Научная статья на тему 'Особенности применения социолого-педагогических методов при исследовании защитных действий в волейболе'

Особенности применения социолого-педагогических методов при исследовании защитных действий в волейболе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕЙБОЛ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕТОДЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ / VOLLEYBALL / RESEARCH / METHODS / QUESTIONING / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / PEDAGOGICAL OBSERVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Александр Васильевич, Шиховцов Юрий Владимирович, Николаева Ирина Валерьевна, Кудинова Юлия Викторовна

В статье представлены социологические и педагогические методы научного исследования в сфере волейбола: анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент. Материал настоящего исследования получен на основе изучения литературных источников отечественных авторов. Практическая значимость работы заключается в том, что авторами проведена систематизация социолого-педагогических методов исследования. Это позволяет чётко сформулировать основные составляющие научного исследования (гипотезу, цель, задачи, объект, предмет исследования) и экспериментально обосновать результаты проведенного исследования. Представленные в статье методы научного исследования будут способствовать проведению исследования на высоком научном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Александр Васильевич, Шиховцов Юрий Владимирович, Николаева Ирина Валерьевна, Кудинова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of sociological and pedagogical methods application in research of defensive actions in volleyball

Sociological and pedagogical methods of the scientific research are presented in the article: the questioning, pedagogical experiment, pedagogical observations. The material of this study was obtained on the basis of domestic authors special literary study. The practical significance of the work lies in the fact that the authors systematized the sociological and pedagogical research methods. This allows us to clearly formulate the main components of research (hypothesis, aim, tasks, object, subject) and experimentally substantiate the results of the study. The research methods presented in the article will contribute to conducting research at a high scientific level.

Текст научной работы на тему «Особенности применения социолого-педагогических методов при исследовании защитных действий в волейболе»

осям VY, VX, VZ.

Анализ числового массива графиков показывает, что линейная скорость движения голеностопного сустава задней ноги составляет 6,1 м/с., а голеностопного сустава передней ноги - 7,5 м/с. Визуальный анализ графиков показывает, что во время удара передней ногой максимум функций находиться в одной точке, по сравнения с графиками линейной скорости задней ноги.

ВЫВОДЫ

В результате исследования можно сделать следующие обобщенные выводы:

1. В результате проведенного исследования выявлено, что наибольшей эффективностью обладает круговой удар передней ногой (долио чаги), так как его линейная скорость составляет 7,5 м/с, по сравнению с круговым ударом задней ногой (долио чаги), где значение анализируемого показателя находиться в диапазоне 6,1 м/с.

2. Удар передней ногой более эффективен, так как максимумы функций на графиках сходятся в одной точке, по сравнению с максимумами функций на графике линейной скорости удара задней ноги, следовательно, в данной точке максимальный импульс силы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загревский, В.И. Компьютерная программа построения расчетных моделей анализа движения биомеханических систем / В.И. Загревский, О.И. Загревский // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 66-68.

2. Воронович, Ю.В. Биомеханика тяжелоатлетических упражнений : монография / Ю.В. Воронович, Д.А. Лавшук, В.И. Загревский. - Могилев : [б. и.], 2014. - 196 с.

3. Воронович, Ю.В. Сравнительный биомеханический анализ пространственных показателей движения штанги в рывке у спортсменов высокой и средней спортивной квалификации / Ю.В. Воронович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 44-46.

REFERENCES

1. Zagrevsky, V.I. and Zagrevsky, O.I. (2014), "Computer program for constructing computational models for the analysis of the movement of biomechanical systems", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 66-68.

2. Voronovich, Yu.V., Lavshuk D.A. and Zagrevsky V.I. (2014), The biomechanics in weightlift-ing: monograph, Institute of Mogilev Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus, Mogilev.

3. Voronovich, Yu.V. (2018), "Comparative biomechanical analysis of spatial indicators of barbell movement in the clean and jerk among athletes of high and medium sports qualifications", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 2018, No 5 (159), pp. 44-46.

Контактная информация: levkov5959@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.02.2020

УДК 796.325

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ВОЛЕЙБОЛЕ

Александр Васильевич Левченко, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет; Юрий Владимирович Шиховцов, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Валерьевна Николаева, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Викторовна Кудинова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет

Аннотация

В статье представлены социологические и педагогические методы научного исследования в сфере волейбола: анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.

Материал настоящего исследования получен на основе изучения литературных источников отечественных авторов. Практическая значимость работы заключается в том, что авторами проведена систематизация социолого-педагогических методов исследования. Это позволяет чётко сформулировать основные составляющие научного исследования (гипотезу, цель, задачи, объект, предмет исследования) и экспериментально обосновать результаты проведенного исследования. Представленные в статье методы научного исследования будут способствовать проведению исследования на высоком научном уровне.

Ключевые слова: волейбол, исследование, методы, анкетирование, педагогический эксперимент, педагогические наблюдения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p201-205

FEATURES OF SOCIOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS APPLICATION IN RESEARCH OF DEFENSIVE ACTIONS IN VOLLEYBALL

Alexander Vasilievich Levchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State Social and Pedagogical University; Yury Vladimirovich Shikhovtsov, the candidate

of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Valeryevna Nikolaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yulia Viktorovna Kudinova, the senior teacher, Samara State

University of Economics

Abstract

Sociological and pedagogical methods of the scientific research are presented in the article: the questioning, pedagogical experiment, pedagogical observations. The material of this study was obtained on the basis of domestic authors special literary study. The practical significance of the work lies in the fact that the authors systematized the sociological and pedagogical research methods. This allows us to clearly formulate the main components of research (hypothesis, aim, tasks, object, subject) and experimentally substantiate the results of the study. The research methods presented in the article will contribute to conducting research at a high scientific level.

Keywords: volleyball, research, methods, questioning, pedagogical experiment, pedagogical observations.

ВВЕДЕНИЕ

При проведении научных исследований широко используются социолого-педагоги-ческие методы исследования. Социологические методы (анкетирование, опрос, беседа, интервью) помогают исследованию извлечь полезную информацию о практическом состоянии изучаемой проблемы, подтверждающую, опровергающую или дополняющую материал, полученный в процессе анализа и обобщения данных, предоставленных в специальной научной и методической литературе (учебники, учебные пособия, диссертации и авторефераты диссертаций, научные статьи и др.) В ходе педагогических наблюдений за соревновательной (тренировочной) деятельностью исследователь получает дополнительную информацию о практическом состоянии изучаемой проблемы.

Использование социолого-педагогических методов при проведении научных исследований позволяет исследователю выбрать объект и предмет исследования, чётко сформулировать рабочую гипотезу, определить цель, задачи и методы исследования. Представленные выше методы исследования применяются и при проведении исследований в области волейбола.

Цель исследования - выяснить характерные особенности применения социально-педагогических методов в сфере изучения защитных действий в волейболе.

Задачи исследования: 1) определить особенности использования метода анкетирования при изучении тактико-технических действий волейболистов в защите; 2) разработать технологию педагогических наблюдений за соревновательной деятельность волейболистов в защите; 3) обосновать значимость педагогического эксперимента, как основного метода исследования тактико-технической деятельности волейболистов в защите. Материал

исследования получен на основе анализа и обобщения специальных литературных источников и педагогических наблюдений за тренировочной и соревновательной деятельностью волейболистов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей статье авторы на примере исследования тактико-технических действий волейболистов в защите (прием подачи и нападающих ударов соперника), предлагают подробное описание следующих методов: 1) анкетирование; 2) педагогическое наблюдение; 3) педагогический эксперимент.

Анкетирование и опрос тренеров и спортсменов проводится с целью выяснения практического состояния изучаемой проблемы. Анкетирование может быть по числу респондентов групповым, аудиторным, массовым; по широте охвата анкетирование подразделяется на сплошное и выборочное; по типу контакта с респондентом - очное и заочное. В последние годы широко применяется онлайн-опрос (интернет-опрос и web-опрос) - сбор социологической информации на основе использования интернет-технологий. Анкетирование и опрос желательно сопровождать параллельной беседой (интервьюированием) с респондентами и должны соответствовать требованиям, имеющимся в специальной литературе. Полезные для исследования сведения могут быть получены в ходе анализа ответов спортсменов на вопросы, предложенные исследователем в анкете. Изучение тактико-технической деятельности волейболистов в защите весьма эффективно при использовании следующих вариантов анкет: а) анкета по изучению факторов, влияющих на своевременность и правильность выбора места игроком, принимающим подачу или нападающий удар соперника, на волейбольной площадке; б) анкета по изучению тактических расстановок, используемых волейболистами на приеме различных подач (силовых, планирующих и др.) и нападающих ударов в условиях соревнований.

Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью и видеозапись -эффективные методы исследования тактико-технических действий и взаимодействий волейболистов различной квалификации при игре в защите. Данный метод используется на соревнованиях соответствующего цели исследования масштаба (городские, областные, всероссийские и т. д.). Для анализа тактической деятельности волейболистов необходимо использовать методики, предложенные ведущими специалистами волейбола. [1, 5]. Регистрации подлежат следующие параметры: 1) виды используемых тактических систем при приеме подачи; 2) разновидность подач; 3) место, с которого соперник выполняет атаку; 4) место попадания мяча в волейбольную площадку (для этого зона атаки и половина площадки принимающей команды делятся на квадраты площадью 1м2; каждому квадрату присваивается условное буквенно-цифровое обозначение); 5) траектория полета мяча, летящего после выполнения подачи соперником: без изменения траектории полета мяча ( без касания сетки или рук блокирующих игроков); с изменением траектории полета мяча после касания сетки или рук блокирующих игроков; 6) ампула игрока, принимающего подачу; 7) результативность приема подачи в зависимости от конкретной игровой ситуации; 8) системы игры на приеме подачи или нападающего удара.

При протоколировании педагогических наблюдений используются стенографический метод и графическая запись. Для детального анализа поражаемости различных зон волейбольной площадки и действий игроков при организации защитных действий, а также регистрации пространственно-временных параметров атакующих ударов соперника используется видеозапись [3, 4].

Педагогический эксперимент. В качестве основного метода исследований избирается, в большинстве случаев, педагогический эксперимент, причем в зависимости от решаемых задач используются различные его виды.

В процессе констатирующего педагогического эксперимента решается задача определения наиболее поражаемых подачами и нападающими ударами участков площадки и

длительности фазы полета мяча при выполнении подач игроками атакующей команды в условиях соревнований [2].

Метод модельного эксперимента в исследовании применяется для исследования скоростных возможностей волейболистов [4]. Подбор испытуемых при проведении модельного эксперимента необходимо осуществлять лотерейным способом.

Формирующий эксперимент применяется для проверки выдвинутой гипотезы. В качестве экспериментальной базы выступают кафедры физического воспитания вузов, спортивные отделения вузов, отделения спортивных школ и другие образовательные учреждения. Для большей достоверности результатов исследования целесообразно проводить формирующий педагогический эксперимент в течение длительного времени (8-10 месяцев).

Формирующий эксперимент по направленности должен быть сравнительным, по логике доказательств - перекрестным, по условиям проведения - естественным [3]. Эксперимент необходимо проводить в течение всего учебно-тренировочного цикла, чтобы его участники имели возможность принимать участие во всех официальных соревнованиях. Это позволяет расширить рамки экспериментального воздействия.

Для участия в эксперименте отбираются испытуемые, из которых методом случайной выборки (лотерейный способ) формируются две группы - экспериментальная и контрольная. Уровень спортивной подготовленности волейболистов в группах не должен иметь существенных различий. Не должно быть разницы в возрасте и в спортивной квалификации.

Наибольшей достоверностью отличаются результаты исследования, полученные в ходе перекрестного педагогического эксперимента. В данном случае формирующий эксперимент состоит из двух этапов (четыре-пять месяцев каждый). В ходе эксперимента обе группы поочередно (очередность определяется по жребию) подвергаются влиянию специально организованного педагогического фактора - экспериментальной программы. Предложенная программа, оформленная в виде блоков учебно-тренировочных занятий, должна полностью укладываться в содержание тактической подготовки команды и принципиально не менять содержания и направленности учебно-тренировочного процесса. Другие виды подготовки волейболистов должны сохранять свои обычные пропорции в общем объеме учебно-тренировочной работы. Занятия в обеих группах должны проводиться одним и тем же преподавателем (тренером).

Основной формой организации учебно-тренировочных занятий в экспериментальной и контрольной группах является урок продолжительностью 120 минут, состоящий из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Дополнительной формой организации занятий служат соревнования, которые проводятся в виде товарищеских встреч и официальных турниров.

Эффективность воздействия экспериментальной программы определяется по динамике показателей теоретической, специальной физической, тактико-технической подготовленности спортсменов и по результативности приема атакующих ударов соперника в условиях соревнований [1, 5]. Результаты исследования должны быть корректно обработаны методами математической статистики.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно заключить: 1) наиболее распространенными социолого-пе-дагогическими методами научного исследования являются: анкетирование (опрос), педагогические наблюдения, педагогический эксперимент; 2) перед проведением анкетирования необходимо определить вопросы, отвечая на которые респонденты должны осветить практическое состояние проблемы исследования; 2) в процессе педагогических наблюдений за соревновательной (тренировочной, учебной) деятельностью исследователь получает информацию, дополняющую результаты анкетирования, а также уточняет

компоненты, подлежащие научному исследованию; 3) педагогический эксперимент является заключительным этапом исследования; перед проведением эксперимента определяется контингент обследуемых спортсменов (мужчины и женщины) и уровень их спортивной квалификации; объём выборки должен быть репрезентативным, а результаты эксперимента - достоверно значимыми.

Следует подчеркнуть, что представленные выше методы научного исследования будут способствовать проведению исследования на высоком научном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашибоков, М. Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - № 1 (20). - С. 290-293.

2. Эффективность тактико-технических действий волейболистов студенческих команд в нападении / В.П. Губа, Ю.В. Шиховцов, Ю.В. Кудинова, И.В. Николаева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2019. - № 2 (9). - С. 44-47.

3. Николаева, И.В. Современный подход к методике формирования навыков приема подачи у квалифицированных волейболистов : монография / И.В. Николаева, Ю.В. Шиховцов, Л.А. Иванова. - Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2015. - 116 с.

4. Технические устройства для исследования защитных действий в волейболе / Ю.В. Шиховцов, И.В. Николаева, Ю.В. Кудинова, Л.Г. Шиховцова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 281-287.

5. Фисунов, А.В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов / А.В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - № 3 (21). - С. 113-118.

REFERENCES

1. Ashibokov, M.D. (2006), "Criteria for assessing the technical and tactical preparedness of volleyball teams", Bulletin of ASU, Vol. 20, No. 1, pp. 290-293.

2. Guba, V.P., Shikhovtsov, Yu.V., Kudinova, Yu.V. and Nikolaeva, I.V. (2019), "The effectiveness of the tactical and technical action of student team volleyball players in the attack", OlymPlus. Humanitarian version, Vol. 9, No. 2, pp. 44-47.

3. Nikolaeva, I.V., Shikhovtsov, Yu.V., and Ivanova, L.A. (2015), Modern approach to the technique of serve reception skills formation to qualified volleyball players: monograph, publishing house of Samara State Economic University, Samara.

4. Shikhovtsov, Yu.V., Nikolaeva, I.V., Kudinova, Yu.V. and Shikhovtsova, L.G. (2016), "Technical devices for the study of protective actions in volleyball", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No.1, pp. 281-287.

5. Fisunov, A.V. (2014), "Analysis of various systems for assessing the performance of highly qualified volleyball players", Problems of modern science and education, Vol. 21, No. 3, pp. 113-118.

Контактная информация: niv2017@bk.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2020

УДК 796.011

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПОНЕНТОВ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ОЛИМПИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ С УЧЕТОМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА

Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Любовь Сергеевна Леонтьева, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва; Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Витальевич Белинский, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Вероника Евгеньевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.