Научная статья на тему 'Особенности применения меры безопасности в виде личной охраны, охраны имущества в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких'

Особенности применения меры безопасности в виде личной охраны, охраны имущества в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1281
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОТРУДНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ БЛИЗКИЕ / ЛИЧНАЯ ОХРАНА / ОХРАНА ИМУЩЕСТВА И ЖИЛИЩА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириловский О.В.

В рассматриваемой статье раскрываются особенности реализации меры безопасности в виде личной охраны, охраны имущества и жилища в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких. Субъектами реализации указанной меры безопасности являются отряды специального назначения ФСИН России и ее территориальных органов. В статье проведен анализ правовых основ деятельности данного субъекта, в ходе которого выявлены правовые недостатки в части отсутствия закрепленных задач по исполнению функций обеспечения безопасности защищаемых лиц. Также предложены меры по повышению организационной эффективности деятельности данных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириловский О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения меры безопасности в виде личной охраны, охраны имущества в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких»

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УДК 343.85

О. В. КИРИЛОВСКИЙ, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

O. V. KIRILOVSKY, senior lecturer department of administrative and legal disciplines Vologda institute of law and economics, Federal penitentiary service of Russia (Vologda)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ВИДЕ ЛИЧНОЙ ОХРАНЫ, ОХРАНЫ ИМУЩЕСТВА В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И ИХ БЛИЗКИХ

PECULIARITIES OF APPLICATION SAFETY MEASURES AS A PERSONAL PROTECTION, PROTECTION OF PROPERTY

RELATING TO EMPLOYEES OF THE CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM AND THEIR CLOSE

Аннотация. В рассматриваемой статье раскрываются особенности реализации меры безопасности в виде личной охраны, охраны имущества и жилища в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы и их близких. Субъектами реализации указанной меры безопасности являются отряды специального назначения ФСИН России и ее территориальных органов. В статье проведен анализ правовых основ деятельности данного субъекта, в ходе которого выявлены правовые недостатки в части отсутствия закрепленных задач по исполнению функций обеспечения безопасности защищаемых лиц. Также предложены меры по повышению организационной эффективности деятельности данных подразделений.

Ключевые слова: государственная защита, безопасность, меры безопасности, уголовно-исполнительная система, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и их близкие, личная охрана, охрана имущества и жилища.

Annotation. In the article in question, the specifics of the implementation of the security measure in the form ofpersonal protection, protection ofproperty and housing in relation to the staff of the penitentiary system and their relatives are disclosed. The subjects of the implementation of this security measure are special units of the Federal Penitentiary Service of Russia and territorial bodies. The article analyzes the legal framework for the activity of this entity in the course of which legal shortcomings are revealed, in the absence offixed tasks for the performance of the function to ensure the security of protected individuals. Measures are proposed to improve the organizational effectiveness of these units.

Keywords: state protection, security, security measures, the criminal-executive system, employees of institutions and bodies of the criminal-executive system and their relatives, personal protection, property and home security.

Применение мер безопасности является одним из основных средств обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и их близких. Именно эти меры наиболее эффективно оказывают влияние на состояние защищенности сотрудников УИС в случае наличия угрозы посягательства на их жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью. Применение мер безопасности в отношении защищаемого лица является гарантом его личной безопасности. По мнению Г. А. Майстренко, под личной безопасностью сотрудников УИС и членов их семей подразумевается состояние защищенности их жизненно важных интересов от каких-либо угроз как реальных, так и потенциальных [1, с. 43-45].

Эффективность реализации мер безопасности в отношении сотрудников УИС и их близких обусловлена возросшим уровнем преступности в исправительных учреждениях. Так, согласно ведомственной статистике на 1 января 2018 года на их территориях зарегистрировано 971 преступление, что на 1,6 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Неблагоприятное состояние общей преступности в учреждениях неразрывно связано с уровнем защищенности сотрудников УИС и их близких от противоправных посягательств. За 2017 г. возбуждено 224 уголовных дела по фактам неправомерных действий в отношении персонала учреждений со стороны осужденных, это на 17 % меньше, чем за 2016 г., но уровень посягательств на жизнь и здоровье персонала остается все еще значительным. За тот же период причинен вред здоровью 46 сотрудникам в связи с осуществлением ими служебной деятельности (2016 г. - 41), за пределами тер-

риторий учреждений зарегистрировано 5 случаев насилия (2016 г. - 4) [2].

В отличие от мер правовой защиты меры безопасности по характеру их воздействия на состояние защищенности сотрудников УИС и их близких можно отнести к мерам прямого воздействия. Прямое воздействие подразумевает применение мер безопасности как средство защиты от непосредственной угрозы, имевшей место в конкретном месте и в конкретное время.

Меры правовой защиты являются мерами косвенного воздействия, носят превентивный, предупредительный характер воздействия, так как не влияют на непосредственную угрозу, а направлены на недопущение, предупреждение, предотвращение ее возникновения. В частности, повышенная уголовная ответственность должна сдерживать от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество сотрудника. Меры социальной защиты предназначены для компенсации уже причиненного вреда жизни, здоровью и имуществу сотрудника. Они не влияют на возникновение либо устранение преступного посягательства.

С учетом конкретных обстоятельств в отношении защищаемых лиц может применяться целый ряд мер безопасности. По мнению А. Б. Шарипова, к числу таких обстоятельств могут быть отнесены: объективные и субъективные характеристики источника угрозы (отдельное лицо, преступная группа, криминальный авторитет и т. д.); характер насилия либо угрозы; организация преступной группы (банда, организованная преступная группа, преступное сообщество) и др. [3, с. 135-136].

А. В. Лукинский в качестве обстоятельств, влияющих на выбор мер безопасности, определил индивидуаль-

ные (личностные) характеристики защищаемого лица: физическое, психологическое состояние, семейное положение (наличие несовершеннолетних родственников и (или) близких лиц), общественное положение, уровень доходов, религиозные убеждения и др. [4, с. 101-106]. По нашему мнению, выбор мер безопасности должен основываться на комплексном учете всех возможных обстоятельств.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45 «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (далее - Закон о государственной защите) предусматривает следующие меры безопасности:

- личная охрана, охрана имущества и жилища;

- выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты и средств оповещения об опасности;

- временное помещение защищаемого лица в безопасное место;

- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

- изменение места работы (учебы), перевод на другую работу (службу);

- переселение на другое место жительства;

- замена документов, изменение внешности [5].

Предложенный законодателем перечень мер безопасности, на наш взгляд, основан на результатах правоприменительной практики государственной защиты в зарубежных странах, у которых имеется длительный опыт ее использования, что подтверждают научные исследования в данной области [6, с. 41; 7, с. 194]. Данные результаты показывают, что указанные меры безопасности могут применяться с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры как отдельно, так и в сочетании друг с другом. В целях реализации вышеперечислен-

ных мер безопасности могут проводиться оперативно-разыскные мероприятия в установленном законом порядке [8, с. 19]. Первые три меры безопасности из приведенного списка согласно результатам проведенного С. С. Галаховым исследования применяются в 95 % случаях. Именно данные меры безопасности позволяют без привлечения значительных материальных и финансовых затрат результативно обеспечить безопасность защищаемых лиц из числа сотрудников УИС и их близких [9, с. 30-37].

Обратимся к наиболее часто применяемой мере безопасности в виде личной охраны, охраны имущества и жилища. Исследование вопроса необходимо построить с позиции теоретико-правового анализа и результатов практики правоприменения данной меры безопасности. В соответствии со ст. 6 Закона о государственной защите личная охрана и охрана имущества осуществляются с их согласия при наличии данных, свидетельствующих об угрозе посягательства на жизнь, здоровье и имущество защищаемого лица, органами, обеспечивающими их безопасность. В отношении сотрудников УИС и их близких данными органами выступают отделы специального назначения (далее - ОСН) и подразделения собственной безопасности ФСИН России и территориальных органов УИС [10, с. 218-219]. Сотрудники данных подразделений должны обладать специальными профессиональными навыками, быть психологически и физически подготовлены, знать систему рукопашного боя, уметь обращаться с холодным и огнестрельным оружием.

Основной целью личной охраны является обеспечение безопасности защищаемого лица, то есть обеспечение его личной безопасности. В реальных условиях личная безопасность защищаемого лица обеспечивается в результате пресечения непосредственных посяга-

тельств, направленных на его жизнь, здоровье и физическую неприкосновенность; отражения нападения (покушения); выявления признаков потенциальных угроз (взрывных устройств, ядовитых и отравляющих веществ и т. д.).

Под личной охраной понимается закрепление за защищаемым лицом одного либо нескольких личных охранников, которые непосредственно осуществляют круглосуточно либо в определенное время по месту проживания, работы, отдыха и иных местах его личную (физическую) охрану. В зависимости от выбора тактики личной охраны она может осуществляться несколькими способами: открыто (демонстративно), когда сотрудники-охранники не скрывают, а подчеркивают свою решимость к активным действиям по отражению нападения; скрытно (тайно), когда сотрудники-охранники не выделяются из окружения, оставаясь незамеченными, наблюдают за защищаемым лицом и обстановкой, готовые в любой момент действовать по его защите. В отдельных случаях может использоваться комбинированный способ охраны [11, с. 354-359; 12].

Применение меры безопасности в виде личной охраны возлагает на защищаемое лицо соблюдение ряда установленных обязанностей, неисполнение которых ставит в опасность не только защищаемое лицо, но и сотрудников, осуществляющих его охрану. Соблюдение установленных обязанностей оформляется составлением соответствующего договора либо письменных предписаний, скрепленных подписями сторон. Условия договора носят сугубо индивидуальный характер.

Физическая защита защищаемых лиц - сотрудников УИС и их близких, осуществляется сотрудниками ОСН ФСИН России и территориальных органов УИС. При анализе нормативной базы, регламентирующей деятельность ОСН, выявлено, что среди основных

задач, стоящих перед данным видом подразделений, нет тех, которые бы соответствовали выполнению функции по обеспечению физической защиты охраняемых лиц, их жилища и имущества. В связи с выявленными противоречиями в правовой регламентации деятельности ОСН и практикой правоприменения необходимо внести соответствующие изменения в положение об ОСН.

С учетом указанной функции в штатном расписании ОСН предусмотрена возможность создания отдела (отделения) физической защиты, однако на практике во многих ОСН данного обособленного структурного звена не образовано. К примеру, в организационной структуре ОСН УФСИН России по Вологодской области отделения (группы) государственной защиты нет. Данное обстоятельство, на наш взгляд, неблагоприятно отображается на профессиональной подготовке сотрудников ОСН, их специальных знаниях и практических навыках по осуществлению физической защиты защищаемого лица.

При реализации меры безопасности в виде личной охраны, охраны жилища и имущества руководитель ОСН под роспись знакомится с постановлением о применении указанной меры безопасности либо выпиской из него с обязательством соблюдения конфиденциальности сведений о защищаемом лице. На основании постановления (выписки) осуществляет привлечение имеющихся у него в распоряжении сил и средств, необходимых и достаточных для выполнения поставленных целей. При осуществлении расчета сил и средств учитываются сведения о характере и степени угрозы в отношении защищаемого лица. План мероприятий, осуществляемый по охране защищаемого лица, в обязательном порядке согласуется с руководителем подразделения собственной безопасности как лица, ответственного за координацию и взаимодействие подразде-

лений по обеспечению безопасности защищаемого лица.

Вторым компонентом реализации указанной меры безопасности выступает охрана жилища и имущества защищаемого лица. Под жилищем следует понимать изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Данное помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам [13]. Под имуществом защищаемых лиц стоит рассматривать объекты гражданских прав: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права

[14].

В случае осуществления наружной охраны жилища и имущества у сотрудников-охранников должен быть план-схема жилища подходов и аварийных выходов из него. Количество задействованного личного состава, схемы маршрутов патрулирования, количество постов определяются в зависимости от характеристик непосредственного объекта и режима охраны [15, с. 203]. В определенных случаях жилище защищаемого лица оборудуется средствами охранной и тревожной сигнализации с подключением к централизованным пультам наблюдения.

В. Т. Томилиным предлагаются альтернативные способы защиты имущества защищаемых лиц: применение не только «химических ловушек», но и клеймящих устройств, допускающих причинение посягающему лицу серьезные телесные повреждения [16, с. 93]. Но как показывает правоприменительная практика, такой способ не нашел своего применения, так как не является гуманным. Непосредственная охрана жилища либо имущества может быть организована путем оборудования поста

охраны с постоянным присутствием сотрудника-охранника. Помещение поста охраны, как правило, размещается в подъезде дома, что позволяет удобно контролировать жильцов и посетителей, оперативно реагировать на изменение обстановки.

Следует отметить, что мера безопасности в виде личной охраны, охраны имущества и жилища является наиболее распространенным и эффективным способом обеспечения безопасности защищаемого лица и сохранности его имущества. Достоинство данной меры безопасности заключается в том, что защищаемое лицо находится под постоянным наблюдением сотрудников специальных подразделений УИС, что позволяет наиболее продуктивно выявлять и адекватно реагировать на потенциальные и реальные опасности, а также поймать преступника с поличным.

Таким образом, для увеличения уровня эффективности исполнения функций по обеспечению безопасности защищаемых лиц, повышения профессионализма сотрудников в подразделениях всех ОСН территориальных органов УИС необходимо создать обособленное структурное звено (отделение, группа) по обеспечению безопасности защищаемых лиц. Также в целях правового совершенствования деятельности ОСН ФСИН России и территориальных органов УИС в ведомственный нормативный правовой акт, регламентирующий их деятельность, необходимо внести следующие дополнения, касающиеся основных задач ОСН: «обеспечение физической защиты, охраны жилища и имущества охраняемых лиц в порядке применения меры безопасности, предусмотренной ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ».

***

ЛИТЕРАТУРА

1. Майстренко Г. А. Безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы как государственная форма защиты и пути ее решения // Российский следователь. 2016. № 6.

2. О недостатках в организации режима и обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в исправительных учреждениях и следственных изоляторах 2017 года: информационное письмо ФСИН России от 26.02.2018 исх. № 03-12891 (документ опубликован не был).

3. Шарипов А. Б. Государственная защита участников уголовного судопроизводства: проблемы уголовно-процессуального характера: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2011.

4. Лукинский А. В. Становление и развитие института государственной защиты (исто-рико-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.

5. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ // Российская газета. 1995.

6. Вавилова Л. В. Организационно-правовые проблемы защиты жертв преступлений (по материалам зарубежной практики): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.

7. Николайчик В. М. Уголовный процесс США. М., 1891.

8. Пилипенко В. Г., Девяшин Д. Г. Правовые основы обеспечения личной безопасности сотрудника уголовно-исполнительной системы: учебное пособие. Томск, 2014.

9. Галахов С. С. Правовые и прикладные проблемы применения мер безопасности в территориальных органах ФСИН России // Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите в современных условиях: вопросы теории и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2015. № 2.

10. Косоногов Д. А. О понятии обеспечения собственной безопасности в уголовно-исполнительной системе // Вестник Пермского университета. 2012. № 2 (16).

11. Новикова М. А. Криминалистическое обеспечение личной и имущественной безопасности участников уголовного судопроизводства // Библиотека криминалиста. 2016. № 1 (24).

12. Ермаков. В. Тактика личной охраны (часть 1). URL: http:// http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?print=y&ID=14888 (дата обращения: 03.04.2018).

13. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Российская газета. 2005.

14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

15. Мищенкова И. А. Личная охрана и охрана имущества участников уголовного судопроизводства // Общество и право. 2008. № 1 (19).

16. Томин В. Т. Обязанности государства перед законопослушным гражданином: сфера уголовно-процессуальной деятельности (спасение утопающих - дело рук самих утопающих) // Правовые средства и методы защиты законопослушного гражданина. Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 1996. № 3.

© Кириловский О. В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.