Научная статья на тему 'Особенности применения ревеню-менеджмента в музыкальном бизнесе'

Особенности применения ревеню-менеджмента в музыкальном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / ТЕНДЕНЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА / МИРОВОЙ РЫНОК / РЕВЕНЮ-МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИИ / THE MUSIC INDUSTRY / THE TRENDS OF THE MUSIC BUSINESS / GLOBAL MARKET / REVENUE MANAGEMENT / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березовская А.А., Березовский А.Н.

В статье проведено исследование ревеню-менеджмента как одного из инновационных решений повышения эффективности ведения музыкального бизнеса. Новизна работы состоит в оценке актуальности ревеню-менеджмента и степени возможности его применения в архитектуре современного музыкального бизнеса. Путем исследования доказано, что глобализационные трансформации ведут к изменению структуры мирового музыкального рынка. Также определено, что ревеню-менеджмент крайне эффективен в данном секторе экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения ревеню-менеджмента в музыкальном бизнесе»

Березовская А. А.1, Березовский А.Н.2 ©

1Магистрант, кафедра мировой экономики и международных экономических отношений, Санкт-Петербургский государственный экономический университет;

2

Доцент, канд. мед. наук, кафедра патологической анатомии, судебной медицины и права Винницкий национальный университет им. Н.И. Пирогова

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РЕВЕНЮ-МЕНЕДЖМЕНТА В МУЗЫКАЛЬНОМ

БИЗНЕСЕ

Аннотация

В статье проведено исследование ревеню-менеджмента как одного из инновационных решений повышения эффективности ведения музыкального бизнеса. Новизна работы состоит в оценке актуальности ревеню-менеджмента и степени возможности его применения в архитектуре современного музыкального бизнеса. Путем исследования доказано, что глобализационные трансформации ведут к изменению структуры мирового музыкального рынка. Также определено, что ревеню-менеджмент крайне эффективен в данном секторе экономики.

Ключевые слова: Музыкальная индустрия, тенденции музыкального бизнеса, мировой рынок, ревеню-менеджмент, инновации.

Keywords: The music industry, the trends of the music business, global market, revenue management, innovation.

Современная мировая экономическая среда формируется с учетом того, что глобальное развитие мира стоит на грани неопределенности, которая заставляет переоценивать системы построения и реализации эффективных моделей ведения бизнеса. Все чаще мы можем наблюдать, как повседневные процессы и принципы, проводимые ранее устоявшимся консервативным способом, меняют направление и структуру влияния путем перехода к виртуализации [4], благодаря которой происходит разделение труда на международном рынке между теми субъектами, кто ранее в нем не участвовал.

Известно, что неопределенность не дается современному предсказанию и проще ее не замечать, но в эпоху «смерти расстояний» [5], которая, по мнению аналитиков, началась в 90х годах 20 века, она позволяет сфокусировать внимание на переходе от базовых к пионерным секторам экономики. Мы отчетливо видим, что в архитектуре современной мировой экономики приоритет отдается научно-техническому прогрессу и формированию комплекса кластеров в поле зрения коммуникационно-информационного сектора. Без применения инновационных моделей невозможно представить ведение бизнеса, оценку его эффективности и т.п.

Ревеню-менеджмент - это одна из таких инноваций, которая выделилась в самостоятельную науку в результате необходимости повышения доходности на предприятиях авиационного и туристско-гостиничного бизнеса. Но тенденции последних лет показали, что ревеню-менеджмент приобретает все большее развитие и в других сферах, не связанных с «продажей воздуха».

В рамках данной статьи мы приняли решение рассмотреть особенности применения ревеню-менеджмента на примере музыкального бизнеса. Данное направление было выбрано не случайно. Возникновение и развитие индустрии развлечений являются прямым следствием достижения определенного уровня доходов населения, когда, помимо удовлетворения базовых нужд, возникает потребность в дополнительных услугах, и появляются свободные средства для того, чтобы этими услугами пользоваться.

© Березовская А.А., Березовский А.Н., 2015 г.

По мере развития общества, роста производительных сил наблюдается

увеличение занятости в сфере услуг, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. В первую очередь, это происходит из-за того, что экономическая среда становится более нестабильной и развлечения, как социальная услуга становится более предпочтительными из-за желания быть здоровее и отдыхать более активно. Также можно сказать, что роль услуг по отношению к товарам выигрывает по причине скорости доставки услуги, которая с каждым годом с помощью технического прогресса увеличивается.

Исходя из вышесказанного, логичным, по нашему мнению, является выявление особенностей применения ревеню-менеджмента на примере музыкального бизнеса, т.к. это больше чем просто сектор экономики. Динамика предоставления услуг в индустрии развлечений растет в более высоком темпе, чем в других секторах и она больше подвержена влиянию извне, т.к. является довольно монополизированной.

Учитывая то, что в России в последние годы наблюдается тенденция к повышению показателей на рынке услуг и, по мнению американских аналитиков, у нее серьезный интеллектуальный и технический потенциал, мы считаем логичным выход России на мировой музыкальный рынок, что обуславливает актуальность исследования применения ревеню-менеджмента, который, по нашему мнению, приведет к более высокой эффективности работы в данном секторе.

Новизной и целью нашего исследования было выявление особенностей развития ревеню-менеджмента в музыкальном бизнесе и оценка степени возможности его применения.

По мнению зарубежных аналитиков, система ревеню-менеджмента - это применение функциональных систем, позволяющих прогнозировать поведение потребителей на микроуровне рынка и оптимизировать такие показатели как наличие товара и цену с целью роста доходов [6].

После проведенного исследования эволюционного развития ревеню-менеджмента, можно сделать вывод, что, в итоге, это некая политика ценообразования, направленная на достижение максимальной доходности, учитывая и прогнозируя спрос в определенный момент. Обычно это может быть связанно с сезонностью, изменением цен на те или иные товары, престижностью, модой, повышением необходимости в комфорте, доступностью товаров.

Мировой музыкальный бизнес - часть экономики и общественной жизни, объединяющая компании и граждан, зарабатывающих деньги посредством создания и продажи музыкальных произведений.

В современном мире музыкальная индустрия концентрируется в США и Великобритании. Американцы скупают 1/3 всех выпускающихся в мире дисков, в Штатах же концентрируются и все основные музыкальные компании и звукозаписывающие студии. В Англии каждый местный житель покупает в год в среднем 7 дисков - это самый высокий показатель в мире (рис. 1.).

Рис.1. - Средний показатель количества дисков покупаемых в год в отдельных странах, шт. [7]

Будущее мировой музыкальной индустрии теперь полностью связывается с цифровыми сетями, а технологические решения последнего времени практически стерли грань между интернетом и мобильной связью. Мы видим, что продажи физических носителей значительно снижаются, музыка доставляется потребителю все более оперативно и удобно, при этом потребитель все меньше раздумывает о технической стороне доставки -сервисы берут эту функцию на себя (рис. 2.)

2011 г. 2012 г. 2013 г.

■ Продажа физических носителей

■ Мобильные продажи

■ Интернет - продажи

Рис. 2. - Мировая динамика структуры цифровых продаж музыкального контента (легальный

сегмент), % [7]

Некоторые из наиболее очевидных трендов, существующих на современном этапе развития музыкальной индустрии: эпоха физических носителей завершается, объемы розницы и дистрибьюции сокращаются в разы, сегмент рынка перестает быть перспективным и инвестиционно привлекательным; растут продажи музыкального контента в мобильных и интернет-сетях, концертная отрасль демонстрирует незначительный тренд в сторону повышения, рейтинг России в мировом музыкальном бизнесе повышается, что является хорошей тенденцией.

Основной развития музыкальной индустрии России мы видим: усовершенствование системы регулирования прав собственности, повышение технического уровня записи, включая использование более качественного и нового оборудования, а также улучшение образования персонала сферы звукозаписи, изменение методики продвижения музыкальных продуктов на мировой рынок.

Приоритетным же мы считаем внедрение инноваций, как технических, так и интеллектуальных и повышение скорости реагирования на изменение конъюнктуры мирового рынка. Одной из подобных инноваций можно назвать применение ревеню-менеджмента.

Для оценки возможности применение ревеню-менеджмента мы выделили несколько категорий потребителей. К ним относятся низкий, высокий и самый высокий уровни. Низкий - это большинство населения, fan - зона, сравнивая с сектором авиаперевозок - это leisure-туристы. Высокий - это vip-зона, бизнес-класс, для которых спрос менее эластичен и не ведет к значительному изменению продаж в случае изменения цены. И самый высокий-это сегмент luxury, к нему мы решили отнести коллекционеров, которые готовы заплатить завышенную цену, если им интересен какой-либо товар.

По нашему мнению, основной проблемой ревеню-менеджмента в музыкальном бизнесе является невозможность оценки спроса, особенно в низшей категории. Если рассматривать продажи физических носителей, то наравне с прогнозированием и «автоматическим» ценообразованием в сфере авиа-перевозок и отельном бизнесе, к примеру, музыкальный бизнес не может так быстро реагировать, т.к., по нашему мнению, он все же не является «продажей воздуха» и нуждается в наиболее скорой реализации своей продукции. Но если говорить о концертной деятельности, возможность применения ревеню-

менеджмента очевидна.

Но, несмотря на то, что в рамках теории ревеню-менеджмента низкий сектор эластичен и посещение концертов должно увеличиваться, если концерт бесплатный, но, как мы видим, это не происходит (по данным 2014 года посещение платных концертов увеличилось на 5,4 % по отношению к 2008 году, а в секторе бесплатных на 2,1 %, в общей структуре концертов). Высокий сегмент также на это не реагирует. Соответственно, можно сделать вывод, что концертная деятельность не поддается законам ревеню-менеджмента.

Также мы считаем необходимым проведение оценки возможности применения ревеню-бизнеса в сегменте продажи музыкальной продукции в онлайн-режиме (учитывая то, что продажи физических носителей находятся на спаде (согласно теории жизненного цикла), исследование данного сегмента не проводилось).

Низкий сегмент Высокий сегмент

■ Платные мероприятия

■ Бесплатные мероприятия

Рис. 3. Структура посещения платных и бесплатных концертных мероприятий в мире в каждом

из секторов на 2014г., %

На рисунке 4 представлены результаты экспериментальных исследований, проведенных компанией Apple в разрезе продаж музыки в сети интернет, продаваемой iTunes, с учетом изменения цены на товары контрольной группы товаров, к которому относились, к примеру, музыкальные альбомы групп Metallica, Depeche Mode и альбомы Madonn’bi.

■ 2012 (цена была снижена на 8%)

■ 2012 (цена была повышена на 6%)

■ 2013 (цена была снижена на

3%)

■ 2014 (цена была снижена на

2%)

Рис. 4. Прирост продаж музыки в сети интернет, продаваемой iTunes с учетом изменения цены на товары контрольной группы товаров, 2012 - 2014 гг., % [1]

В результате оценки данных мы пришли к выводу, что онлайн-продажи могут быть повышены со снижением цены на музыкальные товары. Это говорит о нескольких вещах:

1) Низкий сегмент является потребителем онлайн-продаж музыкальной продукции;

2) Спрос на продажи музыки в онлайн-режиме может быть скорректирован с помощью управления политикой ценообразования.

Взяв во внимание первый принцип достижения богатства мексиканского бизнесмена Карла Слима «эксплуатация потребностей бедных» [2] мы пришли к выводу, что более привлекательным для развития музыкального бизнеса России и мира в целом является влияние на низкий сегмент с помощью ревеню-менеджмента.

Основные пути включают в себя создание интерактивной информационной модели оценки спроса на музыкальную продукцию в интернете, которая также будет анализировать конкурентные предложения и опираться на определенный период жизненного цикла всех категорий товаров. Согласно нашему исследованию важную роль в совершении покупок

играет время года. Мы пришли к выводу, что покупки товаров «для души» совершаются в соотношении, представленном на рисунке 5.

Рис. 5. Время года и процент покупок товаров «для души», %

На базе данного предположения, по нашему мнению, цены на товары должны снижаться в летнее и весеннее время, а также в праздничные дни (существует теория о том, что во время них покупки составляют минимальный процент) и повышаться, когда спрос повышается - в зимний и осенний периоды, а также мы считаем, что необходимо включить в модель систему проведения концертов в том или ином регионе, городе. По нашему мнению, продажи музыкальной продукции повышаются, когда в город покупателя приезжает любимая группа. А также должны учитываться трагические ситуации, к примеру, смерть "короля блюза" B.B. King^ привела к повышению продаж его музыкальной продукции на 27% [3]. Для учета последнего показателя необходимо применение систем искусственного интеллекта, которые бы считывали информацию с официальных сайтов музыкальных исполнителей, групп, лейблов и т.п.

Итак, после проведенного исследования, мы видим, что ревеню-менеджмент необходимо применять в музыкальном бизнесе, т.к. он определенно приведет к повышению доходности данного сектора, особенно если говорить об онлайн-продажах.

Литература

1. Данные статистического исследования, проведенного Apple по деятельности iTunes. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: AppleInsider.ru.

2. Карл Слим, владельцем громадной индустриальной империи в сфере коммуникаци. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.carlosslim.com/, цитата.

3. Новое время // «Умер король блюза Би Би Кинг. Режим доступа: Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nv.ua/lifestyle/showbiz/umer-korol-blyuza-bi-bi-king-8195.html

4. С.И. Рекорд. - Методология развития кластерных систем как мезоуровня международной экономической интеграции // СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 211 с.

5. Cairncross F. The Death of Distance: How the Communications Revolution Will Change Our Lives. -Harvard Business School Press, 1997.

6. Cross, R. Revenue Management: Hard-Core Tactics for Market Domination. New York, NY: Broadway Books, 1997, 276 p.

7. IMF World Economic Outlook Database - Макроэкономические показатели по стран и объединениям стран. - Электронный ресурс - // Режим доступа: http://www.imf.org/external/ pubs/ft/weo/2009/02/weodata/index.aspx.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.