УДК 346.26
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДУГИ МЕРИДИАНА СТРУВЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
И.Э. Мартыненко
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы г. Гродно, Республика Беларусь
Аннотация. В статье рассматриваются особенности применения критерия «выдающаяся универсальная ценность» при номинации объектов в Список всемирного наследия. Автор, на примере элементов Дуги меридиана Струве, доказывает необходимость дополнения норм внутреннего законодательства уточняющими положениями. Цель статьи — раскрыть содержание критерия «выдающаяся универсальная ценность». Выводы и рекомендации по результатам исследования данной проблемы могут быть использованы при подготовке национальных досье при номинировании объектов в Список всемирного наследия.
Ключевые слова: международно-правовая охрана культурных ценностей; список всемирного наследия; конвенции ЮНЕСКО об охране культурных ценностей.
Для цитирования: Мартыненко И.Э. Особенности применения критериев всемирного наследия в практической деятельности (на примере Дуги меридиана Струве на территории республики Беларусь). Наследие и современность. 2020;З(1):98-105.
Чтобы должным образом обеспечить, насколько это возможно, выявление, охрану, сохранение и популяризацию объектов, составляющих невосполнимое наследие человечества, государства-члены ЮНЕСКО приняли в 1972 г. Конвенцию «Об охране всемирного культурного и природного наследия» ("The World Heritage Convention") (далее - Конвенция).
Согласно требованиям ст. 11 Конвенции каждое государство - сторона настоящей Конвенции представляет по мере возможности Комитету всемирного наследия перечень ценностей культурного и природного наследия, расположенных на его территории, которые могут быть включены в «Список всемирного наследия». По состоянию на 1 октября 2019 г. в Списке всемирного наследия - 1121 объект, из которых 869 являются культурными, 213 - природными и 39 -смешанными, в 167 странах - участниках Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия [1].
В Республике Беларусь 17 объектов имеют категорию «0» [2], позволяющую в дальнейшем получить статус объекта всемирного наследия. Среди них - Геодезическая дуга Струве (территория Брест-
ской и Гродненской областей), которая уже включена в Список всемирного культурного и природного наследия. Это пункты Лесковичи, Осовница, Чекуцк в Брестской области, а также Лопаты и Тупишки в Гродненской области. Названия даны от населенных пунктов, где обнаружены объекты. Для обозначения найденных центров «Белаэро-космогеодезия» по заданию Госкомимущества установила знаки - металлические трубчатые пирамиды. На пяти пунктах, которые включены в Список ЮНЕСКО, установлены гранитные памятные знаки (рис.). На каждый объект (или обсерваторию) имеются документы, находки зафиксированы в техническом отчёте, который есть в Госкомимуществе. В этом отчёте также зафиксирован пункт Дуги Струве - Белин-астро, где обнаружен фундамент обсерватории. Тригонометрическая точка «Белин» является южным окончанием Литовской части Геодезической Дуги Струве [3].
Исторический пункт «Белин» включал в себя тригонометрическую точку, основанную в 1826 г., и полевую астрономическую обсерваторию, которая была построена в 1827 г. и располагалась в 200 метрах южнее.
Рис. Геодезическая дуга Струве в Щучинском районе Гродненской области (фото автора)
По мнению исследователей, обсерватория представляла собой небольшое деревянное строение, возведенное над массивными фундаментами, предназначенными для установки двух астрономических пассажных труб конструкции Рамсдена и двух точных маятниковых часов. С помощью труб был обозначен геометрический центр обсерватории, который точно связывался с тригонометрической точкой «Бе-лин». В крыше и стенах обсерватории были сделаны прорези для наблюдения звезд. После 1853 г. измерения на тригонометрическом пункте и обсерватории в Белине не проводились, и обе исторические точки со временем были потеряны [4].
99
eg?) НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2020;3(l):98-l05
Упомянутая выше конвенция вводит в оборот понятие «выдающаяся универсальная ценность», которое является основанием для внесения объекта в Список всемирного наследия; угроза искажения ценности или утраты какой-либо из ее составляющих (характерных признаков, атрибутов) приводит к перемещению объекта в Список всемирного наследия, находящегося в опасности или исключению из Списка всемирного наследия. В научной юридической литературе содержание понятия «объект всемирного наследия» раскрыто неполно, границы критерия «выдающаяся универсальная ценность» окончательно не определены, что и предопределяет необходимость настоящего исследования. При этом автор опирался также на монографию, подготовленную в соавторстве К. Кэмерон и М. Росслер [5], в которой обозначена тенденция развития концепции всемирного наследия.
Особенность заключается в том, что непосредственно в самой Конвенции критерии определения выдающейся универсальной ценности объекта не называются, как и не регламентирован порядок номинации национальных памятников в Список всемирного наследия. Эти вопросы решены на уровне руководящих документов Центра всемирного наследия: обновленная версия Руководства "Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention" (принята 10 июля 2019 г.) [6]. В результате для определения «выдающейся универсальной ценности» номинируемого объекта определен единый перечень [6, п. 77], который состоит из 10 критериев, обозначенных сквозной нумерацией - от i до x. При этом критерии i-vi применяются для оценки объектов культурного наследия, критерии vii-x - для оценки объектов природного наследия, для оценки объектов смешанного (культурно-природного) наследия могут применяться различные критерии.
Кроме того, согласно требованиям Руководства [6, раздел II E, п. 79-95], объекты, номинированные в соответствии с критериями с (i) по (vi), должны удовлетворять условиям подлинности. Методологической основой проведения данного испытания (теста на подлинность и целостность) является принятый экспертным сообществом Нарский документ о подлинности [7], который носит рекомендательный характер. В данном документе отмечается, что в зависимости от типа культурного наследия и его культурного контекста объекты могут быть признаны удовлетворяющими условиям подлинности, если их культурная ценность правдиво и достоверно выражена через разнообразие признаков, включая: форму и замысел ("form", "design"); материалы и вещества ("materials", "substance"); использование и функции («use», "junction"); традиции, методы и системы управления ("traditions", "techniques"), местоположение и окружение ("location", "setting"); духовное и физическое восприятие и др. внутренние и внешние факторы [7]. При этом важен не просто сам памятник и номинальный образ сам по себе, но цельность его репрезентации в единстве предметного содержания, понимания духовного смысла, что является важнейшим условием полноценности его актуализации как части духовной культуры [8, с. 134].
100
Все объекты, номинированные на включение в Список всемирного наследия, должны удовлетворять условиям целостности. Целостность - мера единства и неповрежденности природного и/или культурного наследия и его атрибутов. В этой связи, изучение условий целостности требует оценки степени, в которой объект: включает все элементы, необходимые для выражения выдающейся универсальной ценности; имеет достаточные размеры, необходимые для всестороннего представления особенностей и процессов, отражающих значение объекта; страдает от неблагоприятного воздействия, оказываемого развитием и/или заброшенностью. Эта информация должна быть представлена в заявлении о целостности.
Соблюдение этих требований имеет конкретное практическое значение, в том числе, в связи с деятельностью по восстановлению утраченных памятников и реставрации замков, которые могут в будущем претендовать на высокий статус объекта всемирного наследия.
Одним из инструментов сохранения выдающейся универсальной ценности является план управления, устанавливаемый для объекта всемирного наследия.
Основными целями плана управления являются: сохранение выдающейся универсальной ценности объекта Всемирного наследия; сохранение преемственности и создание условий для устойчивого развития территории; достижение общественного согласия относительно сохранения, использования и устойчивого развития объекта Всемирного наследия.
На практике разделы плана управления представляют: общую характеристику объекта всемирного наследия и обоснование его выдающейся универсальной ценности; характеристику существующей системы охраны объекта всемирного наследия на основе законодательных, административных и других методов государственной защиты; анализ заинтересованных сторон в отношении использования и устойчивого развития объекта всемирного наследия; систему управления объектом всемирного наследия с введением в нее общественной составляющей и инструментов для достижения общественного согласия; организационную схему управления, мониторинг и ресурсное обеспечение реализации плана управления; общий план мероприятий в рамках реализации плана управления.
План управления ориентирован, в первую очередь, на защиту и поддержание выдающейся универсальной ценности объекта, защиту, консервацию и музеефикацию археологических и архитектурных памятников, дальнейшее научное изучение объекта, а также использование туристско-паломнического и образовательного потенциала этого места. Специально должны быть выделены разделы по предотвращению негативного воздействия рисков и стихийных бедствий [9].
НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ 2020;з(1):98-105
Обратимся к законодательству Республики Беларусь. В соответствии со ст. 96 Кодекса о культуре Республики Беларусь (далее - Кодекс о культуре) [10], историко-культурные ценности классифицируются на категории в соответствии с их отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и в зависимости от их значимости (всемирная, международная, национальная, региональная) подразделяются на четыре соответствующие категории.
К категории "1" относятся историко-культурные ценности, имеющие международную значимость. Например, такую категорию имеют мемориальный комплекс «Хатынь», Спасо-Преображенская церковь в Заславле. Однако в настоящее время нет ни одного международного соглашения, заключенного Республикой Беларусь, в котором бы стороны (участники) признали какой-либо белорусский объект (историко-культурную ценность) как памятник, имеющий международное значение. Видимо, данная категория культурной значимости нуждается в уточнении: почему тот или иной объект (историко-культурная ценность) представляет именно международный (для каких государств, для народов каких стран?) интерес. Что касается категорий культурной значимости «2» и «3», то они присвоены большому количеству памятников, имеющих национальное и местное (региональное) значение.
Новеллой законодательства являются положения ст. 99 Кодекса о культуре [10], согласно которым определение историко-культурных ценностей, которые могут быть предложены для включения в Список всемирного культурного и природного наследия и Список всемирного культурного и природного наследия, находящегося в опасности, осуществляется Советом Министров Республики Беларусь. Длительное время этот вопрос не был регламентирован.
В настоящее время, Беларусь и Польша разрабатывают план совместных действий по включению Августовского канала в Список всемирного наследия [11], план совместного управления Беловежской пущей [11], которая является объектом всемирного (природного) наследия, аналогичная деятельность проводится и в отношении Ко-ложской (Борисоглебской) церкви в Гродно [12].
Заключение
Высшей организационной формой сохранения материального культурного наследия признается получение памятником статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объекты всемирного наследия де-факто рассматриваются как обладающие глобальным значением. Соблюдение критерия «выдающаяся универсальная ценность» для номинируемых в Список всемирного наследия объектов имеет конкретное практическое значение, в том числе, в связи с деятельностью по восстановлению и реставрации утраченных памятников, которые могут в будущем претендовать на такой высокий статус.
102
Учитывая положения Конвенции, предлагаем дополнить (там, где это не произведено) национальные нормативные правовые акты, принятые в целях правовой охраны объектов культурного наследия, определением «выдающаяся универсальная ценность» как ценность объекта всемирного наследия, которая является настолько уникальной, что выходит за пределы национальных границ и представляет всеобщую ценность для нынешних и будущих поколений, сохранение и охрана которой является первоочередной задачей для всего человечества. Например, Кодекс Республики Беларусь о культуре может быть дополнен новой нормой (ст. 991) с рабочим названием в инициативном варианте «Основания для включения историко-культурной ценности в Список всемирного культурного и природного наследия и порядок представления соответствующей документации». Как представляется, данные дополнения заполнят образовавшийся в законодательстве пробел.
Литература
1. Officiai website of the World Heritage Centre. URL: https://whc.unesco.org/en/list/ (дата обращения: 03.10.2019).
2. Дзяржауны стс псторыка-культурных каштоунасцей Рэспублт Беларусь // Официальный сайт Министерства культуры республики Беларусь. Режим доступа: http://www.kultura.by/by/ikn-by/ (дата обращения: 03.03.2020).
3. Официальный сайт Музея Дуги Струве. Режим доступа: http: //www.struve.by/index.php/informatsiya-o-duge?showall=&start=4 (дата обращения: 03.03.2020).
4. Результаты поисковых работ на главном белорусском пункте геодезической дуги Струве. Режим доступа: http://www.geotop.ru/publication/ publ.phtml?event=3&id=561 (дата обращения: 03.03.2020).
5. Кэмерон К., Росслер М. Много голосов, одно видение: развитие Конвенции о всемирном наследии / К. Кэмерон, М. Росслер; [перевод с англ.: Д. Р. Сабирова и др.]; Кабинет Министров Республики Татарстан [и др.]. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. 385 с.
6. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention». https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (дата обращения: 03.03.2020).
7. Нарский документ о подлинности / Официальный сайт ИКОМОС. URL: http:// https://www.icomos.org/charters/nara-e.pdf (дата обращения: 01.03. 2020).
8. Закунов ЮА. Ценностно-цивилизационные аспекты включения объектов в список всемирного культурного наследия: российский опыт и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82). С. 126-135.
9. Шульгин П.М., Штеле О.Е. Принципы разработки и основные положения плана управления для российского объекта Всемирного наследия «Болгарский историко-археологический комплекс» // Наследие и современность. 2018. Т. 1. № 1. С. 52-65.
10. Кодекс о культуре Республики Беларусь. http://www.pravo.by/ document/?guid=12551&p0=Hk1600413 (дата обращения: 01.03. 2020).
11. О проведении международной конференции, приуроченной к 100-летию Августовского канала: письмо Гродненского областного исполнительного комитета // Архив Гродненского областного исполнительного комитета за 2019 г. Дело № 01-01-50 /4247 от 25.10.2019.
12. Беларусь и Польша разработают план совместного управления Беловежской пущей // «СБ-Беларусь сегодня», 31 октября 2019 г.
13. О подготовке досье в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: запрос Гродненского городского исполнительного комитета // Архив Гродненского горисполкома за 2019 г. Дело № 11-12/214 от 23.04.2019.
FEATURES OF APPLYING THE WORLD HERITAGE CRITERIA IN PRACTICE (ON THE EXAMPLE OF THE STRUVE GEODETIC ARC IN THE TERRITORY OF THE REPUBLIC OF BELARUS)
I. Martynenka
Yanka Kupala Grodno State University Grodno, Belarus
Annotation. The article considers the features of applying the criterion of «outstanding universal value» when nominating objects to the World Heritage List. The author, on the example of elements of the Struve Geodetic Arc, proves the need to supplement the norms of domestic legislation with clarifying provisions. The purpose of the article is to reveal the content of the criterion "outstanding universal value". Conclusions and recommendations based on the results of the study of this problem can be used in the preparation of national dossiers for the nomination of world heritage sites.
Keywords: international legal protection of cultural property; world heritage list; UNESCO conventions on the protection of cultural property.
For citation: Martynenka I. Features of applying the world heritage criteria in practice (on the example of the Struve Geodetic Arc in the territory of the republic of Belarus). Heritage and Modern Times. 2020;3(l):98-l05.
References
1. Official website of the World Heritage Centre. URL: https://whc.unesco.org/en/list/ (data obrashheniya: 03.10.2019).
2. Dzyarzhaynyv spis gistoryvka-kuPturnyvx kashtoynascej Revspubliki Belarus4 // OficiaPny^j sajt Ministerstva kuTturyv respubliki Belarus4. Rezhim dostupa: http://www.kultura.by/by/ikn-by/ (data obrashheniya: 03.03.2020).
3. OficiaPnyvj sajt Muzeya Dugi Struve. Rezhim dostupa: http://www.struve.by/index.php/informatsiya-o-duge?showall=&start=4 (data obrashheniya: 03.03.2020).
4. RezuPtatyv poiskovyvx rabot na glavnom belorusskom punkte geodezicheskoj dugi Struve. Rezhim dostupa: http://www.geotop.ru/publication/publ.phtml?event=3&id=56l (data obrashheniya: 03.03.2020).
5. Ke'meron K., Rossler M. Mnogo golosov, odno videnie: razvitie Konvencii o vsemirnom nasledii / K. Kevmeron, M. Rossler; [perevod s angl.: D. R. Sabirova i dr.]; Kabinet Ministrov Respubliki Tatarstan [i dr.]. Kazan4: Izd-vo Kazanskogo un-ta, 2017. 385 s.
6. Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention». https://whc.unesco.org/en/guidelines/ (data obrashheniya: 03.03.2020).
7. Narskij dokument o podlinnosti / OficiaPnyvj sajt IKOMOS. URL: http:// https://www.icomos.org/charters/nara-e.pdf (data obrashheniya: 01.03. 2020).
8. Zakunov YuA. Cennostno-civilizacionnyve aspektyv vklyucheniya obvvektov v spisok vsemirnogo kuTturnogo naslediya: rossijskij opyvt i perspektivyv // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta kuPturyv i iskusstv. 2018. № 2 (82). S. 126-135.
9. ShuVgin P.M., Shtele O.E. Principyv razrabotki i osnovnyve polozheniya plana up-ravleniya dlya rossijskogo obvvekta Vsemirnogo naslediya «Bolgarskij istoriko-arxeologicheskij kompleks» // Nasledie i sovremennostv. 2018. T. l. № l. S. 52-65.
10. Kodeks o kuTture Respubliki Belarus4. http://www.pravo.by/ docu-ment/?guid=l255l&p0=Hkl6004l3 (data obrashheniya: 01.03. 2020).
11. O provedenii mezhdunarodnoj konferencii, priurochennoj k 100-letiyu Avgus-tovskogo kanala: pisvmo Grodnenskogo oblastnogo ispolnitePnogo komiteta // Arxiv Grod-nenskogo oblastnogo ispolniteFnogo komiteta za 2019 g. Delo № 01-01-50 /4247 ot 25.10.2019.
12. Belarus4 i PoPsha razrabotayut plan sovmestnogo upravleniya Belovezhskoj pushhej // «SB-Belarusv segodnya», 31 oktyabrya 2019 g.
13. O podgotovke dosve v Spisok vsemirnogo naslediya YuNESKO: zapros Grod-nenskogo gorodskogo ispolnitePnogo komiteta // Arxiv Grodnenskogo gorispolkoma za 2019 g. Delo № 11-12/214 ot 23.04.2019.
Сведения об авторе
Мартыненко Игорь Эдуардович, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь. E-mail: [email protected]
Дата поступления 01.03.2020
Author of the publication
Ihar Martynenka, Doctor of Law, Professor, Head of the department of civil law and procedure of the Yanka Kupala State University of Grodno, the Republic of Belarus. E-mail: [email protected]