ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
САМОЙЛОВА Анастасия Андреевна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и процесса РГГУ, ведущий научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России,
майор внутренней службы, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К ЖЕНЩИНАМ, ОСУЖДЕННЫМ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности применения мер уголовно-исполнительного воздействия к осужденным женщинам. По мнению авторов, воспитательная работа с осужденными женщинами отличается сложностью, требует высокой профессиональной и педагогической подготовки, умения применять средства и методы, учитывающие специфические свойства их личности. В заключении отмечено, что исправление осужденных женщин в местах лишения свободы представляет немалую сложность в силу специфики самого объекта воздействия. Это указывает на необходимость совершенствования форм и методов воспитательной работы с осужденными женщинами, предупреждения совершения антиобщественных действий с их стороны в период отбывания наказания.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, исправительные учреждения, исправительные колонии, осужденные женщины, меры уголовно-исполнительного воздействия, личность осужденной женщины, профилактика, физиологические особенности женщин, психологические особенности женщин, воспитательная работа.
TISHCHENKO Yuri Yu.
Candidate of Legal Sciences, Senior Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
Moscow, Russian Federation
SAMOILOVA Anastasia Andreevna,
Candidate of Law,
Leading Researcher of SIC-3 of the Federal Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,
Major of Internal Service, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Procedure
FEATURES OF THE APPLICATION OF MEASURES OF PENAL ENFORCEMENT TO WOMEN SENTENCED TO IMPRISONMENT
Annotation. The article discusses the features of the application of measures of penal enforcement to convicted women. According to the authors, educational work with convicted women is complex, requires high professional and pedagogical training, the ability to apply tools and methods that take into account the specific properties of their personality. In conclusion, it is noted that the correction of convicted women in places of deprivation of liberty is a considerable difficulty due to the specifics of the object of influence itself. This indicates the need to improve the forms and methods of educational work with convicted women, to prevent the commission of antisocial actions on their part during the period of serving their sentence.
Key words: penal enforcement system, correctional institutions, correctional colonies, convicted women, measures of penal enforcement, personality of a convicted woman, prevention, physiological characteristics of women, psychological characteristics of women, educational work.
•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^
DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-289-291 NIION: 2021-0079-2/23-124 MOSURED: 77/27-025-2023-02-124
Уголовное законодательство выделяет женщин в самостоятельную категорию осужденных в целях обеспечения их личной безопасности, а также исходя из необходимости дифференцированного назначения и исполнения наказания с учетом психофизиологических особенностей их личности, социальной роли, которую женщины выполняют в обществе.
Проведенным анализом норм уголовно-исполнительного законодательства установлено, что в УИК РФ отсутствует отдельная глава, отражающая особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных женщин, как например, в отношении несовершеннолетних осужденных, что весьма затрудняет исследование рассматриваемого нами вопроса.
Мы разделяем точку зрения Егорова В.А. и Шагуновой В.М., которые полагают, что важным моментом является тот факт, что женщины остаются более уязвимыми относительно своих прав и законных интересов, что отражается на их социальной роли, поддержание семейного равновесия, воспитания детей в семье и т.д. Но с другой стороны, при определении воспитательного воздействия в период отбывания уголовного наказания, данный аспект может и должен использоваться, он должен сыграть положительную роль в достижении цели исправления и ресо-циализации осужденных [2].
Нами неоднократно уже было отмечено, что физиологические и психологические особенности, присущие лицам женского пола, осужденным к лишению свободы, обуславливают и специфику применения к ним мер уголовно-исполнительного воздействия. Прежде всего это необходимо учитывать при проведении воспитательной работы.
Определенные особенности воспитательной работы с осужденными женщинами обуславливаются своеобразием женской психологии. Лишение свободы, изоляция от общества по-разному воспринимаются и преломляются в психике мужчин и женщин. Женщины, как правило, более непосредственно и остро переживают утрату свободы, отрыв от семьи, родных и близких. Нравственно-психологический мир осужденных женщин значительно разнообразнее и сложнее, морально-психологические переживания
намного глубже. Они более эмоциональны, особо чувствительны к доброте и отзывчивости. Вместе с тем многие из них отличаются неуравновешенностью, крайней возбудимостью, конфликтным характером, склонностью к психопатическим проявлениям. В силу сказанного воспитательная работа с осужденными женщинами отличается сложностью, требует высокой профессиональной и педагогической подготовки, умения применять средства и методы, учитывающие специфи-
ческие свойства их личности. Такими средствами и методами, в частности, являются: осведомительные и разъяснительные индивидуальные беседы; беседы с целью порицания; непосредственное воздействие воспитателя на осужденную в виде похвалы, внушения, замечания, дачи поручения; обсуждение поведения осужденной на общем собрании осужденных или Совете воспитателей отряда. Широко применяются индивидуальное шефство над отдельными осужденными.
В женских исправительных колониях широко практикуется проведение лекций и бесед на морально-этические темы, о роли и участия женщин в жизни общества, о воспитании подрастающего поколения, о материнстве, об укреплении семьи. Используются разнообразные формы эстетического и эмоционального воздействия -организация кружков, пропаганда произведений литературы и искусства, отображающих социально значимую роль женщины.
В комплекс воспитательной работы с женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, входит также активная пропаганда проблем личной гигиены и санитарии. Особое внимание уделяется беременным женщинам и женщинам, имеющим детей. К проведению мероприятий такого характера привлекаются медицинские работники.
На наш взгляд справедливым представляется замечание Зориной Н.С. о том, что трудности в работе с осужденными возникают в связи с отсутствием знания возрастной психологии осужденных, отсутствием навыков личностно-ори-ентированного подхода и большой численностью осужденных в отрядах. Воспитателям необходима помощь в изучении личностных качеств осужденных и формировании здорового психологического климата в отряде [3].
Общеобразовательное и профессиональное обучение в исправительных колониях для осужденных женщин, организуется в общем порядке, установленном для всех исправительных учреждений. Роль общеобразовательных школ (учебно-консультативных пунктов) и профессиональных училищ в исправлении осужденных женщин высока. Это объясняется прежде всего тем, что по сравнению с осужденными мужчинами среди женщин больше лиц, имеющих низкий образовательный и культурный уровень. Обучение в школе и училище способствует повышению их общего и культурного уровня, дает возможность получить специальность, для жизни после освобождения.
Учителя школ и преподаватели в училищах, кроме личных качеств, необходимых воспитателю, имеют высокую педагогическую подготовку и владеют методикой воспитания. Это позволяет
им легче установить доброжелательные взаимоотношения с осужденными и завоевать у них авторитет, выбрать формы и методы воспитательного воздействия, соответствующие их психологическим особенностям. Сама обстановка в школе и училище тоже положительно влияет на осужденных женщин, помогает им быстрее адаптироваться в условиях жизни в исправительном учреждении. Практика показывает, что осужденные, обучающиеся в школе и в училище, легче поддаются воспитательному воздействию, быстрее достигают цели исправления.
Отдельного внимания в процессе воспитательной работы с осужденными женщинами заслуживает привлечение к труду. Осужденные женщины, как правило, более старательно трудятся, чем мужчин. Среди них очень незначительна доля тех, кто относится к труду недобросовестно, либо вообще не желает работать. Однако однообразный, монотонный, но требующий постоянной концентрации внимания труд на швейном производстве, типичный для женских исправительных колоний, большинству осужденных женщин не нравится.
Буланова Е.А. и Арзамаскина И.Ю. отмечают, что эффективность процесса исправления осужденных женщин в трудовой деятельности зависит не только от содержания и оборудования производственных процессов, но и других условий. Здесь немаловажную роль играет эстетика производства. Чистота помещений, красиво оформленные стенды, цветы, внешняя опрятность самих работниц, окраска стен и механизмов в теплые тона, оптимальное освещение способствуют созданию соответствующего эмоцио-
нального настроения, положительных взаимоотношений осужденных [1].
Продолжать работу по специальностям, полученным в колонии, после осуждения желают лишь единицы. Администрация женских исправительных колоний старается разнообразить труд осужденных, вводя новые сферы трудовой занятости плетение кружев, вязание, занятие народными промыслами и т.п. Однако проблема полноценной трудовой занятости осужденных женщин в исправительной колонии, как и профессиональной подготовки к работе после осуждения, остается достаточно актуальной.
В заключении стоит отметить, что исправление осужденных женщин в местах лишения свободы представляет немалую сложность в силу специфики самого объекта воздействия. Это указывает на необходимость совершенствования форм и методов воспитательной работы с осужденными женщинами, предупреждения совершения антиобщественных действий с их стороны в период отбывания наказания. Необходимо тщательно изучать среду осужденных женщин, их отношения друг с другом и с администрацией, основные социально-демографические процессы. На наш взгляд, отсутствие структурированной отдельной главы в УИК РФ, отражающей особенности исполнения наказания в отношении осужденных женщин, является пробелом в уголовно-исполнительном законодательстве. Полагаем, что решение данного вопроса во многом облегчит работу сотрудников исправительного учреждения и снимет ряд дискуссионных вопросов.
Список литературы:
[1] Буланова Е.А., Арзамаскина И.Ю. Об особенностях воспитательной работы, проводимой с осужденными женщинами // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 5 (180). С. 51-55.
[2] Егоров В.А., Шагунова В.М. Особенности воспитательной работы с осужденными к лишению свободы женщинами на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы // Правовая реформа. 2022. № 4. С. 36-39.
[3] Зорина Н.С. Особенности воспитательной работы с женщинами-осужденными в пенитенциарных учреждениях // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. С. 133-135.
Spisok literatury:
[1] Bulanova E.A., Arzamaskina I.YU. Ob osobennostyah vospitatel'noj raboty, provodimoj s osuzhden-nymi zhenshchinami // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy. 2017. № 5 (180). S. 51-55.
[2] Egorov V.A., SHagunova V.M. Osobennosti vospitatel'noj raboty s osuzhdennymi klisheniyu svobody zhenshchinami na sovremennom etape reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Pravovaya reforma. 2022. № 4. S. 36-39.
[3] Zorina N.S. Osobennosti vospitatel'noj raboty s zhenshchinami-osuzhdennymi v penitenciarnyh uchrezhdeniyah // Doneckie chteniya 2016. Obrazovanie, nauka i vyzovy sovremennosti. Materialy I Mezhdun-arodnoj nauchnoj konferencii. Podobshchej redakciej S.V. Bespalovoj. 2016. S. 133-135.
•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^