Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАТ-БОТОВ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАТ-БОТОВ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранный язык / искусственный интеллект / чат-бот / коммуникативная компетенция / foreign language / artificial intelligence / chat-bot communicative competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Афанасьева Ю.А. Гагарин

Цель статьи заключается в рассмотрении возможностей применения современных чатботов с искусственным интеллектом для формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке. В качестве образца выбран чат от «ChatGPT». В статье приведены примеры составления запросов для практики таких структурных ярусов языка как фонетика, лексика и грамматика, описаны возможности генерации учебных планов и контрольно-измерительных материалов необходимых пользователю. В работе использованы такие методы исследования как описание, анализ, синтез, классификация, моделирование, абстрагирование. Актуальность статьи обосновывается необходимостью рассмотрения новейших технологических возможностей с точки зрения методики преподавания иностранного языка. Определены основные способы взаимодействия с чат-ботами с искусственным интеллектом и необходимость дальнейшего изучения возможностей их применения в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF USING THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE CHAT-BOTS IN FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The aim of this article is to examine the possibilities of using the modern artificial intelligence chatbots in formation of foreign language communicative competence. «ChatGPT» chat-bot is chosen as an example. The prompts for request formation for practicing such structural layers of language as phonetics, lexis and grammar are described as well as generation of learning plans and test material required by the user. Such methods as description, analysis, synthesis, classification, modeling and abstraction are used in this article. The relevance of the topic is based on the necessity of exploration of the modern technological possibilities from the point of view of the foreign language teaching methodic. The main ways of interaction and the necessity of further exploration of artificial intelligence chat-bots in educational process are stated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАТ-БОТОВ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ»

УДК 81

doi: 10.52470/2619046X_2023_2_107

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАТ-БОТОВ С ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

О.В. Афанасьева, Ю.А. Гагарин

Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении возможностей применения современных чат-ботов с искусственным интеллектом для формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке. В качестве образца выбран чат от «ChatGPT». В статье приведены примеры составления запросов для практики таких структурных ярусов языка как фонетика, лексика и грамматика, описаны возможности генерации учебных планов и контрольно-измерительных материалов необходимых пользователю. В работе использованы такие методы исследования как описание, анализ, синтез, классификация, моделирование, абстрагирование. Актуальность статьи обосновывается необходимостью рассмотрения новейших технологических возможностей с точки зрения методики преподавания иностранного языка. Определены основные способы взаимодействия с чат-ботами с искусственным интеллектом и необходимость дальнейшего изучения возможностей их применения в учебном процессе.

Ключевые слова: иностранный язык, искусственный интеллект, чат-бот, коммуникативная компетенция.

THE PECULIARITIES OF USING THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE CHAT-BOTS IN FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

O.V. Afanasyeva, Y.A. Gagarin

Abstract. The aim of this article is to examine the possibilities of using the modern artificial intelligence chat-bots in formation of foreign language communicative competence. «ChatGPT» chat-bot is chosen as an example. The prompts for request formation for practicing such structural layers of language as phonetics, lexis and grammar are described as well as generation of learning plans and test material required by the user. Such methods as description, analysis, synthesis, classification, modeling and abstraction are used in this article. The relevance of the topic is based on the necessity of exploration of the modern technological possibilities from the point of view of the foreign language teaching methodic. The main ways of interaction and the necessity of further exploration of artificial intelligence chat-bots in educational process are stated.

Keywords: foreign language, artificial intelligence, chat-bot communicative competence.

Образовательный процесс испытывал на себе влияние множества факторов на протяжении истории. Данный факт объясняется тем, что образование представляет собой крайне важный вид деятельности человека по усвоению знаний, умений и навыков [1, а 164] Благодаря образованию человечество способно эффективно передавать накопленную поколениями информациюоб окружающем мире и о способах взаимодействия с ним. Количественные и качественные показатели данного процесса совершенствовались из века в век. От первых школ древнего Египта, до наиболее современных учебных заведений, учителя осуществляли обучение и воспитание с применением актуальных достижений методической науки и технических возможностей характерных для того исторического периода [3].

Задачу образования следует выполнять наиболее эффективным образом. Развитие педагогической мысли, как и образовательный процесс, испытывает на себе влияние истори-

ческого контекста, действующей научной парадигмы и так далее. Одной из сил, влияющих на педагогическую деятельность в целом, является научно-технический прогресс [8, с. 2].

Языковое образование очень сильно подвержено такому влиянию. Преподаватели иностранных языков часто перенимают опыт своих коллег, в том числе из-за рубежа. Вероятно, это связано с формированием «мультикультурной личности» [7, с. 43] у изучающих иностранный язык. Это видится неизбежным следствием происходящих в настоящий момент процессов глобализации. Таким образом, такие технологии, как интерактивные доски, проекторы, комплексы виртуальной реальности, дистанционное обучение и т.п. превратились из предмета обсуждений писателей-фантастов в обыденную реальность. Все эти средства позволяют наилучшим образом реализовывать такие общедидактические принципы как наглядность, деятельность, доступность и индивидуализация [2, с. 82].

В недавнее время, горизонты возможностей в образовании снова были расширены. В данном случае, технология, ставшая доступной для применения массовому пользователю, имеет замечательный потенциал для многих сфер деятельности человека. Она не была разработана специально для удовлетворения образовательных запросов. Однако может применяться для таковых.

Речь в данной работе пойдет о разработке компании OpenAI под названием ChatGPT (Chat-based Generative Pre-trained Transformer).

ChatGPT является современным чат-ботом с искусственным интеллектом (ИИ). Это языковая модель, для которой были применены такие способы машинного обучения как обучение с учителем и обучение с подкреплением. В данной статье речь идет о ChatGPT версии 3.5.

Общение с данным чат-ботом не сильно отличается от общения с виртуальными ассистентами вроде Алисы от ООО «Яндекс». Однако, качество получаемых ответов и потенциальный функционал несоизмеримы. От пользователя требуется лишь ввести корректный запрос, в свободной форме и искусственный интеллект выдаст исчерпывающий ответ, основываясь на доступных ему данных. Он обучен понимать контекст, поэтому следующее сообщение будет обработано с учетом предыдущих запросов.

Высказывания, формируемые ИИ помимо фактической части содержат и некоторое эмоциональное подкрепление. ChatGPT может имитировать т.н. «активное слушание», давая в ответ такие высказывания как «Wow, sure, great...», что помогает избежать ощущения некоторой оторванности от реальности в общении с ИИ. Система активно имитирует энтузиазм и стимулирует дальнейшее общение. Например, на вопрос «Wie geht es dir?» будет дан ответ наподобие «Mir geht es gut, danke schon! Wie geht es dir?»

Интерфейс чат-бота не отличается от популярных сервисов обмена мгновенными сообщениями, как Telegram или Viber. Большинство пользователей найдет эту систему простой к освоению и интуитивно понятной.

Самым очевидным способом применения чат-бота представляется именно обмен короткими сообщениями. Причем система может выступать в качестве инициатора общения, по запросу пользователя. Она имеет возможность задать практический безграничный ряд критериев общения. Для пользователя, не имеющего подготовки в иностранных языках, ключевыми из них представляются: тема, уровень языка, регистр.

Для методически подготовленного пользователя ChatGPT может стать инструментом по созданию текстов в необходимой форме. Например, пользователь может запросить тематический текст, наполненный требуемой лексикой и даже происходящий заданной им ситуации. Важнейшей функцией тут будет возможность указать желаемые характеристики текста, соответствующие цели обучающегося. Примером может служить текст, наполненный необходимыми фонемами для практики произношения, определенными грамматическими конструкциями или лексическими единицами.

В данной работе будет приведены примеры создания подобных запросов.

Рассмотрим возможность формирования параметров будущего текста на основе следующих структурных ярусов [6, с. 16]:

1. Фонетика.

2. Лексика.

3. Грамматика.

По умолчанию, языком общения данного ИИ является английский. Однако для многих пользователей будет актуальной возможности задать язык общения. Это будет хорошим примером простоты коммуникации с чат-ботом. В данной статье будут даны примеры запросов на английском и немецком языках.

U (User) - Can we speak German?

C (ChatGPT) - Gerne. Wie möchtest du gerne sprechen?

Translation: Sure. How would you like to speak?

Note: «Gerne» means «gladly» or «with pleasure» in German. «Wie» means «how» and «möchtest» is the informal second-person singular form of the verb «mögen», meaning «to like». «Du» is the informal second-person singular pronoun, similar to «you» in English. «Gerne sprechen» is the infinitive form of the verb «to speak», and «möchtest» is the conjugated form of the verb «to like» in the present tense.

Совершенствование фонетических навыков на данном этапе возможно в меньшей степени, так как на данный момент у ChatGPT нет своего встроенного модуля воспроизведения текста и ввод возможен лишь в текстовой форме. Тем не менее ряд полезных действий вполне осуществим. ИИ способен подобрать слова содержащие рад фонем, минимальные пары, составить предложение с лексическими единицами, требующими практики и даже написать стихотворение или песню для практики определенных фонем.

Примерный запрос может выглядеть следующим образом:

U - Can you write a sentence using the words pool and pull?

C - I need to pull the weeds form the pool before I can swim.

ИИ способен дать развернутый комментарий по вопросам грамматики и снабдить его примерами, что будет эффективно при повторении или изучении грамматических правил. Пользователь может запросить текст в определенной видовременной форме. Также ИИ способен переписать заданный текст с требуемыми изменениями, например, переведя предложения в пассивный залог. Возможность проверить грамматическую корректность текста и получить исправления с комментарием должны положительно сказаться на общей грамотности пользователя.

Примером выполнения подобной задачи может служить следующий запрос:

U - Correct my grammar in the following text:

yesterday I had gone to my friend's house in Washington st

C - Yesterday, I went to my friend's house on Washington Street.

Изучение лексики также может быть реализовано большим количеством путей с применением возможностей ИИ. Пользователь может получить определение, список значений, этимологическую справку, перевод и многое другое. Однако, эти возможности были и у менее совершенных голосовых ассистентов. ИИ помимо этого способен самостоятельно составить список лексики по требуемой теме, с определенным набором характеристик. Ему доступно понимание контекста и он способен подобрать лексику соответствующею ситуации общения.

Запрос лексики на тему «Meeting» может выглядеть следующим образом:

U - Please provide me with meeting vocabulary. C -

1. Agenda: a plan or schedule of items to be discussed at a meeting.

2. Attendee: a person who is present at a meeting.

3. Chairperson: the person who leads or presides over a meeting... etc.

Не самым очевидным способом применения является генерация учебного плана. Возможными уточняющими критериями здесь могут быть уровень требуемой подготовки по шкале CEFR, сроки освоения материала и основное направление деятельности (общее изучение, расширение вокабуляра, формирование навыков чтения)

Подобный запрос можно оформить так:

U - I want to learn 5000 new words in German over a period of one month. Can you come up with a study schedule for me?

C - Sure, here is a possible study schedule for learning 5000 new words in German over the course of a month:

Week 1:

Day 1: Start by learning the most common 500-1000 words in German. This will give you a strong foundation to build upon.

Week 2:

Day 8: Continue learning new words, focusing on words that are related to your work or profession. ...

Еще ИИ способен генерировать тесты для проверки сформированных знаний, умений и навыков, имитируя типы вопросов и заданий, которые регулярно встречаются в самых известных тестах.

Вот пример генерации теста на основе Geothe A1 Zertifikat от Института имени Гёте:

U - Create a mock Goethe A1 test in German, focusing on reading comprehension.

C - Teil 1: Leseverstehen

Lesen Sie den folgenden Text und beantworten Sie die Fragen auf Deutsch: Guten Tag, ich heiße Maria und ich komme aus Barcelona. Ich bin 23 Jahre alt und ich studiere Germanistik an der Universität in Barcelona. Ich lerne Deutsch, weil ich gerne in Deutschland arbeiten möchte. In meiner Freizeit gehe ich oft spazieren und ich treffe mich gerne mit Freunden in Cafés. Ich wohne in einer kleinen Wohnung in der Nähe der Universität.

Fragen:

a) Woher kommt Maria? b) Wie alt ist sie?...

Так как ИИ удерживает контекст, можно составить запрос на выдачу ответов или проверку результатов пользователя:

U - Please provide the correct answers for these exercises.

C - Teil 1: Leseverstehen

Fragen:

a) Maria kommt aus Barcelona. b) Sie ist 23 Jahre alt. .

Среди потенциальных негативных сторон можно отметить следующее. ИИ не застрахован от ошибок и предоставления неточной информации с фактической точки зрения. Также работа с ChatGPT должна рассматриваться как вспомогательный инструмент в руках преподавателя и учащегося. Она не должна заменять личность преподавателя для студента и не должна заменять реальной коммуникации.

Последним важным пунктом может быть чрезмерная вовлеченность в работу с ИИ, в ущерб прочей учебной деятельности.

Работа с ChatGPT должна оставаться полезным дополнением к учебному процессу, но не должна заменять его.

Рассматривая организованный таким образом учебный процесс, можно сделать вывод, что в нем наиболее ярко отражен принцип индивидуализации [4]. Запрос, сформированный

пользователем, отражает его нужды и потребности. Следовательно, ответ, предложенный ИИ, будет основан именно на этом запросе (при корректной работе системе и отсутствии внутренних ограничений). Тексты, сгенерированные чат-ботом будут отражать жизненные и учебные интересы пользователя. Помимо этого, учебный процесс обладает всеми преимуществами (и недостатками) обучения с применением интернет-технологий. Данные преимущества и недостатки указаны в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки обучения с применением интернет-технологий

Преимущества Недостатки

Возможность получения мгновенной обратной связи Возможность отвлечения от учебного процесса

Более активное вовлечение учащихся в учебный процесс Возможность отрицательного влияния на навыки социального взаимодействия

Обилие ресурсов и источников информации Возможность уклонения от выполнения заданий

Возможность автоматизации ряда задач Отсутствие равного доступа к технологическим ресурсам

Мгновенный доступ и свобода выбора местоположения пользователя Возможность возникновения технических осложнений

Развитие цифровой грамотности Сложность верификации информации

На текущем этапе (без применения сторонних приложений) возможна практика двух видов речевой деятельности, чтения и письма. В будущем, интеграция систем распознавания и генерации речи должны исправить этот недостаток.

Приведенная выше информация в очередной раз поднимает вопрос замены живого преподавателя компьютерными технологиями. И если ранее такая возможность представлялась предметом обсуждения футурологов, то теперь она кажется делом нескольких лет. Принимая в расчет то, что ChatGPT даже не является образовательной разработкой, она может выполнять минимальный набор функций учителя. Не вызывает сомнений, что в ближайшем будущем мы столкнемся с ИИ, способным имитировать проведение занятия и вести диалог в реальном времени (используя средства голосового ввода и генерации речи). Будет ли это означать конец профессии преподавателя иностранных языков?

Отвечая на данный вопрос, методика преподавания иностранных языков может выдвинуть следующие тезисы:

«Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер» [9, с. 64].

«Обучение - это своего рода социальная систематизированная технология интенсивного введения человека в культуру специально подготовленными для этого людьми под надзором общества» [6, с. 7].

Первый тезис полностью отвергает возможность замены учителя искусственным интеллектом, на основании того, что он не является таковым в прямом смысле слова. Чат-боты представляют собой лишь развитую языковую модель. Они не обладают даже малой частью человеческого интеллекта. Даже учитывая скорость реагирования лучших образцов и их нацеленность на имитацию человеческого общения, искусственная природа их ответов будет заметна даже самому неопытному пользователю. Возможность ввести человека в заблуждение относительно «реальности» собеседника, является ключевым условием прохождения эмпирического теста на способность машины мыслить (или имитировать мышление), предложенного английским математиком и криптографом А.М. Тьюрингом. Данный тест,

известный как «тест Тьюринга» [10], может служить индикатором способности ИИ, если и не быть личностью, то быть воспринятым как таковая.

Второй тезис интересен ролью человеческого общества как источника самой необходимости в обучении. Так как ИИ создается человеком для выполнения поставленных человеком задач, понадобится специалист, формирующий их для компьютерной системы, задействованной в образовательном процессе. Для систем, применяемых в языковом образовании, это должен быть специалист по методике преподавания иностранных языков. Его задачей будет заставить ИИ оперировать категориями, используемыми в методической науке. Именно внесение в алгоритмы понятий цели, содержания, принципов и методов может приблизить описываемый процесс образования к требованиям, выдвигаемым обществом и сделать достижение образовательного результата возможным.

В данной статье проанализированы возможности применения ChatGPT 3.5 в целях повышения коммуникативной компетенции на иностранном языке. Рассмотрены возможности практики языка на разных уровнях и дополнительные функции и возможности этой системы. Также указаны актуальные недостатки и возможные проблемы в работе с ней.

В заключение следует указать на необходимость дальнейшего рассмотрения вопросов применения ИИ с точки зрения методики преподавания иностранных языков. Следует подробно рассмотреть весь функционал подобных систем и использовать его для интенсификации учебного процесса, в первую очередь в рамках самообразования.

Библиографический список

1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.

2. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. М., 2017.

3. Долгополова А.В. История образования и педагогической мысли: хрестоматия. Самара, 2005.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М., 1982. Т. 1.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996.

6. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М., 2008

7. Сластенин В.А., Палаткина Г.В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. М., 2004.

8. Топоркова А.А., Кобченко А.В. Влияние научно-технического прогресса в условиях образования. URL: https://www.art-talant.org/publikacii/15751-vliyanie-nauchno-tehnicheskogo-progressa-v-usloviyah-obrazovaniya (дата обращения: 04.04.2023).

9. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии. URL: http://www.biografia.ru/arhiv/102.html (дата обращения: 02.04. 2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Turing A. Computing machinery and intelligence // Mind. 1950. № 59.

О.В. Афанасьева

кандидат филологических наук доцент кафедры иностранных языков

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-Mail:oxana4u2014@yandex.ru

Ю.А. Гагарин

магистрант

Московский информационно-технологический университет - Московский

архитектурно-строительный институт

E-Mail:gagarinyu@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.