Научная статья на тему 'Особенности применения биологического оружия в современных условиях'

Особенности применения биологического оружия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
795
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Добрынина Т.В., Атаманенко Д.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности применения биологического оружия в современных условиях»

адъюнктов, Гомель, 24 апр. 2013 г. / М-во по чрезвычайн. ситуациям Респ. Беларусь [и др.]. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2013. - 119-122 с.

2. Unity (игровой движок) [Электронный ресурс] - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/Umty_%28игровой_движок%29;

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Т.В. Добрынина, преподаватель, к.б.н., Д.Ю. Атаманенко, курсант, ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Поражающее действие биологического оружия основано на использовании болезнетворных свойств боевых биологических средств (ББС). В качестве последних выступают микроорганизмы, продукты их жизнедеятельности, способные размножаться в живых организмах и на поверхностях различных натуральных и синтетических материалов. К ним относятся патогенные вирусы, бактерии, грибки, риккетсии, а также простейшие. ББС подразделяются на особо опасные и выводящие из строя. Контагиозные (поражающие при различных видах контакта) и неконтагиозные. Они могут применяться в виде жидких или сухих рецептур путем заражения приземного слоя воздуха биологическим аэрозолем, а также распространением зараженных переносчиков: насекомых, клещей, грызунов.

Биологическое оружие одно из самых жестоких по своим последствиям средств ведения войны. Несмотря на подписание большинством стран мира Конвенции 1972 года о запрещении разработки, испытаний и производства биологического и токсинного оружия. Во многих зарубежных государствах продолжались исследования, запрещенные Конвенцией. Это обусловлено, прежде всего, тем, что Конвенция 1972 года эффективного международного контроля все-таки не предусматривает. Кроме того, усложняется выявление скрытной наработки биологических агентов, так как достаточно сложно определить предназначение (военное или гражданское) мощностей по их производству.

Технологическая революция создаст не только блага для человечества, но увеличит потенциальные угрозы. Так, прогнозируется активное использование достижений прогресса террористическими организациями для противозаконной деятельности.

В связи с глобализацией огромное значение приобретает углубление международного сотрудничества в ряде областей, таких как:

- разработка вакцин и лекарств против важнейших инфекционных болезней, таких как ВИЧ/СПИД или малярия;

- надзор за инфекционными болезнями;

- противодействие терроризму.

В природе существует огромное разнообразие микроорганизмов - вирусов, бактерий и грибов, вызывающих заболевания человека, растений и животных.

По оценкам экспертов, нам известно не более долей процента существующих вирусов, несколько процентов микробов. Природа постоянно создает новые патогены - так называемые «возникающие инфекции», - и этот потенциал просто неисчерпаем. Самый последний пример тому - ситуация с заболеванием, известным как тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС/SARS). Только за последние 20 лет зарегистрировано более 30 новых инфекционных агентов, таких как ВИЧ, вирусы Марбург, Эбола, Мачупо, Nipah, SARS и др., против которых до сих пор нет эффективных средств лечения и профилактики.

Вспышка заболевания в любом месте земного шара может рассматриваться как угроза для любого другого региона. Как только инфекционное заболевание или насекомые и животные, которые являются его переносчиками, проникают в новую страну или континент контролировать его распространение становится очень трудным, если не невозможным. Так случилось с лихорадкой Западного Нила, которая впервые появилась на Американском континенте в 1999 году, а сейчас твердо на нем укоренилась и продолжает распространяться [1]. И даже высокий экономический уровень развития стран этого континента не стал препятствием для распространения этой инфекции. По данным Центра контроля над инфекционными заболеваниями (CDC) к сентябрю 2002 году активность вируса Западного Нила была зарегистрирована уже в 42 штатах США и округе Колумбия. Доложено о 1460 случаях заболевания людей с 66 летальными исходами [2].

Человечество находится в состоянии биологической войны с микроорганизмами со времен своего возникновения. По данным ВОЗ, на долю инфекционных заболеваний сейчас приходится 24,7 % всех смертей в мире. В развивающихся странах, где здравоохранение слабо финансируется, этот показатель возрастает до 45 % [3].

Хотя эксперты в области биологического оружия и биотерроризма, как правило, оперируют с ограниченным списком из нескольких десятков инфекционных агентов, нельзя не принимать во внимание возможное использование в террористических целях любого патогена из существующего в природе разнообразия.

Таким образом, задача создания глобальной системы надзора за вероятными эпидемиологическими вспышками природного или техногенного характера намного сложнее, чем при использовании химических агентов или взрывных устройств. Биологические агенты действуют во времени, имеют скрытый период заболевания, в течение которого носитель инфекции может оказаться в другом городе или другом государстве, где и будет обнаружена вспышка заболевания. Доказательство биотеррористического применения микроорганизмов может потребовать много времени для проведения всестороннего эпидемиологического анализа, например, изучения всех стадий приготовления и распределения пищевых продуктов в случае пищевого отравления.

Качественно более трудная проблема заключается в учете патогенов при проведении исследований, т.к. при этом биологические агенты, как правило, увеличиваются в количестве и могут быть представлены не только индивидуальными патогенами, но и присутствовать в эксперименте в виде зараженных клеточных культур, экспериментальных животных и т.п. Ничтожное, неподдающееся учету количество биологического агента может представлять реальную опасность в плане неконтролируемой утечки биологического материала. Эта проблема, к сожалению, пока не имеет ни технического, ни организационного решения и, фактически, определяется «человеческим фактором», т.е. необходимо принятие критериев и требований к персоналу, допускаемому к исследованиям патогенов даже в хорошо охраняемых лабораториях.

Проблема осложняется и тем фактором, что высокопатогенные объекты распространены и доступны при естественных вспышках заболеваний и, более того, могут быть созданы несложными лабораторными манипуляциями из доступных непатогенных микроорганизмов. ВОЗ обратила внимание на увеличение возможности преднамеренного использования возбудителей инфекционных заболеваний и отметила, что естественные эпидемии и эпидемии при преднамеренном высвобождении биологических агентов могут проявляться одинаково.

Основные разделы мероприятий по ликвидации последствий эпидемий включают: готовность и профилактику; детекцию и надзор; диагноз и характеристику биологических и химических агентов; принятие мер по ликвидации инцидента; систему оповещения и информационного обеспечения.

В России за последние несколько лет под эгидой Министерства здравоохранения разработаны программы по созданию средств защиты от инфекционных заболеваний, таких как, например, натуральная оспа и ТОРС.

Список использованной литературы

1. Архангельский А.М. «Бактериологическое оружие и защита от него» -Москва, 2001.

2. У. Тан «Химическое и бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его возможного применения». - Москва.

3. Пальцев М.А. Биологическое оружие - проблема национальной безопасности России // Национальная безопасность, 2002.- № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.