Научная статья на тему 'Особенности применения бенчмаркинга в сфере государственного управления'

Особенности применения бенчмаркинга в сфере государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕНЧМАРКИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / BENCHMARKING / PUBLIC MANAGEMENT / PLACE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верлуп Е.В.

В данной статье раскрывается роль государственного управления территориальным развитием. Автор также рассматривает зарубежный и отечественный опыт применения методологии бенчмаркинга на уровне государственных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF BENCHMARKING IN THE SPHERE OF PUBLIC MANAGEMENT

The role of public management of territorial development is revealed in this article. The author also takes under consideration foreign and domestic experience in the application of benchmarking methodology on the state level.

Текст научной работы на тему «Особенности применения бенчмаркинга в сфере государственного управления»

3. Worth It? An App to Get a Cab [Jelektronnyj resurs] URL: http://blogs.wsj.com/digits/2011/06/17/worth-it-an-app-to-get-a-cab/ (data obrashhenija 22.06.2015)

4. Uber vyzval taksi v Moskvu [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.kommersant.ru/doc/2348800 (data obrashhenija 22.06.2015)

5. Uber Brings Its Disruptive Car Service To Chicago [Jelektronnyj resurs] URL: http://techcrunch.com/2011/09/22/uber-brings-its-disruptive-car-service-to-chicago/ (data obrashhenija 22.06.2015)

6. Look Out, Lyft: Uber CEO Travis Kalanick Says It Will Do Ride Sharing, Too [Jelektronnyj resurs] URL: http://techcrunch.com/2012/09/12/uber-ride-sharing/ (data obrashhenija 22.06.2015)

7. Programma HotelClub [Jelektronnyj resurs] URL: http://ipakyulibank.com/index.php/chastnym-litsam/plastikovye-

kartochki/visa/privilegii/programma-hotelclub (data obrashhenija 22.06.2015)

8. What is Stylematch? [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.stylematchshop.com/cms/?page=The_Inspiration&type=stylematch (data obrashhenija 25.06.2015)

9. [Jelektronnyj resurs] URL: https://ru.wikipedia.org (data obrashhenija 20.06.2015)

10. Zipcar drives a lime-green Beetle all the way to Wall Street [Jelektronnyj resurs] URL:

http://www.autonews.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20101220/RETAIL03/312209962 (data obrashhenija 26.06.2015)

11. Zipcar Iphone App Makes Car-Sharing A Breeze [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.wired.com/2009/06/zipcar-iphone/ (data obrashhenija 26.06.2015)

12. Sistema prokata jelektromobilej "Autolib", postroennaja na OS Windows Embedded [Jelektronnyj resurs] URL:

http://www.quarta-embedded.ru/projects/complex/autolib.html (data obrashhenija 27.06.2015)

13. [Jelektronnyj resurs] URL: https://www.airbnb.ru/about/about-us (data obrashhenija 27.06.2015)

Верлуп Е.В.

Аспирант, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского Статья выполнена при финансовой поддержке гранта для молодых ученых ОмГУ им. Ф.М. Достоевского ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕНЧМАРКИНГА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

В данной статье раскрывается роль государственного управления территориальным развитием. Автор также рассматривает зарубежный и отечественный опыт применения методологии бенчмаркинга на уровне государственных структур.

Ключевые слова: бенчмаркинг, государственное управление, маркетинг территорий.

Verlup E.V.

Postgraduate student, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevskiy FEATURES OF BENCHMARKING IN THE SPHERE OF PUBLIC MANAGEMENT

Abstract

The role ofpublic management of territorial development is revealed in this article. The author also takes under consideration foreign and domestic experience in the application of benchmarking methodology on the state level.

Keywords: benchmarking, public management, place marketing.

Исследование роли государства в масштабах всего мира продемонстрировало огромное значение качества государственного управления для обеспечения общественного благосостояния и развития территорий. Согласно «Отчету о мировом развитии -1997», подготовленному Всемирным банком, целью развития является не «сильное» или «минималистское» государство - оба подхода доказали на практике свою несостоятельность, - а эффективное государство [1, c. 45]. Современное управление территориями и экономикой регионов основано на концепции активного участия в нем государства не только как регулятора, но и как партнера, катализатора и помощника, стимулирующего и дополняющего деятельность частного бизнеса и отдельных лиц. При этом важнейшими функциями государства становятся инициирование, активизация и стимулирование отношений между участниками партнерства в социально-экономическом развитии территорий [2, c. 188].

«Современное государство не должно само выполнять все стоящие перед ним задачи, но оно обязано обеспечить выполнение этих задач. Речь идет о новом разделении ответственности между государством и обществом» - отмечает Райнхард К. [3, c. 9].

Необходимость привлечения стейкхолдеров к развитию территорий и принятию совместных управленческих решений поддерживают Панкрухин А.П., Лобанова А.В., Тычинская И.А., Гапоненко А.Л., Беляев В.И., Иванов В.Г., Гладышева Я.С. и прочие сторонники территориального маркетинга. В частности Лобанова А.В. и Тычинская И.А. отмечают, что учет мнений всех сторон позволяет совместными усилиями достигать удовлетворения общественных интересов и решения общественных проблем, нивелируя (или сводя к минимуму) возникающие конфликты интересов каждой из сторон [4, c. 150].

Таким образом, государственное управление выступает неотъемлемым фактором социально-экономического развития территории. Без эффективного государства устойчивое развитие территорий невозможно.

С появлением новых функций у государства возникает необходимость их успешной реализации, что становится возможным благодаря инструментарию маркетинга территорий.

Маркетинг территорий представляет собой рыночный образ мышления резидентов территории как соавторов ее изменений. При этом территории «рассматриваются как квазикорпорации, производящие специфические товары (общественные блага), потребителями которых являются население данных юрисдикций, местный и инорегионоальный бизнес, внешние инвесторы, туристы и потенциальные новые жители, образующие рынки сбыта «территориального товара» [5, c. 85]. Как отмечает Беляев В.И., Дмух И.С., Золотова М.Н., Золотова О.Н. «пока еще рано говорить о наличии строгой методологии маркетинга территорий. Речь пока может идти только об отдельных примерах применения маркетинговых приемов и методов в управлении территориальными образованиями, которые позволяют судить о высокой результативности и эффективности использования маркетинга в управлении территориями» [6, c. 286]. Среди таких инструментов территориального маркетинга на службе государственных структур можно обозначить бенчмаркинг.

Багиев Г.Л. определяет бенчмаркинг как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основывающейся на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях [7, c. 12]. Это процесс определения, разделения и использования знаний и лучших практических примеров.

Если бенчмаркинг на уровне предприятий получил свое научное оформление с 1972 года, то в сфере государственного управления этот инструмент активно развивается лишь с 1990-х гг.

Применение бенчмаркинга на государственном уровне подразумевает использование комплекса средств, позволяющих постоянно выявлять, оценивать и организовывать использование (перенимать) приемов и методов управления наиболее успешно действующих организаций как общественного, так и частного сектора, т. е. позволяет формализовать передачу (распространение) и адаптацию передового управленческого опыта на всех уровнях публичного управления, в том числе на региональном и муниципальном [8].

21

В настоящее время продолжается активное становление методологического аппарата и технологий реализации бенчмаркинга на государственном уровне, которые и формируют специфику его применения.

Так, с 2000 г. в странах ЕС для реализации бенчмаркинга широкое применение получила Общая схема оценки (Common Assessment Framework - CAF). Разработка CAF для общественного сектора и сферы государственного и муниципального управления Европы ведется Европейским институтом публичной службы при Еврокомиссии [9]. Общая схема оценки концептуально строится на основе двух моделей:

- модель совершенствования Европейского фонда управления качеством (EFQM Excellence Model);

- модель «Speyer», разработанная Немецким университетом административных наук специально для оценки качества деятельности государственных структур [10, c. 78].

Следует отметить, что данная методология претерпевала изменения уже несколько раз: последние правки внесены в 2013 году. Общая схема оценки CAF помогает не только проводить сравнительный анализ институциональных систем европейских государств, но и предлагает инструментарий для диагностической самооценки органов государственной власти, включающий определение лучшего опыта и направлений, где необходимо проводить улучшения.

Модель CAF зарекомендовала себя в Европе как простой и эффективный инструмент оценки, анализа и повышения эффективности государственного управления территориями: порядка 30 европейских стран включили CAF в национальные стратегические программы повышения качества и эффективности государственного управления.

В России c 2006 года используется система оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления «Эффективная публичная служба» (ЭПУС) [10, c. 79]. Система ЭПУС строится на основе следующих моделей:

- общая схема оценки (CAF);

- модель совершенствования Европейского фонда управления качеством;

- модель премий Правительства Российской Федерации в области качества.

На взгляд автора, работа над совершенствованием методологии реализации бенчмаркинга должна быть продолжена с учетом следующей специфики, которая полностью не учтена в существующем методологическом аппарате:

- бенчмаркинг можно применять для разработки государственного регулирования территориальными образованиями лишь постольку, поскольку соответствующие индикаторы предстают не в качестве «окончательных результатов», а как «отправные пункты» для обсуждения будущих регуляций. В этом случае бенчмаркинг должен рассматриваться как многоэтапный процесс стратегической оценки и взаимного обучения, в котором участвуют все заинтересованные лица [11, с. 188]. К сожалению, бенчмаркинг в России очень часто сводится только к оценке качества государственных услуг через систему опроса об удовлетворенности потребителей этими услугами. Любые рекомендации на основе данных опросов, как правило, носят рекомендательный характер, а выводы из исследований имеют ярко выраженный отчетный характер;

- разработка моделей и технологий реализации бенчмаркинга в сфере государственного управления определенными территориальными образованиями должна осуществляться на принципах территориального маркетинга, предполагающих учет внутренней и внешней среды территории [12, с. 28]. Очень важно учитывать не только качество государственного управления, но и исходные параметры территории, на котором это управление осуществляется.

Только принимая во внимание данную специфику, бенчмаркинг (как метод стратегической оценки и взаимного обучения) позволит получить синергетический эффект, на которые рассчитывают органы государственной власти, осуществляющие управление различными территориальными образованиями.

Литература

1. Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Современные западные управленческие модели New Public Management и Good Governance // ARS ADMINISTRANDI. - 2014. - № 2. - С. 45-62.

2. Гаман-Голутвина О.В. Мировой опыт реформирования систем государственного управления // Вестник МГИМО-Университета. - 2013. - № 4(31). - С. 187-194.

3. Райнхард К. Реформирование государственного управления. Концепция активизирующего государства. - Реформы государственного управления накануне третьего тысячелетия. М.: РАГС. 1999.

4. Тычинская И.А., Лобанова А.В. Использование технологий маркетинга для разработки стратегии развития региона // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4 (34). - С. 148-155.

5. Фролов Д.П., Шишков В.А. Маркетинговая парадигма стратегического территориального менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование. - 2013. - №2. - С. 84-98.

6. Беляев В.И., Дмух И.С., Золотова М.Н., Золотова О.Н. Маркетинг территорий: уникальные характеристики мест и их использование в стратегическом управлении административно-территориальными образованиями // Известия Алтайского государственного университета. - 2014. - №2-2(82). - С. 285-291.

7. Голота П.А. Развитие внутреннего потенциала региона на основе инструментария современного бенчмаркинга // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2014. - № 3(47). - С. 11-15.

8. Епинина В.С. Использование актуальных технологий и инструментов государственного менеджмента в субъектах Российской Федерации // Управление экономическими системами. - 2012. - №47(11) [Электронный ресурс] URL: http://uecs.ru/uecs47-472012/item/1706-2012-11-26-08-05-01 (дата обращения 27.06.2015).

9. Общая схема оценки CAF [Электронный ресурс] URL: http://www.eipa.eu/en/topic/show/&tid=191 (дата обращения 27.06.2015).

10. Маслов Д. Обзор методов оценки эффективности государственного управления // Стандарты и качество. - 2007. - №7. - С. 76-80.

11. Isaeva E.V., Verlup E.V. Benchmarking is a tool of strategic management in the system of territorial sustainable development // Наука и человечество. - 2014. - №6. - С. 182-194.

12. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

References

1. Krasilnikov D.G., Sivintseva O.V., Troitskaya E.A. Sovremennie zapadnie upravlencheskie modeli New Public Management i Good Governance // ARS ADMINISTRANDI. - 2014. - № 2. - S. 45-62.

2. Gaman-Golutvina O.V. Mirovoi opyt reformirovaniya system gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik MGIMO-Universiteta. -2013. - № 4(31). - S. 187-194.

3. Rainhard K. Reformirovanie gosudarstvennogo upravleniya. Koncepcii aktiviziruishego gosudarstva. - Reformi gosudarstvennogo upravleniya na kanune tretiego tysyachiletiya. М.: RAGS. 1999.

4. Tichinskaya I.A., Lobanova A.V. Ispolzovanie tehnologii marketinga dlya razrabotki strategii razvitiya regiona // Srednerusskii vestnik obshestvennih nauk. - 2014. - №4 (34). - S. 148-155.

5. Frolov D.P., Shishkov V.A. Marketingovaya paradigm strategicheskogo territorialnogo menedgmenta // Menedgment i bisnes-administrirovanie. - 2013. - №2. - S. 84-98.

22

6. Belyaev V.I., Dmux I.S., Zolotova M.N., Zolotova O.N. Marketing territorii: unikalnie harakteristiki mest i ih ispolzovanie v strategicheskom upravlenii administrativno-territorialnimi obrazovaniyami // Isvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. -№2-2(82). - S. 285-291.

7. Golota P.A. Razvitie vnutrennego potenciala regiona na osnove instrumentariya sovremennogo benchmarkinga // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo jekonomicheskogo universiteta (RINH). - 2014. - № 3(47). - С. 11-15

8. Epinina V.S. Ispolzovanie aktualnih tehnologii i instrumentov gosudarstvennogo menedgmenta v subiektax Rossiiskoi Federatcii // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami. - 2012. - №47(11) [Jelektronnyi resurs] URL: http://uecs.ru/uecs47-472012/item/1706-2012-11-26-08-05-01 (data obrasheniya 27.06.2015).

9. Obshaya shema ocenki CAF [Jelektronnyi resurs] URL: http://www.eipa.eu/en/topic/show/&tid=191 (data obrasheniya 27.06.2015)

10. Maslov D. Obzor metodov ocenki jeffektivnosti gosudarstvennogo upravleniya // Standarti i kachestvo. - 2007. - №7. - S. 76-80.

11. Isaeva E.V., Verlup E.V. Benchmarking is a tool of strategic management in the system of territorial sustainable development // Nauka i chelovechestvo. - 2014. - №6. - S. 182-194.

12. Sachuk T.V. Territorialniy marketing: uchebnoe posobie. - SPb.: Piter, 2009. - 368 s.

Власкин А.А.1 Лисин Е.М.2

'Магистр, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт», 2 кандидат экономических наук, доцент, Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ШАБЛОННОГО БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются основные принципы и подходы к построению бизнес-моделей малых инновационных предприятий с применением шаблонного бизнес-моделирования. Особое внимание уделено проблеме оценки эффективности выбранной бизнесмодели инновационно-технологической деятельности. Для решения данной задачи с применением процессного подхода установлены структурно-логические связи между блоками шаблонной бизнес-модели технологического стартапа и предложены ключевые показатели эффективности по каждому основному деловому процессу. На основе составленной системы сбалансированных показателей разработан метод оценки эффективности бизнес-процессов инновационного предприятия.

Ключевые слова: стратегический потенциал, инновационное предпринимательство, бизнес-модель, бизнес-процесс, шаблонное бизнес-моделирование, ключевые показатели эффективности, система сбалансированных показателей.

Vlaskin A.A.1 Lisin E.M.2

'Master of Moscow Power Engineering Institute, 2 PhD in Economics, associate professor of Moscow Power Engineering Institute DEVELOPMENT OF MODEL OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP EFFICIENCY BASED ON CANVAS

PRINCIPLE

Abstract

In article is discusses the basic principles and approaches to building business models of innovative enterprises with business template modeling. Particular attention was paid to the problem of assessing the effectiveness of the chosen business model innovation and technological activities. To solve this problem using a process approach established structural and logical connections between the blocks template business model of technological start-ups and proposed key performance indicators for each major business processes. Based on a balanced scorecard developed method for estimating the efficiency of business processes, innovative enterprise.

Keywords: strategic potential, innovative entrepreneurship, business model, business process, canvas, key performance indicators, balanced scorecard.

Уровень стратегического потенциала национальной экономики во многом определяет инновационная активность предприятий, являющаяся важнейшим фактором обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны. На текущий момент темпы социально-экономического развития Российской Федерации в первую очередь определяются состоянием нефтегазового комплекса, занимающего ведущее место в экономике страны. Сложившаяся ситуация усугубляет зависимость бюджета от геополитической обстановки и указывает на необходимость перехода от сырьевого развития экономики к инновационному, основанному на наукоемком производстве.

Малое инновационное предприятие (МИП) является одним из основных форм организации наукоемкого производства, доля продукции которого старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. На долю малых инновационных предприятий приходится порядка 90% всех создаваемых инноваций, что указывает на их значимость и доминирование в инновационной экономике.

Реализуемый правительством курс на импортозамещение создает условия, при которых отечественные производители могут конкурировать с зарубежными компаниями на рыночных основаниях. При этом существует ряд проблем, препятствующих успешной реализации стратегии импортозамещения. Среди них можно выделить следующие: [1]

1. Отсутствие информации о заказах от промышленных предприятий для широкого круга российских поставщиков.

2. Проблемы финансирования подготовки производства и обеспечения производителей оборотным капиталом.

3. Низкое качество подготовки технико-экономического обоснования, бизнес-планов и бизнес-моделей технологических проектов.

4. Малое число подготовленных промышленных площадок для организации наукоемкого производства.

5. Существенное ослабление роли и профессиональных возможностей научно-технических институтов.

Вышеперечисленные проблемы приводят к необходимости формирования и решения задач, направленных на устранение

барьеров развития малого инновационного предпринимательства. Одной из таких задач является построение качественных бизнесмоделей инновационных предприятий, обеспечивающих их жизнеспособность и устойчивость в изменчивых рыночных условиях.

Как показал обзор литературы [2-3-4] модели хозяйственной деятельности инновационных предприятий, основанные на разработке и оценке инвестиционных проектов, часто не позволяют обеспечить необходимый уровень достоверности результатов модельных расчетов, что объясняется высокой неопределенностью финансовых потоков, сопровождающих инновационные процессы. Для решения задачи разработки бизнес-модели все чаще применяют шаблонный принцип бизнес-моделирования.

Ярким примером применения шаблонного моделирования является бизнес-модель А. Остервальдера, представленная на Рисунке 1.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.