Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная база / образовательный процесс / интерактивный интерфейс / мультимедийные технологии / демонстрация визуальных материалов / творческое мышление / электронные системы обучения. / multimedia technology / the informational basis of the educational process / knowledge visualization / interactive interface / visual material demonstration / creative thinking / e-learning systems.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жабборова, Нафиса Хикматовна

Модернизация методов обучения требует более широкого использования мультимедийных технологий в образовании. Такой подход позволяет создать совершенно новую высшую и среднюю школу, значительно повысить эффективность занятий, индивидуализировать процесс получения знаний. Издавна известно, что люди делятся на несколько типов по способу восприятия информации визуально, по слуху или по практическому применению, но есть и другие, более тонкие грани личностей, которые не учитываются при создании равных условий, и в конце концов, у каждого из них свои наклонности и скорость обработки поступающей информации. В данной статье рассматриваются особенности применения мультимедийных технологий в образовании. Тенденции развития современной системы высшего образования неразрывно связаны с более широким внедрением в образовательный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN EDUCATION

The modernization of teaching methods requires greater use of multimedia technology in education. This approach makes it possible to create a completely new higher and secondary school, to significantly increase the efficiency of classes, to individualize the process of acquiring knowledge. It has long been known that people are divided into several types by the way they perceive information visually, by hearing, or by practical application, but there are other, more subtle facets of personality, which are not taken into consideration when creating equal conditions, and in the end, everyone has his own inclinations and speed of processing incoming information. This article deals with the peculiarities of multi-media technology application in education. Trends in the development of the modern higher education system are inextricably connected with the wider introduction of various forms, methods, and means of active learning into the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

Scientific Journal Impact Factor

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Жабборова Нафиса Хикматовна,

ассистент, 1 аЬЬогоуап252@ешай .сот, Бухарский филиал ТИИИМСХ, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

Модернизация методов обучения требует более широкого использования мультимедийных технологий в образовании. Такой подход позволяет создать совершенно новую высшую и среднюю школу, значительно повысить эффективность занятий, индивидуализировать процесс получения знаний.

Издавна известно, что люди делятся на несколько типов по способу восприятия информации - визуально, по слуху или по практическому применению, но есть и другие, более тонкие грани личностей, которые не учитываются при создании равных условий, и в конце концов, у каждого из них свои наклонности и скорость обработки поступающей информации. В данной статье рассматриваются особенности применения мультимедийных технологий в образовании. Тенденции развития современной системы высшего образования неразрывно связаны с более широким внедрением в образовательный процесс различных форм, методов и средств активного обучения.

Ключевые слова: информационная база, образовательный процесс, интерактивный интерфейс, мультимедийные технологии, демонстрация визуальных материалов, творческое мышление, электронные системы обучения.

The modernization of teaching methods requires greater use of multimedia technology in education. This approach makes it possible to create a completely new higher and secondary school, to significantly increase the efficiency of classes, to individualize the process of acquiring knowledge.

It has long been known that people are divided into several types by the way they perceive information - visually, by hearing, or by practical application, but there are other, more subtle facets of personality, which are not taken into consideration when creating equal conditions, and in the end, everyone has his own inclinations and speed of processing incoming information. This article deals with the

ABSTRACT

Scientific Journal Impact Factor

peculiarities of multi-media technology application in education. Trends in the development of the modern higher education system are inextricably connected with the wider introduction of various forms, methods, and means of active learning into the educational process.

Keywords: multimedia technology, the informational basis of the educational process, knowledge visualization, interactive interface, visual material demonstration, creative thinking, e-learning systems.

ВВЕДЕНИЕ

В 1990-х годах популярным стало понятие "мультимедиа". Мультимедиа -это мультикомпонентный ресурс, допускающий использование текста, графики, видео и анимации. "Мультимедиа" означает умение работать с информацией в цифровом виде, как с обычными компьютерами. При помощи мультимедийных компьютеров, возможно, проигрывать как аудио (музыку, речь и т.д.), так и визуальную информацию (видеоклипы, мультипликационные фильмы и т.д.). Для воспроизведения видеоэффектов можно показывать съемные компьютерные презентации, мультфильмы, видеоклипы, движущиеся рисунки и тексты, изменять цвет и масштаб изображения, его мерцание и плавное исчезновение и т.д.[13; 3]

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Мультимедийные устройства при-меняют особый прием передачи информации:

1. Взаимодействие отдельных информационных объектов (текста, графики, видеофрагментов) с применением гиперссылок. Гиперссылки предоставляются в форме индивидуально оформленного текста или конкретного графического образа. На мониторе может отображаться одновременно множество гиперссылок, и каждая из них задаёт свой маршрут.

2. Интерактивность, которая представляет собой диалоговую модель пользователя с ресурсом, в которой он может самостоятельным образом установить интересную ему информацию, быстроту и очередность ее передачи.

В состав мультимедийного обучающего компьютера включено вспомогательное оснащение: CD-дисковод, гарнитура для наушников и звуковые колонки. Для показа в аудитории требуется особый проектор и монитор.[6; 1]

Применение мультимедийных программ в учебном кабинете выдвигает повышенные требования к компьютерной технике: количество памяти, аудио

Scientific Journal Impact Factor

аппаратуры, скорость работы CD-ROM или DVD-ROM-привода. Увеличение скорости работы компьютеров сделало возможным использование мультимедийных технологий в классе.

Большой диапазон иллюстраций, широкое внедрение образного мышления в учебный процесс позволяет студентам осознать предложенный учебный материал в комплексе. Педагог имеет возможность совмещать представление теоретической информации с показательным пособием.

Мультимедийные технологии позволяют получить такое изображение информации, при котором пользователь ощущает ее сразу несколькими способами одновременно, а не поочередно, как это делается в традиционном образовании. При совместном влиянии на студента через зрение и слух и привлечении его к пассивным действиям темп освоения обучаемого материала может составлять до 75 %.

Мультимедийные обучающие программы применяются для фронтального, коллективного и персонального изучения в аудитории, а также для индивидуальной работы на дому.

Они предоставляют потребителю различные варианты настройки: студент, овладевающий учебным пособием, устанавливает скорость обучения, объем материала и уровень трудности.

Позитивные факторы, говорящие в пользу данного способа усвоения материала, таковы:

1. наилучшее и глубокое восприятие усваиваемого учебного материала.

2. Стимулирование обучающегося к контакту с новой сферой знаний.

3. Экономия учебного времени благодаря существенному сокращению времени, необходимого для усвоения материала.

4. Накопленные знания сохраняются в памяти в течение более длительного времени и проще восстанавливаются позже для практического использования после короткого повторения.[10; 230-234]

Преимущества медиа-обучения

Занятия, основанные на компьютерных технологиях и программного обеспечения, называются computer-assisted learning (CAL). Этот термин сложился под воздействием известного в англоязычных странах термина - CBT (Computer Bases Training) - Computer-Based Learning Support (Поддержка компьютерного обучения).

Массовое применение мультимедиа позднее привело к появлению нового названия для таких уроков - "мультимедийный урок". Для упрощения

Scientific Journal Impact Factor

произношения название было сокращено, и теперь наиболее часто употребляется - "медиа урок". На самом деле, все три понятия можно употреблять в одном и том же значении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медиа-урок имеет свои методологические преимущества и возможности:

- увеличение эффективности образовательного процесса за счет параллельного изложения педагогом теоретической информации и демонстрационного материала с большой степенью наглядности; возникновение возможности моделирования объектов и явлений; автоматизация повседневных действий и т.д. [9; 48-50]

- Умение обучить учащихся применять компьютеры для решения задач через практическую обработку информации на компьютерах;

- Организация индивидуальной деятельности учащихся, повышение их познавательной самостоятельности и творческих способностей;

- Увеличение стимулов к обучению за счет привлекательности компьютера, которая повышается за счет мультимедийных эффектов;

- Развитие у студентов навыков визуально-воспитательного мышления, развития двигательной активности и вербальной коммуникации;

- Формирование умения работать с информацией (поиск, отбор, обработка, систематизация и подбор смысловых групп, построение логических связей и т.д.), формирование информационной культуры учащихся.

REFERENCES

1. Андреев А. А. Введение в интернет-образование: учебник / А. А. Андреев. M.: Логотипы, 2003. - 73 p.

2. Андреев Бент. В. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [перевод с английского] / Бент. Б. Андерсон, Катя Ван Ден Бринк. - 2-е изд.; пересмотрено и дополнено - М.: Дрофа, 2007. - 221 p.

3. Новиков С. П. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003. - № 9. - p. 32 -

4. Смолянинова О. Мультимедиа для студента и преподавателя / О. Смолянинова // Информатика и образование. - 2002. - № 2. - p. 48 - 54.

5. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [Учебник для 3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебник для

38.

Scientific Journal Impact Factor

высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 188 p.

6. http://www.iatp.md/virtualka лекционный курс "Мультимедиа-сервис". Государственный университет Молдовы.

7. http://www.tula.net/tgpu/resouces/yakushin/html_doc/doc08/doc08index.htm "Мультимедийные технологии", курс лекций. Якушин А.В.

8. МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Болдырева Т.П., Севрюкова О.И. В сборнике: Инновационная деятельность науки и образования в агропромышленном производстве. материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор И.Я. Пигорев. 2019. С. 270-273.

9. Социально-гуманитарное знание в научном и образовательном пространстве аграрного вуза Пигорева О.В., Болдырева Т.П. Региональный вестник. 2020. № 3 (42). С. 48-50.

10. Международные связи кгсха и их значение в системе подготовки специалистов Болдырева Т.П. В сборнике: Проблемы развития аграрного сектора региона. материалы всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях. 2006. С. 230-234.

11. Jabborova, N. H., Sh, S. G., & Ikromova, M. B. (2020). Rajabov A. O'. Tursunova ME Foreign Languages Teaching Methodology Requirements. International Journal of Psychosocial Rehabilitation.

12. Khikmatovna, J. N. Peculiarities of Translating Proverbs in Russian Into English. JournalNX, 445-448.

13. Khikmatovna, J. N. (2020). NEW IN ENGLISH LANGUAGE DISTANCE TEACHING. International Engineering Journal For Research & Development, 5(7),

14. Jabborova Nafisa Khikmatovna, "РШМАЯУ SCHOOL REАDING INSTRUCTION", IEJRD - International Multidisciplinary Journal, vol. 5, no. 4, p. 4, Jun. 2020.

15. Sh, J. S. (2021). COMPARATIVE TYPOLOGICAL ANALYSIS OF HOMONYMY AND POLYSEMY IN ENGLISH, RUSSIAN AND UZBEK. Academicia Globe: Inderscience Research, 2(6), 93-97.

16. Sadikovna, M. M. (2020). СТРУКТУРНАЯ СПЕЦИФИКА ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. В научный сборник вошли научные работы, посвященные широкому кругу современных проблем науки и образования, вопросов образовательных технологий 2020.-436 с., 252.

4-4.

Scientific Journal Impact Factor

17. Sadikovna, M. M. (2021). THE ORIGIN OF PROVERBS AND SAYINGS. Academicia Globe: Inderscience Research, 2(6), 106-110.

18. Uktamovich, R. A., & Jalilovna, J. L. (2021). THE PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE MAIN HERO IN J. ROWLINGS HEPTALOGY OF HARRY POTTER. International Engineering Journal For Research & Development, 6(2), 5-5.

19. Rajabov, Akhtam and Jalilova, Lola Jalilovna (2021) "PECULIARITIES OF MODERN UZBEK CHILDRENS LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF KHUDOIBERDI TOKHTABOYEVS WORKS)," Scientific reports of Bukhara State University: Vol. 5 : Iss. 2 , Article 15.

20. Radjabova Lyubov Usmanovna. (2021). STATUS AND TRENDS OF INTERNET USE IN THE EDUCATION SYSTEM OF UZBEKISTAN. Academicia Globe: Inderscience Research, 2(6), 102-105. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/CKZGH

21. Jumayeva, S. (2018). COMPARISON OF UZBEK AND GERMAN COMPOUND NOUNS. Теория и практика современной науки, (4), 50-52.

22. Jumayeva Sh. Sh. (2021). COMPARATIVE TYPOLOGICAL ANALYSIS OF HOMONYMY AND POLYSEMY IN ENGLISH, RUSSIAN AND UZBEK. Academicia Globe: Inderscience Research, 2(6), 93-97. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/85GXT

23. Bozorova Muhabbat Abdurahmonovna. (2020). PROVERBS IN SHAKESPEARE'S WORKS. International Engineering Journal For Research & Development, 5(7), 4. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/BSFJQ

24. Bozorova Muhabbat Abdurahmonovna. (2021). INTERACTIVE METHODS AND THEIR ROLE IN EDUCATION IN THE UNIVERSITY. Academicia Globe: Inderscience Research, 2(6), 90-92. https://doi.org/10.17605/OSF.IO/EP8TB

25. Ismatovna, I. L. (2020). THE CONCEPT OF LEXIS AND THE LEXICAL SYSTEM. International Engineering Journal For Research & Development, 5(SPECIAL ISSUE), 3-3.

26. Shokirovna, J. S. (2020). DISTRIBUTIONAL FORMULAS OF SUBORDINATIVE COMPOUNDS. International Engineering Journal For Research & Development, 5(7), 4-4.

27. Усмановна Р.Л. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ И ОСНОВАННЫЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВУЗах //

Scientific Journal Impact Factor

Международный инженерный журнал для исследований и разработок. - 2020. -Т. 5. - №. 8. - С. 4-4.

28. Maqsudovna A. M. ORIGIN OF PROVERBS AND SAYINGS AND THEIR PRIMARY SOURCES //International Engineering Journal For Research & Development. - 2020. - Т. 5. - №. 7. - С. 4-4.

29. Gafarova, Z. Z., Bozorova, M. A., Jumayeva, S., Idiyeva, L. I., & Radjabova, L. U. (2020). Synchronous Translation-a Complex Set of Cognitive Processes. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 24(1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.