Научная статья на тему 'Особенности причин вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности'

Особенности причин вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3021
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Косорукова Е. В.

В настоящей статье рассматриваются причины вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности в Российской Федерации. Приводится перечень причин роста экстремистского поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности причин вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности»

Косорукова Е.В.,

кандидат юридических наук (КЮИ МВД России)

ОСОБЕННОСТИ ПРИЧИН ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРУППИРОВКИ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В настоящей статье рассматриваются причины вовлечения несовершеннолетних в группировки экстремистской направленности в Российской Федерации. Приводится перечень причин роста экстремистского поведения несовершеннолетних.

Проблема экстремизма в современном российском обществе наиболее обсуждаема и столь же противоречива. Не оставили ее без внимания политологи, социологи, юристы, представители власти, средств массовой информации,

религиозные деятели. Экстремизм в

представлении большинства ученых и практиков означает приверженность к крайним взглядам и мерам, склонность к решению возникших проблем

социального, политического, правового, национального характера не принятыми в обществе способами, средствами и

методами, зачастую насильственного

характера [1].

Следует отметить, что молодежь

рассматривается как большая социальная группа, имеющая специфические

социальные и психологические черты, наличие которых определяется

возрастными особенностями молодых людей и тем, что их социальноэкономическое и общественно-

политическое положение, их духовный мир находятся в состоянии становления. В современной научной литературе к этой группе обычно относят людей в возрасте от 15 до 30 лет [2]. Молодежь, определяя

свой жизненный путь, решает

конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных вариантов. Если учесть, что для молодого возраста

характерны эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное

выше может привести к совершению девиации.

Проблема агрессивного и

экстремистского поведения

несовершеннолетних становится все более актуальной в условиях российской действительности. Элементы

экстремистского поведения

несовершеннолетних формируются на фоне деформации социальной и культурной жизни общества. В перечень причин роста экстремистского поведения несовершеннолетних исследователи

склонны включать следующие: социальное неравенство; желание самоутвердиться в мире взрослых; недостаточная социальная зрелость; недостаточный

профессиональный и жизненный опыт, а следовательно, и сравнительно невысокий (неопределенный, маргинальный)

социальный статус.

В настоящее время в сознании несовершеннолетних преобладают

негативные оценки в отношении нынешнего положения России. Современная молодежь проходит свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и развития новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. И как следствие - агрессивность, экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такой аспект социологии молодежи, как изучение проблематики деятельности молодежных группировок экстремистской направленности, весьма актуален [3].

Причины усилившейся дестабилизации морально-правового поведения

определенной части молодых людей ученые относят, прежде всего, к макроуровню данной проблемы, то есть к социально-политическому и социально-экономи-ческому аспектам. При этом можно сделать вывод, что при проведении реформ в нашей стране органы государственной власти не приняли должных мер для защиты молодого поколения от издержек и негативных последствий так называемого переходного периода.

Огромная роль в формировании личности несовершеннолетнего

принадлежит его семье. Влияние семьи осуществляется с самого раннего детства, поэтому поведение, нормы общения, а также принятая в семье система ценностей усваиваются весьма прочно и приобретают ярко выраженный личностный характер. Объясняется это следующим:

формирование личности ребенка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного

воздействия со стороны членов семьи, но и под влиянием семейного уклада жизни.

А.Б. Сахаров полагает, что при всем многообразии факторов семейного неблагополучия обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание, а именно: структурная неполнота семьи,

материальные, а также жилищные проблемы, в отличие от обстоятельств, обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей (безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, пьянство, скандалы, правонарушающее поведение в быту), — лишь способны затруднить воспитание ребенка в семье [4]. Несмотря на то что позиция данного автора по исследуемому нами вопросу была высказана им в прошлом веке, она, к сожалению, остается актуальной и в настоящее время.

Обязательному учету в процессе социализации и формирования личности подростка подлежат кризисы возраста. Так, Л.С. Выготский выделял кризис новорождения, одного года, трех, семи и

тринадцати лет. Кризисы новорождения, трех лет и подросткового возраста относят к так называемым большим кризисам. Они характеризуются коренной перестройкой отношений ребенка и общества. Малые кризисы (кризис одного года, семи лет, 17

— 18 лет) проходят относительно

спокойно, связаны с приобретением человеком опыта, знаний и умений, развитием самостоятельности и самоопределением [5]. Кризисы возраста означают особый психологический этап, переход личности к новому, высшему периоду развития. Из всех переживаемых ребенком кризисных периодов наиболее сложным как для него самого, так и для тех, кто занимается его воспитанием (родителей, учителей), является кризис подросткового возраста.

Анализ причин и условий, способствующих возникновению дефектов социализации, выделяет наиболее общие признаки, которые используются для описания характеристики семьи: численность семьи, структура (число поколений); характер семейной власти и взаимоотношений между отдельными членами семьи и входящими в нее возрастными, половыми и другими «подгруппами»; социальные функции (воспроизводство поколений,

социализация, организация и проведение досуга, взаимопомощь и сотрудничество, хозяйственно-потребительская функция и

др.) [6].

Стремление подрастающего поколения к соответствию установкам и привычкам членов их семей объясняется совокупностью различных факторов: влияние семьи начинается в то время, когда ребенок еще полностью зависит от ухода взрослых, их руководства; для молодого человека семья — это сообщество, в котором он живет и растет обычно с момента своего рождения до отъезда на учебу или работу или же до вступления в брак. Такая степень интеграции невозможна в другой социальной группе; отношения молодого человека с семьей включают в себя все сферы человеческой жизни: от

удовлетворения физиологических

потребностей до духовных потребностей. На этой базе, в основном, и вырабатываются многие привычки,

способы поведения и основные установки. Определяющий признак семейных

отношений заключается в их интенсивноэмоциональном характере, прежде всего, в постоянстве родительской заботы и

семейного доверия, что приводит к

относительно прочным связям между родителями и детьми. Дети идентифицируют себя с родителями тем полнее, чем больше к ним относятся как к самостоятельным личностям, чем больше родители считаются с их потребностями, склонностями и интересами, чем больше им доверяют и лучше их понимают [7].

Беспрецедентные экономические,

политические и иные проблемы переходного периода стали источником качественно новых негативных изменений в системе социализации подрастающего поколения, в процессах становления гражданского мировоззрения подростков, их моральных установок, культуры, нравственной позиции, правосознания, -т.е. всего того, что должно стать предпосылкой позитивного,

законопослушного поведения.

Микросреда (непосредственное

окружение) является мощным

катализатором индивидуального

поведения молодого человека. Прежде всего следует отметить роль различных групп, воздействующих на сознание и поведение молодого человека. Каждая группа выполняет определенные функции: поддерживающую, экспрессивную,

инструментальную и функцию

социализации [8].

Поддерживающая функция заключается в оказании психологической поддержки индивида при встрече с угрожающим фактором, в ослаблении неприятных чувств и эмоций. Срабатывает защитный механизм, индивид подсознательно ищет группу, выполняющую данную функцию среди социально неприемлемых, в том числе и в группах экстремистской направленности.

Экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребности людей в

одобрении, уважении и доверии. Эту роль чаще всего выполняют первичные и неформальные группы, где индивид получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми.

Инструментальная функция

проявляется в осуществлении той или иной совместной деятельности, в достижении определенных целей и, кроме того, предоставляет индивиду

возможность самореализации.

Функция социализации состоит в том, что именно в группе индивид овладевает необходимыми навыками и умениями, которые обеспечивают его включение в систему более широких социальных связей и норм [9].

Часто асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем) и антисоциальные (социально

отрицательные) неформальные стихийные группы молодежи формируются под влиянием лидера. Лидерство среди современной молодежи зависит, к сожалению, не от культурного развития, а от опыта асоциального общения. Чаще всего лидерами этих групп становятся молодые люди, обладающие

организационными, управленческими навыками и не нашедшие применения своим способностям в школе, колледже, вузе, трудовом коллективе. Как правило, лидер имеет сильную волю, твердый, решительный характер, богатый жизненный опыт, довольно часто подвержен восприятию деформированных черт сознания и поведения.

Феномен образования экстремистских групп более характерен для крупных и сверхкрупных городов. Это обусловлено тем, что на достаточно ограниченной территории высока концентрация социальных, экономических,

нравственных, психологических и иных проблем. Многообразие возможных контактов вне семьи и учебных заведений, утрачивающих монополию на передачу значимой для молодежи информации, быстрота распространения моды на определенные формы поведения в сочетании со значительным объемом свободного времени — все это наряду со

многими другими факторами изменения ситуации жизнедеятельности создает предпосылки для повышения значимости досуговой, а точнее, внеучебной самодеятельности как способа

самореализации городской молодежи [10].

Причины вовлечения

несовершеннолетних в различного рода экстремистские организации и

объединения весьма разнообразны и применительно к России сводятся к

следующим.

1. Ухудшение условий жизни в России.

Первый из общих факторов, влияющий на развитие и становление молодежного политэкстремизма любого толка, - это сегодняшние условия жизни, значительно ухудшившиеся за последние 10-15 лет. В России огромное количество молодых людей с ужасом осознают, что они

обречены на прозябание, что они никому не нужны, что они будут жить гораздо хуже родителей и что неопределенность ситуации в стране в настоящий момент будет длиться еще неизвестно сколько, а значит, у них нет будущего. Это заставляет искать какой-нибудь выход, порождает недовольство, толкает на бунт, на

противостояние существующему

государственному строю, власти и

обществу, т.е. прямиком в оппозиционно настроенные организации. Среди этих организаций наиболее привлекательными для несовершеннолетних являются

«крайне правые» и «крайне левые» экстремистские организации, дающие ощущение риска, романтики,

возможность участия в активных

действиях и не делающие упора на моральные и умственные качества индивида.

2. Война в Чечне. Другой причиной,

повлиявшей на всплеск молодёжного экстремизма, прежде всего

праворадикального и фашистского толка, можно считать войну в Чечне. После войны и последовавшей за ней нестабильной и угрожающей ситуации жители Кавказа начинают

восприниматься в образе опасного врага, врага «с кавказским лицом», причем врага русских, православных, которым

активно противостоят «упертые» исламисты-фанатики, использующие

самые крайние меры. Не вдаваясь в причины и поводы конфликта, положившего начало этой войне, часть молодежи и подростков поняла и уяснила только одно - какая-то часть «кавказцев» убивает хороших русских парней, причем делает это безжалостно, жестоко и зло, не пренебрегая ничем, отказавшись от большинства моральных и этических запретов.

3. Усиление миграционных процессов.

Еще одним фактором, обострившим крайне националистические настроения среди молодежи России, является усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей, в первую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии [11]. Россию охватил невиданный спад и кризис во всех отраслях производства. Как следствие - в стране растет безработица. Огромное число людей, особенно среди молодежи, хотят, но не могут трудоустроиться, найти свое место в жизни. Зачастую люди остаются невостребованными, и, естественно, их совсем не радуют иммигранты, которые будут выступать конкурентами в поиске рабочих мест. Но не этот фактор вызывает такое сильнее раздражение. Часть приезжих, презрев

низкооплачиваемый труд на

предприятиях, стала заниматься деятельностью, четко регламентированной Уголовным кодексом РФ как преступные действия. Они создают этнические

преступные группировки, банды, сообщества, занимаются кражами, грабежами, совершают избиения, насилия, убийства и по большей части в отношении коренного населения, зачастую по своей жестокости и дерзости оставляя местные криминальные образования далеко позади.

4. Конфликты культур и этносов. Еще

одна причина роста молодежного

экстремизма - это усиление активности мусульманских экстремистов. Они

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

начинают свою деятельность зачастую настолько напористо и активно, что вызывают тревогу и опасения не только у

православной, но и у атеистически настроенной части населения [12].

5. Кризис культуры, морали и нравственности.

6. Недостаточное внимание государства

к молодежным проблемам (отсутствие заботы о полезном досуге несовершеннолетних, ограниченное

количество бесплатных творческих кружков, спортивных секций)

предоставляет возможность

экстремистским организациям для привлечения молодежи в свои ряды, в том числе путем организации бесплатных занятий в своих спортивных секциях.

7. Проэкстремистские позиции

отдельных представителей средств массовой информации [13].

Перенасыщенность рынка не самыми лучшими западными и американскими фильмами и низкопробной литературой стимулирует в молодежи жестокость, насилие и желание применять их на практике.

Большой вклад в развитие предпосылок экстремизма среди российской молодежи внесла наша так называемая массовая культура, когда распространяются скопированные не с самых лучших западных стандартов отечественные фильмы в жанре «чернухи», кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, стимулирующие у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. Посредством такого рода телепродукции снижается уровень духовности, нивелируются многие морально-нравственные категории,

внедряются далеко не лучшие образцы западных ценностей: культ денег и грубой физической силы, понятие вседозволенности.

На книжный рынок России также хлынул поток развлекательного «чтива» самой низкой литературной оценки [14].

Значительная часть несовершеннолетних, морально, духовно и умственно искалеченная массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой, готовой к насилию. Такие подростки потенциально опасны и готовы применять это насилие в отношении окружающих, в том числе и будучи членом экстремистского объединения.

Таким образом, отсутствие заботы о досуге несовершеннолетних, о полезном времяпровождении, взимание платы за посещение дискотек, творческих кружков, спортивных секций порождает у данных лиц стремление самостоятельно заполнять свой досуг и часто толкает их на путь хулиганства, вандализма, а также и политического экстремизма. Ведь экстремистские организации делают все возможное, чтобы привлечь в свои ряды как можно больше молодежи и подростков, используя при этом и желание подростков развлечься, чем-то заполнить свое свободное время.

Обычно молодые экстремисты склонны группироваться вокруг какой-нибудь «солидной» экстремистской организации или объединения. Изначально молодой человек, пришедший в организацию такого рода, может и не являться экстремистом - он становится им постепенно, в процессе участия в деятельности этой организации и постепенного усваивания ее идеологии. Иногда может происходить так называемое самозарождение молодежного экстремизма, когда относительно крупные

политизированные молодежные

группировки экстремистского толка возникают без участия взрослых экстремистов. Самым ярким примером такого самозарождения может служить возникновение молодежных организаций скинхедов - российских «бритоголовых» -молодых расистов неонацистского толка. По активности и массовости движение российских «бритоголовых» занимает лидирующее место среди неорганизованных групп экстремистски настроенной молодежи. В случае самозарождения молодежного экстремизма главным фактором его возникновения становится существование хорошо разработанной идеологии, носящей привлекательный для молодежи характер [15].

На настоящий момент в России имеются партии и организации, попадающие под определение экстремистских. По своей идеологической направленности такого рода экстремистские объединения бывают как правого, левого, так и религиозного толка, и в каждой из них существует определенная

группа молодежи, всеми силами стремящаяся объединения.

способствовать деятельности такого

ЛИТЕРАТУРА

1. Экстремизм: социальные, правовые и криминологические проблемы / под ред. А.И. Долговой. — М., 2010. — С. 24.

2. Бааль Н.Б. Политический экстремизм молодёжи как острейшая проблема современной России // Российский следователь. — 2007. — № 7. — С. 27.

3. Там же.

4. Сахаров А.Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. — М., 1961.

— С. 87.

5. См.: Выготский Л.С. Психология. — М., 2002.

6. Зарипова Д.М. Борьба с преступностью маргинальных групп населения: теоретические и прикладные проблемы. — Казань, 2000. — С. 53, 54.

7. Пинтер А. Молодёжь и семья. Исследование проблем молодёжи. — М., 1976. — С. 315.

8. Цыбелов А.А. Особенности причин преступности экстремистской направленности на уровне малых групп // Журнал российского права. — 2009. — № 4. — С. 124.

9. Там же.

10. Лаушкин А.С. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, отчуждённого до совершения преступления от учёбы и трудовой занятости: материалы международной научно-практической конференции. — М., 2005. — С. 88, 89.

11. См.: Методические рекомендации по расследованию преступлений экстремистской направленности. - Казань, 2011.

12. См.: Там же.

13. Демидов Ю.Н. Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом и экстремизмом. Преступность и проблемы борьбы с ней. — М., 2007. — С. 212.

14. См.: Методические рекомендации по расследованию преступлений экстремистской направленности. - Казань, 2011.

15. См.: Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.