Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2019. - Т. 5 (71). № 4. - С. 371-388.
УДК 342.9: 336.225
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ МЕР С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Русанова С. Ю.
Крымский филиал Российского государственного университета правосудия
В статье раскрываются проблемы применения мер административного предупреждения, связанные с предупреждением и выявлением правонарушений сотрудниками правоохранительных органов. Авторы раскрывают особенности правового регулирования и практической реализации осмотра и досмотра вещей и документов, личного досмотра, а также транспортных средств, проверки документов, вхождения уполномоченных должностных лиц на территорию и помещение предприятий, учреждений и организаций, а также на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан. На основе проведенного исследования авторы вносят предложения по усовершенствованию действующего законодательства Российской Федерации в части механизма реализации анализируемых мер.
Ключевые слова: административное правонарушение, досмотр, меры административного предупреждения, осмотр, правоохранительные органы, проверка документов, полиция.
Актуальность темы. Правоохранительные органы Российской Федерации наделены широкими полномочиями по применению мер административного предупреждения, в частности, одним из видов таких мер являются административно-предупредительные меры, которые применяются с целью непосредственного выявления и предупреждения правонарушений. Благодаря этим мерам создаются условия для выявления правонарушений и дальнейшего их пресечения, установления личности правонарушителя и привлечения его к ответственности (досмотр, проверка документов, посещение предприятий, учреждений и организаций, вхождение на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан, остановка транспортных средств), предупреждение совершения правонарушений конкретными лицами (административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, взятие на учет и официальное предостережение о недопустимости противоправного поведения, внесения представления в государственные и иные органы, предприятия, учреждения, организации, должностным лицам о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений).
Несмотря на достаточно широкую законодательную базу, сегодня, на наш взгляд, многие меры административного предупреждения требуют детальной правовой регламентации в части определения четкого механизма их реализации с учетом особенности полномочий правоприменительных органов.
Основной текст. Одними из самых распространенных мер административного предупреждения в деятельности правоохранительных органов является осмотр и проверка документов.
Осмотр - это осмотр лица и осмотр вещей, обследование (осмотр) грузов, багажа, транспортных средств, оружия и боеприпасов, различных объектов по поводу
371
соответствия их различным требованиям - с учетом целевого назначения и способа правоохранительного влияния на общественные отношения. Отметим, что данная мера на практике в большинстве случаев применяется именно как административно-предупредительная мера. Например, Госавтоинспекцией осуществляется технический осмотр транспортных средств, а также осмотр перевозимого груза; транспортной полицией совместно с органами гражданской авиации осуществляется обязательный досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов; администрация исправительного центра вправе проводить досмотр и обыск осужденных, их вещей; должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль путем таможенного осмотра (осмотра и переосвидетельствования товаров и транспортных средств, личного досмотра граждан), должностные лица государственной лесной охраны имеют право проводить осмотр вещей, транспортных средств, орудий, добытой в лесу продукции и других предметов и тому подобное. Во всех этих случаях главной целью применения данного мероприятия является предупреждение и выявление правонарушений, то есть оно имеет четко выраженный профилактический характер.
Осмотр - это определенная законом или другими нормативно-правовыми актами обязанность граждан предъявить определенную вещь, документы по требованию уполномоченных лиц. В случае, когда лицо добровольно не выполняет требование должностного лица в отношении осмотра (соответствующих вещей или личного имущества), возможен принудительный осмотр.
В административно-правовой литературе вопрос о юридической природе осмотра решается неоднозначно. Если раньше разные ученые относили его или административно-предупредительным мерам [1, с. 199], или к мерам административного пресечения [2, с. 187], то в последнее время получила распространение точка зрения о том, что осмотр в зависимости от непосредственных юридико-фактических оснований и цели применения может быть и административно-предупредительной мерой, и мерой административного пресечения [3, с. 92]. Последняя точка зрения, на наш взгляд, отражает реально существующее положение вещей как в законодательном регулировании, так и в применении осмотра в практической деятельности правоохранительных органов.
В проанализированных нами ведомственных нормативно-правовых актах, утвержденных руководителями различных правоохранительных органов, подаются разные виды осмотра, которые своим названием, основаниями и порядком проведения отличаются друг от друга. В частности, для осмотра лица применяются такие виды осмотра, как личный осмотр, осмотр, обыск, полный обыск, неполный обыск, внешний осмотр одежды, предварительный визуальный осмотр, окончательный осмотр, осмотр лиц на состояние опьянения.
В соответствии с главой 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях личный досмотр и досмотр вещей относится к числу процессуальных мер административного пресечения [4].
Вместе с тем, отметим, что в ст. 27.7 КоАП РФ не установлена разница между осмотром как мерой предупреждения и как мерой пресечения, в ней, по сути, установлены одинаковые правила применения различных по характеру мер (например, досмотр ручной клади, багажа чаще всего используется как мера, без осуществления производства по делам об административных правонарушениях, без соответ-
372
ствующего процессуального оформления), что следует признать недостатком указанной нормы.
Несмотря на то, что личный досмотр мы относим к мерам административного пресечения, и это предусмотрено в законодательстве, все же считаем целесообразным в рамках данного исследования рассмотреть основания и порядок проведения личного досмотра для того, чтобы разграничить его от других видов осмотра, а также с целью сравнения.
Необходимо указать на то, что порядок проведения личного досмотра и досмотра вещей в КоАП не определен. Что касается порядка проведения личного досмотра, то в ч. 2 ст. 27.7 КоАП приводится лишь перечень органов и должностных лиц которых имеют право проводить личный досмотр. К ним отнесены должностные лица органов Федеральной службы безопасности, внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, гражданской авиации, таможенных учреждений и органов пограничной службы, а также и других органов в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами [5, с. 342]. Кроме того, в ч. 3 ст. 27.7 КоАП указывается, что личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола [4].
Применение досмотра как меры пресечения оформляется протоколом, который должен содержать сведения, общие для всех подобных документов (дату, место составления, кем составлен, подписи и тому подобное) [6, с. 69].
Правовые основания и порядок проведения личного досмотра работниками других правоохранительных органов регламентируется в основном ведомственными подзаконными нормативными актами, которые в своем большинстве являются несовершенными, поскольку основания и порядок проведения личного досмотра, так и досмотра вещей в основном в них выписаны нечетко или в пределах, изложенных в КоАП РФ.
Согласно пункту 16 ч.1 ст. 13 Федерального Закона «О полиции» сотрудники полиции имеют право проводить личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств [7]. Личному досмотру не подлежат лица, обладающие государственным иммунитетом. Во время проведения личного досмотра должностными лицами правоохранительных органов составляются протоколы по установленной форме. Протокол подписывается должностным лицом, проводившим осмотр, гражданином, который проходил осмотр, понятыми, которые присутствовали при осмотре, а в случае обследования медицинским работником - также этим работником.
В большинстве ведомственных нормативных актах, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, ни основания, ни порядок проведения личного досмотра детально не урегулированы.
373
Необходимо указать на то, что среди базовых законодательных актов, которые регламентируют деятельность правоохранительных органов России, только в ст. 329 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза [8] предусмотрены основания и порядок проведения личного досмотра должностными лицами таможенных органов, которые более детально описаны в Приказе ГТК РФ «Об утверждении Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения» [9].
Досмотр как меру административного принуждения необходимо также отличать от обыска - следственного действия, которое осуществляется в соответствии с УПК РФ в связи с расследованием уголовного дела в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что орудия преступления, вещи и ценности, добытые преступным путем, а также другие предметы и документы, которые имеют значение для установления истины в деле или обеспечения гражданского иска, хранится в определенном помещении или месте или у какого-либо лица, а также и в том случае, когда есть достаточные данные о том, что в определенном помещении или месте находятся разыскиваемые лица, а также трупы или животные. Обыск проводится на основании постановления следователя, санкции прокурора или его заместителя.
Кроме термина «личный досмотр» в Уставе патрульно-постовой службы используются термины «внешний осмотр одежды», «осмотр внешней одежды». Так, согласно Устава осмотр внешнего одежды, вещей преступника и лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, является предупредительной мерой, направленной на обеспечение личной безопасности полицейского с целью изъятия оружия и других предметов у задержанного, которые могут быть использованы им для нападения на полицейского и других граждан [10].
В Уставе достаточно четко предусмотрен порядок проведения внешнего осмотра одежды и вещей, в частности: наружный осмотр вещей и одежды следует делать немедленно после задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции, дружинников, работников службы охраны, дворников или граждан; кроме того, перед посадкой в автомобиль производится наружный осмотр одежды и вещей лиц, находящихся в состоянии опьянения, с целью изъятия у них предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, причинения вреда себе или другим лицам, которые находятся в салоне автомобиля. Присутствие свидетелей (понятых) при проведении внешнего осмотра одежды и вещей не предусмотрено.
Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 353 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований» предусматривается право сотрудников органов внутренних дел вместе с работниками стадиона проводить предварительный визуальный осмотр и окончательный досмотр зрителей во время их прохода на трибуну с целью: 1) недопущения проноса на территорию стадиона любых предметов, которые могут быть использованы для нарушения общественного порядка и безопасности, а также алкогольных напитков, безалкогольных напитков в стеклянной таре, оружия и пиротех-
374
нических средств; 2) невозможности прохода на стадион лиц, известных как нарушителей общественного порядка, а также лиц, находящихся в состоянии опьянения [11].
Однако порядок проведения предварительного визуального осмотра и окончательного осмотра зрителей в данном нормативном акте не предусмотрен.
В ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ приведен перечень должностных лиц, имеющих право осуществлять досмотр вещей. Осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и ловли рыбы, добытой продукции, транспортных средств и других предметов осуществляется, как правило, в присутствии лица, в собственности (владении) которого они есть.
К таким случаям, по нашему мнению, можно отнести случаи окончания срока хранения вещей в автоматической камере хранения, когда установить собственника вещей, оставленных без присмотра, не удалось, или есть сведения о том, что в вещах находятся взрывные устройства или другие опасные предметы, и тому подобное.
В соответствии с Федеральным Законом «О полиции» сотрудники полиции наделены правом проводить осмотр клади, багажа и досмотр пассажиров гражданских воздушных, морских и речных судов, средств железнодорожного и автомобильного транспорта согласно действующему законодательству. В распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» предусмотрен порядок осуществления контроля пассажиров и членов экипажа воздушного судна [12].
Так, личный досмотр пассажиров и членов экипажа производится в пределах, достаточных для выявления оружия и запрещенных к перевозке предметов и веществ, и проводится только сотрудником одного пола с пассажиром или членом экипажа, который проходит контроль. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров осуществляется в специально оборудованных помещениях после регистрации билетов.
Контроль груза, почтовых отправлений и бортовых припасов осуществляется по представлению соответствующих документов, в которых указывается их свойство, наименование и возможность перевозки на воздушных судах, в присутствии лиц, ответственных за сдачу груза, почтовых отправлений и бортовых припасов для перевозки, после предъявления ими документов, удостоверяющих личность. Контроль ручной клади, багажа, груза, почтовых отправлений и бортовых припасов, связанный с необходимостью их раскрытия в отсутствии пассажира и членов экипажа воздушного судна (лица, сопровождающего груз), осуществляется по мотивированному решению руководителя службы авиационной безопасности или органа внутренних дел. Такой осмотр производится в присутствии двух понятых, о чем составляется протокол.
Пассажиры и члены экипажа воздушного судна, уклоняющиеся от контроля, к контролируемой зоне не пропускаются.
Осмотр и переосвидетельствование ручной клади и багажа в случае отсутствия гражданина или его уполномоченного представителя осуществляются в присутствии представителей предприятия, осуществляющего перевозку, пересылку ручной клади и багажа или их хранения [13, с. 281].
375
В соответствии с Федеральным Законом «О полиции», Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, сотрудники ДПС и сотрудники полиции, которые осуществляют надзор за дорожным движением, имеют право: осматривать транспортные средства во время остановки транспортных средств в случае нарушения требований правил, норм и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, наличия признаков, свидетельствующих об их технической неисправности, а также в случае наличия данных о том, что они используются с противоправной целью; проводить осмотр лица на состояние опьянения с применением индикаторной трубки и других согласованных сертифицированных технических средств; осуществлять в установленном законодательством порядке, а также осуществлять в предусмотренных законодательством случаях личный досмотр водителя, пассажиров транспортного средства и их вещей, ручной клади и багажа [14].
Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок. При остановке транспортного средства в обязательном порядке проводится сверка номера кузова и номерного знака с указанными в свидетельстве о его регистрации данными, непосредственный осмотр транспортного средства и законность перевозки груза.
Правила дорожного движения предусматривают, что по требованию сотрудника полиции водитель должен остановиться, дать возможность осмотреть транспортное средство при наличии на то законных оснований, а также, водитель должен по требованию работника полиции пройти в установленном порядке медицинский осмотр для определения состояния алкогольного опьянения, воздействия наркотических или токсичных веществ [15]. Установление у правонарушителя состояния опьянения осуществляется на основании его осмотра, который проводится согласно требованиям Инструкции о порядке направления граждан для осмотра на состояние опьянения в учреждения охраны здоровья и проведения осмотра с использованием технических средств сотрудниками полиции с использованием индикаторных трубок или других специальных технических средств или работниками медицинских учреждений [16].
Применение осмотра как административно-предупредительной меры в действующем законодательстве урегулировано только в общих чертах, это относится и к подзаконным нормативным актам. Поэтому можно говорить о необходимости более четкого законодательного регулирования оснований применения личного досмотра, досмотра вещей, в том числе осмотра транспортных средств и других объектов [17, с. 85].
Важно провести работу по распределению осмотра на виды, осуществить его классификацию и определить основания и порядок применения каждого вида осмотра в отдельном законодательном акте. В науке административного права существуют определенные попытки распределения административного освидетельствования на виды. Было предложено разграничить понятия учитывая «административный надзор» и «административный обыск» и определить, что административный досмотр - это мера административного принуждения, который применяется в предусмотренных законом случаях и заключается в непосредственном внешнем обследовании материальных объектов с целью выявления, предупреждения и пре-
376
сечения правонарушений, проверки функционирования различных объектов (предприятий разрешительной системы, транспортных средств и тому подобное), а административный обыск - это административно-процессуальное действие, которое производится уполномоченными должностными лицами по основаниям и в порядке, определенном законом, с целью предупреждения и пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Также в науке имеется точка зрения о том, что административный досмотр является мерой административного предупреждения и применяется самостоятельно, то есть без применения других мер принуждения. Что касается административного досмотра, то он, как правило, должен осуществляться в комплексе с другими мерами принуждения, например, административным задержанием лица [18, с. 79].
На наш взгляд, можно провести следующую классификацию административного осмотра:
1. Административный осмотр как административно-предупредительная мера:
1.1. Осмотр лица:
а) визуальный осмотр лица;
б) поверхностный осмотр лица (осмотр верхней одежды).
1.2. Осмотр вещей:
а) визуальный осмотр вещей;
б) поверхностный осмотр вещей.
1.3. Осмотр транспортных средств (автомобиля, воздушного судна, морского (речного судна):
а) общий осмотр транспортного средства (визуальный осмотр);
б) выборочный углубленный осмотр транспортного средства (осмотр с открытием грузового отдела транспортного средства без выгрузки).
в) технический осмотр транспортного средства;
г) государственный технический осмотр транспортного средства.
1.4. Осмотр жилья (домовладения) и других помещений граждан;
1.5. Осмотр помещений, предприятий, учреждений.
2. Административный обыск, как способ административного прекращения:
2.1. Обыск лица (личный досмотр лица).
2.2. Освидетельствование лица.
2.3. Обыск вещей (личный досмотр вещей).
2.4. Обыск транспортных средств:
а) обыск с полной или частичной выгрузкой пассажиров или товаров;
б) углубленный обыск (досмотр с выгрузкой товаров, полным или частичным демонтажем узлов и агрегатов транспортного средства).
По результатам административного осмотра протокол (акт) не составляется, но в случае обнаружения вещественных доказательств такой документ должен быть составлен. По результатам административного обыска должен обязательно составляться протокол или акт. Административный обыск проводится обязательно с привлечением понятых.
Проверка документов - это одна из наиболее важных и распространенных в деятельности правоохранительных органов мера административного предупреждения.
Проверяя документы, сотрудники правоохранительных органов вторгаются в сферу прав и личных интересов граждан, деятельность предприятий, учреждений и
377
организаций. Поэтому правомерность данного акта, строгое соблюдение законности во время его применения приобретают особое значение. Ни одно должностное лицо не имеет права требовать предъявления для проверки документов без достаточных на то оснований.
Правовые основания проведения проверки документов, предусмотренные законодательными и другими нормативно-правовыми актами. Так, согласно п. 2. ч. 1 ст. 13 Федерального Закона «О полиции» сотрудники полиции, имеют право проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на полицию.
Необходимо различать два вида права полиции на проверку документов: право на проверку у граждан документов, удостоверяющих их личность, в случае подозрения в совершении правонарушения, и право на проверку различных документов во время осуществления контроля и надзора за соблюдением соответствующих правил. В первом случае основанием для проверки документов является подозрение конкретного гражданина в совершении любого правонарушения (административного, преступления), при этом это подозрение должно основываться на конкретных фактах (наличие соответствующей оперативной информации, поведение лица и т. п). Проверка документов во втором случае осуществляется независимо от наличия подозрения в совершении нарушения соответствующих правил, причем документы могут проверяться как у граждан, так и представителей различных организаций [19, с. 101].
Действия сотрудников правоохранительных органов при проверке документов, удостоверяющих личность, направлены на установление: лица, у которого проверяется документ; принадлежности данного документа предъявителю; действительности предъявленного документа.
По мнению ученых, к документам, удостоверяющим личность, целесообразно относить те, которые имеют фотографию и позволяют установить фамилию, имя и отчество гражданина, место его проживания или работы, имеют идентификационные номера (паспорт, военный билет, удостоверение личности, удостоверение водителя и другие). Проверка заключается в установлении указанных данных, а также принадлежности документа этому лицу [20, с. 40].
Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» в статье 10 устанавливает, что основным документом, который удостоверяет личность гражданина России, является паспорт [21]. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в статье 7 установил перечень документов, удостоверяющих личность лица, по которым может осуществляться въезд и выезд из Российской Федерации [22].
Более подробно рассмотрим порядок, в соответствии с которым осуществляется проверка документов.
Проведенный анализ нормативных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, показал, что специального акта, который бы разъяснял порядок проверки документов, в настоящее время нет. Иногда эти пробелы частично предусмотрены в отдельных рекомендациях по тактике типовых действий сотрудников тех или иных правоохранительных органов. Такая регламентация по-
378
рядка проверки документов, во-первых, не отражает всех особенностей проверки документов. Во-вторых, не вносит единства в деятельности правоохранительных органов, поскольку каждым правоохранительным органом готовятся свои локальные нормативные акты, в том числе в рамках отдельных служб. В-третьих, необходимо помнить, что механизм реализации закона заключается не столько в рекомендуемом поведении, сколько в приказной поведении.
Как показывает практика, сотрудники правоохранительных органов довольно посредственно знают виды документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации.
Поэтому возникает необходимость в разработке Инструкции по примерному названием «О порядке проверки сотрудниками правоохранительных органов документов, удостоверяющих личность и других документов».
Такой нормативный акт должен состоять из следующих основных положений:
перечня документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации (с описанием смысловых особенностей, образцов, сроков их действия, указанием категории лиц, которым они выдаются, перечнем органов, имеющих право их выдавать);
подробного описания оснований для проверки и указания места проведения проверки документов;
описи тактических действий сотрудников при проверке документов (алгоритм действий при проверке документов у разных категорий лиц; меры личной безопасности сотрудников при проверке документов при различных обстоятельствах; способы выявления недействительных документов).
Для осуществления проверки документов не требуется составление какого-то специального документа или получение санкции. Проверка документов как административно-предупредительная мера нередко предшествует применению других мер административного принуждения, например, когда в документах обнаружены дефекты, подделки, если будет выявлена принадлежность документов другим лицам, а также других подобных обстоятельств. Документы после их проверки должностным лицом правоохранительного органа возвращаются их владельцам, если нет оснований для принятия иного решения [23].
Кроме документов, удостоверяющих личность, сотрудники правоохранительных органов имеют право проверять и другие документы, необходимые для выяснения вопроса о соблюдении правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на тот или иной правоохранительный орган. Так, в соответствии Федеральным Законом «О полиции», сотрудники полиции имеют право проверять у водителей документы на право пользования и управления ими, дорожные листы и соответствие перевозимых грузов товарно-транспортным документам, наличие страхового полиса (сертификата), о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств [24, с. 145].
Лица, транспортные средства, грузы и иное имущество, которые пересекают или перемещаются через государственную границу, подлежат пограничному и таможенному контролю, а также в соответствующих случаях, ветеринарному, экологическому, санитарно-карантинному, фитосанитарному контролю, контролю за перемещением культурных ценностей и, в случае автомобильного сообщения, - кон-
379
тролю движения автотранспортных средств, воздушного сообщения - контролю с целью обеспечения безопасности гражданской авиации. Началом контроля считается проверка документов лица, досмотр транспортных средств, грузов и другого имущества. Контроль считается законченным после прохождения определенных законодательством видов контроля и убытия из пункта пропуска транспортных средств, грузов и другого имущества.
Для пограничного контроля граждане подают должностному лицу контрольно-пропускного пункта (далее - КПП) паспорта, а в случае необходимости и другие документы, предусмотренные соответствующими международными договорами России.
В ходе проверки паспортов служебные лица КПП выясняют наличие ограничивающих обстоятельств, при которых гражданину может быть временно отказано в выезде из России, а в случае необходимости проводят опрос граждан, следующих через государственную границу, для выяснения вопросов, связанных с их пропуском через государственную границу.
Должностные лица КПП в случае необходимости могут проводить повторную проверку документов граждан, следующих через государственную границу. Использование поддельных или чужих паспортов влечет за собой их обязательное изъятие [25].
В соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право иметь доступ к документам и материалам, необходимым для проведения проверки, в том числе по письменному требованию, и таких, что содержат коммерческую тайну или конфиденциальную информацию. Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки указанных документов и материалов, выдачи необходимых справок, в том числе относительно операций и счетов юридических лиц и других организаций, для решения вопросов, связанных с проверкой. Требовать для проверки решения, распоряжения, инструкции, приказы и другие акты и документы, получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению [26].
Весомую роль в деятельности органов Федеральной налоговой службы играют документальные проверки. Документальные проверки делятся на невыездные (камеральные, выполнены в кабинете) проверки (на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способа их подачи), а также плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства налогоплательщиками [27].
Существует также установленный порядок проверки документов при обеспечении пропускного режима на территорию предприятий, учреждений и организаций (например, пропускной режим в помещения судов, в помещения и на территории отделений судебно-психиатрических экспертиз).
К сожалению, сегодня еще недостаточно внимания уделяется обеспечению личной безопасности сотрудников правоохранительных органов при применении административно-предупредительных мер. Нормативные документы, кроме отдель-
380
ных нормативных актов МВД России, по обеспечению личной безопасности сотрудников правоохранительных органов практически отсутствуют.
В результате проведенного исследования, можно сформулировать такое определение понятия «проверка документов» - это принудительная мера, применяемая уполномоченными на то должностными лицами правоохранительных органов с целью исследования паспортных и других документов физических лиц, а также документов юридических лиц по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Проанализировав законодательные и другие нормативные акты считаем необходимым представить следующую классификацию документов, удостоверяющих личность:
а) паспортные документы (паспорт гражданина Российской Федерации; паспорт гражданина Российской Федерации для выезда за границу; дипломатический паспорт; служебный паспорт; удостоверение беженца; национальный паспорт иностранца);
б) удостоверение (временное удостоверение гражданина Российской Федерации; временное удостоверение, подтверждающее личность гражданина Российской Федерации; удостоверение личности моряка; удостоверение члена экипажа; удостоверение лица на возврат в Российской Федерации; удостоверение водителя; удостоверение лица без гражданства; удостоверение лица без гражданства для выезда за границу, вид на постоянное или временное проживание);
в) служебные удостоверения (служебное удостоверение сотрудника полиции; служебное удостоверение сотрудника Федеральной налоговой службы; удостоверение судьи; служебное удостоверение сотрудника прокуратуры; служебное удостоверение сотрудника Федеральной службы безопасности; удостоверение депутата; удостоверение члена общественного формирования по охране общественного порядка и государственной границы; военный билет; удостоверение военнослужащего и т. д);
г) справки (справка об освобождении из мест лишения свободы, справка о подаче лицом заявления о предоставлении ему статуса беженца; справка о лице, в отношении которого принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении ему статуса беженца; справка о принятии жалобы к рассмотрению; справка об обращении в суд);
д) свидетельства (свидетельство о принадлежности к гражданству Российской Федерации);
ж) проездные документы (проездной документ ребенка; проездной документ беженца для выезда за границу).
Проведенный анализ законодательных и других нормативно-правовых актов анализ позволяет выделить следующие основания для проверки документов должностными лицами правоохранительных органов: подозрение лица в совершении правонарушений; осуществление мероприятий по розыску и задержанию осужденных и лиц, взятых под стражу, совершивших побег, или осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление; проверка соблюдения субъектами предпринимательской деятельности налогового и валютного законодательства; проверка соблюдения правил паспортного режима; обеспечение режима государственной границы Российской Федерации и пограничного режима;
381
обеспечение режима контртеррористической операции; обеспечение режима военного и чрезвычайного положения; обеспечение соблюдения правил таможенного контроля; обеспечение соблюдения правил пропускного и внутриобъектного режимов на территории предприятий, учреждений, организаций, которые охраняются, а также в места проведения массовых мероприятий; обеспечение соблюдения правил дорожного движения; обеспечение соблюдения правил хранения и использования средств цветного копирования; обеспечение соблюдения правил оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, наркотических и психотропных веществ.
Учитывая значение рассматриваемого мероприятия, считаем целесообразным все основания для проверки документов закрепить в законах, которые регламентируют деятельность каждого из правоохранительных органов Российской Федерации. Порядок применения данного меры административного предупреждения предусмотреть в отдельном законодательном акте, например «О порядке применения мер административного предупреждения в Российской Федерации».
Важными мерами административного предупреждения является вхождение на территорию и помещение предприятий, учреждений и организаций, а также на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан и пребывания в них.
Необходимо отметить, что с целью осуществления и объектами применения посещение предприятий, учреждений, организаций и вхождения на земельные участки, в жилые и иные помещения граждан несколько отличаются, но суть их одна и та же - вхождение, проникновение на соответствующую территорию, объект или в помещение [24, с. 142].
В соответствии Федеральным Законом «О полиции» сотрудники полиции имеют право беспрепятственно в любое время заходить: а) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в том числе таможни, и осматривать их с целью прекращения преступлений, преследования лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах; б) на земельные участки, в жиле и другие помещения граждан в случае преследования преступника или прекращения преступления, которое угрожает жизни жильцов, а также при стихийном бедствии и; в) в жилые помещения граждан, находящихся под административным надзором, с целью проверки [7].
Кроме того, сотрудники полиции имеют право посещать предприятия, учреждения, организации для выполнения контрольных и профилактических функций, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения, находиться на земельных участках, в жилых и других помещениях граждан с их согласия, а также на территории и в помещениях предприятий, учреждений и организаций с уведомлением об этом администрации с целью обеспечения безопасности граждан, общественной безопасности, предотвращения преступления, выявления и задержания лиц, его совершивших.
Согласно Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении прокурорского надзора за соблюдением и применением законов прокурор имеет право беспрепятственно по удостоверению, подтверждающему занимаемую должность, входить в помещения органов государственной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, подчиненности или принадлежности, в воинские части, учреждения без особых пропусков, где такие введены [26].
382
Должностные и служебные лица Федеральной службы исполнения наказаний, в соответствии с подпунктом имеют право в случае осуществления мероприятий по розыску и задержанию осужденных и лиц, взятых под стражу, совершивших побег, или осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в жилые и подсобные помещения граждан и находиться в них только по согласию собственников. Кроме того, сотрудники исправительного центра могут посещать, как правило, в дневное время жилое помещение, где проживает осужденный. Основания и порядок посещения жилых помещений, где проживают осужденные к отбыванию наказания в виде ограничения свободы, как в дневное время, так и в другие периоды суток, законодательством не определены. Остается также неурегулированным законодательством порядок вхождения на земельные участки, в жилье и других помещений граждан, на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций сотрудников полиции и сотрудников уголовно-исполнительных инспекций при осуществлении проверок по месту жительства или работы лиц, осужденных к отбыванию наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; отбывания наказания в виде общественных работ; отбывания наказания в виде исправительных работ; лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, а также освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.
По нашему мнению, участковые инспекторы полиции, сотрудники уголовного розыска, обслуживающие административный участок, должны иметь право беспрепятственно заходить на земельные участки, в жилые и другие помещения, принадлежащие на праве частной собственности лицам, состоящим на профилактическом учете в органах внутренних дел, а именно освобожденным из мест лишения свободы, отбывавшим наказание за умышленное преступление и в которых судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке; осужденными за совершение преступлений, исполнение приговора в отношении которых не связано с лишением свободы; которые признаны в установленном порядке хроническими алкоголиками или злоупотребляют спиртными напитками и на почве пьянства систематически допускающих нарушения общественного порядка; члены семьи, которым было вынесено официальное предупреждение о недопустимости совершения насилия в семье; которые были признаны в установленном порядке наркоманами, токсикоманами или употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; психически больными, которые являются общественно опасными и находятся на специальном учете в учреждениях здравоохранения; а также несовершеннолетними правонарушителями, в отношении которых осуществляется профилактическая работа с целью контроля за поведением и образом жизни таких лиц по месту жительства.
В настоящее время при использовании указанных мер на практике возникает много вопросов, которые требуют своего законодательного решения. Определенного улучшения требует также и сама практика применения исследуемых административно-предупредительной мер как сотрудниками полиции, так и сотрудниками других правоохранительных органов.
383
На сегодня существует необходимость в разработке Инструкции с примерным названием «О порядке проверки сотрудниками правоохранительных органов документов, удостоверяющих личность и других документов», которая должна состоять из следующих основных положений: перечня документов, удостоверяющих личность на территории России (с описанием смысловых особенностей, образцов, сроков их действия, с указанием категорий лиц, которым они выдаются, перечнем органов, имеющих право их выдавать); подробного описания оснований для проверки и указания места проведения проверки документов; описи тактических действий работников при проверке документов (алгоритм действий при проверке документов у разных категорий лиц; меры личной безопасности работников при проверке документов при различных обстоятельствах; способы выявления недействительных документов).
Список литературы
1. Коренев А. П. Административное право России: [учебник] / А. П. Коренев - В 3-х ч. - М. : МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М», - Ч. 1. - 1999. - 653 с.
2. Советское административное право: учебник / под ред. Р. С. Павловского. - К. : Высшая школа, 1986. - 280 с.
3. Дугушкин М. А. Административно-правовые меры предупреждения и пресечения распотра-нения наркотических и психотропных веществ в Российской Федерации) : дис... кандидата юрид. наук : 12.00.14 / М. А. Дугушкин. - М. - 2002 - 172 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.07.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
5. Русанова С. Ю., Шершнев Е. О. Субъекты применения мер административного предупреждения / С. Ю. Русанова, Е. О. Шершнев // Молодая наука: сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых / под ред. Н. Г. Гончаровой. -Симферополь: ИТ АРИАЛ. - С. 342-344.
6. Макарейко Н. В, Никифоров М. В., Скляров И. А. Административное принуждение в России: Учебное пособие. // Н. В. Макарейко и др. - Нижний Новгород: издательство Нижегородского госуниверситета. - 2007. - 228 с.
7. О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019). URL: : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
9. Об утверждении Инструкции о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации либо находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения : приказ ГТК РФ от 22.09.1997 N 569 (ред. от 02.02.1998). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17345 (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
10. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции (вместе с Уставом патрульно-постовой службы полиции) : приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75673/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
11. Об утверждении Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований : Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 353. URL: https://base.garant.ru/70641034/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
12. Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации : распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р. URL:
384
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53420/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
13. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. Я. Кикоть, С. Я. Лебедева, Н. В. Румянцева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 488 с.
14. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) : Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 15.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19010/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
15. О Правилах дорожного движения" (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения) : Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 04.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
16. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством : Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 (ред. от 10.09.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77976/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
17. Олейник В. И. Правовые основы борьбы с административными правонарушениями / В. И. Олейник // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2009. - № 2 (17). - С. 83-87.
18. Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. // В. Е. Севрюгин. -Тюмень: ТГУ, 2010. - 179 с.
19. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Проверка документов, удостоверяющих личность у граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, как мера административного принуждения / Э. В. Маркина, Ю. Н. Сосновская // Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 3. -- С. 101-104.
20. Казак Б. Б., Михайлова Н. В., Столяренко В. М. Об организации профилактики правонарушений органами внутренних дел / Б. Б. Казак, Н. В. Михайлова, В. М. Столяренко //Административное и муниципальное право. - 2012. - № 2. - С. 39-42.
21. О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
22. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
23. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации") : Указ Президента РФ от 15.06.1998 N 711 (ред. от 15.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19010/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
24. Майоров В. И., Коркин А. В. Меры административной профилактики и предупреждения в деятельности полиции / В. И. Майоров, А. В. Коркин // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2016. - № 4. - С. 141-147.
25. Об утверждении Правил осуществления процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении пассажиров, животных, грузов, товаров и транспортных средств в свободных портах Республики Крым и г. Севастополя и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 : Постановление Правительства РФ от 28.08.2018 N 1016. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305759/ (дата обращения 01.10.2019). -Текст электронный.
385
26. О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
27. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе : Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 27.08.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/ (дата обращения 01.10.2019). - Текст электронный.
Rusanova S., Shershnev E. Features of application of administrative preventive measures aimed at the prevention and detection of offences / S. Rusanova // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2019. - Т. 4 (72). № 4. - Р. 371-388.
The article reveals the problems of application of administrative warning measures related to the prevention and detection of offenses by law enforcement officers. The authors reveal the features of legal regulation and practical implementation of inspection and inspection of things and documents, personal inspection, as well as vehicles, verification of documents, entry of authorized officials on the territory and premises of enterprises, institutions and organizations, as well as on land, in residential and other premises of citizens. On the basis of the study, the authors make proposals to improve the current legislation of the Russian Federation in terms of the mechanism of implementation of the analyzed measures.
Keywords: administrative offense, inspection, administrative warning measures, inspection, law enforcement agencies, verification of documents, police.
Spisok literatury':
1. Korenev A. P. Administrativnoe pravo Rossii: [uchebnik] / A. P. Korenev - V 3-x ch. - M. : MYuI MVD Rossii. Izd-vo „Shhit-M", - Ch. 1. - 1999. - 653 s.
2. Sovetskoe administrativnoe pravo: uchebnik / pod red. R. S. Pavlovskogo. - K. : Vy'sshaya shkola, 1986. - 280 s.
3. Dugushkin M. A. Administrativno-pravovy'e mery' preduprezhdeniya i presecheniya raspotraneniya narkoticheskix i psixotropny'x veshhestv v Rossijskoj Federacii) : dis... kandidata yurid. nauk : 12.00.14 / M. A. Dugushkin. - M. - 2002 - 172 s.
4. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 03.07.2019) (s izm. i dop., vstup. v silu s 14.07.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
5. Rusanova S. Yu., Shershnev E. O. Sub''ekty' primeneniya mer administrativnogo preduprezhdeniya / S. Yu. Rusanova, E. O. Shershnev // Molodaya nauka: sbornik nauchny'x trudov nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i molody'x ucheny'x / pod red. N. G. Goncharovoj. - Simferopol': IT ARIAL. - S. 342-344.
6. Makarejko N. V, Nikiforov M. V., Sklyarov I. A. Administrativnoe prinuzhdenie v Rossii: Uchebnoe posobie. // N. V. Makarejko i dr. - Nizhnij Novgorod: izdatel'stvo Nizhegorodskogo gosuniversi-teta. - 2007. - 228 s.
7. O policii : Federal'ny'j zakon ot 07.02.2011 N 3-FZ (red. ot 01.04.2019). URL: : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
8. Tamozhenny'j kodeks Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza (prilozhenie N 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
9. Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke provedeniya lichnogo dosmotra fizicheskix licz, sleduyushhix cherez tamozhennuyu graniczu Rossijskoj Federacii libo naxodyashhixsya v zone tamozhennogo kontrolya ili tranzitnoj zone ae'roporta, otkry'togo dlya mezhdunarodnogo soobshheniya : prikaz GTK RF ot 22.09.1997 N 569 (red. ot 02.02.1998). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17345 (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e'lektronny'j.
10. Voprosy' organizacii deyatel'nosti stroevy'x podrazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby' policii (vmeste s Ustavom patrul'no-postovoj sluzhby' policii) : prikaz MVD Rossii ot 29.01.2008 N 80 (red. ot 12.02.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75673/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e'lektronny'j.
386
11. Ob utverzhdenii Pravil obespecheniya bezopasnosti pri provedenii oficial'ny'x sportivny'x sorevnovanij : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18 aprelya 2014 g. N 353. URL: https://base.garant.ru/70641034/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e'lektronny'j.
12. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy' obespecheniya bezopasnosti poletov vozdushny'x sudov grazhdanskoj aviacii : rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.05.2008 N 641-r. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53420/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
13. Preduprezhdenie prestuplenij i administrativny'x pravonarushenij organami vnutrennix del: ucheb-nik. 2-e izd., pererab. i dop. / pod red. V. Ya. Kikot', S. Ya. Lebedeva, N. V. Rumyanceva. - M. : YuNITI-DANA, 2012. - 488 s.
14. O dopolnitel'ny'x merax po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya" (vmeste s Polozheniem o Gosudarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii) : Ukaz Prezidenta RF ot 15.06.1998 N 711 (red. ot 15.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19010/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
15. O Pravilax dorozhnogo dvizheniya" (vmeste s Osnovny'mi polozheniyami po dopusku transportny'x sredstv k e'kspluatacii i obyazannosti dolzhnostny'x licz po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya) : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.10.1993 N 1090 (red. ot 04.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
16. Ob utverzhdenii Pravil osvidetel'stvovaniya licza, kotoroe upravlyaet transportny'm sredstvom, na sostoyanie alkogol'nogo op'yaneniya i oformleniya ego rezul'tatov, napravleniya ukazannogo licza na medicinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya, medicinskogo osvidetel'stvovaniya e'togo licza na sostoyanie op'yaneniya i oformleniya ego rezul'tatov i pravil opredeleniya nalichiya narkoticheskix sredstv ili psixotropny'x veshhestv v organizme cheloveka pri provedenii medicinskogo osvidetel'stvovaniya na sostoyanie op'yaneniya licza, kotoroe upravlyaet transportny'm sredstvom : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.06.2008 N 475 (red. ot 10.09.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77976/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e'lektronny'j.
17. Olejnik V. I. Pravovy'e osnovy' bor'by' s administrativny'mi pravonarusheniyami / V. I. Olejnik // Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2009. - № 2 (17). - S. 83-87.
18. Sevryugin V. E. Problemy' administrativnogo prava. Uchebnoe posobie. // V. E. Sevryugin. - Tyumen': TGU, 2010. - 179 s.
19. Markina E'. V., Sosnovskaya Yu. N. Proverka dokumentov, udostoveryayushhix lichnost' u gra-zhdan Rossii, inostranny'x grazhdan i licz bez grazhdanstva, kak mera administrativnogo prinuzhdeniya / E'. V. Markina, Yu. N. Sosnovskaya // Vestnik e'konomicheskoj bezopasnosti. - 2016. - № 3. -- S. 101-104.
20. Kazak B. B., Mixajlova N. V., Stolyarenko V. M. Ob organizacii profilaktiki pravonarushenij organami vnutrennix del / B. B. Kazak, N. V. Mixajlova, V. M. Stolyarenko //Administrativnoe i municipal'noe pravo. - 2012. - № 2. - S. 39-42.
21. O grazhdanstve Rossijskoj Federacii : Federal'ny'j zakon ot 31.05.2002 N 62-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
22. O poryadke vy'ezda iz Rossijskoj Federacii i v''ezda v Rossijskuyu Federaciyu : Federal'ny'j zakon ot 15.08.1996 N 114-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e'lektronny'j.
23. O dopolnitel'ny'x merax po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (vmeste s "Polozheniem o Gosudarstvennoj inspekcii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya Ministerstva vnutrennix del Rossijskoj Federacii") : Ukaz Prezidenta RF ot 15.06.1998 N 711 (red. ot 15.09.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19010/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e' lektronny'j.
24. Majorov V. I., Korkin A. V. Mery' administrativnoj profilaktiki i preduprezhdeniya v deyatel'nosti policii / V. I. Majorov, A. V. Korkin // Rassledovanie prestuplenij: problemy' i puti ix resheniya. - 2016. - № 4. - S. 141-147.
25. Ob utverzhdenii Pravil osushhestvleniya procedur pogranichnogo, tamozhennogo i iny'x vidov kontrolya v otnoshenii passazhirov, zhivotny'x, gruzov, tovarov i transportny'x sredstv v svobodny'x portax Respubliki Kry'm i g. Sevastopolya i o vnesenii izmeneniya v postanovlenie Pravitel' stva Rossijskoj Federacii ot 20 noyabrya 2008 g. N 872 : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.08.2018 N 1016. URL:
387
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305759/ (data оЬжШешуа 01.10.2019). - Tekst е' ккЬчжпу^.
26. О ргокшаше Rossijskoj Federacii : FederaГny'j zakon ot 17.01.1992 N 2202-1. ЦЯЪ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst е' ккЬчжпу^.
27. ОЬ utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj nalogovoj sluzhbe : Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.09.2004 N 506 ot 27.08.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/ (data obrashheniya 01.10.2019). - Tekst e'lektronny'j.
388