Научная статья на тему 'Совершенствование организационно-правовых основ правоохранительной деятельности по обеспечению государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Совершенствование организационно-правовых основ правоохранительной деятельности по обеспечению государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1217
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / LAW ENFORCEMENT / CORRECTIONAL SYSTEM / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / UNITS OWN SECURITY OF THE CORRECTIONAL SYSTEM / STATE PROTECTION OF EMPLOYEES OF THE CORRECTIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович, Захарченко Сергей Николаевич

Проблема обеспечения государственной защиты сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, рассматривается как одно из актуальных направлений правоохранительной деятельности в условиях развития уголовно-исполнительной системы. Определены функции и полномочия субъектов государственной защиты в уголовноисполнительной системе. Внесены предложения по совершенствованию законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Епифанов Станислав Станиславович, Захарченко Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF LAW ENFORCEMENTTO ENSURE STATE PROTECTION OF EMPLOYEES OF THE CORRECTIONAL SYSTEM

The problem of state protection of employees of institutions and bodies executing punishment is regarded as one of the important areas of law enforcement in terms of the penal system. The functions and powers of the subjects of the state of protection in the penal system. Proposals to improve the legislative regulation of operatively-search activity in the penal system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационно-правовых основ правоохранительной деятельности по обеспечению государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы»

Дяблова Юлия Львовна., канд. юрид. наук, доц. каф. правосудия и правоохранительной деятельности, d.u.l@,list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Черенков Александр Владиславович, канд. юрид. наук, судья Тульского областного суда, studio6564@gmail, Россия, Тула.

ANALYSIS OF ELEMENTS APPLIED TO ADVERSARIAL PRINCIPLE OF PRE-TRIAL

PROCEEDINGS IN CRIMINAL CASES A. V. Dyablov, Y.L. Dyablova, A. V. Cherenkov Analyzed the main components of the adversarial principle from the perspective of their possible implementation in the framework of the current Code of Criminal Procedure in relation to the pre-trial stage. The conclusion about the impossibility of the spread in full competition at the stage of a criminal case and preliminary investigation.

Keywords: adversarial principle, pre-trial proceedings, the implementation of the adversarial principle

Dyablo Aleksey Vladimirovich, the chairman of the Bar "Themis" Tula Regional Chamber of Advocates, Russia, Tula,

Dyablova Julia L'vovna., PhD. jurid. Sciences, Assoc. Department of Justice and Law Enforcement, dul@,list. ru, Russia, Tula State University,

Cherenkov Alexander Vladislavovich, PhD. jurid. Sciences, a judge of the regional court of Tula, studio6564 @ gmail, Russia, Tula.

УДК 343.85

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОСНОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

С.С. Епифанов, С.Н. Захарченко

Проблема обеспечения государственной защиты сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, рассматривается как одно из актуальных направлений правоохранительной деятельности в условиях развития уголовно-исполнительной системы. Определены функции и полномочия субъектов государственной защиты в уголовно-исполнительной системе. Внесены предложения по совершенствованию законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность; уголовно-исполнительная система; оперативно-розыскная деятельность; подразделения собственной безопасности уголовно-исполнительной системы; государственная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Реализация Концепции развития уголовно -исполнительной системы (УИС) Российской Федерации для 2020 года [2] обусловливает необходимость применения принципиально новых подходов к исполнению уголовных

89

наказаний до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития. Это должно в первую очередь повлечь за собой совершенствование обеспечения безопасности личности в местах лишения свободы и содержания под стражей [5, с. 104 - 105]. Вместе с тем, нельзя отрицать тот факт, что функционирование учреждений, исполняющих наказания, осуществляется в условиях существующего противодействия криминалитета, оказываемого на сотрудников УИС, как извне, так и внутри исправительных учреждений и следственных изоляторов. Персонал учреждений, исполняющих наказания, подвержен риску стать объектом преступных посягательств со стороны осужденных и заключенных (оказания ими физического сопротивления, совершения нападений, нанесение телесных повреждений, причинение вреда здоровью, убийств, захватов заложников) как на территории учреждений УИС [4, с. 66], так и от криминальных субъектов за пределами учреждений.

Криминогенная обстановка в учреждениях, исполняющих наказания, постоянная вероятность криминальных угроз со стороны осужденных, противодействующих процессе исполнения наказания, а также криминалитета вне мест лишения свободы обусловливает осуществление в уголовно-исполнительной системе правоохранительной функции по обеспечению личной безопасности работников УИС и членов их семей. По нашему мнению, данная проблема актуальна для правоохранительной теории и практики, носит комплексный характер, включает в себя два основных направления правоохранительной деятельности: функция по обеспечению безопасности персонала на территории учреждений УИС и правоохранительная функция по обеспечению государственной защиты сотрудников УИС и членов их семей, осуществляемая уголовно-исполнительной системой (подразделениями собственной безопасности) в рамках действующего законодательства.

Стоит отметить, что проблема обеспечения безопасности сотрудников УИС в большинстве научных трудов рассматривается преимущественно в аспекте выполнения ими функциональных обязанностей на территории учреждений, исполняющих наказания, что представляется актуальным и важным в условиях развития УИС, соответствия международным стандартам организации исполнения наказания. Вместе с тем, особую остроту для теории и правоохранительной практики приобретает проблема обеспечения личной безопасности сотрудников УИС в рамках государственной защиты [1]. Особенно в связи с имеющимися фактами оказания криминальными структурами вне мест лишения свободы негативного воздействия на конкретных руководителей и сотрудников уголовно-исполнительной системы для достижения криминальных целей, инициированием угроз посягательства на жизнь, здоровье и имущество должностных лиц УИС в связи с их служебной деятельностью.

В уголовно-исполнительной системе отмечается тенденция увеличения количества вынесенных постановлений о применении мер безопасности государственной защиты. Из общего числа решений об их необходимости большинство принято в отношении руководителей и сотрудников органов и

90

учреждений УИС, членов их семей на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, что связано со сложной оперативной обстановкой в данных регионах, имеющимися фактами криминальных угроз, убийств руководителей и сотрудников учреждений УИС [6, с. 131].

Одной из основных и часто применяемых мер безопасности является личная охрана, охрана жилища и имущества сотрудников УИС и их близких. В УИС организация исполнения данной меры безопасности обеспечивается силами подразделений собственной безопасности и сотрудниками отделов специального назначения ФСИН России [3, с. 3]. Однако нередко сотрудники не имеют специальных навыков осуществления личной охраны, так как эти функции до недавнего времени не были профильными для подразделений собственной безопасности УИС.

По данному направлению авторами статьи в течение 2012-1013 гг. в целях практической реализации утвержденной ФСИН России программы повышения квалификации «Организация оперативно-служебной деятельности в сфере обеспечения государственной защиты» (Рязань: Академия ФСИН России, 2012), а также апробации результатов научных исследований проводились лекционные и практические занятия более чем со 150 сотрудниками управлений (отделов) собственной безопасности территориальных органов УИС различных регионов России по актуальным вопросам организации и правого регулирования оперативно-розыскной деятельности в процессе осуществления мероприятий государственной защиты, в том числе применению научно-технических средств и методов. По результатам социологического опроса, результативность учебных занятий по указанной программе обучающиеся - оперативные сотрудники УИС, в функции которых входит обеспечение государственной защиты, оценили на «отлично» - 51,7%, «хорошо» - 44,8%, «удовлетворительно» - 3,4%.

Применительно для УИС имеется потребность в разработке научно -практических вопросов организации, тактики и методики осуществления личной охраны защищаемых лиц, а также особенностям осуществления оперативно-розыскной деятельности при организации государственной защиты в уголовно-исполнительной системе.

Проблема личной безопасности должностных лиц, которые в связи с выполнением своих должностных обязанностей постоянно сталкиваются с различного рода угрозами, приобретает в настоящее время особую остроту. Риск как физического, так и психологического воздействия, является неотъемлемой составляющей их профессии, в связи с чем специальная работа по обеспечению их нормальной деятельности чрезвычайно важна, является первоочередным приоритетом уголовно-исполнительной системы, а также выступает одним из наиболее эффективных средств противодействия преступности. Для предупреждения и пресечения подобных негативных явлений в УИС задействованы различные силы, к которым, в первую очередь, следует отнести подразделения собственной безопасности. Они призваны решать следующие задачи: выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения, подготавливаемые, совершаемые или

91

совершенные работниками УИС; выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения коррупционной направленности, подготавливаемых, совершаемых или совершенных работниками УИС; предотвращать проникновение на службу и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели; выявлять, предупреждать и пресекать, в пределах своей компетенции, деятельность организованных преступных сообществ, коммерческих структур, а также отдельных лиц, направленную на разнообразное проникновение в УИС с целью нанесения ущерба собственной безопасности; выявлять и устранять условия, способствующие совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС.

При организации и выборе применяемых мер безопасности сотрудники подразделений УИС индивидуально, в каждом конкретном случае, учитывая характер и степень угроз, поступивших в адрес персонала УИС и их близких, избирают необходимые виды мер реагирования [1]. Основными из них являются: личная охрана; выдача табельного оружия, специальных средств, средств индивидуальной защиты и активной обороны; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; охрана жилища и имущества; перевод на другое место работы (службы); переселение на другое место жительства.

В общем случае правоохранительная функция УИС по обеспечению государственной защиты включает в себя осуществление комплекса мероприятий организационного, правового, режимного, оперативно -розыскного характера, включая применение специальных технических средств и методов, направленных на получение упреждающей информации об угрозах жизни, здоровью и имуществу сотрудников УИС и членов их семей, осуществление ее проверки и принятие решений в порядке, установленном законодательством о государственной защите; проведении оперативно -розыскных и иных мероприятий по обеспечению государственной защиты жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц; принятие мер по повышению эффективности организации деятельности по обеспечению государственной защиты; разъяснение сотрудникам УИС их прав на государственную защиту в связи с осуществлением служебной деятельности; проведение мероприятий (проверки по жалобам граждан, информационно-правовая поддержка) связанных с обеспечением законных прав и интересов сотрудников при надлежащем исполнении ими своего служебного долга и возникновении, в связи с этим, конфликтных ситуаций, в том числе попыток дискредитации работников УИС.

Вместе с тем в правоохранительной деятельности по государственной защите сотрудников УИС имеются проблемы, связанных с нормативно -правовым регулированием данной работы, правовой неосведомленностью персонала учреждений УИС в отношении возможных для них мер безопасности, проблемы в реализации отдельных мер безопасности (замена документов, перевод на другое место жительство, изменение работы), недостаточное финансирование, недолжное обеспечение конфиденциальности

92

персональных данных о сотрудниках УИС и их родственниках, их доступность для криминалитета [7, с. 13-16].

Следует отметить важность научно-технического обеспечения мероприятий проводимых подразделениями собственной безопасности по государственной защите сотрудников УИС. В целях государственной защиты научно-технические средства используются для обеспечения личной безопасности защищаемого лица, охраны его жилища и имущества. Научно -техническое обеспечение правоохранительной функции по государственной защите сотрудников УИС и членов их семей предусматривают использование технических средств по следующим направлениям: документирование информации в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий; обеспечение контроля, обследования помещений защищаемых лиц; информирование об опасности; фиксация угроз; обеспечение защиты информации.

Реформирование уголовно-исполнительной системы по переходу к новым видам исправительных учреждений, указанных в Концепции развития УИС, потребует значительного периода, в течение которого действующие виды учреждений, исполняющих наказания, будут продолжать функционировать, а следовательно, необходимо надлежащим образом осуществлять их оперативное обслуживание. Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) являются субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» территориальные органы УИС руководят подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, имеющими право (ст.14) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Заметим, что действующие нормы закона, устанавливая права и обязанности учреждений, исполняющих наказания, предоставляют право, но не конкретизируют полномочия учреждений органов уголовно-исполнительной системы в сфере осуществления оперативно -розыскной деятельности.

Вместе с тем, для обеспечения собственной безопасности, государственной защиты оперативные подразделения уголовно -исполнительной системы в рамках своей компетенции осуществляют соответствующие оперативно-розыскные мероприятия за границами территорий исправительных учреждений. Это обусловлено тем, что угроза личной безопасности сотрудникам УИС, членам их семей, как правило, исходит извне учреждений, исполняющих названия.

Обеспечение защиты должностных лиц (их личной безопасности и безопасного исполнения своих служебных обязанностей), в том числе оперативно-розыскное сопровождение государственной защиты в современных условиях модернизации УИС, являются весьма актуальными. Определенная категория сотрудников УИС нередко подвергается воздействию не только со

93

стороны криминальных структур, но и отдельных граждан, которые сознательно оказывают на них давление с целью использования их возможностей, определяемых профессиональным статусом и иными сопутствующими факторами, для достижения выгодного результата для угрозоносителя.

Следует отметить, что Федеральным законом «Об оперативно -розыскной деятельности» определено (ст.8), что оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих ОРД, проводятся в соответствии с данным законом и исключительно в пределах полномочий органов, установленных соответствующими законодательными актами. Однако конкретные полномочия оперативных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в сфере оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительном законодательстве не определены. Также заметим, что в соответствии с действующим законодательством оперативно-розыскная деятельность в УИС осуществляется при исполнении наказаний, как в виде лишения свободы, так и наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, а также при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Кроме того, оперативно-розыскная деятельность в УИС осуществляется для решения задачи собственной безопасности, в том числе государственной защиты сотрудников УИС. Правовые проблемы оперативно -розыскной деятельности носят межведомственный характер.

Вместе с тем, задачи ОРД конкретизированы только применительно к исправительным учреждения в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.

Задачи и полномочия оперативных подразделений собственной безопасности УИС в сфере государственной защиты в законодательных актах, регламентирующих деятельность уголовно-исполнительной системы, не конкретизированы. Актуальность осуществления оперативно-розыскной деятельности как в исправительных учреждениях, так и в органах уголовно -исполнительной системы и за их пределами обусловлена необходимостью обеспечения не только их собственной безопасности, но и общественной безопасности в случаях побегов из учреждений УИС, а также необходимостью борьбы с коррупцией.

В связи с изложенным нами предлагается добавить в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» отдельную

94

статью 12.2 «Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе», которую можно изложить в следующей редакции:

«В соответствии с законодательством Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение собственной безопасности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, личной безопасности осужденных, персонала учреждений уголовно-исполнительной системы и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания, режима содержания под стражей; розыск в установленном порядке лиц, совершивших побег из мест лишения свободы или содержании под стражей, уклоняющихся от отбывания наказания; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными и лицами, содержащимися под стражей до прибытия в учреждение уголовно -исполнительной системы.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также другими уполномоченными на то законом органами в пределах их компетенции».

К сожалению, иногда при поступлении информации о планируемых криминальными структурами посягательствах в отношении сотрудников УИС и их близких, сами сотрудники не осознают степень опасности угроз и отказываются от применения в отношении них мер необходимых или грубо нарушают требования безопасности, которые приводят к различным, в том числе и трагическим последствиям.

Кроме того, на современном этапе модернизации УИС наиболее востребовано восприятие государственной защиты как комплекса мероприятий направленных на обеспечение законных прав и интересов сотрудников при надлежащем исполнении ими своего служебного долга и возникновения, в связи с этим, конфликтных ситуаций, включая попытки дискредитации работников уголовно-исполнительной системы. Несовершенство законодательства в данной сфере и возникающие в связи с этим затруднения влияют на оперативно-служебную деятельность подразделений по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Таким образом, в целом обеспечение государственной защиты в УИС достигается проведением комплекса мероприятий правового, организационного, режимного, оперативно-розыскного характера адекватных угрозам и включает следующие основные направления:

- получение оперативной и иной информации об угрозах жизни, здоровью и имуществу сотрудников уголовно -исполнительной системы, а также их близких, осуществление ее проверки и принятие по ней решений в порядке, установленным законодательством;

- проведения в установленном порядке оперативно -розыскных и иных мероприятий по обеспечению государственной защиты жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц;

- внесение предложений по повышению эффективности организации обеспечения государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также их близких;

- разъяснение сотрудникам уголовно-исполнительной системы их прав на государственную защиту в связи с осуществлением служебной деятельности.

Список литературы

1. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов : федер. закон : [от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ] (ред. от 21.12.2013) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. №1772-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

3. Антипов А.Н., Овчинников С.Н. Осуществление государственной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. №12.

4. Барабанов Н.П. Криминологические факторы, обусловливающие осложнение оперативной обстановки в исправительном учреждении, и организация ее оценки: монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2011.

5. Епифанов С.С. Правовой и организационно -технический аспекты обеспечения личной безопасности осужденных и заключенных в местах лишения свободы и содержания под стражей // Юридическая мысль. 2014.

№ 6 (86).

6. Захарченко С.Н., Сехин Г.В. Государственная защита сотрудников уголовно-исполнительной системы как приоритетное направление деятельности в условиях модернизации УИС // Уголовно-исполнительная система Российской Федерации в условиях модернизации: современное состояние и перспективы развития : сб. тез. докл. участников Междунар. науч. -практ. конф. (Рязань, 22-23 нояб. 2012 г.) : в 3 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2012. Т. 2.

7. Кудрявцев А.В., Сенатов А.В. Обеспечение государственной защиты сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. - №4.

Епифанов Станислав Станиславович, канд. юрид. наук, доц., проф. кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, ess-rzn@mail. ги, Россия, Рязань, Академия ФСИН России,

Захарченко Сергей Николаевич, канд. юрид. наук, доц., доц. кафедры организации оперативно-розыскной деятельности, Россия, Рязань, Академия ФСИН России.

IMPROVEMENT OF THE ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASIS OF LAW ENFORCEMENTTO ENSURE STATE PROTECTION OF EMPLOYEES OF THE

CORRECTIONAL SYSTEM S.S. Epifanov, S.N. Zaharchenko The problem of state protection of employees of institutions and bodies executing punishment is regarded as one of the important areas of law enforcement in terms of the penal system. The functions and powers of the subjects of the state of protection in the penal system. Proposals to improve the legislative regulation of operatively-search activity in the penal system.

Keywords: law enforcement; correctional system; operatively-search activity; units own security of the correctional system; state protection of employees of the correctional system.

Epifanov Stanislav Stanislavovich, PhD. jurid. Sciences, Assoc. prof. Organization Department of operational and investigative activities, ess-rzn@mail. ru, Russia, Ryazan, Russian Academy FSIN,

Zakharchenko Sergey Nikolaevich, PhD. jurid. Sciences, Assoc., Assoc. Organization Department of operational and investigative activities, Russia, Ryazan, Russian Academy FSIN.

УДК 343

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ СПОСОБОВ МОШЕННИЧЕСТВА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

И.И. Звезда

Способ преступления включает в себя три основных элемента: способ подготовки, способ совершения и способ сокрытия преступления. Каждый способ мошенничества в исследуемой нами сфере оставляет присущий ему комплекс материальных следов, являющихся признаками его применений. Исследуя эти признаки, можно построить мысленную модель произошедшего, выдвинуть версию о применявшемся способе.

Ключевые слова: мошенничество, банковская сфера, хищение, вексель, банковский кредит, пластиковая карта, компьютерные технологии, финансовая документация.

Способ преступления играет важную роль в познании механизма его совершения и разработке криминалистической характеристики различных видов преступления. Типовые сведения о способе преступления называются большинством ученых-криминалистов как важнейший (а иногда и как ключевой) элемент криминалистической характеристики. Неудивительно, что способ преступления подвергается активным классификационным исследованиям [1].

Как известно, способ преступления включает в себя три основных элемента: способ подготовки, способ совершения и способ сокрытия преступления [2,3,4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.