровождения) - 100 руб.

За выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному декларированию 250 руб.

За включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей 28 000 руб.

За принятие таможенными органами предварительного решения Сбор за принятие предварительного решения по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза -300 руб.

* 100 драм = 13,78 руб. (по состоянию на 24.02.2019). ** 100 тенге = 17 руб. (по состоянию на 24.02.2019).

Невзирая на самостоятельные законодательные решения стран -участниц ЕАЭС о введении видов таможенных сборов, ставки таможенных сборов должны соответствовать единым требованиям ТК ЕАЭС: «размеры таможенных сборов не могут превышать примерной стоимости затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлены таможенные сборы» [6].

Несмотря на то что таможенные сборы являются платежом за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, а не опосредованы перемещением товаров через таможенную границу, они наряду с другими таможенными платежами оказывают влияние на внешнеторговую деятельность, а также обеспечивают доходы бюджетов стран - участниц ЕАЭС. Так, в Российской Федерации в 2016 г. доходы федерального бюджета от таможенных сборов составили 16,9 млрд руб., а в 2017 г. - 18,4 млрд руб.2

Проведенный анализ законодательства ЕАЭС показал, что виды и условия взимания таможенных сборов зависят от объекта обложения, цели ввоза или вывоза товара, вида транспорта, определенных операций таможенных органов, связанных с выпуском товаров, а ставки - от вида товара,

2 Информация официального сайта Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna. ru/#citizens. (дата обращения: 10.02.2019).

его таможенной стоимости и особенностей перемещения, расстояния перевозки, срока хранения товара. Кроме того, выявлена существенная разница в уровне ставок таможенных сборов в странах ЕАЭС, что создает неравные конкурентные условия для ввоза товаров на территорию ЕАЭС для стран - участниц Союза и влияет на распределение цепей поставок.

Одной из особенностей исчисления таможенных сборов в РФ является сниженная ставка таможенных сборов (75 % от базовой ставки) за таможенные операции при подаче декларации в электронной форме. Данная мера была введена в 2012 г. для мотивирования участников ВЭД подавать декларации на товары в электронной форме. Уже в 2013 г. наблюдается резкое снижение поступления доходов от таможенных сборов в РФ - 16,3 млрд руб., 2014 г. - 16,4 млрд руб.3

Однако эта мера на сегодня представляется нецелесообразной в связи с введенным с 2014 г. обязательным таможенным декларированием товаров в электронной форме, за исключением случаев, определенных постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме» [5]. Таким образом, сниженная ставка таможенных сборов при подаче декларации в электронной форме способствует лишь значительным потерям федерального бюджета РФ, а право стран ЕАЭС самостоятельно устанавливать виды и ставки таможенных сборов ведет к сложностям осуществления внешнеэкономической деятельности.

В сложившихся условиях приведение к единообразию таможенных сборов в рамках ЕАЭС позволит создать равные условия для осуществления внешнеторговой деятельности в странах Союза, повысит ее фискальную эффективность, а также позволит проводить единую фискальную политику Союза и станет признаком действительно единого экономического пространства.

Список литературы

1. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1947) от 30.10.1947. URL: https://base.garant.ru/2560614 (дата обращения: 20.01.2019).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 304093 (дата обращения: 20.01.2019).

3. О ставках таможенных сборов за таможенные операции: постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 (ред. от 12.12.2012). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50977 (дата обращения: 20.01.2019).

3 Информация официального сайта Федерального казначейства. URL: http://www.roskazna. ru/#citizens. (дата обращения: 10.02.2019).

4. О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение: постановление Правительства РФ от 11.09.2018 № 1082. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_306628 (дата обращения: 20.01.2019).

5. О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме: постановление Правительства РФ от 13.12.2013 № 1154. URL: https://base. garant.ru/70537600 (дата обращения: 07.03.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения: 20.01.2019).

© Филатова В. В., 2019 © Filatova V. V., 2019

Для цитирования:

Филатова В. В. Особенности применения таможенных сборов в странах ЕАЭС // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2019. № 1(86). С. 15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.