Евгения РАК
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВИРТУАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
В работе рассматриваются особенности учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, представлено мнение экспертов, выявленное посредством интроспективного интервью по проблематике использования технологий дистанционного обучения в образовательном пространстве вуза.
Spécial aspects of the training process with the use of distance educational technologies are viewed in the work. Ideas of experts on the problem of distance learning in educational space of institutes of higher education, revealed by introspective interviewing, are represented.
Ключевые слова:
образовательное пространство, информационные технологии, дистанционное образование, дистанционное обучение, социальное взаимодействие; educational space, information technologies, distance education, distance learning, social interaction.
В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, принятой Государственным комитетом РФ по высшему образованию 31 мая 1995 г., дается следующее определение: дистанционное образование — это «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей»1. Система дистанционного образования, не являясь антагонистичной по отношению к существующим очным и заочным системам обучения, естественным образом должна интегрироваться с этими системами, дополняя и развивая их, способствуя созданию мобильной образовательной среды. В связи с этим встает стратегически принципиальная задача по определению приоритетов, целесообразности и возможности использования дистанционных средств для совершенствования существующих форм образования сегодня и разработке перспективных моделей дистанционного обучения как специфической интегральной формы образования. Среда дистанционного, на наш взгляд, может быть интерпретирована как виртуальное, социально обозначенное и сконструированное социальное пространство, у которого есть своя структура, свойства, принципы построения, среда взаимодействия, система взаимосвязей и взаимоотношений.
Дистанционное обучение — новая форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента, при которой учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени и в то же время имеют воз-
1 Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России (утв. постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 мая 1995 г. № 6 // http://de.unicor. ru/science/groundwork/concept.html#conc2 (дата обращения 03.03.2010).
РАК
Евгения
Алексеевна —
старший
преподаватель
кафедры
информатики и
информационных
технологий
Института
информациоиных
технологий ВВАГС
?уе1к1768@ттЫег.
ги; rаk_evgemyа@
uail.ru
можность в любой момент реализовывать процесс обучения и поддерживать диалог посредством дистанционных образовательных технологий и средств телекоммуникации. В контексте легитимности термина «дистанционное образование» целесообразно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.
Современный этап развития технологий дистанционного образования характеризуется возможностью интернет-технологий обеспечить интерактивное взаимодействие субъектов обучения в диалоговом режиме on-line посредством сетевых технологий, дополненных мультимедийными средствами проведения традиционных для обучаемого занятий, в форме интернет-видеоконференций с одновременной передачей видеоизображения, звука, слайдовой, графической информации от преподавателя к обучаемому и обратно. Это создает эффект очного занятия и позволяет достичь в дистанционном обучении результата, близкого к очному обучению. При использовании технологий дистанционного интернет-обучения появляется множество интересных возможностей донесения учебного материала: загрузка учебных материалов из виртуальной аудитории с помощью web-браузера со специализированных www-серверов; структуризация материала и связывание разделов курса посредством гипертекстовых технологий; общение с преподавателями и другими обучаемыми через электронную почту или в телеконференциях, участие в видеоконференциях; обновление материалов учебного курса в режиме реального времени и др. Основная цель — обеспечить интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставить студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала. Источником информации в данных моделях являются базы данных (образовательное пространство), координатором учебного процесса — преподаватель, а интерпретатором знаний — сам студент. Возникающее при этом общение выступает как одна из форм самовыражения личности в процессе информационного взаимодействия с компьютером и коллегами (группового обучения), что, в свою очередь, становится основой конструирования общей среды коммуникации.
Однако для органичного взаимодействия в компьютерной коммуникационной среде обучающийся должен обладать сложной и разветвленной системой навыков, овладение которыми требует изменения традиционных представлений об организации учебной деятельности.
К основным достоинствам дистанционного образования можно отнести: повышение оперативности в обновлении учебных курсов; возможность привлечения географически удаленных преподавателей; осуществление учебного процесса посредством создания индивидуальных траекторий обучения; переход от репродуктивного метода обучения к творческому (креативному) освоению знаний студентами.
Однако необходимо отметить следующие сложности внедрения технологий дистанционного обучения:
— технические сложности;
— организационные трудности с планированием, реализацией и поддержкой технологий ДОТ в зависимости от учебных программ и направлений подготовки специалистов;
— отсутствие единой терминологии в области электронного и дистанционного обучения, единой скоординированной стратегии внедрения новых информационных технологий;
— недостаточное финансирование дистанционных образовательных программ и проектов в образовательных учреждениях различного уровня с учетом реальных затрат рабочего времени;
— отсутствие политики защиты авторских прав на создаваемые электронные образовательные ресурсы и электронные учебно-методические комплексы.
В рамках авторского социологического исследования взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения (2009—2010 гг.), проведенного с целью выявления отношения респондентов к применению различных форм дистанционного обучения, установления категорий граждан, для обучения которых наиболее обоснованно применение дистанционных технологий, было осуществлено интервьюирование экспертов (опрошен 21 эксперт). Эксперты (преподаватели, специалисты по учебно-методической работе кафедр и деканатов, разработчики электронных образовательных ресурсов, организаторы учебного процес-
са) отметили следующие трудности, с которыми они сталкиваются в образовательном процессе с применением ДОТ
— в учебном заведении отсутствует единая стратегия внедрения новых информационных технологий, вопросы использования электронных средств слабо соотнесены с учебными планами и программами;
— значительно возрастает интенсивность, сложность и трудоемкость реализации учебного процесса вследствие необходимости ежедневного просмотра информации о группах на форуме, ответов на вопросы и консультирования в режиме on-line. В итоге реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности встречает неадекватное отношение профессорско-преподавательского состава к внедрению в учебный процесс новых информационных технологий и методов работы.
По мнению экспертов из числа руководства, это объясняется традиционной осторожностью профессорско-преподавательского состава и неприятием инноваций, основной причиной которых названо отсутствие квалификации субъектов учебного процесса. По мнению экспертов-преподавателей, причина — в отсутствии достойной мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательско-
го состава по использованию этих технологий и в особенности по созданию, сопровождению, обновлению и защите авторских прав на электронные образовательные ресурсы. Возрастающая интенсивность, сложность, напряженность по разным курсам и дисциплинам требует четкого регламента взаимодействия с каждым конкретным преподавателем и с организаторами учебного процесса.
Огромную трудность для преподавателей точных дисциплин (математиков, экономистов) представляет проведение интерактивных консультаций в среде дистанционного обучения. Невозможность демонстрировать ответы в виде математических формул и функций, матриц, рисунков, схем в конечном итоге существенно снижает эффективность взаимодействия.
С внедрением вышеназванных технологий сопровождения образовательно -го процесса повышаются требования к информационной культуре, информационной компетенции всех субъектов образовательного процесса. Повышение компьютерной культуры профессорско-преподавательского состава и реализация соответствующих программ обучения, консультирование и постоянная поддержка, по мнению экспертов, должны стать одним из направлений информационной политики вуза.